Конспект урока «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Терновых Елена Алексеевна

Конспект урока «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

 «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»

Класс

4 «Е»

Цели

 

Формирование понятия «сложное предложение».

Формирование умений распознавать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения.

Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения.

Планируемые  результаты

1. Предметные:

Формирование умения закреплять навыки правописания бессоюзных и союзных сложных предложений, совершенствование навыка работы с различными частями речи, развитие навыков устной и письменной речи

2. Метапредметные:

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия с опорой на поставленную задачу; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

3. Личностные:

Развитие   учебно-познавательной мотивации учения; способности к самооценке на основе анализа успешности учебной деятельности.

Основные понятия

Сложные предложения,  простые предложения, грамматическая основа, союзы.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Использованные средства

– основные

– дополнительные

 Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Русский язык», Л. Ю. Комиссарова  «Дидактический материал (упражнения)»

Тестовые карточки, опорные схемы.

Карточки

Формы работы

фронтальная, самостоятельная,  индивидуальная.

 

Аннотация

Данный урок проведен в 4 «Б» классе. УМК «Школа 2100».

Тип урока – урок введения нового материала

В ходе урока происходит знакомство с правилами постановки знаков препинания в простых предложениях с однородными членами, на основе которой, впоследствии, составляется схема предложения.

На уроке использованы методы и приемы формирования универсальных учебных действий.

В работе представлены дидактические материалы, которые учитель может использовать, с целью разнообразить формы проведения урока.    

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

Учителя

Задания на каждом этапе

Диагностирующие задания каждого этапа

I. Организационный момент.

Цель:

проверка готовности учащихся к уроку, мотивация к работе на уроке, сообщение темы урока

Приветствие учителя, проверка своей готовности к уроку.

 

  

 

Разгадывание кроссворда.

Называют тему урока с помощью учителя

Приветствует обучающихся, проверяет насколько они готовы к уроку.

Создает благоприятный эмоциональный фон, настраивает учащихся на работу.

 

 

                                                  

 

 Чтение загадок.

Побуждает к активному участию в уроке, высказыванию своего мнения

– Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня. Вы готовы к уроку? Давайте-ка проверим, у всех ли на партах лежат учебники? А тетрадки? А ручки не забыли? Молодцы. Тогда мы начинаем наш урок.

 Посмотрите на доску. Что вы видите? Да, верно, это кроссворд, и в нем зашифровано слово, которое будет главным героем нашего урока. Чтобы его узнать, отгадайте загадки.

 

 1. Это модница лесная часто свой наряд меняет. В шубке белой – зимой, вся в сережках – весной, сарафан зеленый – летом, в день осенний в плащ одета. Если ветер налетит, золотистый плащ слетит. (Береза)                                            

2. Одевайся, потеплей, одинокий Пантелей.

Сто одежек натянул, ни одной не застегнул. Он на ярмарку спешил. А в корзине пусто. Пантелея малыши все зовут (Капуста)                                        

3. Не пустили в огород, от того она и жжет. (Крапива)                                        

4. Я – капелька лета, на тоненькой ножке кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться, а имя дала мне родная землица. (Земляника)                                  

5. И зелен и густ на грядке куст. Покопай немножко под кустом. (Картошка)                                   

6. Круглый дом с зеленой крышей, с каждым днем круглей и выше. Он без окон и дверей, и живут в нем сто друзей. Сто веселых карапузов и зовется дом (Арбузом)                           

7. Когда спело душисто, румяно, золотисто, будто медом налилось, видно семечки насквозь. (Яблоко)

- Отлично. Так какое же слово у нас получилось? Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся?

Сегодня мы повторим то, что знаем о простом предложении, вспомним простые предложения с однородными членами, научимся составлять схемы предложений и расставлять запятые.

 Что вы знаете про запятую?

- Давайте вспомним, когда мы ставим запятую при однородных членах предложения?

- Теперь откройте домашнее упражнение и объясните, почему в первом предложении стоят запятые, а в третьем – нет. Как вы думаете, каково настроение этого стихотворения? Почему?

I. Организационный момент.

(Коммуникатив- ные УУД)

 

 

 II. Словарная работа, проверка домашнего задания.

Записывают на доске и в тетради.

Объясняют  правила расстановки запятых

Выдвигает проблему перед учениками, контролирует правильность выполнения задания

А сейчас откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа».

Запишите предложения, которые я буду диктовать. Будьте внимательны.

Лето собирает, а зима подъедает.

Летела пташка высоко, но села она недалеко.

Беда вымучит, и беда выучит.

Какие знаки препинания вы поставили в этих предложениях?  Когда мы  ставим запятую?

Нужны ли знаки препинания перед союзами а, но, и?

В этих предложениях мы видим служебные части речи. Какие?

 Что они соединяют?

Найдите грамматические основы этих предложений.

II. Словарная работа и проверка домашнего задания.

Коллективная работа.

