Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их
Задачи:
-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;
-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;
- прививать любовь и интерес к родному языку.
Характеристика деятельности учащихся:
формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных
побуждение к активному включению в различные виды деятельности
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Технические средства обучения
Презентация PowerPoint.
Компьютер
Мультимедийный проектор; лист достижений ученика;словарные слова; карточки с заданием для работы в парах; смайлики;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_imena_sushchestvitelnye.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России» 3 класс
Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их
Задачи:
-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;
-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;
- прививать любовь и интерес к родному языку.
Характеристика деятельности учащихся:
формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных
побуждение к активному включению в различные виды деятельности
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Технические средства обучения
Презентация PowerPoint.
Компьютер
Мультимедийный проектор; лист достижений ученика;словарные слова; карточки с заданием для работы в парах; смайлики;
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Развитие УДД |
1.Орг. момент Самоопределение к деятельности. Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | -Здравствуйте, ребята. - Какое настроение у Вас?(показывают смайлики) -Надеюсь, что мы сегодня на уроке вместе повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть что-то новое. - А теперь, ребята, открыли тетради, запишем сегодняшнее число и классную работу.(подчеркнуть опасные буквы)При письме сели все красиво, тетради положили правильно. -Послушайте стихотворение. У него четыре лапы, Черный нос и хвост лохматый, Очень часто громко лает, А плохих людей кусает! Он бывает забияка! Это кто у нас? Собака. -Собака самый преданный, умный и близкий друг человека, она является символом этого года. А по китайскому гороскопу собака является символом мудрости, терпения и воспитанности. Вот эти качества пригодятся нам сегодня на уроке. -Гуляя по зимнему лесу она заблудилась. Она очень хочет попасть домой, но животные приготовили для него задания. А наша собачка хочет, чтобы вы ей помогли. - Поможем. -Первое задание приготовила белка(слайд). -Послушайте. 1.Косолапый и мохнатый, Греет он в берлоге лапы. Летом любит погулять И зверушек охранять. А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (медведь) -Запишите это слово в тетради. Проговариваем мед-ведь, подчеркните орфограммы. -Белка нам еще приготовила задания. 2.Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы – Уши больше головы (Заяц) 3.Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка ... (мороз) 4.Зима в подарок нам даёт Румяные деньки. Скорей на снег, Скорей на лёд, На лыжи и … (коньки) | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей | УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. . Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала | Заяц, коньки, медведь, мороз.(на доске) -Посмотрите, внимательно на эти слова и скажите, что их объединяет? (словарные слова, сущ.) - Докажите, что они являются существительными - Что такое существительное?.(дать определение сущ-му) - А на какие две группы можно их разбить,по какому признаку? -На какой вопрос отвечают? -Что обозначают? - Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто? И на вопрос что?( живые и неживые предметы) - Можно ли сказать, что у живых предметов есть душа? - Что относится к одушевлённым именам существительным? ( люди, животные) - Что обозначают неодушевлённые имена существительные? ( неживые предметы, растения, явления окружающего мира) - Какие имена существительные называются одушевлёнными…неодушевлёнными? - Ребята! Какие вы молодцы! - А теперь, возьмите красный карандаш и синий карандаш. - Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто?, синим – на вопрос что?( А почему эти слова вы подчеркнули красным и синим карандашами. Докажите. ( определение и привести примеры) - Давайте попробуем сформулировать тему урока. Слайд) -Какую цель поставите. Цель урока: ( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) - У вас на столах лежат оценочные листы, возьмите их и оцените себя. Поставьте + или – в задании №1. - Молодцы ребята. Вы справились с заданием белки. Помогли продвигаться нашей собачке по зимнему лесу, ближе к дому. - Отправляемся дальше. | Мотивирует учащихся к изучению темы. Стимулирует желание помочь ребятам. | Принимают учебную задачу Читают слова (Ребята высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.) | УДД: регулятивные (целеполагание; планирование); познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); регулятивные(целеполагание, планирование); познавательные (постановка и формулирование проблемы; Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «одушевленные предметы», «неодушевленные предметы»; - определять имена существительные одушевленных и неодушевленных предметов и обосновывать свое мнение Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - классифицировать существительные на группы одушевленных и неодушевленных |
