Род имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Автор: Фатеева Т.А..Основное содержание темы, понятия и термины "Род имён существительных". Определение рода имён существительных. Соблюдение грамматических норм письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Урок 82.
Место проведения: 3б класс МОУ «СОШ п.Горный»
Время проведения: 17.01.2018г
Учитель: Фатеева Т.А.
Тема : Урок 82. Род имён существительных
Тип урока: Открытие знаний и способов действий.
Цель урока: Создать условия для развития умения определять род имён существительных.
Планируемые результаты:
Предметные : Проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть слова, часть речи; контролируют свои действия, проверяют написанное
Личностные : Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении
Универсальные учебные действия (метапредметные) :
Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают небольшие тексты; используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Регулятивные :определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия.
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражают свои мысли последовательно, чётко и ясно
Основное содержание темы, понятия и термины: Род имён существительных. Определение рода имён существительных. Соблюдение грамматических норм письменной речи.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок.
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
II. Чистописание
Честь , достоинство, слава.
III. Постановка учебной задачи.
Отгадайте загадки и запишите отгадки.
- Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает. (газета)
- Он коричневый и сладкий,
Любят, есть его ребятки,
Взрослый тоже очень рад,
Скушать вкусный… (шоколад)
- В городе по рельсам ходит,
Он народ с работы возит!
На дороге не зевай,
Впереди идёт… (трамвай)
- Весит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок. (яблоко)
- Он в яйце есть и в цыплёнке,
В масле ,что лежит в маслёнке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (жёлтый )
-Посмотрите на слова. Найдите лишнее слово. (желтый) Почему? (прилагательное)
-Давайте вспомним, что мы знаем об им. сущ. (собираем схему)
В виде ромашки составляем кластер:
- самостоятельная часть речи;
-обозначает предмет;
-отвечает на вопросы кто? и что?
-бывает одушевлённым и нарицательным;
-изменяется по числам
-?
Появился знак вопроса.
-Всё ли мы знаем об имени существительном?
-Послушаем сказку .
В стране мудрой королевы Морфологии жили имена существительные. И были они настолько похожи друг на друга, что сама королева их часто путала и объявила королева , что наградит того, кто придумает, как различать имена существительные.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром они принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить . Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала : «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. А те ,что остались неопределёнными, пусть будут среднего рода. Вот так и появился род у существительных.
С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имён существительных.»
-Что же это за признак, по которому стали различать существительные? И на какие группы разделились все существительные? (род)
- Ты наверняка обратил внимание, что о каких-то именах существительных мы скажем он, мой (ребята подбирают такие слова); о других –она, моя (подбирают слова) ; и о третьих –оно, моё (подбирают слова). По ходу названия слов на доске записываются эти слова.
- По какому же признаку разделены эти группы? (это признак -род)
Вместо знака вопроса на ромашке появляется листочек «изменяется по родам»
-Кто может назвать тему нашего урока? (Род имён существительных)
-Как вы думаете, какая цель нашего урока? (научится определять род имён существительных)
- Для чего мы будем учиться определять род имён существительных (ответы ребят)
-Что для этого нам нужно сделать? (найти информацию)
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
Работа с правилом с.160
-Итак, что мы должны сделать, чтобы определить род?(найти имя сущ., заменить его местоимением, по местоимению определить род)
V.Физминутка.
Теперь можно потренироваться в определении рода имён существительных.
- Выполним упражнение на экране. Показ упражнения через проектор
117. Определи род имён существительных. Распредели слова в 3 группы.
Волк, белка, орёл, лебедь, серебро, железо, гора, река, канал, пещера, золото, свинец, рука, нога, копыто, сапог, туфелька, дупло, хлеб, зерно, луна, солнце, небо, воздух, ветер, погода.
- Какого рода у нас существительные в первом столбике?(сущ.мужского рода, потому что местоимение он относится к мужчинам) –А второй и третий?
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Предлагается самостоятельно выполнить задание. Показ упражнения через проектор
119. Выпиши сначала названия лесных растений, а потом –полевых. Определи род имён существительных.
Рожь, овёс, осина, ландыш, клевер, фиалка, липа, ячмень, сосна, малина, пшеница, берёза, гречиха, рябина, василёк, ель, клён.
-Давайте проверим. Где ошиблись? Почему?
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Услышим скоро мы звонок,
Пора закончить нам урок.
-Что было главное на уроке?
-Как определить род имени существительного?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-Над чем следует поработать?
VIII. Домашнее задание.
Стр.162 упр.3, стр. 160 тайны языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....
Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"
Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...
Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....
Проверочная работа по русскому языку для 4 класса по темам "Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Проверочная работа в двух вариантах подходит к любому УМК....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...