 

III. Актуализация опорных знаний.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют алгоритм расстановки запятых

Стимулирует мыслительную деятельность учеников, мотивирует к участию в обсуждении

Давайте вспомним правила. Как мы расставляем запятые в сложных предложениях?  

Что нужно найти сначала?

Что считаем затем?

Если в предложении две или больше основы, то…

Находим границы…

А теперь выделяем…

А теперь сравните вашу инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с.160

Фронтальный опрос.

IV. Введение нового материала

Посмотрите на доску. Вы видите схему, распределите союзы с типами предложения.

Молодцы! Посмотрите на упр 72.

Сравните предложения из левого и правого столбиков. Чем они отличаются? Где есть союзы? Когда ставим запятую?

Запятые в сложном предложении ставим не зависимо от наличия предлога.

Давайте попробуем составить схемы к союзным предложениям. На доске и в тетрадях.

Сделаем вывод.

Работа  с  вопросами на с. 68-69.

 V. Открытие нового материала.

Уметь работать самостоятельно  и в парах.

 

 

 

 

Уметь делать выводы.

 

V. Первичное закрепление. Работа над правилом.

 Цель: закрепить умение постановки запятых в сложных предложениях с союзами;

Осуществить первичное применение.

 Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

 Выполняют задание.   Вставляют пропущенные буквы (подбирают проверочные слова), расставляют недостающие запятые, составляют схему предложения.

Организует фронтальный опрос.

 

 Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль 

Упр. 73.

- Какое предложение лишнее? Почему?
- Как отличить предложение с однородными членами от сложного предложения?

 Что разделяют запятые в простом предложении? (однородные члены)
- А в сложном? (его части)                                                          Задание по рядам: 1 и 2 ряды – спишите  предложения и составьте к ним схемы,  а 3 ряд – объедините два простых предложения в сложное, не опираясь на схему.

Проверка.

- Прочитайте всё правило. Сколько в нем частей? О чем первая часть? Вторая? Приведите примеры своих предложений.

 

 Физкультминутка

Вы уже стали, так давайте сделаем зарядку. Я буду читать предложения, если в нем одна грамматическая основа – вы встаете. Если предложение распространенное – вы садитесь. Готовы?

Ветер дует. Листья летят. Дождь прошел, и деревья умылись. На прощание осень дарит деревьям яркие краски. На осинке висят золотые монетки, в медь оделся дуб. Резную оранжевую рубаху набросил клен. Солнце светит редко. Оно скользит по серой глади реки, а молодая травка тянется к нему в надежде согреть свою зеленую щетинку.

Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево-вправо –
Так мы отдохнем на славу.
Хорошо мы отдохнули
И к занятиям вернулись

 V. Работа по теме урока.

Уметь строить устное высказывание; слушать и понимать речь других. (Коммуникатив-

ные УУД)

Уметь находить ответы на вопросы, опираясь на свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (Познавательные УУД)

 Самостоятель-

ная работа в рабочей тетради. Составляют схему.                      Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникати-ные УУД)

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания (Познавательные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

VI. Самостоятельная работа с фронтальной проверкой

 Цели:

организовать фронтальную работу;

проверить знания учащихся по теме урока

 

 

  Работают фронтально.

 

 

 

 

 

 

Организует закрепление умений.

 Организует взаимопроверку по образцу.

Организует оценку учащимися своей работы

 

У вас на столе лежат карточки.

Тр.пинка  выр.внялась и я п.б.жала .перед к обрыву.

Ч.рн.е небо н. хмурилос. и (на) землю хлынули п.токи д.ждя.

Были м.розные утрен.ики и (на) тр.ве п.ч.талис. сл.ды.

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

 

 

 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

 

Выполняют задания по карточкам.

 Уметь находить и проверять орфограммы, используя полученные знания. (Познавательные УУД)

 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

 Взаимопроверка выполненной работы.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

 Читают предложения, соблюдая правильную интонацию.

 VII. Рефлексия. Оценка своей деятельности на уроке.

Цели: подвести итог проделанной работе на уроке;

Мотивировать учащихся к рефлексии собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

По схеме рассказывают, чему научились на уроке, что узнали.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Какая тема урока была?

- Какие задачи ставили? Достигли цели?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

Схему вы видите на доске.

- Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока и как их выполнили. Постарайтесь оценить свою работу на уроке.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Формулирование итогов урока.  Способность к самооценке на основе анализа успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

VIII. Информирование о домашнем задании

Записывают домашнее задание в дневниках

Сообщает и поясняет правила выполнения домашнего задания.

 1. Составьте рассказ на тему «Осень» по схемам упр. 2 стр. 80 (по два предложения к каждой схеме).

2. Выпишите 4 сложных  предложения с союзами и, а, но из учебника по  литературному чтению.

3. Упр.74.

4. Выучить правило стр.69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Тип урока – урок рефлексия.  Главный этап урока – построение проекта выхода из затруднения,  где использовалась технология деятельностного подхода, использовался проблемно-диалогически...

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»

Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"...

Урок - аукцион в 4-ом классе по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но"

Обобщение пройденного материала  по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но".Цель и зад...