Конспект урока по русскому языку на тему "Приставки"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: Приставка и её роль в слове.
Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами
правописания приставок. Формировать умение применять на
практике правила правописания приставок.
Развивать орфографическую зоркость, логику,
познавательную активность, внимание, память, речь,
творческую фантазию.
Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и
размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: остров, индивидуальные карточки, план, игра
«Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.
Ход урока.
1. Организационный момент. Релаксация.
2. Актуализация знаний.
а) - Сегодня мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
- Какими близкими по значению словами их можно заменить?
(путешественник, первопроходец,...)
- Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….
А вот в какую страну послушайте.
Привет, друзья!
Примите приглашение.
В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн.
Морфемы тут живут и здесь, и там.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc | 59 КБ |
prezentaciya_4.ppt | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 3 классе
по теме: «Приставка и её роль в слове»
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ «ДмитриевскаяСОШ».
Лазарева.Н.Н.
2017 г.
Тема: Приставка и её роль в слове.
Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами
правописания приставок. Формировать умение применять на
практике правила правописания приставок.
Развивать орфографическую зоркость, логику,
познавательную активность, внимание, память, речь,
творческую фантазию.
Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и
размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: остров, индивидуальные карточки, план, игра
«Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.
Ход урока.
1. Организационный момент. Релаксация.
2. Актуализация знаний.
а) - Сегодня мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
- Какими близкими по значению словами их можно заменить?
(путешественник, первопроходец,...)
- Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….
А вот в какую страну послушайте.
Привет, друзья!
Примите приглашение.
В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн.
Морфемы тут живут и здесь, и там.
- Что за страну мы посетим?
- Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).
- Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, суффикс, приставка, окончание).
- Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику. И исследовали один из островов. Что это за остров?
- Расскажите об этом острове (Корень — это...).
б) Игра «Верно, неверно».
-Верно ли, что…
У: …слова портной и портфель произошли от одного
исторического слова?
Д: -Неверно. Слово портной исконно русское слово и произошло от слова порт, что означает «полотно». Слово портфель произошло от французского слова портер, что значит «носить»).
У:…слова ветеран и ветчина произошли от одного
исторического слова?
Д: -Верно. Слова ветеран и ветчина произошли от латинского слова ветус, что означает «старый»).
У :…слово газета образовано от слова газ?
Д: -Неверно. Слово газета образовано от итальянского слова газа, что значит «сорока». Изображение сороки было на мелкой монете, которую отдавали раньше за лист бумаги с информацией. Слово газ произошло от греческого хаос, что значит «беспорядок».
У: …слово мелодия можно проверить словом милый?
Д: - Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово милый от латинского милис — «нежный, спокойный».
У: …слова плотник и плот родственные?
Д: - Верно. В древности словом плот называли соединённые друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делают плотники.
в) - Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров.
А что это за остров отгадайте.
- Служит для образования новых слов. - Часть слова. - Стоит рядом с корнем. - Может состоять из 1,2,3,4 букв? И т.д.
(Это приставка).
- Кто внимательно слушал, тот уже сможет
сформулировать правило. (дети составляют правило).
г)
Как вы думаете, когда исследователь начинает работу, то какое у него настроение?
У вас на парте есть у каждого листочки, попробуйте составить выражение лица, какое у вас настроение — такое и выражение лица, но составлять мы будем с помощью символов Морфемики.
У меня человечек немного грустный, но я думаю, что в конце урока он улыбнётся, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями.
- А какой человечек получился у вас? (У кого грустный — я думаю он к концу урока повеселеет, а у кого уже весёлый — я надеюсь он останется таким до конца урока).
3. Минутка чистописания.
- И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех». (Индивидуальная работа по карточкам – каждый работает по индивидуальному образцу). Взаимопроверка.
Зарубить на носу.
- Как вы понимаете — зарубить на носу? (запомнить)
- Подберите однокоренные слова? Какой корень?
- Что мы можем сказать о части слова, которая стоит
перед корнем. Докажите, что это приставка.
4. Словарный диктант.
- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
соробака корозаяц -Запишите на доске и в тетради, что это за животные.
- Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят огорбузы помипуста моркофель
Запись на доске и в тетради с комментированием.
5. Физминутка.
6. Упражнения в нахождении приставки.
1. Элементы какографии (устно).
Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого. Прочитайте.
Я хадил сегодня н лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз.
2. Исправьте ошибки и найдите слова с приставками.
3. Работаем по плану. а) Доказать. что приставка часть слова.
б) Исследовать. для чего служит приставка.
в) Вспомнить отличия приставки и предлога.
4. Приставка — часть слова.
Приставки великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы маленькое стихотворение или рассказ, где бы не было приставок, мы поставим перед собой непосильную задачу. Хотите в этом убедиться? Давайте вспомним стихи Агнии Львовны Барто, которые вам читали, когда вы были совсем маленькие.
(Дети вспоминают).
