Конспект урока «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» разработан в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» |
Класс | 4 «Е» |
Цели
| Формирование понятия «сложное предложение». Формирование умений распознавать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения. Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения. |
Планируемые результаты | 1. Предметные: Формирование умения закреплять навыки правописания бессоюзных и союзных сложных предложений, совершенствование навыка работы с различными частями речи, развитие навыков устной и письменной речи 2. Метапредметные: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия с опорой на поставленную задачу; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. 3. Личностные: Развитие учебно-познавательной мотивации учения; способности к самооценке на основе анализа успешности учебной деятельности. |
Основные понятия | Сложные предложения, простые предложения, грамматическая основа, союзы. |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Использованные средства – основные – дополнительные | Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Русский язык», Л. Ю. Комиссарова «Дидактический материал (упражнения)» Тестовые карточки, опорные схемы. Карточки |
Формы работы | фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.
|
Аннотация | Данный урок проведен в 4 «Б» классе. УМК «Школа 2100». Тип урока – урок введения нового материала В ходе урока происходит знакомство с правилами постановки знаков препинания в простых предложениях с однородными членами, на основе которой, впоследствии, составляется схема предложения. На уроке использованы методы и приемы формирования универсальных учебных действий. В работе представлены дидактические материалы, которые учитель может использовать, с целью разнообразить формы проведения урока. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность Учителя | Задания на каждом этапе | Диагностирующие задания каждого этапа |
I. Организационный момент. Цель: проверка готовности учащихся к уроку, мотивация к работе на уроке, сообщение темы урока | Приветствие учителя, проверка своей готовности к уроку.
Разгадывание кроссворда. Называют тему урока с помощью учителя | Приветствует обучающихся, проверяет насколько они готовы к уроку. Создает благоприятный эмоциональный фон, настраивает учащихся на работу.
Чтение загадок. Побуждает к активному участию в уроке, высказыванию своего мнения | – Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня. Вы готовы к уроку? Давайте-ка проверим, у всех ли на партах лежат учебники? А тетрадки? А ручки не забыли? Молодцы. Тогда мы начинаем наш урок. Посмотрите на доску. Что вы видите? Да, верно, это кроссворд, и в нем зашифровано слово, которое будет главным героем нашего урока. Чтобы его узнать, отгадайте загадки.
1. Это модница лесная часто свой наряд меняет. В шубке белой – зимой, вся в сережках – весной, сарафан зеленый – летом, в день осенний в плащ одета. Если ветер налетит, золотистый плащ слетит. (Береза) 2. Одевайся, потеплей, одинокий Пантелей. Сто одежек натянул, ни одной не застегнул. Он на ярмарку спешил. А в корзине пусто. Пантелея малыши все зовут (Капуста) 3. Не пустили в огород, от того она и жжет. (Крапива) 4. Я – капелька лета, на тоненькой ножке кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться, а имя дала мне родная землица. (Земляника) 5. И зелен и густ на грядке куст. Покопай немножко под кустом. (Картошка) 6. Круглый дом с зеленой крышей, с каждым днем круглей и выше. Он без окон и дверей, и живут в нем сто друзей. Сто веселых карапузов и зовется дом (Арбузом) 7. Когда спело душисто, румяно, золотисто, будто медом налилось, видно семечки насквозь. (Яблоко) - Отлично. Так какое же слово у нас получилось? Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся? Сегодня мы повторим то, что знаем о простом предложении, вспомним простые предложения с однородными членами, научимся составлять схемы предложений и расставлять запятые. Что вы знаете про запятую? - Давайте вспомним, когда мы ставим запятую при однородных членах предложения? - Теперь откройте домашнее упражнение и объясните, почему в первом предложении стоят запятые, а в третьем – нет. Как вы думаете, каково настроение этого стихотворения? Почему? | I. Организационный момент. (Коммуникатив- ные УУД)
|
II. Словарная работа, проверка домашнего задания. | Записывают на доске и в тетради. Объясняют правила расстановки запятых | Выдвигает проблему перед учениками, контролирует правильность выполнения задания | А сейчас откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа». Запишите предложения, которые я буду диктовать. Будьте внимательны. Лето собирает, а зима подъедает. Летела пташка высоко, но села она недалеко. Беда вымучит, и беда выучит. Какие знаки препинания вы поставили в этих предложениях? Когда мы ставим запятую? Нужны ли знаки препинания перед союзами а, но, и? В этих предложениях мы видим служебные части речи. Какие? Что они соединяют? Найдите грамматические основы этих предложений. | II. Словарная работа и проверка домашнего задания. Коллективная работа.
