Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Распространенные и нераспространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кокорич Марина Леонидовна

Урок открытия новых знаний из раздела «Предложение» разработан по УМК «Школа России», построен с использованием  технологии деятельностного подхода с применением ИКТ и ориентирован на формирование знаний, умений и навыков учащихся на основе их самостоятельной познавательной деятельности, то есть на достижение планируемых результатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasprostranennye_i_nerasprostranennye_predlozheniya.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Кокорич Марина Леонидовна

учитель начальных классов

МБОУ «Сибирская СОШ №1»

Омского муниципального района

Омской области

Пояснительная записка

1. Тема урока: Распространенные и нераспространенные предложения.

2. Место урока в разделе: 8 урок из 12 по разделу «Предложение».

3. Тип урока: урок открытия нового знания.

4. Форма урока: проблемный урок.

5. Цель урока: Формирование и развитие учебно-познавательного интереса к умению различать распространенные и нераспространенные предложения на основе сравнения с выделением их существенных признаков в ходе совместной деятельности.

6. Задачи урока (планируемые результаты):

Личностные:

формировать положительную мотивацию к обучению; осознавать значимость умения применять новое знание; осознавать свои возможности в учении, осознавать причины успешной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: выделять информацию из текста в соответствии с целью задания; сравнивать, устанавливать сходства и различия по заданным критериям; строить алгоритм действий, работать по алгоритму

Регулятивные: определять проблему, цель урока совместно с учителем; принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать свои достижения с помощью критериев оценивания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения в сотрудничестве; работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера; работать в группе, договариваться и приходить к общему решению.

Предметные:

определять признаки предложения; находить подлежащее и сказуемое (грамматическую основу); находить второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения.

7. Методические рекомендации:

Урок открытия новых знаний из раздела «Предложение» разработан по УМК «Школа России», построен с использованием  технологии деятельностного подхода с применением ИКТ и ориентирован на формирование знаний, умений и навыков учащихся на основе их самостоятельной познавательной деятельности, то есть на достижение планируемых результатов.

Оборудование и материально-техническое обеспечение:

Мультимедийная установка, документ-камера, презентация, учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе Русский язык 2 класс Часть1 В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М: Просвещение 2015, универсальный словарь русского языка, карточки для парной и групповой работы, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы, сигнальные карточки для самооценки, «Светофор», алгоритм самооценки.


Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

1. Мотивирование к учебной деятельности – (2 мин)

Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на работу, создает условия для мотивации к учебной деятельности на основе девиза: «Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». ( М. Горький), на основе критериев успешности учебной деятельности – оценочного листа «Анкетирование».

Выполняют самооценку готовности к уроку, настраиваются на предстоящую работу, объясняя смысл высказывания.  Изучают критерии  успешности учебной деятельности – оценочный лист «Анкетирование» (Приложение 1).

Личностные:

формировать позитивное отношение к предстоящей деятельности

Познавательные (ПУУД):

извлекать информацию из таблицы (листа самооценки)

Регулятивные (РУУД):

Настраивать на продуктивную работу

Коммуникативные (КУУД):

слушать и понимать речь других

Самооценка готовности к уроку с помощью сигнальной карточки

(!, +, -)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – (6 мин)

Создает условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта на основе работы со словом, предложением.

Предлагает расшифровать слово (береза), записать его и подчеркнуть «опасные» места, для сильных учеников – разделить на слоги, поставить ударение, записать транскрипцию.

С помощью документ-камеры демонстрирует противоречие – разное написание слова учащимися.

Проводит игру «Ассоциация» со словом «береза» на основе личного опыта учащихся с целью необходимости построения предложения для конкретных сведений о березе.

Предлагает записать предложение: Росла береза. Доказать, что данная запись является предложением.

Организует рефлексию деятельности по изученному материалу.

Задает ряд уточняющих вопросов о березе, на которые учащиеся не могут ответить.

Демонстрируют знания, умения по изученной теме.

Расшифровывают слово «береза».

Записывают слово в тетрадь и подчеркивают «опасные» места. Более сильные ученики делят на слоги, ставят ударение, пишут транскрипцию.

Проверяют написание по «Универсальному словарю русского языка».

Строят ассоциативный ряд к слову береза.

Приходят к выводу, что нужно построить предложение.

