Конспект урока по русскому языку на тему "Приставки"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лазарева Наталья Николаевна

Тема:  Приставка и её роль в слове.

Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами         

            правописания приставок. Формировать умение применять на       

            практике правила правописания приставок.

            Развивать орфографическую зоркость, логику,

            познавательную активность, внимание, память, речь,  

            творческую фантазию.

            Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и

            размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: остров, индивидуальные карточки, план, игра

                       «Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.

                              

                                           Ход урока.

 

1. Организационный момент. Релаксация.

2. Актуализация знаний.

а)  - Сегодня мы с вами будем исследователями.

     - Кто такие исследователи?

     - Какими близкими по значению словами их можно заменить?   

        (путешественник, первопроходец,...)

     - Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….

      А вот в какую страну послушайте.

         

          Привет, друзья!

          Примите приглашение.

          В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

          Познаете вы много разных тайн.

          Морфемы тут живут и здесь, и там.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc59 КБ
Office presentation icon prezentaciya_4.ppt1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 3 классе

по теме: «Приставка и её роль в слове»

                                                                                        Выполнила:

                                            учитель начальных классов

 МОУ «ДмитриевскаяСОШ».

Лазарева.Н.Н.

                                                                               

                                              2017 г.

Тема:  Приставка и её роль в слове.

Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами          

            правописания приставок. Формировать умение применять на        

            практике правила правописания приставок.

            Развивать орфографическую зоркость, логику,

            познавательную активность, внимание, память, речь,  

            творческую фантазию.

            Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и

            размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: остров, индивидуальные карточки, план, игра

                       «Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.

                               

                                           Ход урока.

1. Организационный момент. Релаксация.

2. Актуализация знаний.

а)  - Сегодня мы с вами будем исследователями.

     - Кто такие исследователи?

     - Какими близкими по значению словами их можно заменить?    

        (путешественник, первопроходец,...)

     - Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….

      А вот в какую страну послушайте.

         

          Привет, друзья!

          Примите приглашение.

          В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

          Познаете вы много разных тайн.

          Морфемы тут живут и здесь, и там.

   - Что за страну мы посетим?

   - Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).

- Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, суффикс,                                                  приставка, окончание).

 - Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику.  И исследовали один из островов. Что это за остров?
- Расскажите об этом острове (
Корень — это...).
б)  
Игра «Верно, неверно».
-
Верно ли, что… 
У: …слова портной и портфель произошли от одного
исторического слова?
Д:   -Неверно. Слово портной исконно русское слово и произошло от слова порт, что означает «полотно». Слово портфель произошло от французского слова портер, что значит «носить»).
У:слова ветеран  и ветчина произошли от одного
исторического слова?

Д: -Верно. Слова ветеран и ветчина произошли от латинского слова ветус, что означает «старый»).
У :слово газета образовано от слова газ?
Д: -Неверно. Слово газета образовано от итальянского слова газа, что значит «сорока». Изображение сороки было на мелкой монете, которую отдавали раньше за лист бумаги с информацией. Слово газ произошло от греческого хаос, что значит «беспорядок».
У: …слово мелодия  можно проверить словом милый?
Д: - Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово милый от латинского милис — «нежный, спокойный».
У: …слова плотник и плот родственные?
Д: - Верно. В древности словом плот называли соединённые друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делают плотники.

в) - Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров.
А что это за остров отгадайте.
- Служит для образования новых слов.                                                                   - Часть слова.                                                                                                             - Стоит рядом с корнем.                                                                                            - Может состоять из 1,2,3,4 букв? И т.д.
(
Это приставка).
- Кто внимательно слушал, тот уже сможет
сформулировать правило. (дети составляют правило).
г)
Как вы думаете, когда исследователь начинает работу, то какое у него настроение?
У вас на парте есть у каждого листочки, попробуйте составить выражение лица, какое у вас настроение — такое и выражение
лица, но составлять мы будем с помощью символов Морфемики.

У меня человечек немного грустный, но я думаю, что в конце урока он улыбнётся, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями.
- А какой человечек получился у вас? (У кого грустный — я думаю он к концу урока повеселеет, а у кого уже весёлый — я надеюсь он останется таким до конца урока).

3. Минутка чистописания.
-
И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех». (Индивидуальная работа по карточкам – каждый работает по индивидуальному образцу). Взаимопроверка.
Зарубить на носу.      
- Как вы понимаете — зарубить на носу? (запомнить)
- Подберите однокоренные слова? Какой корень?
- Что мы можем сказать о части слова, которая стоит
перед корнем. Докажите, что это приставка.

4. Словарный диктант.
- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
соробака      корозаяц                                                                                                -Запишите на доске и в тетради, что это за животные.

- Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят       огорбузы               помипуста               моркофель
Запись на доске и в тетради с комментированием.
5. Физминутка.

6. Упражнения в нахождении приставки.

1. Элементы какографии (устно).
Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого. Прочитайте.
Я хадил сегодня н лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз.
2. Исправьте ошибки и найдите слова с приставками.
3. Работаем по плану.                                                                                               а) Доказать. что приставка часть слова.
б) Исследовать. для чего служит приставка.
в) Вспомнить отличия приставки и предлога.
4. Приставка — часть слова. 
Приставки великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы маленькое стихотворение или рассказ, где бы не было приставок, мы поставим перед собой непосильную задачу. Хотите в этом убедиться? Давайте вспомним стихи Агнии Львовны Барто, которые вам читали, когда вы были совсем маленькие.
(Дети вспоминают).
Работа группой. (Каждой группе раздаются листочки из произведения А.Барто, нужно найти слова с приставкой и доказать, что она часть слова).
- Если даже в детских стихах мы обнаружили множество слов с приставками, что говорить о более сложных литературных произведениях.
5. Для чего служит приставка.
а)  - А сейчас давайте поиграем в игру с приставками.
Представьте. что вы сидите перед телевизором.

