Разработка урока по обучению грамоте «Согласные глухие звуки [ф], [ф'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Разработка урока по обучению грамоте «Согласные  глухие  звуки [ф], [ф'],  отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1

Смоленская область

Разработка урока по обучению грамоте по теме:

«Согласные  глухие  звуки [ф], [ф'],

отличающиеся по признаку

мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.»

1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Автор: Анискина Валентина Анатольевна

учитель начальных классов

Цели урока:

познавательные УУД:

- познакомить учащихся с глухими звуками [ф], [ф'];

-  упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ф»;

- продолжить формирование умений практического  определения звонкости – глухости изучаемых звуков, и условного их обозначения;  

- формирование   умения читать предложения как относительно законченные    по смыслу структурные единицы;

- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;

- учить работать с иллюстрациями в учебнике.

личностные УУД:

- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

- работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;

- воспитывать культуру  учебного труда

регулятивные УУД:

- учить ставить цели предстоящей работы;

- учить различать учебные задания разного типа;

- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

- учить оценивать себя и своих товарищей.

коммуникативные УУД:

- учить осуществлять учебное сотрудничество, учитывать позицию собеседника.

   Оборудование: учебник «Азбука» (авт.Н.Г.Агаркова,Ю.А.Агарков) скороговорки, фишки-                         звуки, слоговые карточки. 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно?

Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

Скажите, а у вас хорошее настроение?  (Солнышко-игрушка смеётся)

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с гостями  и с Солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

  1. Повторение пройденного.  Актуализация знаний.
  1. Чтение слогов и слов с доски.

ВОЛ             ВИЛ           ВЬЮ            ВЕЕТ

ВОЛНА       ВИЛКА      ВЬЮГА      ВЕТВИ

  1. Игра «Полсловечка за вами»

ВЕ… ( -тер, -ник, -сы, -щи…)                                 ВА… ( -та, -за, -ля, -ня…)

ВИ… ( -за, -лы, -зит, -рус…)                                   ВО… ( -да, -жак, -ин, -ля…)

  1. Игра «Шифровальная». Нам надо расшифровать секретные записи.

Поставьте буквы в нужном порядке.

ВАЛИК – здесь спрятался предмет, необходимый нам, когда мы принимаем пищу. Это столовый прибор.(ВИЛКА.)

НАСОС – здесь зашифровано название дерева.(СОСНА.)

ЖИЛЫ – здесь зашифрован спортивный инвентарь.(ЛЫЖИ.)

  1. Сообщение темы урока.

- Как фыркает ёж? (Ф-ф-ф…)

- Как поёт синичка? (Фью-фью-фью…)

- Какие новые звуки услышали?

- Как вы думаете сегодня на уроке мы познакомимся с какими буквами и звуками (Ф, ф,[ф], [ф']).

  1. Игра «Где звук?»

      ФАРТУК      ФАНЕРА        ШИРМА      ФИКУС

      ФЕРМА        КОНФЕТА     ФОКУС        ВАЗА

  1. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.

               Работа по учебнику.

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

- Кто изображён слева? (Фокусник.)

- Кого называют фокусником? Где можно встретить фокусника? Что показывает фокусник? (Фокусы.)

- Прочитайте слово «фокус» по слогам и орфоэпически.

- Произнесите первый звук в слове «фокус».

- Дайте характеристику звуку [ф]. (Звук согласный глухой твёрдый.)

- Что нарисовано справа? Как называется это растение? (Фикус.)

- Прочитайте слово «фикус» по слогам и орфоэпически.

- Произнесите первый звук в слове «фикус».

- Дайте характеристику звуку [ф']. (Звук согласный глухой мягкий.)

- Объясните, почему звук [ф'] произносится мягко? (За буквой «ф» в слове стоит гласная буква «и».)

  1. Конструирование большой и малой букв Ф, ф.

 Рассмотрите на доске и в учебниках образцы печатных букв «Ф», «ф».

 Из каких элементов-шаблонов они состоят?

 Учащиеся находят в конвертах необходимые шаблоны и конструируют  

  из них буквы «Ф», «ф».

                     Физкультминутка «Волшебный сон».

