Конспект урока русского языка в 4 классе Зачем и как узнавать спряжение глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:помочь детям прийти к выводу о том, что личное окончание глагола и спряжение связаны между собой, т.к. именно спряжение подсказывает, какое окончание выбрать в личном окончании глагола; тренировать в написании глаголов с безударными личными окончаниями. Задачи:изучение способа определения спряжения глаголов по форме3 лица множественного числа;развитие умения анализировать, обобщать, классифицировать учебный материал;воспитание культуры речи и коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_zachem_i_kak_uznavat_spryazhenie_glagola.docx | 548.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК (4 КЛАСС)
УМК «ГАРМОНИЯ»
Урок 87
ТЕМА: ЗАЧЕМ И КАК УЗНАВАТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА?
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель:
- помочь детям прийти к выводу о том, что личное окончание глагола и спряжение связаны между собой, т.к. именно спряжение подсказывает, какое окончание выбрать в личном окончании глагола; тренировать в написании глаголов с безударными личными окончаниями.
Задачи:
- изучение способа определения спряжения глаголов по форме
3 лица множественного числа;
- развитие умения анализировать, обобщать, классифицировать учебный материал;
- воспитание культуры речи и коммуникативных навыков.
Оборудование:
учебник и тетрадь-задачник по русскому языку 4 класс (авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко); карточки – подсказки «ЕдУТ И спЯТ» и карточки – алгоритм определения спряжения глагола по третьему лицу множественного числа; карточки для индивидуальной работы; компьютер, проектор, презентация.
Используемые образовательные технологии:
- системно – деятельностный подход;
- технология проблемного обучения;
- личностно – ориентированная технология;
- технология групповой деятельности;
- игровая технология;
- здоровьесберегающая.
Познавательные УУД:
- Наблюдение за безударными личными окончаниями глаголов.
- Моделирование алгоритма определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
- Определение спряжения глагола по форме 3 лица, множественного числа.
- Определение грамматических признаков глаголов.
- Построение рассуждения, формулировка выводов, использование имеющиеся знания.
Коммуникативные УУД:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
- Участие в диалоге, общей беседе в соответствии с грамматическими нормами родного языка.
- Учебное сотрудничество с одноклассниками, проявление доброжелательного отношения к партнёрам.
- Развитие культуры коллективного общения.
- Ориентирование в своей системе знаний, обоснование своего ответа.
Личностные УУД:
- Формирование интереса к изучению родного языка.
- Формирование креативного мышления обучающихся.
- Самооценка своих возможностей.
Регулятивные УУД:
- Определение целей учебных заданий, планирование своих действий.
- Определение и фиксирование учебной задачи.
- Обучение умению контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты.
- Выделение и осознание того, что усвоено.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот книжки на столе
А вот тетрадки.
Не будем мы играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важен –
В конце урока скажем!
II. Мотивация на урок и актуализация знаний.
- С какой частью речи мы с вами работали на предыдущих уроках?
- Что вы уже знаете о глаголе? Д/игра «Я знаю больше».
- Скажите, кому было трудно выполнять домашнее задание?
- Молодцы! Значит, вы уже хорошо научились определять спряжение глаголов.
- А теперь перед вами такое задание. По личным окончаниям глаголов определите спряжение. СЛ. № 94
______ёшь,
______им,
______ите,
______ат;
______ём,
______ют,
______ишь,
______ят,
______ут.
- Как вы определили спряжение зашифрованных слов?
( По букве гласного в окончании -И или -Е;
По 3 л., мн. ч. –УТ, -ЮТ или –АТ, -ЯТ).
- Как вы думаете, всё ли вы знаете о спряжениях глагола?
- А хотите знать больше?
- Тогда приоткроем двери знаний и заглянем в сегодняшний урок.
Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь, на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.
III. Постановка учебной задачи.
- Ребята, а вы знаете, зачем нам узнавать спряжение глаголов?
- Давайте попробуем выполнить следующее задание, которое нам поможет разобраться и ответить на этот вопрос.
- Мне сейчас поможет Даша. Она загадает вам загадку…
Что это? (Снежинки)
- Молодцы! Эта загадка спряталась у вас в П.Т. на с. 31.
- Откройте с.31 в П.Т., Упражнение 404.
- Но что случилось? В загадке чего-то не хватает!
- Как сделать загадку ясной? Что нужно вставить? (Окончания)
- Вставьте окончания в слова и восстановите загадку, сделайте её понятной. А в местах, где затрудняетесь с выбором буквы, оставляйте «окошко».
Бел___пчёл из син___ туч___
Вылета___ рой летуч____.
Не гуд___ и не куса____,
На ладошк__ тёпл___ та___.
- Это задание выполняйте в парах (Знак).
Проверка выполнения задания.
- Прочитайте загадку, которая у вас получилась.
Белых пчёл из синей тучи
Вылета.т рой летучий.
Не гудит и не куса.т,
На ладошке тёплой та.т .
- В каких словах вы не смогли вставить букву, засомневались?
- Какая это часть речи?
- Подчеркните все глаголы.
- А теперь попробуйте определить спряжение этих глаголов.
(Дети затрудняются, только в одном глаголе «гудит» могут определить спряжение).
- Слово «гудит» тоже глагол, но в нём вы без труда вставили букву в окончании и определили спряжение.
Почему же в остальных глаголах затруднились и в букве, и в спряжении?
(Безударный гласный в окончании глагола. Не знаем, как проверить. Не знаем, как определить спряжение.)
