Рабочая программа по русскому языку. 2 класс.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку по программе "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku._2_klass.docx | 48.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.
2. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2012.
3. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2012.
4. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 2 класс : метод. пособие с поурочными разработками / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2012.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА*
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счет реализации трех принципов:
1) коммуникативного;
2) познавательного;
3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
• осмысление и реализацию основной функции языка – быть средством общения;
• развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
• знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
• формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
• развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
• организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и учащихся друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
• усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
• развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
• поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
• осмысление понятия «культура», обеспечивающего целостность содержания обучения русскому языку, помогающего выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, то есть до образования того или иного понятия);
• освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
• осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
• рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
• формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
• поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
• пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания;
• формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
• развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счет логики его усвоения, построенной «от ребенка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
• знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
• творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создает реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся:
• сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
• развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
• формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
• формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
• приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нем системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учетом уровня развития интересов ребенка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем – как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придается изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создает условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса – анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий Программы входят:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщенным) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, то есть значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщенным) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменен подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершенность, связь слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные – невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания – своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщенных элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, дается установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы – знакомство со словарем. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарем синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму ее выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают
за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 часов.
В первом классе – 165ч (5ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50ч (10 учебных недель) – на уроки русского языка.
Во 2–4 классах на уроки русского языка отводится по 170 часов (5 часов в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты.
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
• сравнение;
• анализ;
• синтез;
• классификация и обобщение по родовидовым признакам;
• установление аналогий и причинно-следственных связей;
• построение рассуждений;
• отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать ее, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, четко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс русского языка.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова – имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба – одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3-му склонениям. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;
• сочетания чк–чн, чт, щн;
• перенос слов;
• заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах на -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Календарно-тематическое планирование
уроков во 2 классе «ж»
по предмету «Русский язык»
на 2015-2016 учебный год.
Ι четверть (45 часов)
№ урока | Число | Тема |
Тема: «Мир общения» (19 часов). | ||
1 | Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. | |
2 | Мир общения. Собеседники. | |
3 | Мир общения. Собеседники. | |
4 | Мир общения. Собеседники. | |
5 | Слово, предложение, текст в речевом общении. | |
6 | Слово, предложение, текст в речевом общении. | |
7 | Слово, предложение, текст в речевом общении. Виды предложений по цели высказывания. | |
8 | Слово, предложение, текст в речевом общении. Виды предложений по интонации. | |
9 | Слово, предложение, текст в речевом общении. Текст. | |
10 | Слово, предложение, текст в речевом общении. Озаглавливание текста. | |
11 | Слово, предложение, текст в речевом общении. Типы текстов. | |
12 | Слово, предложение, текст в речевом общении. | |
13 | Слово, предложение, текст в речевом общении. | |
14 | Контрольная работа по повторению пройденного материала в 1 классе. | |
15 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Главный помощник в общении — родной язык. | |
16 | Главный помощник в общении — родной язык. | |
17 | Главный помощник в общении — родной язык. Словарный диктант. | |
18 | Главный помощник в общении — родной язык. | |
19 | Главный помощник в общении — родной язык. | |
Тема: «Звуки и буквы. Слог. Ударение» (61 час). | ||
20 | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. | |
21 | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Ударные и безударные гласные. | |
22 | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. | |
23 | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Алфавит. | |
24 | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. | |
25 | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Понятие орфограммы. | |
26 | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. | |
27 | Звук й. Буквы й. | |
28 | Звук й. Буквы й. Обучающее изложение. | |
29 | Звук э. Буква э. | |
30 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | |
31 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | |
32 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | |
33 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | |
34 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | |
35 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | |
36 | Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | |
37 | Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | |
38 | Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | |
39 | Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | |
40 | Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Словарный диктант. | |
41 | Диктант по теме: «Гласные и согласные звуки и буквы». | |
42 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Шипящие согласные звуки. | |
43 | Слог. Перенос слов. | |
44 | Слог. Перенос слов. | |
45 | Слог. Перенос слов. |