У: - Я вам говорю: в-  Что вы сделаете?                                                               Д: - Включим телевизор.                                                                                        У: - А если скажу: пере- ?                                                                                      Д: - Переключим телевизор на другой канал.                                                      У: - А если вы-?                                                                                                       Д: - Выключим телевизор.                                                                                     У: -Какой вывод можно сделать?                                                                          Д: - Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.Чтобы исследовать до конца этот пункт – для чего служит приставка, поиграем дальше.    

  1 вариант.

Пере-

За-

При-

Раз-

До-

              - считать

Под-

От-

По-

На-

Вы-

 

 2 вариант.

Пере-

Из-

При-

Раз-

До-

                - учить

Под-

От-

По-

На-

Вы-

Работаем по вариантам, а затем проверка по сигнальным картам.

У: - Итак, для чего служит приставка?

6. Приставки и предлоги.

а) Работа по учебнику упр. 145.
- Подробное объяснение — сравнение приставки и предлога.                      
Выборочное списывание. 

б) Игра «Да — нет».
Хлопните всего разок.                                                                                               Если в слове есть предлог,
А приставку услыхали —
Хором все её назвали.  

Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве, про_ кота.

7. Итог урока.
а) Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров «приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлом уроке.  Для этого проведём тестирование.                                                                                             (На партах тест на листочках — у каждого).
1. Корень это:
а) часть речи —
п                                                                                                       б) часть слова — м
2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении —
н
б) для образования новых слов —
о
3. Приставка стоит:
а) перед корнем -
л
б) после корня — с                                                                                                          4. Приставка это:
а) изменяемая часть слова —
а
б) неизменяемая часть слова — о
5. Чтобы найти в слове корень надо:
а) изменить форму слова —
т
б) подобрать однокоренные слова — д
6. Укажите правильную схему разбора слов:

А)        -  о

Б)      -  е

7. В каких из этих слов есть приставка:
а) замок —
ч
б) записка — ц
- Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу — слово «молодец».
б) И в заключении нашего урока я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим
,

так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали.

8. Домашнее задание.

* красные карточки – сочинение «Путешествие по острову Приставок»              с индивидуальным заданием для каждого уч-ся.
* синие карточки — упр. 1, 2, стр. 110. 
* зелёные карточки - упр. 1 стр. 110.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе по теме « Приставка и её роль в слове» Выполнила:Лазарева.Н.Н.

Слайд 2

Путешествие по «Океану Знаний» Привет, друзья! Примите приглашение! В нашей стране мы ждём вас с нетерпением. Познаете вы много разных тайн Морфемы тут живут и здесь, и там.

Слайд 3

Что за страну мы с вами посетим? Морфемика корень приставка окончание суффикс

Слайд 4

Игра «Верно, неверно» … слова портной и портфель произошли от одного исторического слова? ( неверно ) … слова ветеран и ветчина произошли от одного исторического слова? ( верно ) -Верно ли, что… … слово газета образовано от слова газ ? ( неверно )

Слайд 5

… слово мелодия можно проверить словом милый ? ( неверно ) … слова плотник и плот родственные? ( верно ) МОЛОДЦЫ!

Слайд 6

Служит для образования новых слов. Часть слова. Стоит перед корнем. Может состоять из 1,2,3,4 букв. Приставка

Слайд 7

Девиз: « Я умею писать лучше всех» Зарубить на носу.

Слайд 8

соробака (сорока, собака ) корозаяц (корова, заяц )

Слайд 9

огорбузы (огород, арбузы ) помипуста (помидор, капуста ) моркофель (морковь, картофель )

Слайд 10

Я хадил сегодня в лез, Там на дерево залез, А потом спускался внис Да нечаянно повиз.

Слайд 11

Я х о дил сегодня в ле с , Там на дерево залез, А потом спускался вни з Да нечаянно пови с .

Слайд 12

а) Доказать. что приставка часть слова. б) Исследовать, для чего служит приставка. в) Вспомнить отличия приставки и предлога.

Слайд 13

Пере- За- При- Раз- До- - учить Под- От- По- На- Вы- Пере- Из- При- Раз- До- - считать Под- От- По- На- Вы- а) Приставка часть слова (работа в группе) б) Для чего служит приставка в) Приставки и предлоги (работа по учебнику – выборочное списывание)

Слайд 15

Соберите снежинки одинаковой формы и составьте слова из них. ка сне корм кор под ка муш жин ка Кормушка, снежинка, подкормка . Запишите, полученные слова, в тетради. Разбери их по составу.

Слайд 16

1. Корень это: а) часть речи — п б) часть слова — м 2. Приставка служит для: а) связи слов в предложении — н б) для образования новых слов — о 3. Приставка стоит: а) перед корнем - л б) после корня — с 4. Приставка это: а) изменяемая часть слова — а б) неизменяемая часть слова — о

Слайд 17

5. Чтобы найти в слове корень надо: а) изменить форму слова — т б) подобрать однокоренные слова — д 6. Укажите правильную схему разбора слов : А) - о Б) - е 7. В каких из этих слов есть приставка: а) замок — ч б) записка — ц

Слайд 18

Р/Т стр 12 № 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....