Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Распространенные и нераспространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок открытия новых знаний из раздела «Предложение» разработан по УМК «Школа России», построен с использованием технологии деятельностного подхода с применением ИКТ и ориентирован на формирование знаний, умений и навыков учащихся на основе их самостоятельной познавательной деятельности, то есть на достижение планируемых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranennye_i_nerasprostranennye_predlozheniya.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Кокорич Марина Леонидовна
учитель начальных классов
МБОУ «Сибирская СОШ №1»
Омского муниципального района
Омской области
Пояснительная записка
1. Тема урока: Распространенные и нераспространенные предложения.
2. Место урока в разделе: 8 урок из 12 по разделу «Предложение».
3. Тип урока: урок открытия нового знания.
4. Форма урока: проблемный урок.
5. Цель урока: Формирование и развитие учебно-познавательного интереса к умению различать распространенные и нераспространенные предложения на основе сравнения с выделением их существенных признаков в ходе совместной деятельности.
6. Задачи урока (планируемые результаты):
Личностные:
формировать положительную мотивацию к обучению; осознавать значимость умения применять новое знание; осознавать свои возможности в учении, осознавать причины успешной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: выделять информацию из текста в соответствии с целью задания; сравнивать, устанавливать сходства и различия по заданным критериям; строить алгоритм действий, работать по алгоритму
Регулятивные: определять проблему, цель урока совместно с учителем; принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать свои достижения с помощью критериев оценивания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения в сотрудничестве; работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера; работать в группе, договариваться и приходить к общему решению.
Предметные:
определять признаки предложения; находить подлежащее и сказуемое (грамматическую основу); находить второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения.
7. Методические рекомендации:
Урок открытия новых знаний из раздела «Предложение» разработан по УМК «Школа России», построен с использованием технологии деятельностного подхода с применением ИКТ и ориентирован на формирование знаний, умений и навыков учащихся на основе их самостоятельной познавательной деятельности, то есть на достижение планируемых результатов.
Оборудование и материально-техническое обеспечение:
Мультимедийная установка, документ-камера, презентация, учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе Русский язык 2 класс Часть1 В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М: Просвещение 2015, универсальный словарь русского языка, карточки для парной и групповой работы, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы, сигнальные карточки для самооценки, «Светофор», алгоритм самооценки.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля |
1. Мотивирование к учебной деятельности – (2 мин) | |||
Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на работу, создает условия для мотивации к учебной деятельности на основе девиза: «Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». ( М. Горький), на основе критериев успешности учебной деятельности – оценочного листа «Анкетирование». | Выполняют самооценку готовности к уроку, настраиваются на предстоящую работу, объясняя смысл высказывания. Изучают критерии успешности учебной деятельности – оценочный лист «Анкетирование» (Приложение 1). | Личностные: формировать позитивное отношение к предстоящей деятельности Познавательные (ПУУД): извлекать информацию из таблицы (листа самооценки) Регулятивные (РУУД): Настраивать на продуктивную работу Коммуникативные (КУУД): слушать и понимать речь других | Самооценка готовности к уроку с помощью сигнальной карточки (!, +, -) |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – (6 мин) | |||
Создает условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта на основе работы со словом, предложением. Предлагает расшифровать слово (береза), записать его и подчеркнуть «опасные» места, для сильных учеников – разделить на слоги, поставить ударение, записать транскрипцию. С помощью документ-камеры демонстрирует противоречие – разное написание слова учащимися. Проводит игру «Ассоциация» со словом «береза» на основе личного опыта учащихся с целью необходимости построения предложения для конкретных сведений о березе. Предлагает записать предложение: Росла береза. Доказать, что данная запись является предложением. Организует рефлексию деятельности по изученному материалу. Задает ряд уточняющих вопросов о березе, на которые учащиеся не могут ответить. | Демонстрируют знания, умения по изученной теме. Расшифровывают слово «береза». Записывают слово в тетрадь и подчеркивают «опасные» места. Более сильные ученики делят на слоги, ставят ударение, пишут транскрипцию. Проверяют написание по «Универсальному словарю русского языка». Строят ассоциативный ряд к слову береза. Приходят к выводу, что нужно построить предложение. Записывают предложение, находят грамматическую основу и называют признаки предложения. Отмечают в оценочном листе результат своей деятельности. Понимают, что данное предложение малоинформативно из-за отсутствия второстепенных членов предложения. | Личностные: использовать и обогащать личный опыт ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний РУУД: фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии КУУД: дополнять, уточнять высказанные мнения | Самооценка умения применять ранее полученные знания в оценочном листе «Анкетирование», фронтальный опрос |
