Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Закирьянова Гульнара Габдулзаяновна

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их

Задачи:

-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

- прививать любовь и интерес к родному языку.

Характеристика деятельности учащихся:

формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных

побуждение к активному включению в различные виды деятельности

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Технические средства обучения

Презентация PowerPoint.

Компьютер

Мультимедийный проектор; лист достижений  ученика;словарные слова; карточки с заданием для работы в парах; смайлики;

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Школа России» 3 класс

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их

Задачи:

-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

- прививать любовь и интерес к родному языку.

Характеристика деятельности учащихся:

формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных

побуждение к активному включению в различные виды деятельности

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Технические средства обучения

Презентация PowerPoint.

Компьютер

Мультимедийный проектор; лист достижений  ученика;словарные слова; карточки с заданием для работы в парах; смайлики;

Этап урока        

Содержание учебного материала

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Развитие  УДД

1.Орг. момент

Самоопределение к

деятельности.

Цель: Создать

условия для

возникновения у

ученика

внутренней

потребности

включения в

учебный

процесс

-Здравствуйте, ребята.

- Какое настроение у Вас?(показывают смайлики)

-Надеюсь, что мы сегодня на уроке  вместе повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть что-то новое.

- А теперь, ребята, открыли тетради, запишем сегодняшнее число и классную работу.(подчеркнуть опасные буквы)При письме сели все красиво, тетради положили правильно.

-Послушайте стихотворение.

У него четыре лапы,

Черный нос и хвост лохматый,

Очень часто громко лает,

А плохих людей кусает!

Он бывает забияка!

Это кто у нас? Собака.

-Собака самый преданный, умный и близкий друг человека, она является символом этого года. А по китайскому гороскопу собака является символом мудрости, терпения и воспитанности. Вот эти качества пригодятся нам сегодня на уроке.

-Гуляя по зимнему лесу она заблудилась. Она очень хочет попасть домой, но животные приготовили для него задания. А наша собачка хочет, чтобы вы ей помогли.

- Поможем.

-Первое задание приготовила белка(слайд).

-Послушайте.

1.Косолапый и мохнатый,

Греет он в берлоге лапы.

Летом любит погулять

И зверушек охранять.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (медведь)

-Запишите это слово в тетради.

Проговариваем мед-ведь, подчеркните орфограммы.

-Белка нам еще приготовила задания.

2.Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы (Заяц)

3.Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка ... (мороз)

4.Зима в подарок нам даёт

Румяные деньки.

Скорей на снег,

Скорей на лёд,

На лыжи и … (коньки)

Создаёт

условия для

возникновения

у учеников

внутренней

потребности

включения в

учебную

деятельность

Приветствуют

учителя.

Организуют своё

рабочее место,

проверяют

наличие

необходимых

учебных

принадлежностей

УДД:

личностные (действие

смыслообразования,

установление учащимися связи

между целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные (планирование

учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками)

2.Актуализация

знаний и фиксация

затруднения в

деятельности.

.

Цель:

Организовать

актуализацию

изученных

способов действий,

достаточных для

проблемного

изложения нового

материала

Заяц, коньки, медведь, мороз.(на доске)

-Посмотрите, внимательно на эти слова и скажите, что их объединяет?

(словарные слова, сущ.)

- Докажите, что они являются существительными

- Что такое существительное?.(дать определение сущ-му)

- А на какие две группы можно их разбить,по какому признаку?

-На какой вопрос отвечают? -Что обозначают?

- Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто? И на вопрос что?( живые и неживые предметы)

- Можно ли сказать, что у живых предметов есть душа?

- Что относится к одушевлённым именам

существительным?

( люди, животные)

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)

- Какие имена существительные называются

одушевлёнными…неодушевлёнными?

- Ребята! Какие вы молодцы!

- А теперь, возьмите красный карандаш и синий карандаш.

- Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто?, синим – на вопрос что?( А почему эти слова вы подчеркнули красным и синим карандашами. Докажите. ( определение и привести примеры)

- Давайте попробуем сформулировать тему урока. Слайд)

-Какую цель поставите.

Цель урока:

( научиться различать одушевлённые и

неодушевлённые имена существительные.)

- У вас на столах лежат оценочные листы, возьмите их и оцените себя. Поставьте + или – в задании №1.

- Молодцы ребята. Вы справились  с заданием белки. Помогли продвигаться  нашей собачке по зимнему лесу, ближе к дому.

- Отправляемся дальше.

Мотивирует

учащихся к

изучению

темы.

Стимулирует

желание

помочь

ребятам.

Принимают

учебную задачу

Читают слова

(Ребята

высказывают

разные версии, но

дискуссия

показывает, что

мнения учащихся

разные.)

УДД:

регулятивные (целеполагание;

планирование);

познавательные (общеучебные (поиск и

выделение необходимой информации);

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в

соответствии с целью;

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание,

используя

термины, в рамках учебного диалога

УДД:

личностные (действие

смыслообразования,

установление учащимися связи между

целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

регулятивные(целеполагание,

планирование);

познавательные (постановка и формулирование

проблемы;

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения

«одушевленные предметы», «неодушевленные предметы»;

- определять имена существительные

одушевленных

и неодушевленных предметов и обосновывать свое мнение

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку учебного задания

и вносить корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание,

используя термины,

в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- классифицировать существительные

на группы

одушевленных и неодушевленных

3. Построение

проекта выхода из

затруднения

Цели:

1)Зафиксировать

причину

затруднения.

 2)Организовать

подводящий или

побуждающий

диалог по

проблемному

объяснению нового

знания.

Создание проблемной ситуации

-Кого же встречает на пути собака?(маленьких волчат).Они тоже приготовили задания.