      Звучит аудиозапись лёгкой музыки со звуками природы: журчанием  воды, пением птиц.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Вы спокойно отдыхаете…

Сном волшебным засыпаете…

Ваши руки отдыхают…

Отдыхают… засыпают…

Шея не напряжена

И расслаблена…

Дышится легко…

Свободно… глубоко…

(Длительная пауза.)

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо вам отдыхать!

Но пора уже вставать!..

Крепче кулачки сжимайте,

Их повыше поднимайте…

Потянуться!.. Улыбнуться!..

Всем открыть глаза и встать!

Дети встают и хором говорят слова:

- Веселы, бодры мы снова

  И к занятиям готовы!

  1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

  Рассмотрите  иллюстрации в книге. Что здесь изображено?       (Фартук, филин.)

Объясните значение данных слов ФАРТУК – передник.

ФИЛИН – крупная птица отряда сов. (Учитель читает значение слова в словаре)

- Прочитайте слово «фартук» по слогам и орфоэпически.

- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

- На каком месте в слове стоит буква «ф»?

- Какой звук обозначает буква «ф» в слове «фартук»?

- Дайте характеристику звуку [ф]. (Звук согласный глухой твёрдый.)

- Объясните, почему звук [ф] произносится твёрдо?(За буквой «ф» стоит гласная  «а».)

- Кто изображён справа? (Филин.)

- Прочитайте слово «филин» по слогам и орфоэпически.

- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

- Произнесите первый звук в слове «филин».

- Дайте характеристику звуку [ф']. (Звук согласный глухой мягкий.)

- Объясните, почему звук [ф']  произносится мягко?(За буквой «ф» в слове стоит гласная буква «и».)

- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука? (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)

  1. Чтение слогов и слов (с.70-71.)

Объяснять значения непонятных слов.

  1. Задания на развитие речи, внимания.
  1. Замените в слове первый звук на звук [ф]:

БАНТИК – ФАНТИК          МАРШ - ФАРШ

ПАРА – ФАРА                      НОРМА - ФОРМА

МАНЕРА – ФАНЕРА          ПЛОТ - ФЛОТ

  1. Игра «Кто больше запомнит слов?»

Фотограф Федя фотографировал филина, фокусника, факира, фазана, фиалку, футболиста, фрегат, фрукты! Фу!

  1. Самостоятельная работа.

Дети работают и сдают тексты на проверку.

  1. Итог урока.

  Как вы сегодня поработали? Оцените свою работу.

 Что вы расскажете сегодня дома родителям о работе на уроке?

                               Тест.

  1. Подчеркни  согласные в словах:

Клубок              белка

Ветка                 барсук

Сумка                зонтик

  1. Подчеркни только гласные

        с, т, у, ы, я, й, и, а, м, н.

  1. Найди и подчеркни  слово, в котором все согласные произносятся твёрдо:

       Снежинка, морозы, пень, сугробы.

  1. Составь из слогов слова (Стрелкой.)

                    Во     ра

                     Ла     на

                     Ле     ва

                  - Подчеркни гласные.

 5.    Ъ и Ь  - это

           - гласный звук;

           - согласный звук;

           - знак.

  1.   Букву ю обозначают звуки:

              [ й’а ]        [ й’у ]

              [ й’о ]        [ й’э ]

 7.   Подчеркни тот ряд букв, в котором есть буква,

        попавшая не в свой ряд.

             н, к, л, с, р                                                         а, о, у, и, й


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

Презентация к уроку. "Согласные звонкие звуки [в], [в\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости"

Материал к уроку по обучению грамоте. Согласные звонкие звуки [в], [в\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости....

Конспект урока “Прописная буква Н” (1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: “Прописная буква Н”Цели: научить писать прописную букву Н, соединения с прописной буквой Н;Планируемые результаты:Личностные: проявлять познавательный интерес;Предметные: научатся пи...

Конспект урока "Прописная буква Р." (1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цель: Научить писать прописную букву Р.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельнос...

Конспект урока по обучению грамоте «Повторение и закрепление знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», 1 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: повторение  знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», формирование умения делать фонетический анализ; формирование навыка чтения. Планируемые ре...

Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного», 4 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для повторения материа...