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности – (3 мин) | |||
Создает учебную проблему путем постановки уточняющих вопросов к тексту, на которые учащиеся не могут ответить (Где росла береза? Чему радовалась? и т.п.) Росла береза. Видела небо. Вырастали листочки. Она радовалась. С помощью подводящего диалога организует работу по формулированию темы урока, целей по опорным словам, по принятию учащимися цели урока. Организует рефлексию деятельности по формулированию проблемы, темы, цели урока. | Проговаривают причины затруднений: отсутствие второстепенных членов предложения. Совместно с учителем формулируют тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения». Осуществляют совместное целеполагание по опорным словам (узнаем…какие предложения называют распространенными и нераспространенными, научимся…различать распространенные и нераспространенные предложения, оценим…результат своей деятельности) с принятием цели: сформировать представление о распространенных и нераспространенных предложениях с выделением их существенных признаков Отмечают в оценочном листе результат своей деятельности. | Личностные: понимать значение новых знаний для человека ПУУД: формулировать проблему, определять цель учебной деятельности РУУД: принимать и сохранять учебную задачу КУУД: оформлять свои мысли в устной форме | Оценочное суждение, самооценка умения определять и формулировать проблему и цель урока в оценочном листе «Анкетирование» |
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) – (6 мин) | |||
Организует групповую работу учащихся для определения средств и способов решения проблемной ситуации путем составления нового предложения о березе с помощью таблицы «Распространенные и нераспространенные предложения». | Составляют план достижения цели и определяют средства и способы решения проблемы (вразброс представленные этапы нумеруют в последовательности). 1. Прочитать нераспространенное предложение. 2. Придумать/найти (используя слова для справок) слова для распространения предложения. 3. Определить место данных слов в предложении. 4. Записать распространенное предложение. Работают с таблицей «Распространенные и нераспространенные предложения» (Приложение2) | Личностные: развивать познавательную активность учащихся ПУУД: выдвигать предположения, структурировать знания РУУД: планировать свою учебную деятельность КУУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться | Самоконтроль |
5. Реализация построенного проекта – (7 мин) | |||
Организует групповую работу учащихся по обсуждению предложенных вариантов построенного проекта. Организует самостоятельную работу с учебником. Организует работу по коллективному составлению текста о березе с целью выявления роли распространенных предложений в русском языке. Организует работу по составлению алгоритма определения распространенных и нераспространенных предложений. Организует рефлексию деятельности по умению работать в группе. | Представляют результаты работы с таблицей «Распространенные и нераспространенные предложения», сравнивают предложения и делают выводы. Читают информацию в учебнике и сопоставляют с выводами, сделанными в ходе практической деятельности. Составляют текст из распространенных предложений. В поле росла одинокая белоствольная береза. Юная красавица видела чистое голубое небо. Ранней весной у березы вырастали маленькие клейкие листочки. Она искренне радовалась этому удивительному событию. Делают вывод о значимости распространенных предложений в речи. Составляют алгоритм «Как определить распространенное и нераспространенное предложение» 1. Прочитать предложение. 2. Найти грамматическую основу. 3. Найти второстепенные члены предложения (если они есть). 4. Сделать вывод. Отмечают в оценочном листе результат своей деятельности. | Личностные: проявлять интерес к новому содержанию ПУУД: осуществлять синтез как составление целого из частей, строить алгоритм действий РУУД: делать выводы по результатам работы КУУД: сотрудничать в совместном решении проблемы | Оценка работы группы, самооценка умения работать в группе в оценочном листе «Анкетирование» |
6. Первичное закрепление – (5 мин) | |||