|
III. Актуализация опорных знаний. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют алгоритм расстановки запятых | Стимулирует мыслительную деятельность учеников, мотивирует к участию в обсуждении | Давайте вспомним правила. Как мы расставляем запятые в сложных предложениях? Что нужно найти сначала? Что считаем затем? Если в предложении две или больше основы, то… Находим границы… А теперь выделяем… А теперь сравните вашу инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с.160 | Фронтальный опрос. |
IV. Введение нового материала | Посмотрите на доску. Вы видите схему, распределите союзы с типами предложения. Молодцы! Посмотрите на упр 72. Сравните предложения из левого и правого столбиков. Чем они отличаются? Где есть союзы? Когда ставим запятую? Запятые в сложном предложении ставим не зависимо от наличия предлога. Давайте попробуем составить схемы к союзным предложениям. На доске и в тетрадях. Сделаем вывод. Работа с вопросами на с. 68-69. | V. Открытие нового материала. Уметь работать самостоятельно и в парах.
Уметь делать выводы.
| ||
V. Первичное закрепление. Работа над правилом. Цель: закрепить умение постановки запятых в сложных предложениях с союзами; Осуществить первичное применение. | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Вставляют пропущенные буквы (подбирают проверочные слова), расставляют недостающие запятые, составляют схему предложения. | Организует фронтальный опрос.
Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль | Упр. 73. - Какое предложение лишнее? Почему? Что разделяют запятые в простом предложении? (однородные члены) Проверка. - Прочитайте всё правило. Сколько в нем частей? О чем первая часть? Вторая? Приведите примеры своих предложений.
Физкультминутка Вы уже стали, так давайте сделаем зарядку. Я буду читать предложения, если в нем одна грамматическая основа – вы встаете. Если предложение распространенное – вы садитесь. Готовы? Ветер дует. Листья летят. Дождь прошел, и деревья умылись. На прощание осень дарит деревьям яркие краски. На осинке висят золотые монетки, в медь оделся дуб. Резную оранжевую рубаху набросил клен. Солнце светит редко. Оно скользит по серой глади реки, а молодая травка тянется к нему в надежде согреть свою зеленую щетинку. Нам на месте не сидится, | V. Работа по теме урока. Уметь строить устное высказывание; слушать и понимать речь других. (Коммуникатив- ные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, опираясь на свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (Познавательные УУД) Самостоятель- ная работа в рабочей тетради. Составляют схему. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникати-ные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания (Познавательные УУД)
|
VI. Самостоятельная работа с фронтальной проверкой Цели: организовать фронтальную работу; проверить знания учащихся по теме урока
| Работают фронтально.
| Организует закрепление умений. Организует взаимопроверку по образцу. Организует оценку учащимися своей работы
| У вас на столе лежат карточки. Тр.пинка выр.внялась и я п.б.жала .перед к обрыву. Ч.рн.е небо н. хмурилос. и (на) землю хлынули п.токи д.ждя. Были м.розные утрен.ики и (на) тр.ве п.ч.талис. сл.ды. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
| VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Выполняют задания по карточкам. Уметь находить и проверять орфограммы, используя полученные знания. (Познавательные УУД) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). Взаимопроверка выполненной работы. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Читают предложения, соблюдая правильную интонацию. |
VII. Рефлексия. Оценка своей деятельности на уроке. Цели: подвести итог проделанной работе на уроке; Мотивировать учащихся к рефлексии собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, чему научились на уроке, что узнали. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | - Какая тема урока была? - Какие задачи ставили? Достигли цели? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке. Схему вы видите на доске. - Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока и как их выполнили. Постарайтесь оценить свою работу на уроке. | VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Формулирование итогов урока. Способность к самооценке на основе анализа успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
VIII. Информирование о домашнем задании | Записывают домашнее задание в дневниках | Сообщает и поясняет правила выполнения домашнего задания. | 1. Составьте рассказ на тему «Осень» по схемам упр. 2 стр. 80 (по два предложения к каждой схеме). 2. Выпишите 4 сложных предложения с союзами и, а, но из учебника по литературному чтению. 3. Упр.74. 4. Выучить правило стр.69. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами, соединёнными союзами И, А, НО» ( урок – закрепление материала)
Материалы урока можно использовать, работая по любой программе....
Урок по русскому языку по теме "«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».
Тип урока – урок рефлексия. Главный этап урока – построение проекта выхода из затруднения, где использовалась технология деятельностного подхода, использовался проблемно-диалогически...
Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»
Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"...
Конспект урока "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но".
Конспект урока по русскому языку, 4 класс, УМК "Школа 2100"...
Фрагмент урока "Запятая в сложных предложениях с союзами и, а, но""
Конспект фрагмента урока...
Урок - аукцион в 4-ом классе по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но"
Обобщение пройденного материала по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но".Цель и зад...