Разработка урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н »
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Кобзева Ольга Александровна

Разработка урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch_gram_1_kl.docx667.28 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Предмет: обучение грамоте

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: «Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н »

Цель урока: научить распознавать звуки [н] и [н’] и соответствующую букву.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение давать характеристику звукам; научить правильно писать буквы Н, н; читать слоги, слова и предложения с этими буквами.

Развивающие:

- развивать речь, память, наблюдательность у учащихся;

- создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию;

- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся.

Воспитательные:  

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

Предполагаемые результаты урока:

Личностные: 

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей; желание улучшать результаты своего учебного труда;

Предметные: 

  • умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука; умение различать звонкость и глухость согласного звука; выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные :

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука;

Познавательные:

  • осмысление алгоритма фонетического анализа звука;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

  • формирование умений слушать и слышать собеседника;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками.

 Технологии,  используемые на уроке:  

  • технология  деятельностного метода, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативные

 Приёмы:

  • дидактическая игра

Методы, использованные на уроке:

  • объяснительно-иллюстративные методы, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

  Формы организации деятельности обучающихся на уроке:

  • фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

  Оборудование урока:

  • Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник с приложением на электронном носителе.

 1 класс. 1 часть.

  • Климанова Л.Ф., Абрамов А.В. Мой алфавит. Прописи.1 класс. 1 часть. М., «Просвещение» 2016 г.
  • персональный компьютер;
  • электронная доска;

                                                                         Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация учебной деятельности

Организует мотивирование к учебной деятельности. Предлагает ответить на вопрос: «Что означает слово «наблюдать»?

Включаются в учебную деятельность. Отвечает на вопрос учителя.

Личностные

Регулятивные

2.Актуализация знаний

Предлагает назвать изученные буквы.

Задаёт вопросы:

-Почему эти буквы назвали гласными? Согласными?

Называют изученные буквы. Отвечают на вопросы учителя, аргументируя своё мнение.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

3. Объяснение нового материала

Организует работу    с иллюстративным материалом учебника.

 Задает вопросы:

  • Что изображено на картинке?
  • Какова будет тема урока?

Рассматривают стр.80 в «Азбуке».

Отвечают на вопросы учителя.

Пытаются сформулировать тему  урока.

 Ставят учебные задачи:

  1. Научиться давать характеристику звукам;
  2. Писать буквы, которые обозначают звуки [н] и [н’]
  3. Научиться читать слоги, слова и предложения.

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Физкультминутка. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Пузырики».

4. Первичное закрепление с проговариванием вслух

Читает стихотворение и загадку и просит услышать слова со звуками, которые изучаем.

1)Во дворе растёт ракита,

В океане – три кита.

В классе есть у нас Никита.

Он мальчишка хоть куда.

2)Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка.

                            (Ноты)

Задаёт вопрос:

- С каких звуков начинаются эти слова?

- Кто догадался, какую работу сейчас будем проводить?

Слушают стихотворение и загадку.

Выделяют звуки, с которых начинаются слова Никита и Ноты.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует выполнение частичного фонетического разбора (или звуко-буквенного разбора).

Предлагает вспомнить алгоритм выполнения разборов и выполнить частичный  фонетический разбор слов Никита и ноты.

Предлагает сыграть в игру «Камень-вата». Если игроки слышат твёрдый звук, то сжимаю кулаки; если слышат мягкий – обнимают себя за плечи.

Слова:

Нос, нёс, низ, сон, ноябрь, Наташа, небо, ноша, Нина, Надежда, снег.

Предлагает выполнить самостоятельную работу –  звуко-буквенный разбор слов (окуни, насос), а при проверке обменяться тетрадями.

1 вариант

2 вариант

Называют алгоритм выполнения частичного звуко-буквенного разбора:

  1. Называю слово;
  2. Делю на слоги;
  3. Ставлю ударение;
  4. Называю 1 слог;
  5. Сколько в нём звуков?
  6. Какой 1 звук?
  7. Даю характеристику.

Выполняют частичный фонетический разбор слов Никита и ноты под руководством учителя.

Слушают правила игры, выполняют задание.

Делают выводы о том, что звуки [н] и [н’] бывают твёрдыми и мягкими, то есть являются парой по твёрдости-мягкости.

Самостоятельно выполняют звуко-буквенный разбор слов (окуни, насос). Один учащийся работает с электронным приложением на электронной доске, остальные - в ТПО.

Обмениваются тетрадями и проверяют составленные схемы друг у друга по образцу на электронной доске.

Познавательные

Регулятивные 

6. Включение в систему знаний и повторение

Задаёт вопрос:

-А умеем ли мы обозначать на письме звуки  [н] и [н’] буквами?

Открывает картинку с буквой, правильно называет букву Н

Задаёт вопросы:

- Почему на картинке 4 буквы (2 печатные и 2 прописные)?

- Почему 2 большие и 2 маленькие?

- Чем отличаются печатные и прописные буквы?

Работа в прописях.

Предлагает поработать  в прописях. Показывает образец написания печатной буквы на электронной доске.

Работа с «Азбукой».

Предлагает рассмотреть рамочку на стр.80 и ответить на вопросы:

- Почему буквы а,о,у – красного цвета, а н – синего?

Предлагает составить слоги и прочитать их.

Задаёт вопросы:

- Рассмотрите рисунок.

- Кого вы видите?

- Чем они занимаются?

- Назовите девочек так, чтобы в их именах была буква Н.

Как предлагают авторы учебника их назвать?

Предлагает придумать  предложение с именами девочек и затем  прочитать текст в учебнике.

Отвечают на вопросы учителя.

Печатают буквы в прописях по образцу.

Работают с учебником. Рассматривают рамку на стр.80, отвечают на вопросы учителя. Составляют слоги, читают их.

Отвечают на вопросы учителя.

Придумывают имена девочек с буквой Н.

Читают текст.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные 

Физкультминутка. Видеозапись. Учащиеся выполняют танцевальные упражнения.

7. Рефлексия учебной деятельности

Задаёт  вопросы:

- Какие цели ставили?

-Удалось ли решить?

- Что на уроке получилось хорошо?

-Над чем ещё можно поработать

Отвечают на вопросы.

Оценивают процесс и результат деятельности.

Пытаются под руководством учителя сформулировать и аргументировать своё мнение.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [д], [д\']. Строчная буква д.»

Конспект разработан по образовательной  системе «Школа 2100».  Учебники «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина...

Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внима...

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема. Буква Б и звуки (б-б")

Эта презентация может быть использована на уроках по обучению грамоте в 1 классе....

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема "Буква О и звук ( о ).

Эта презентация может быть использована на уроке обучения грамоте в 1 классе....

Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»

Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...

Урок по обучению грамоте тема: Звуки [к], [к\']. Буквы Кк

Цели: ознакомить со звуками [к], [к\'] и буквами Кк; чи­тать слова и слоги с буквой к; развивать фоне­матический слух, речь учащихся; воспитывать любовь к чтению.Оборудование: предметные картинки, карт...