Организует работу в парах по заполнению сравнительной таблицы «Распространенные и нераспространенные предложения» Организует работу с электронным приложением к учебнику (работа с текстом). | Работают в парах, заполняют таблицу (знаком «+» и «-») «Распространенные и нераспространенные предложения» по критериям: 1. Наличие главных членов предложения. 2. Наличие второстепенных членов предложения. Одна пара работает за компьютером, остальные – находят и отмечают в тексте распространенные и нераспространенные предложения на основе ранее составленного алгоритма. | Личностные: развивать познавательную активность ПУУД: осуществлять сравнение по заданным критериям РУУД: действовать по алгоритму КУУД: осуществлять работу в паре | Заполнение таблицы |
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу – (5 мин) | |||
Организует самостоятельную работу с учебником по составлению распространенного и нераспространенного предложения. Организовывает сопоставление учащимися работ по образцу (документ-камера) с исправлением ошибок. Организует рефлексию деятельности по умению работать самостоятельно. | Самостоятельно составляют и записывают нераспространенное и распространенное предложение из группы слов (Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.) Более сильные учащиеся дополнительно работают по карточке: распределяют предложения по двум изученным группам. Осуществляют взаимопроверку по образцу с необходимой коррекцией. Отмечают в оценочном листе результат своей деятельности. | Личностные: оценивать содержание усваиваемого материала, исходя из личных знаний ПУУД: извлекать информацию из иллюстрации, текста РУУД: сравнивать результат с эталоном КУУД: осуществлять взаимоконтроль | Взаимооценка, самооценка умения работать самостоятельно в оценочном листе «Анкетирование» |
8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – (4 мин) | |||
Организует рефлексию содержания учебного материала, рефлексию деятельности по предложенным критериям успешности, оценки эмоционального состояния | Аргументируют актуальность высказывания на уроке: «Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». Продолжают фразы: теперь я знаю…, я научился(лась)…, я понял… Представляют результат своей деятельности с помощью оценочного листа «Анкетирование». Оценивают свое эмоциональное состояние на уроке с помощью сигнальных карточек «Светофор» | Личностные: осознавать свои возможности в учении ПУУД: обобщать изученное РУУД: оценивать результаты своей деятельности КУУД: оформлять свои мысли в устной форме, слышать и понимать речь других | Рефлексия с использованием оценочного листа «Анкетирование» |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – (2 мин) | |||
Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике. Обсуждает возможные трудности. Обеспечивает дифференцированность домашнего задания. | Слушают и записывают домашнее задание в дневник по выбору: Правило в учебнике с.35 1. Задание в учебнике с. 36 упр. 42; 2. Выписать из художественной литературы 2 предложения: распространенное и нераспространенное; 3. Задание для работы в классе: придумать текст из нераспространенных предложений. Ребятам в классе нужно будет распространить данные предложения. | Личностные: связывать свои успехи с трудолюбием ПУУД: систематизировать изученное РУУД: объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание КУУД: Слушать учителя, задавать уточняющие вопросы | Оценка умения применять полученные знания при выполнении упражнений |
Приложение 1
Оценочный лист «Анкетирование»
Подчеркни выбранный вариант ответа
Осуществлять учебные действия, учитывая выделенные учителем ориентиры | доволен / не доволен |
Проводить целеполагание | активно / пассивно |
Договариваться и приходить к общему решению в группе | легко / трудно |
Владеть общим приемом решения учебных задач | понятен / не понятен |
Оценивать правильность выполнения действия | легко / трудно |
Приложение 2
Заполните таблицу
«Распространенные и нераспространенные предложения»
Распространенные предложения | Нераспространенные предложения |
Слова для справок: белоствольная, раскинула, на поляне, сережки, нарядилась, стройная, красавица.
Список используемой литературы
1. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др. / М.: Просвещение, 2013
2. Универсальный словарь русского языка: Начальная школа / под ред. О.Л.Соболевой, М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012
3. http://nashzeleniymir.ru/береза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 1 класс ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта урока русского языка 1 классТекст и предложение...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Главные члены предложения"
Урок разработан по УМК "ПЕРСПЕКТИВА"...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник Поляковой А.В.
Данный урок может быть исползован на уроке русского языка в 4 классе. Конспект составлен по технологии системно-деятельностного подхода....
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.
Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение."
Урок фиксации и систематизации нового знания. Цель: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знани...