3. Построение проекта выхода из затруднения Цели: 1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. | Создание проблемной ситуации -Кого же встречает на пути собака?(маленьких волчат).Они тоже приготовили задания. Задание №2( на слайде) Найдите на столах карточки и выполните задания ( в парах ) проверка,сличение со слайдом - Прочитайте внимательно слова и скажите, что их объединяет?(сущ.) Обсуждайте парами. Время пошло. - А, теперь необходимо сделать из неодуш.суш.в одушевленные сущ., заменив одну буква.Работаем в парах.письменно. -Кто готов, поднимите руки.пожалуйста. Давайте проверим.(проверка) • коса; • мак; • капля; • сон. Проверка.(на слайде) Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?называют (неодушевлённые предметы), имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? неодушевленными. - Возьмите свой лист достижений и оцените себя. Поставьте + или – в задании №2. - Молодцы, ребята. Вы помогли справиться с заданием волчат. -Теперь отправляемся дальше. - Ребята, собачка наша устала бегать по лесу, вы наверное тоже устали. -Давайте проведем физминутку для пальчиков. Твоя ладошка- это пруд(показ.лев.ладошку) По ней кораблики плывут(правый указ.пальцем рисуем волны.) Твоя ладошка-как лужок А сверху падает снежок.(на левой ладошке прикасайтесь кончиками пальчиков правой руки) Твоя ладошка, как тетрадь В тетради можно рисовать(указ. пальцем рисуем круг, треугольник, квадрат) Твоя ладошка, как дорожка А по дорожке ходят собачки(шагаем) Молодцы,ребята. | Уточняет тематические рамки. Организует работу на карточках, поясняет задание Ученики оценивают свои знания Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока. | Организует формулировку темы и постановку цели урока. Знакомит учащихся с листом достижений, в котором темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать работают на карточках индивидуально, устно проговаривают вывод, а затем выполняют вторую часть задания Делают вывод: Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? Называют (одушевлённые предметы) | |
4 Реализация построенного поекта. Цель: 1)Организовать уточнение и согласование темы урока. 2)Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач сих проговариванием во внешней речи: 3) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. | -Ребята, идем дальше. -Кого мы встречаем в лесу?(Зайца)-Слайд Задание №3 -Метель разнесла все слова в лесу. Давайте поможем собачке, собрать слова и распределять их в две группы. -Поможем. Итак, один ученик выходит к доске, собирает слова в два столбика., а вы будете помощниками.(одуш.в один столбик, неодуш. в другой столбик) Зима,лыжник,январь,лесник,метель,снегирь,серебристый. -Итак, давайте проверим. -Что у вас получилось? -Какие слова собрали в 1 столбик? Во второй столбик? Вывод. Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №3 -Заданием зайца справились, отправляемся дальше. - А на пути собачка встречает лису. А лиса предлагает выполнить музыкальную паузу.(слайд) -Понравилось вам задание, нашей собачке тоже понравилось. ФИЗМИНУТКА | УДД: логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); Познавательные умения: - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение; Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию. Предметные умения: - рассказывать о признаках имени существительного; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные по группам; - проводить исследование имен | ||
5. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: | -На пути встречается лось.А лось предлагает выполнить задание по учебнику. Задание №4 Работа с учебником. -Открыли учебники,с.13,упр.18 -Прочитайте задание. Читаем по цепочке и назовите слова какой частью речи являются. Запишите упр.18. и распределите слова на две части. 1 вариант-выпишите пять слов, которые отвечают на вопрос кто? 2вариант-выпишите пять слов, которые отвечают на вопрос что? Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №4. Вы помогли справиться с заданием лося. | . УДД: регулятивные (волевая саморегуляция); познавательные (общеучебные логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); работу, поставьте + или – в задании №3 задания №3 коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); Познавательные умения: - определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных; Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. | ||
- | ||||
7.Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | 7.Рефлексия - Итак, обобщим наши знания. - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? - Почему имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные? Приведите примеры. - Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем? -Оцените свою деятельность на уроке . Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании 1) Положите перед собой рабочие листы. -Поднимите руку, кто получил четыре + и получает предварительно «5»? - У кого три + и предварительная «4»? - Если было на уроке все понятно, берете зеленый стикер и прикрепляете где записано зеленым цветом- Было понятно. -Если на уроке было интересно, то берете - Если на уроке узнали новое, то берете оранжевый стикер - Если вам на уроке было трудно, то берете красный стикер … Сегодня вы, действительно, были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать. - Какое задание вам больше понравилось? - Где вам пригодятся полученные знания? Домашнее задание: - А теперь,ребята, в нашем лесу наши животные помощники нашли мешок, они приготовили необычное д/з. - А вы хотите узнать?Что там? - Я сейчас мешок открою, а вы из мешка каждый достаньте один комочек снега и раскрывайте нам д/з. Написать мини – сочинение на тему «Собака- друг человека». - Молодцы, ребята! Все задания выполнены. Наша собачка вернулась домой и она очень довольна вами. --Ребята, спасибо за урок. Вы действительно сегодня были активными, внимательными и любознательными. | УДД: Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Конспект урока русского языка 2 класс ОС школа 2100...
урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" УМК "Школа России"
план урока в соответствии с ФГОС НОО...
Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)
урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" ФГОС
Урок рефлексии с использованием системно-деятельностного метода...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Школа России. Урок с использованием интерактивной доски....
Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...
Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...