Работа группой. (Каждой группе раздаются листочки из произведения А.Барто, нужно найти слова с приставкой и доказать, что она часть слова).
- Если даже в детских стихах мы обнаружили множество слов с приставками, что говорить о более сложных литературных произведениях.
5. Для чего служит приставка.
а) - А сейчас давайте поиграем в игру с приставками.
Представьте. что вы сидите перед телевизором.
У: - Я вам говорю: в- Что вы сделаете? Д: - Включим телевизор. У: - А если скажу: пере- ? Д: - Переключим телевизор на другой канал. У: - А если вы-? Д: - Выключим телевизор. У: -Какой вывод можно сделать? Д: - Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.Чтобы исследовать до конца этот пункт – для чего служит приставка, поиграем дальше.
1 вариант.
Пере- | За- | При- | Раз- | До- | |
- считать | |||||
Под- | От- | По- | На- | Вы- |
2 вариант.
Пере- | Из- | При- | Раз- | До- |
- учить | ||||
Под- | От- | По- | На- | Вы- |
Работаем по вариантам, а затем проверка по сигнальным картам.
У: - Итак, для чего служит приставка?
6. Приставки и предлоги.
а) Работа по учебнику упр. 145.
- Подробное объяснение — сравнение приставки и предлога. Выборочное списывание.
б) Игра «Да — нет».
Хлопните всего разок. Если в слове есть предлог,
А приставку услыхали —
Хором все её назвали.
Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве, про_ кота.
7. Итог урока.
а) Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров «приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлом уроке. Для этого проведём тестирование. (На партах тест на листочках — у каждого).
1. Корень это:
а) часть речи —п б) часть слова — м
2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении — н
б) для образования новых слов — о
3. Приставка стоит:
а) перед корнем - л
б) после корня — с 4. Приставка это:
а) изменяемая часть слова — а
б) неизменяемая часть слова — о
5. Чтобы найти в слове корень надо:
а) изменить форму слова — т
б) подобрать однокоренные слова — д
6. Укажите правильную схему разбора слов:
А) - о
Б) - е
7. В каких из этих слов есть приставка:
а) замок — ч
б) записка — ц
- Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу — слово «молодец».
б) И в заключении нашего урока я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим,
так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали.
8. Домашнее задание.
* красные карточки – сочинение «Путешествие по острову Приставок» с индивидуальным заданием для каждого уч-ся.
* синие карточки — упр. 1, 2, стр. 110.
* зелёные карточки - упр. 1 стр. 110.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Путешествие по «Океану Знаний» Привет, друзья! Примите приглашение! В нашей стране мы ждём вас с нетерпением. Познаете вы много разных тайн Морфемы тут живут и здесь, и там.
Что за страну мы с вами посетим? Морфемика корень приставка окончание суффикс
Игра «Верно, неверно» … слова портной и портфель произошли от одного исторического слова? ( неверно ) … слова ветеран и ветчина произошли от одного исторического слова? ( верно ) -Верно ли, что… … слово газета образовано от слова газ ? ( неверно )
… слово мелодия можно проверить словом милый ? ( неверно ) … слова плотник и плот родственные? ( верно ) МОЛОДЦЫ!
Служит для образования новых слов. Часть слова. Стоит перед корнем. Может состоять из 1,2,3,4 букв. Приставка
Девиз: « Я умею писать лучше всех» Зарубить на носу.
соробака (сорока, собака ) корозаяц (корова, заяц )
огорбузы (огород, арбузы ) помипуста (помидор, капуста ) моркофель (морковь, картофель )
Я хадил сегодня в лез, Там на дерево залез, А потом спускался внис Да нечаянно повиз.
Я х о дил сегодня в ле с , Там на дерево залез, А потом спускался вни з Да нечаянно пови с .
а) Доказать. что приставка часть слова. б) Исследовать, для чего служит приставка. в) Вспомнить отличия приставки и предлога.
Пере- За- При- Раз- До- - учить Под- От- По- На- Вы- Пере- Из- При- Раз- До- - считать Под- От- По- На- Вы- а) Приставка часть слова (работа в группе) б) Для чего служит приставка в) Приставки и предлоги (работа по учебнику – выборочное списывание)
Соберите снежинки одинаковой формы и составьте слова из них. ка сне корм кор под ка муш жин ка Кормушка, снежинка, подкормка . Запишите, полученные слова, в тетради. Разбери их по составу.
1. Корень это: а) часть речи — п б) часть слова — м 2. Приставка служит для: а) связи слов в предложении — н б) для образования новых слов — о 3. Приставка стоит: а) перед корнем - л б) после корня — с 4. Приставка это: а) изменяемая часть слова — а б) неизменяемая часть слова — о
5. Чтобы найти в слове корень надо: а) изменить форму слова — т б) подобрать однокоренные слова — д 6. Укажите правильную схему разбора слов : А) - о Б) - е 7. В каких из этих слов есть приставка: а) замок — ч б) записка — ц
Р/Т стр 12 № 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....