Разработка урока по обучению грамоте "Буква Й, звук й в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок по обучени рамоте, букварный период. УМК "Гармония". Соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_bukva_y.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Казакова Светлана Александровна
Аннотация
Представлена разработка урока по УМК "Гармония». Данный конспект урока с презентацией используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «Й й», непарным согласным звуком [й’], расширяет знания детей об окружающем мире. Специфика урока заключается в том, что он строится с обязательной опорой на ранее изученный материал. На протяжении всего урока необходимо, учитывая особенности младшего школьного возраста, использовать наглядные, зрительные образы, учить слушать и слышать звуки, отличать звуки речи, давать им характеристику. Для данного урока было выбрано сочетание фронтальной и парной форм работы. Эти формы были определены с учетом особенностей класса и фактического материала урока.
Предмет Литературное чтение (Обучение грамоте )
Тема урока: "Звук й , буквы Й, й".
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и УУД.
Задачи
- Научить соотносить звук [и’] с буквой Й, характеризовать данный звук, слышать его в слове; подбирать слова с данным звуком; совершенствовать умения моделировать схемы слов; закрепление фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе закрепление умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
- формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
- создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать;
- содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической, монологической речи;
- Способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «я-мы-дело», помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Тип урока: Открытие новых знаний
Технические особенности урока: Данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (система обозначений, содержание;
- сравнивать, находить общее и различие;
- понимать информацию, представленную в виде схем, рисунков;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог( отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятные слова);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Личностные УУД:
- Проявлять интерес к новому;
- Развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Методы работы (современные технологии): частично поисковый, технология обучения в сотрудничестве, интенсивный опрос, раскрытие практической значимости, использование средств художественного воздействия (голос героя, сценка), работа с книгой.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι.Актуализация знаний |
У русского народа есть пословица «Мир освещается солнцем, а человек знанием». - Как вы понимаете эту народную мудрость? Ученики: В мире светло от солнца. А человеку светло, если он много знает, с ним интересно. _ Верно. Человек может «светиться» своим умом, знаниями, хорошими поступками Учитель: пусть в нашем классе будет тепло и солнечно от ваших знаний, желания учиться и постигать новое. Давайте сегодня, на уроке обучения грамоте, мы постараемся зажечь как можно больше огоньков знаний. _ Начнём урок с вопросов нашего учёного.(Предлагаются изученные схемы «Звуки речи», «Буквы гласных звуков») Слайд1,2 - Вспомним правила для обозначения гласного звука буквами. Я произношу звук, а вы хором произносите правило. _ А как узнать какую букву выбрать? - Какая ещё буква в алфавите помогает обозначить мягкость согласного? -Как вы думаете, все звуки мы изучили, все секреты раскрыли? - | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания |
а) (На доске расставлены в ряд картинки с изображением майки, чайника, гайки, лейки, чайки.)Слайды 3,4 У: Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза. (Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.) У: Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось. Д: (Ответ даёт один ученик.) Первоначально картинки стояли так: майка, чайник, гайка, лейка чайка. Сейчас они расположены так: чайка, лейка, гайка, чайник, майка. Поменялись картинки с изображением чайника и лейки, майки и чайки. У: Назовите одинаковый звук, который вы услышали во всех словах Д: В каждом слове встречается звук [й]. - А мы умеем его обозначать на письме? У: А теперь сформулируйте тему урока полностью. Скажите, что будем изучать? Д: Тема сегодняшнего урока «Звук [й] и буква, которая его обозначает». - Я говорю начало, а вы продолжаете мысль, используя мои подсказки.