Записывают предложение, находят грамматическую основу и называют признаки предложения.

Отмечают в оценочном листе результат своей деятельности.

Понимают, что данное предложение малоинформативно из-за отсутствия второстепенных членов предложения.

Личностные:

использовать и обогащать личный опыт

ПУУД:

ориентироваться в своей системе знаний

РУУД:

фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии

КУУД:

дополнять, уточнять высказанные мнения

Самооценка умения применять ранее полученные знания в оценочном листе «Анкетирование», фронтальный опрос

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности – (3 мин)

Создает учебную проблему путем постановки уточняющих вопросов  к тексту, на которые учащиеся не могут ответить (Где росла береза? Чему радовалась? и т.п.)

Росла береза. Видела небо. Вырастали листочки. Она радовалась.

С помощью подводящего диалога организует работу по формулированию темы урока, целей по опорным словам, по принятию учащимися цели урока.

Организует рефлексию деятельности по формулированию проблемы, темы, цели урока.

Проговаривают причины затруднений: отсутствие второстепенных членов предложения. Совместно с учителем формулируют тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения». Осуществляют совместное целеполагание по опорным словам (узнаем…какие предложения называют распространенными и нераспространенными, научимся…различать распространенные и нераспространенные предложения, оценим…результат своей деятельности) с принятием цели: сформировать представление о распространенных и нераспространенных предложениях с выделением их существенных признаков

Отмечают в оценочном листе результат своей деятельности.

Личностные:

понимать значение новых знаний для человека

ПУУД:

формулировать проблему, определять цель учебной деятельности

РУУД:

принимать и сохранять учебную задачу

КУУД:

оформлять свои мысли в устной форме

Оценочное суждение, самооценка умения определять и формулировать проблему и цель урока в оценочном листе «Анкетирование»

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) – (6 мин)

Организует групповую работу учащихся для определения средств и способов решения проблемной ситуации путем составления нового предложения о березе с помощью таблицы «Распространенные и нераспространенные предложения».

Составляют план достижения цели и определяют средства и способы решения проблемы (вразброс представленные этапы нумеруют в последовательности).

1. Прочитать нераспространенное предложение.

2. Придумать/найти (используя слова для справок) слова для распространения предложения.

3. Определить место данных слов в предложении.

4. Записать распространенное предложение.

Работают с таблицей «Распространенные и нераспространенные предложения» (Приложение2)

Личностные:

развивать познавательную активность учащихся

ПУУД:

выдвигать предположения, структурировать знания

РУУД:

планировать свою учебную деятельность

КУУД:

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться

Самоконтроль

5. Реализация построенного проекта – (7 мин)

Организует групповую работу учащихся по обсуждению предложенных вариантов построенного проекта.

Организует самостоятельную работу с учебником.

Организует работу по коллективному составлению текста о березе с целью выявления роли распространенных предложений в русском языке.

Организует работу по составлению алгоритма определения распространенных и нераспространенных предложений.

Организует рефлексию деятельности по умению работать в группе.

Представляют результаты работы с таблицей «Распространенные и нераспространенные предложения», сравнивают предложения и делают выводы.

Читают информацию в учебнике и сопоставляют с выводами, сделанными в ходе практической деятельности.

Составляют текст из распространенных предложений.

В поле росла одинокая белоствольная береза. Юная красавица видела чистое голубое небо. Ранней весной у березы вырастали маленькие клейкие листочки. Она искренне радовалась этому удивительному событию.

Делают вывод о значимости распространенных предложений в речи.

Составляют алгоритм «Как определить распространенное и нераспространенное предложение»

1. Прочитать предложение.

2. Найти грамматическую основу.

3. Найти второстепенные члены предложения (если они есть).

4. Сделать вывод.

Отмечают в оценочном листе результат своей деятельности.

Личностные:

проявлять интерес к новому содержанию

ПУУД:

осуществлять синтез как составление целого из частей, строить алгоритм действий

РУУД:

делать выводы по результатам работы

КУУД:

сотрудничать в совместном решении проблемы

Оценка работы группы, самооценка умения работать в группе в оценочном листе «Анкетирование»

6. Первичное закрепление – (5 мин)

Организует работу в парах по заполнению сравнительной таблицы «Распространенные и нераспространенные предложения»

Организует работу с электронным приложением к учебнику (работа с текстом).

