Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глагола"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, карточки к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 139 

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ЛИЧНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ.
(Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов)

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для формирования навыка определения спряжения глаголов по неопределенной форме; совершенствовать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; способствовать развитию навыка образовывать от любого глагола формы 3-го лица единственного и множественного числа; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Упражняться в определении  спряжения глаголов по неопределенной форме; учиться правильно писать безударные личные окончания глаголов; образовывать от любого глагола формы 3-го лица единственного и множественного числа; выписывать из текста глаголы-исключения; выделять личные окончания глаголов; выполнять морфологический разбор слова; орфоэпически правильно произносить в словах ударный слог

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и речевых ситуаций из собственного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Личностные
результаты

Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов  с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

  1. Организация начала урока

– Проверим готовность к уроку.

– Здравствуйте, ребята. Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения.

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку.

Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания

. Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания и предложение.

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

- Как проверить безударное окончание глагола? ( вспоминают правило)

Выполняют чистописание.

тп тр пр

трт

Утром роса в тр.ве бл.ст.т и сверка.т .

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять вы-сказанные мнения по существу полученного задания

.Тест «Спряжение глагола»

Проводит тест по теме «Спряжение глагола».

– Выделите правильный ответ.

1. Глаголы в форме 2-го лица единственного числа имеют окончания:

а) -ешь, -ишь;

б) -ете, -ите.

2. Глаголы I спряжения имеют окончания:

а) -у (-ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (-ют);

б) -у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (ят).

3. К I спряжению относятся:

а) все глаголы на -ить + 11 глаголов-исключений;

б) глаголы на -еть, -ать (-ять), -уть, -ыть,
-оть + брить и стелить.

4. Ко II спряжению относятся:

а) все глаголы на -ить + 11 глаголов-исключений;

б) глаголы на -еть, -ать (-ять), -уть, -ыть,
-оть + брить и стелить.

5. Найдите глагол в форме 2-го лица единственного числа:

а) грузишь;

б) успеете;

в) решаешь;

г) ходим;

д) ноешь;

е) говорю;

ж) пойдешь;

з) варит.

Цель упражнения 

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Отвечают на вопросы теста.

Ключ:

1 – а

2 – а

3 – б

4 – а

5 – а, в, д, ж

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Сегодня на уроке будем упражняться в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

Принимать
и сохранять учебную
задачу.

Осознанно
и произвольно строить
речевое высказывание в устной форме

IV. Основная часть урока.

Наблюдение над языковым материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Вставьте пропущенные буквы,
укажите спряжение

Гон . шь, гре  . шь, порт . шь, чита . шь, молот . шь,
люб . шь, встреча . шь.

Цель упражнения

Осуществлять анализ объектов. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Работа в паре

Распределите слова в 2 столбика по типу спряжения

Меша . шь, черт . шь, дыш . шь, протян . шь, зиму . шь, обид .т, бре . шь, замеча . м, чист . те

Цель упражнения

V. Первичное закрепление знаний.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.

Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Осознанно
и произвольно строить

речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа
по парте

Запись под диктовку

ВЫЛЕЗет медведь весной из берлоги, отыщет  муравейник, разроет, разворошит  его, а потом слизывает муравьёв с лапы.

Цель упражнения:

Проверка по слайду

Вывод:

Работа по учебнику (упражнение 194)

– Прочитайте. Определите спряжение глаголов.

– Выпишите глаголы в таком порядке:

а) глаголы I спряжения;

б) глаголы II спряжения на -ить;

в) глаголы-исключения II спряжения.

– Образуйте от любого глагола формы 3-го лица единственного и множественного числа. Запишите их.

Записывают глаголы по группам в соответствии со спряжением.

Глаголы

I спряжения

Глаголы II спряжения
на
 -ить

Глаголы-исключения

II спряжения

Веять, болеть, доказать, мечтать, прыгнуть, сверкать

Наклеить, варить, запомнить, ловить, беспокоить

Держать, смотреть, вертеть, обидеть

Образуют от любого глагола формы 3-го лица единственного и множественного числа.

