Урок русского языка 4 класс "Учимся спорить"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
На этом уроке, как вы поняли из заголовка, мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 4 классе.
«Учимся спорить и доказывать».
Цели урока:
- Повторить уже известные детям правила речевого этикета.
- Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.
- Учить дискутировать.
Спор – не ссора,
бойся ложного задора!
(Пословица)
В споре побеждает не тот,
кто горячится,
а тот, кто думает.
(Народная мудрость)
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
На этом уроке, как вы поняли из заголовка, мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.
2. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.
- Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).
- Чем друг для друга являются эти два слова? (синонимы).
- Какое из этих слов является заимствованным? Докажите. (Наличие в слове двух одинаковых согласных)
-Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?
-Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре. (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).
- О том, что существуют этикетные правила ведения спора, по-видимому, не знали ребята из рассказа С. Иванова «Спор про вежливость». Послушайте.
СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ.
После полдника у нас был разговор про вежливость.
- Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!
- Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?
- Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место!
- Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!
- Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.
Спорили – спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козёл, то ворона, то баран.
- Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.
- О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).
- Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?
- Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?
- Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?
«Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».
- Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.
Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют
специальные слова и обороты речи.
- Прочитайте обороты речи, записанные на доске. Выберите только те из них,
которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:
Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…
- Прочитайте ещё раз рассказ С.Иванова «Про вежливость». Внесите необходимые исправления в разговор детей так, чтобы спор был действительно вежливым.
Чтение полученного отрывка по ролям.
- Но самая главная причина речевой неудачи ребят заключается в том, что они, как сказали бы раньше, - СПОРЯТ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. без ПРИЧИНЫ.
Ведь очевидно, что вежливый человек всегда уступит место в автобусе тем, кому это нужно больше.
3. Знакомство с правилами ведения спора.
- Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщикам и познакомимся
с секретами талантливого спора.
- Известный философ Сократ – один из основателей Школы риторической
грамоты – ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный.
Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).
- НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ
- ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.
- ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
- ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.
4. Упражнения в ведении диалога.
- Выполним несколько упражнений, чтобы проверить свои способности грамотно вести диалог, если собеседники высказывают спорные суждения.
- Выберите из предложенных ниже такие положения для спора, где есть основание, причина – ПРЕДМЕТ СПОРА. (2, 4)
Осенью часто идёт дождь.
Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.
В морях вода имеет соленый вкус.
Это обидное слово – кличка..
- Почему вы не выбрали 1и 3 предложение? (они не имеют основания для спора).
Обоснуйте свой выбор. Сделайте это грамотно, используя обороты «мне кажется»,
«по моему мнению».
Например, вы можете начать так: «Мне кажется, что это положение не имеет основания для обсуждения, потому что в нём высказываются бесспорные истины. Подумайте сами, ведь никто не будет спорить, что…»
- Среди положений, выбранных вами для спора, найдите такие, которые вызывают ваш интерес и которые вы бы хотели обсудить в диалоге-споре с друзьями.
- Запишите выбранный ПРЕДМЕТ СПОРА. Определите ваше отношение к предмету спора.
- В течение 5 минут запишите ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, которые вы могли бы привести, отстаивая своё мнение. Используйте выражения: «во-первых, потому что…», «во-вторых, потому что…» и т.д.
- Спор не всегда строится как безобидное обсуждение проблемы. В ситуации спора нередко возникают «острые углы»: противники высказывают разные мнения на один и тот же предмет спора. В этом случае важно не «сердито» оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать своего оппонента и отметить то, в чем ты можешь с ним согласиться, а в чем нет. ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО.
Дети пробуют свои силы в ведении диалога-спора.
- Решение проблемы «Как не допустить ссоры».
- Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что возникает спор, по тому, как меняется тон речи собеседников. Что происходит с голосом спорящих? Важно добиться не повышения тона (спорить нужно без крика), а выбора нужного тона (вопроса, утверждения).
- Прочитайте стихотворение Э.Успенского, как диалог. Задача того, кто читает за «маму», - казаться сердитым, чуть насмешливым, а «сыну» нужно сделать всё, чтобы избежать наказания: использовать тон извинения и объяснения. Общая задача – не допустить ссоры!
РАЗГРОМ.
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Нет.
- Может не наш этаж?
- Нет.
- Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось.
Я напрасно волновалась.
5. Итог урока.
- Какие правила речевого этикета вы сегодня узнали?
6. Домашнее задание.
- Сочините небольшой диалог – спор любых персонажей. Спор должен быть вежливым. Запишите диалог в тетрадь, правильно оформив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....