Работают в парах, заполняют таблицу (знаком «+» и «-») «Распространенные и нераспространенные предложения» по критериям:

1. Наличие главных членов предложения.

2. Наличие второстепенных членов предложения.

Одна пара работает за компьютером, остальные – находят и отмечают в тексте распространенные и нераспространенные предложения на основе ранее составленного алгоритма.

Личностные:

развивать познавательную активность

ПУУД:

осуществлять сравнение по заданным критериям

РУУД:

действовать по алгоритму

КУУД:

осуществлять работу в паре

Заполнение таблицы

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу – (5 мин)

Организует самостоятельную работу с учебником по составлению распространенного и нераспространенного предложения.

Организовывает сопоставление учащимися работ по образцу (документ-камера) с исправлением ошибок.

Организует рефлексию деятельности по умению работать самостоятельно.

Самостоятельно составляют и записывают нераспространенное и распространенное предложение из группы слов (Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.) Более сильные учащиеся дополнительно работают по карточке: распределяют предложения по двум изученным группам.

Осуществляют взаимопроверку по образцу с необходимой коррекцией.

Отмечают в оценочном листе результат своей деятельности.

Личностные:

оценивать содержание усваиваемого материала, исходя из личных знаний

ПУУД:

извлекать информацию из иллюстрации, текста

РУУД:

сравнивать результат с эталоном

КУУД:

осуществлять взаимоконтроль

Взаимооценка, самооценка умения работать самостоятельно в оценочном листе «Анкетирование»

8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – (4 мин)

Организует рефлексию содержания учебного материала, рефлексию деятельности по предложенным критериям успешности, оценки эмоционального состояния

Аргументируют актуальность высказывания на уроке: «Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».

Продолжают фразы: теперь я знаю…, я научился(лась)…, я понял…

Представляют результат своей деятельности с помощью оценочного листа «Анкетирование».

Оценивают свое эмоциональное состояние на уроке с помощью сигнальных карточек «Светофор»

Личностные:

осознавать свои возможности в учении

ПУУД:

обобщать изученное

РУУД:

оценивать результаты своей деятельности

КУУД:

оформлять свои мысли в устной форме, слышать и понимать речь других

Рефлексия с использованием оценочного листа «Анкетирование»

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – (2 мин)

Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике.

Обсуждает возможные трудности.

Обеспечивает дифференцированность домашнего задания.

Слушают и записывают домашнее задание в дневник по выбору:

Правило в учебнике с.35

1. Задание в учебнике с. 36 упр. 42;

2. Выписать из художественной литературы 2 предложения: распространенное и нераспространенное;

3. Задание для работы в классе: придумать текст из нераспространенных предложений. Ребятам в классе нужно будет распространить данные предложения.

Личностные:

связывать свои успехи с трудолюбием

ПУУД:

систематизировать изученное

РУУД:

объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание

КУУД:

Слушать учителя, задавать уточняющие вопросы

Оценка умения применять полученные знания при выполнении упражнений


Приложение 1

Оценочный лист «Анкетирование»i

Подчеркни выбранный вариант ответа

Осуществлять учебные действия, учитывая выделенные учителем ориентиры

доволен / не доволен

Проводить целеполагание

активно / пассивно

Договариваться и приходить к общему решению в группе

легко / трудно

Владеть общим приемом решения учебных задач

понятен / не понятен

Оценивать правильность выполнения действия

легко / трудно

Приложение 2

Заполните таблицу

«Распространенные и нераспространенные предложения»

Распространенные предложения

Нераспространенные предложения

Слова для справок: белоствольная, раскинула, на поляне, сережки, нарядилась, стройная, красавица.

Список используемой литературы

1. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др. / М.: Просвещение, 2013

2. Универсальный словарь русского языка: Начальная школа / под ред. О.Л.Соболевой, М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012

3. http://nashzeleniymir.ru/береза

4. http://ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-anatolevna-shrainer/sovremenyi-urok-v-uslovijah-realizaci-fgos.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Технологическая карта урока русского языка 1 классТекст и предложение...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник Поляковой А.В.

Данный урок может быть исползован на уроке русского языка в 4 классе. Конспект составлен по технологии системно-деятельностного подхода....

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.

Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение."

Урок фиксации и систематизации нового знания. Цель: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знани...