ΙΙ четверть (35 часов)
1 | Ударение. Ударный слог. | |
2 | Ударение. Ударный слог. | |
3 | Ударение. Ударный слог. | |
4 | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | |
5 | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | |
6 | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | |
7 | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | |
8 | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | |
9 | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | |
10 | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | |
11 | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Обучающее изложение. | |
12 | Слова с непроверяемыми написаниями. | |
13 | Слова с непроверяемыми написаниями. Словарный диктант. | |
14 | Диктант по теме: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме». | |
15 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | |
16 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | |
17 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | |
18 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | |
19 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | |
20 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | |
21 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | |
22 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | |
23 | Диктант по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме» | |
24 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слова с удвоенными согласными. | |
25 | Слова с удвоенными согласными. | |
26 | Слова с удвоенными согласными. | |
27 | Слова с непроизносимыми согласными. | |
28 | Слова с непроизносимыми согласными. | |
29 | Слова с непроизносимыми согласными. | |
30 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | |
31 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | |
32 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Словарный диктант. | |
33 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | |
34 | Контрольный диктант по пройденному материалу за Ι полугодие. | |
35 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. |
ΙΙΙ четверть (50 часов)
Тема: «Слово и его значение» (19 часов) | ||
1 | Что рассказало слово. | |
2 | Что рассказало слово. | |
3 | Что рассказало слово. | |
4 | Что рассказало слово. | |
5 | Имена собственные и нарицательные. | |
6 | Имена собственные и нарицательные. | |
7 | Имена собственные и нарицательные. | |
8 | Слова с несколькими значениями. | |
9 | Слова с несколькими значениями. | |
10 | Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). | |
11 | Слова, близкие по значению (синонимы). | |
12 | Слова, близкие по значению (синонимы). | |
13 | Слова, близкие по значению (синонимы). | |
14 | Слова, противоположные по значению (антонимы). Словарный диктант. | |
15 | Слова, противоположные по значению (антонимы). | |
16 | Устойчивые сочетания слов. | |
17 | Тематические группы слов. | |
18 | Контрольная работа по теме: «Слово и его значение». | |
19 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Тематические группы слов. | |
Тема: «Состав слова» (15 часов) | ||
20 | Как собрать и разобрать слово. | |
21 | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | |
22 | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | |
23 | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | |
24 | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | |
25 | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | |
26 | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | |
27 | Приставка. | |
28 | Приставка. | |
29 | Приставка. | |
30 | Суффикс. | |
31 | Суффикс. Словарный диктант. | |
32 | Окончание. | |
33 | Диктант по теме: «Состав слова». | |
34 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний по теме: «Состав слова». | |
Тема: «Части речи» (32 часа) | ||
35 | Что такое части речи. | |
36 | Что такое части речи. | |
37 | Что такое части речи. | |
38 | Имя существительное. | |
39 | Имя существительное. | |
40 | Имя существительное. | |
41 | Имя существительное. Обучающее изложение. | |
42 | Имя существительное. | |
43 | Диктант по теме: «Имя существительное». | |
44 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение по теме: «Имя существительное». | |
45 | Глагол. | |
46 | Глагол. | |
47 | Глагол. | |
48 | Глагол. | |
49 | Глагол. Словарный диктант. | |
50 | Глагол. |
ΙV четверть (40 часов)
1 | Имя прилагательное. | |||
2 | Имя прилагательное. | |||
3 | Имя прилагательное. | |||
4 | Имя прилагательное. | |||
5 | Имя прилагательное. | |||
6 | Имя прилагательное. | |||
7 | Имя прилагательное. | |||
8 | Имя прилагательное. | |||
9 | Имя прилагательное. | |||
10 | Предлог. | |||
11 | Предлог. | |||
12 | Предлог. | |||
13 | Предлог. Словарный диктант. | |||
14 | Предлог. | |||
15 | Диктант по теме: «Части речи». | |||
16 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение по теме: «Части речи». | |||
Тема: «Предложение. Текст» (15 часов) | ||||
17 | Предложение. Текст. | |||
18 | Предложение. Текст. | |||
19 | Предложение. Текст. | |||
20 | Предложение. Текст. | |||
21 | Предложение. Текст. | |||
22 | Предложение. Текст. | |||
23 | Предложение. Текст. | |||
24 | Предложение. Текст. | |||
25 | Предложение. Текст. | |||
26 | Предложение. Текст. | |||
27 | Предложение. Текст. | |||
28 | Предложение. Текст. | |||
29 | Предложение. Текст. | |||
30 | Диктант по теме: «Предложение. Текст». | |||
31 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | |||
Тема: «Повторение в конце года» (9 часов) | Повторение в конце года. | |||
32 | Повторение в конце года. | |||
33 | Повторение в конце года. | |||
34 | Повторение в конце года. | |||
35 | Повторение в конце года. Словарный диктант. | |||
36 | Повторение в конце года. | |||
37 | Итоговый диктант за год. | |||
38 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | |||
39 | Обобщение пройденного материала. | |||
40 | Урок - путешествие «По океану речи». |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Литература для учителя.
1. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-Пресс, 2006.
2. Голубь, В. Т. Сборник диктантов. 1–4 классы : проверочные и контрольные работы : мониторинг качества образования / авт.-сост. В. Т. Голубь. – Воронеж : ИП Лакоценин С. С., 2012.
3. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности. 1–4 классы : пособие для учителя / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина, Л. Н. Яровая. – М. : 5 за знания, 2007.
4. Кривин, Ф. Д. Завтрашние сказки / Ф. Д. Кривин. – Ужгород : Карпаты, 1992.
5. Лакаева, С. И. Грамматический разбор : тетрадь по рус. яз. : для нач. кл. / С. И. Лакаева. – Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2002. – 48 с. : ил. – (Хочу быть грамотным).
6. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. – М. : Русский язык, 1993.
7. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учеб. пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2003.
8. Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. – М. : АСТ-Пресс Книга, 2010.
9. Школьный словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев. – М. : Эксмо-Пресс, 2008.
10. Собственные имена в русском языке. Словарь ударений / Ф. Л. Агеенко. – М. : Рольф, 2001.
11. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М. : Дрофа, 1999.
12. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М. : Цитадель-Трейд, 2010.
13. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М. : АСТ : Слово, 2009.
14. Школьный фразеологический словарь / М. И. Степанова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
2. Информационно-коммуникационные средства.
Веселая Азбука Кирилла и Мефодия (CD).
Детский энциклопедический словарь» (CD).
3. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
5. Детские электронные презентации. – Режим доступа : http://www.viki.rdf.ru
6. Азбука для малышей с картинками. – Режим доступа : http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html
4. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Аудиоцентр.
4. Мультимедийный компьютер.
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...