б). Работа над характеристикой звука (й). -Артём и Максим помогут нам что-то вспомнить об этом звуке. Слушаем внимательно. Заскучали два соседа в алфавите и решили заговорить. - Споём? – - Да я не умею, - - А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и! - Й…й…й… - И правда, не умеешь. Странно; все гласные поют, а ты нет. - А я не гласный. - Согласный, что ли? - Да. Согласный. - Буквы каких звуков заговорили? - Какую информацию вы получили о звуке (Й)? - Какой он? - Произнесём его. Что в нашем произношении помогает убедиться, что он согласный? - Добавим из своих опытов информацию про звук. Проверим его на звонкость – глухость и на мягкость – твёрдость( Предъявляется звуковая карточка)
Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, Отправляется … (трамвай). (Слайд 5) Звуковой анализ слов –(Трамваи - Трамвай)( Дети работают индивидуально со звуковыми карточками)
У: На какую букву похожа буква Й? (Слайд 6) Д: Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую. У: А как вы думаете, почему букву так назвали? Д: При произношении произносим коротко [й]. .Физминутка. У:. Ребята, предлагаю вам поиграть вместе в игру. Я буду называть вам слова, а если в названном мной слове есть звук [й], вы прыгаете как зайчики. А если такого звука нет, вы приседаете. Запомнили? Каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, скакалка, лейка, аптека, чайка, муравей, трамвай. Кто помнит, где нужно обходить трамвай? (Я думаю, трамвай нужно обходить спереди. А я думаю, что трамвай нужно обходить сзади, чтобы не сбила машина, которая едет навстречу. А я считаю, его не нужно обходить не сзади, не спереди, а нужно подождать, когда он пройдёт, а потом идти.) - А давай те прочитаем об этом в учебнике и будем точно знать, нужно ли обходить трамвай. Чтение правил по поведению на трамвайных путях! | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Применение нового знания | .Чтение слогов, слов с новой буквой.
_- Превратите слоги в слова, добавив по одной букве в начале слога Май, лай, дай, мой, вой, рой, пей, лей.) . 2. Чтение слов, превращение в другие по значению слова
(Дети работают на карточках) Проверяем по интерактивной доске. Слайд 8
а). Антонимы - Читайте слова в паре(один читает слева, другой- справа) - Что можете сказать об этих словах? Чем они интересны? - Рассмотрите ботинки. Новый ботинок – левый или правый? А старый? Физминутка «Рукавички» б).Чтение слов, нахождение букв безударных гласных.
- Прочитайте слово, где все буквы гласных одинаковые. Найдите буквы безударных. Обозначим их. (Ставим маячки -магниты) - Прочитайте слово, где у буквы Л две одинаковые соседки. Найдите буквы безударных. Обозначим их. (Ставим маячки -магниты) Почему эти буквы – опасные места? (Слышим звуки А, буквы - о) - Почему безударному звуку мы не доверяем?( рассказывают правило) - Прочитайте самое длинное слово. Найдите буквы безударных. Обозначим их. (Ставим маячки -магниты) - Прочитайте оставшиеся слова. Какое слово называет предмет? Найдите буквы безударных. Обозначим их. (Ставим маячки -магниты) Почему эти буквы – опасные места? (Слышим звук А, буква - о) - Какой вопрос подходит к оставшимся словам? (какой? Какая? Какое?) Ошейник каравай соловей Вкусный крепкий серенький _ в).Чтение отрывка из песни «Каравай»
| Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙV. Итог Рефлексия | . - Что нового для себя открыли? Что удивило на уроке? Было ли кому трудно? В какой момент? - Удалось ли нам зажечь огоньки знаний? Прикрепите свой огонёк рядом с изученной буквой. | |
V. Домашнее задание (по желанию) | Прочитать родителям текст на с. 30-31в «Букваре». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Обучению грамоте в 1 классе по теме «Закрепление. Звук [a ] и его обозначение буквами А, Я.»
Содержание материала урока соответствует уровню и особенностям восприятия младших школьников, хорошо подходит для формирования самостоятельного мышления и активной учебной деятельности, для разв...
Разработка урока по обучению письму, 1 класс по системе РО Л.В.Занкова :"Закрепление изученного: мягкие согласные звуки, единственное и множественное число."
При выборе формы урока были учтены возрастные особенности учащихся первых классов. Он был спланирован и проведён в игровой форме: почта с использованием ИКТ. Урок построен на принципах развивающ...
Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."
Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внима...
Разработка урока по обучению грамоте «Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Разработка урока по обучению грамоте «Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»...
Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему:"Знакомство с буквой и звуком Чч" в 1 классе
Познакомить с буквой Ч,ч и звуком , который она обозначает; научить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать формированию умен...
Разработка урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н »
Разработка урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н »...
Методическая разработка урока по обучение грамоте в 1 классе «Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»
Методическая разработка урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе«Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»...