- Перед нами проблема – мы не можем поставить букву в безударное личное окончание глагола, не можем определить спряжение.
- Попробуйте сформулировать тему урока, определить, что мы будем делать сегодня на уроке?
(Как определять спряжение глаголов с безударными окончаниями?)
Научиться определять спряжение глагола с безударными окончаниями.)
IV. Выход из затруднения.
- Ну, что ж, здорово нам было на прошлых уроках, мы видели все буквы в личных окончаниях глаголов или четко их слышали, т.к. они были под ударением .
- Так как вы считаете, что же нам нужно узнать у глагола, чтобы правильно выбрать букву для написания безударного личного окончания глагола?
(Нужно узнать спряжение).
- А теперь проверим ваши предположения.
Прочитайте сообщение в вашей П.Т. - с.32.
- Так какой же вывод мы сделаем?
(Чтобы правильно выбрать букву в окончании глагола, нужно прежде всего определить спряжение, к которому относится глагол).
Впишите недостающие слова на свободной линии.
- А теперь прочитайте ещё раз начало этого рассуждения :
«Глагол может быть I или II спряжения. В окончаниях разных спряжений – разные буквы гласных. Они известны».
- Какие это буквы? ( Е или И).
- Что вы знаете об этих буквах? ( Е - I спряжение, И - II спряжение).
- Вернёмся к нашей загадке . СЛ. № 95 (без букв в окончаниях )
- Так, как же нам определить спряжение, чтобы вставить нужную букву?
- А как мы раньше определяли спряжение? По буквам Е, И мы не можем, т.к. нам нужно эти буквы вставить.
- Какой ещё способ мы знаем? (По 3 лицу множеств. числа).
- Давайте попробуем проверить на глаголах из загадки.
(Дети выписывают в столбик глаголы, а рядом -форму 3 лица мн.ч.)
Я показываю эти глаголы на доске.
- Какой вывод мы сделаем? Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно? …
(Нужно поставить глагол в форму 3 лица, множественного числа).
- А теперь отдохнём!
- Я буду называть глаголы. Если глагол с ударным окончанием – хлопаете в ладоши, если с безударным – приседаете.
Мечтает, рисует, стучит, прыгает, пищит, дышит, идёт, стирает, плавает, поёт, танцует, клюёт.
V. Реализация проекта (вывода).
- Посмотрите на экран. Перед вами слова. СЛ. № 96
Крич.м, (он) готов.т, молч.шь, (мы)тон.м, стреля.те, (он) бер.т.
- Назовите глаголы, в которых личные окончания под ударением.
Кричим, молчишь, (он) берёт.
- А теперь назовите глаголы, в окончаниях которых вы сомневаетесь. (он) готов.т, (мы) тон.м, стреля.те.
- Запишите эти слова. В безударной позиции ставьте «окошко».
- Как вы будете действовать в выборе буквы? Давайте составим АЛГОРИТМ действий.
(АЛГОРИТМ – вывесить на доске).
( Шаг 1. Сначала поставим глагол в форму 3 лица, мн.ч.,
Шаг 2. Затем определим спряжение по словам-подсказкам,
Шаг 3. И теперь по спряжению вставим букву).
VI. Первичное закрепление (в группах)
- Перед вами рисунки «Зимние забавы» СЛ. № 97
Вам необходимо найти как можно больше глаголов с безударными окончаниями (3л., ед.ч., наст.вр.) «спрятанных» на рисунках и выписать их на листочки, определяя спряжение и объясняя выбранную букву в окончании.
-В этой работе вам поможет вопрос-командир «Что делает?»
- На выполнение этого задания я даю 1 минуту.
(Дети (один от группы) по очереди выходят к доске и записывают слова, пользуясь алгоритмом, объясняют написание окончаний).
Лепит, едет, вставляет(морковь), катается, ходит, помогает, кидает, бросает, танцует, дарит, выглядывает (Буратино), кормит, гладит, спорит, мирит…
VII. Самостоятельная работа (по карточкам)
- Пользуясь АЛГОРИТМОМ, вставьте правильную букву в безударное окончание глаголов.
Кто землю леле . т – того земля жале . т.
Одно дерево сруб . шь – сорок посад . шь.
(Спросить двух учеников на оценку)
VIII. Итог урока.
- Ребята, в начале урока мы сказали, что урок для нас важный. Почему?
Что нового мы узнали на уроке?
– Так как же определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?
– Но есть ещё один способ, о котором вы узнаете на следующем уроке.
IX. Рефлексия.
- Кто, на ваш взгляд, сегодня лучше всех работал?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кому было трудно на уроке?
- У вас на партах лежат снеговички, которые помогут вам оценить свою работу на уроке.
- Я тоже наблюдала за вашей работой на уроке и поставила вам такие оценки…
Домашнее задание: упражнение 411 (выполняя это упражнение, понаблюдайте, останутся ли у вас глаголы с «окошками»).
- Я благодарю всех за урок !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'
Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"
В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы, тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: I и II спряжение глаголов настоящего времени. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знания о наличии у глаголов двух спряжений.Планируемые результаты:Предметные:знать: окончания глаголов 1 и 2 спряжения настоящего времени.уметь: определять спря...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор» Цели деятельности учителя: закрепление навыков разбора глаголов как части речи, правопи...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема: Единственное и множественное число глаголов.
Цели: познакомить с единственным и множественным числом глагола, их отличительными признаками в речи, развивать речь и коммуникативные навыки.Задачи:осознать особенности изменения числа глагола в соче...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами
Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами...