Урок русского языка 1 класс "Буква Х"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Согласная буква Х.
Задачи: познакомить учащихся с буквами Х, х; продолжить формирование умения производить звукобуквенный анализ; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; поддерживать интерес к родному языку.
Формирование УУД: умение находить дополнительную информацию в справочной литературе; выбирать для решения учебной задачи нужное правило.
Пропедевтика: правописание парных глухи согласных в середине и в конце слова.
- Включение в учебную деятельность - Зачем вы пришли на урок? - Какую цель перед собой поставили? - Какие наказы вам дали родители, когда отправляли в школу? - Какие «вежливые» слова говорят друг другу родители и дети перед сном? - Какие слова вы говорите родным утром, когда просыпаетесь?
- Актуализация знаний - Прочитайте текст с. 37. Соблюдайте постановку логического ударения. (2 ученика) - Какие «вежливые» слова говорят друг другу во время ужина, завтрака и обеда? - О чём говорят, что его к обеду в меру бери, он драгоценность им не сори? ( О хлебе) - Какими словами, близкими по значению можно заменить слово «хлеб»? (Буханка, булка, хлебцы)
- Постановка целей и определение темы урока - Произнесите громко звук, с которого начинается слово «хлеб» , «хижина». – Кто из вас догадался о целях и теме нашего урока?
- Работа по теме урока 1. Хлеб - наше богатство. – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.38. Что изображено в центре?( Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.) - Кого принято встречать с хлебом с солью? - Для чего это делают? - Что изображено на заднем плане иллюстрации? ( Собор и сельские дома) -Почему вы решили , что это сельские дома? -Где выращивают хлеб? - Что изображено в нижней части иллюстрации? ( Серп и пшеница.) -Какую роль играет в жизни человека пшеница? - Почему солнцу, звёздам , месяцу , тучам и дождю отведена большая часть иллюстрации? ( От явлений природы зависит урожай зерновых) - Прочитайте пословицы под картинкой. – Чему они нас учат? -Прочитайте пословицы о хлебе. – Чему они нас учат? Рассмотрите репродукцию картины Шишкина «Золотая рожь», «Сенокос» и послушайте стихотворение А. Майкова «Летний дождь» (слайд 1 ) - «Золото, золото падает с неба!» - -Дети кричат и бегут за дождём… «Полноте, дети, его мы сберём, Только сберём золотистым зерном В полных амбарах душистого хлеба!» - Проговорите предложения.
Хорошие выросли хлеба.
На столе много хлеба. –Сравните словосочетание: хорошие хлеба, много хлеба. –Назовите грамматическую основу1 предложения. 2. Знакомство со звуками [х ] и [х]. – Рассмотрите на с.39 в красном прямоугольнике рисунок . –Кого вы видите? -Как называют человека , который пасёт домашний скот? (пастух) –Произнесите это слово. ( Зв.-букв. анализ ) –Составьте схему слова у доски. –Что можете сказать о звуке [ х]? - Паcтух один , а если много , то пастухи. -Произнесите это слово. ( Зв-букв. анализ ) – Составьте схему слова у доски. –Что можете сказать о звуке [ х ]?
Сделайте вывод.
- С каким новым звуком мы познакомились?
V . Физминутка
Встаньте все. Я буду называть слова , а вы , как только услышите слово со звуком [ х] [ х] -хлопните в ладоши.
Хороший , пашня, земля , хруст, каравай, хомяк, шорох, комбайн, запах, пар, мох, мех.
VI. Продолжение работы по теме урока
3. Знакомство с буквами Х ,х.
- На что похожа буква Х ? (слайд 2 )
Х- забавная игрушка, Деревянная вертушка- Ветру вольному подружка.
Не рогаты мы, не злы, Козлы мы , а не козлы, Держим мы в руках бревно, Чтоб не выпало оно.
На столе лежат зёрна и лист бумаги.
-Выложите из зёрен букву Х. Молодцы!
Зерно , я соберу и отнесу в кормушку для птиц. Зимой птицам холодно и голодно.
Зерно надо беречь.
-Сравните письменные и печатные буквы Х,х -Запишите их в прописях.
-Прочитайте с доски слоги.
ха ах уха
ху ух уход
хо ох хор
хе ых хорь
-Напишите слоги в прописях.
-Прочитайте слова в столбиках.
хорошо плохо
хлеб хлеба
хозяин холода
-Что скажите?
-Рассмотрите иллюстрацию на с.39.
-Что вы видите?
-Кто управляет техникой?
-Почему пшеничное поле называют золотым? Оно разве из золота?
-Кто знает , как 100 лет назад убирали хлеб? (слайд 3)
Знакомство со значением слова.(Толковый словарь.)
Серп – ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур ( жатва хлебов) и резки трав при заготовке кормов для скота. (слайд 4)
Снопы - связка стеблей с колосьями.. Знакомство со значением слова-Как теперь выращивают и убирают хлеб ? (слайд 5)
-Какую сельскохозяйственную технику вы знаете? ( Сеялка, веялка, комбайн, трактор)
-Когда убирают хлеб?
- Мальчики напечатайте слово хлеб, а девочки холод. ( 2 ученика у доски)
-Составьте схемы слов.
-Прочитайте текст на с. 39 учебника.
- вслух с учителем
- вслух самостоятельно
- с постановкой логического ударения на 1 слово.
-выразительно.
-Придумайте заголовок к тексту . ( Уборка урожая. Скоро осень. Техника на уборке урожая)
-Выделите основу предложения. ( 2, 4,5)
-Почему дрожат осинки ?
-Что появилось в мелких озёрах?
-Какая техника выходит на поля?
-Назовите слова с буквой х.
Сделайте вывод
- С какой новой буквой мы познакомились?
VII. Физминутка.
VIII. Продолжение работы по теме урока
Прочитайте скороговорки с.42
-медленно, потом быстро.
-Кто печёт хлеб спозаранку ? -Что ёщё печёт пекарь?
-Что связывает эти 2 предложения? ( Они о хлебе) –Как нужно относится к хлебу? -Почему?
-Прочитайте стихотворение «Хлеб». -Что восхваляет автор? ( Мир на земле, хлеб на столе, тех кто растил хлеб) – Какими качествами характера должен обладать человек , чтобы вырастить хлеб ? ( Терпение, трудолюбие, сила)
Работа над дикцией
Скороговорка: Муха – горюха села на ухо.
Чистоговорка: Хи-хо-ха – на костре кипит уха.
Ах-ох-ех- раздаётся громкий смех.
Их-ох-ух- закружился белый пух.
Хи-хо-ха –не дразните петуха.
I X. Подведение итогов урок
-Понравился ли вам урок ? -С какой буквой мы познакомились? - С каким заданием вам было не легко справится ? -Что было самым интересным на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.
Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...
Открытый урок русского языка "Большая буква в именах собственных" 2 класс.
Знакомство учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц, деревень, городов. Учить распознавать имена собственные, прививать любовь к с...
Урок русского языка "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях", 2 класс
Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе. Система развивающего обучения Л.В. занкова....
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позво...
Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс
Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс...
Урок русского языка «Дифференциация букв З, з – С, с» (1 класс)
Тема урока: «Дифференциация букв З, з – С, с» Цель: учить дифференцировать буквы и звуки, составлять связный текст по опорным словам. Задачи: - развивать фонематический слух, речь, внимание, аккура...
Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных" 2 класс
Урок - путешествие в страну заглавных букв.Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активации познавательной деятельности учащихся, возбуждению интереса к познавате...