Болеть – болеет, болеют.

Составляют схему-алгоритм. (См. РМ, Приложение 4.)

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

– Прочитайте загадки. Отгадайте.

– Поработайте в парах. Подчеркните глаголы-исключения II спряжения

Отгадывают загадки. Вставляют пропущенные буквы.

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

(Сорока.)

Шагаешь – впереди лежит. Оглянешься – домой бежит. (Дорога.)

Сидит на крыше, всех выше, дымом дышит.

(Труба.)

Сам не видит и не слышит, ходит, бродит,
рыщет, свищет, кто навстречу попадется – обнимает и дерется. (Ветер.)

Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.

(Трактор.)

Понимать
на слух ответы одноклассников. Строить понятные для собеседника высказывания. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

– Что нового узнали на уроке?

– Что надо знать о I и II спряжении?

– Расскажите о правиле написания безударных личных окончаний глаголов. 

– Понравилась ли вам работа на уроке?

(См. РМ, Приложение 5.)

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Обобщают то, что узнали о спряжении: спряжение глаголов – это их изменение по лицам и числам. В зависимости от личных окончаний глаголы можно отнести к I или II спряжению. Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с «е» или «и», например: пиш но вид

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее
задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить  упражнение 195 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 класс

Слайд 2

Тест «Спряжение глагола» 1. Глаголы в форме 2-го лица единственного числа имеют окончания: а) - ешь, -ишь ; б) -ете, -ите .

Слайд 3

2. Глаголы I спряжения имеют окончания: а) - у (-ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (-ют) ; б) -у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (ят) .

Слайд 4

3. К I спряжению относятся: а) все глаголы на - ить + 11 глаголов-исключений; б) глаголы на -еть , -ать ( -ять ), -уть , -ыть , -оть + брить и стелить .

Слайд 5

4. Ко II спряжению относятся: а) все глаголы на -ить + 11 глаголов-исключений; б) глаголы на -еть , -ать ( -ять ), -уть , -ыть , -оть + брить и стелить .

Слайд 6

Проверка 1 – а 2 – а 3 – б 4 – а

Слайд 7

Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями закрепим умение повторим будем развивать

Слайд 8

Вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение Гон . шь, гре . шь, порт . шь, чита . шь, молот . шь, люб . шь, встреча . шь.

Слайд 9

Работа в паре

Слайд 10

ПРОВЕРКА I спр II спр мешаешь чертишь протянешь дышишь зимуешь обидит бреешь чистите замечаем

Слайд 11

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ВЫЛЕЗ ЕТ МЕДВЕДЬ ВЕСНОЙ ИЗ БЕРЛОГИ, ОТЫЩ ЕТ МУРАВЕЙНИК, РАЗРО ЕТ , РАЗВОРОШ ИТ ЕГО, А ПОТОМ СЛИЗЫВА ЕТ МУРАВЬЁВ С ЛАПЫ.

Слайд 12

Самостоятельная работа Работа по учебнику (упражнение 194)

Слайд 13

Найди лишнее слово 1)Пишем, вяжем, стираем, дружим 2)Строим, клеим, отвечаем, говорим 3)Молчат, посеют, думают, живут 4)Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать



Предварительный просмотр:

Вставьте окончания, укажите стрелкой к какому спряжению относится глагол

I

спряжение

Меша . шь

черт . шь

дыш . шь

протян . шь

зиму . шь

обид .т

бре . шь

замеча . м

чист . те

II

спряжение

Вставьте окончания, укажите стрелкой к какому спряжению относится глагол

I

спряжение

Меша . шь

черт . шь

дыш . шь

протян . шь

зиму . шь

обид .т

бре . шь

замеча . м

чист . те

II

спряжение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Тренировка в правописании личных окончаний глаголов».

урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для 4 класса...

Урок- закрепление русского языка по теме: "Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения"

Цели урока:·         закрепить знания о неопределенной форме глагола;·         упражнять в написании безударных личных о...

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...

Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...