Задание №2( на слайде)

Найдите на столах карточки и выполните задания ( в парах ) проверка,сличение со слайдом

- Прочитайте  внимательно слова и скажите, что их объединяет?(сущ.) Обсуждайте парами. Время пошло.

- А, теперь необходимо сделать из неодуш.суш.в одушевленные сущ., заменив одну буква.Работаем в парах.письменно.

-Кто готов, поднимите руки.пожалуйста.

Давайте проверим.(проверка)

• коса;

• мак;

• капля;

• сон.

Проверка.(на слайде)

Имена существительные, которые

отвечают на вопрос что?называют

(неодушевлённые предметы), имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? неодушевленными.

- Возьмите свой лист достижений и оцените себя. Поставьте + или – в задании №2.

- Молодцы, ребята. Вы помогли справиться с заданием волчат.

-Теперь отправляемся дальше.

- Ребята, собачка наша устала бегать по лесу, вы наверное тоже устали.

-Давайте проведем физминутку для пальчиков.

Твоя ладошка- это пруд(показ.лев.ладошку)

По ней кораблики плывут(правый указ.пальцем рисуем волны.)

Твоя ладошка-как лужок

А сверху падает снежок.(на левой ладошке прикасайтесь кончиками пальчиков  правой руки)

Твоя ладошка, как тетрадь

В тетради можно рисовать(указ. пальцем рисуем круг, треугольник, квадрат)

Твоя ладошка, как дорожка

А по дорожке ходят собачки(шагаем)

Молодцы,ребята.

Уточняет тематические рамки.

Организует

работу на

карточках,

поясняет

задание

Ученики

оценивают

свои знания

Уточняет

тематические

рамки.

Организует

формулировку

темы и

постановку

цели урока.

Организует

формулировку

темы и

постановку

цели урока.

Знакомит

учащихся с

листом

достижений,

в котором

темой урока,

обсуждают цели

урока и

пытаются

самостоятельно

их

сформулировать

работают на

карточках

индивидуально,

устно

проговаривают

вывод, а затем

выполняют

вторую часть

задания

Делают вывод:

Имена

существительные

которые

отвечают на

вопрос кто?

Называют

(одушевлённые

предметы)

4 Реализация

построенного

поекта.

Цель:

1)Организовать

уточнение и

согласование

темы урока.

2)Организовать

усвоение детьми

нового

способа действий

при решении

данного класса

задач сих

проговариванием

во внешней речи:

3) Соотнесение

нового знания с

правилом

в учебнике.

-Ребята, идем дальше.

-Кого мы встречаем в лесу?(Зайца)-Слайд

Задание №3

-Метель разнесла все слова в лесу. Давайте поможем собачке,  собрать слова и распределять их в две группы.

-Поможем. Итак, один ученик выходит к доске,  собирает  слова в два столбика., а вы будете помощниками.(одуш.в один столбик, неодуш. в другой столбик)

Зима,лыжник,январь,лесник,метель,снегирь,серебристый.

-Итак, давайте проверим.

-Что у вас получилось?

-Какие слова собрали в 1 столбик? Во второй столбик?

Вывод.

Возьмите свой лист достижений и оцените себя.

поставьте + или – в задании №3

-Заданием зайца справились, отправляемся дальше.

- А на пути собачка встречает лису.

А лиса предлагает выполнить музыкальную паузу.(слайд)

-Понравилось вам задание, нашей собачке тоже понравилось.

ФИЗМИНУТКА

УДД:

логические (анализ; построение

логической

цепи рассуждений));

коммуникативные (планирование

учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками);

Познавательные умения:

- различать имена существительные

одушевленные и

неодушевленные и обосновывать свое

мнение;

Регулятивные умения

- проверять учебное задание и вносить

корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного

задания.

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание,

используя термины, представляя свою

позицию.

Предметные умения:

- рассказывать о признаках имени

существительного;

- писать имена существительные

одушевленные и

неодушевленные по группам;

- проводить исследование имен

5. Первичное

закрепление во

внешней речи.

Цель:

Организовать

усвоение детьми

нового способа

действий при

решении данного

класса задач

с их

проговариванием

во внешней речи:

-На пути встречается лось.А лось предлагает выполнить задание по учебнику.

Задание №4

Работа с учебником.

-Открыли учебники,с.13,упр.18

-Прочитайте задание. Читаем по цепочке и назовите слова какой частью речи являются.

Запишите упр.18. и распределите слова на две части.

1 вариант-выпишите пять слов, которые отвечают на вопрос кто?

2вариант-выпишите пять слов, которые отвечают на вопрос что?

Возьмите свой лист достижений и оцените себя.

поставьте + или – в задании №4.

Вы помогли справиться с заданием лося.

.

УДД:

регулятивные (волевая саморегуляция);

познавательные (общеучебные

логические (анализ; построение

логической

цепи рассуждений));

работу, поставьте + или – в задании №3 задания №3 коммуникативные (планирование

учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками);

Познавательные умения:

- определять необходимость использования

имен

существительных одушевленных и

неодушевленных;

Регулятивные умения

- проверять учебное задание и вносить

корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного

задания.

-

7.Рефлексия

деятельности (итог урока)

Цель:

Организовать

фиксацию нового

содержания,

изученного на

уроке

7.Рефлексия

- Итак, обобщим наши знания.

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

- Почему имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные? Приведите примеры.

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

-Оцените свою деятельность на уроке .

Возьмите свой лист достижений и оцените себя.

поставьте + или – в задании

1) Положите перед собой рабочие листы.

-Поднимите руку, кто получил четыре + и получает предварительно «5»?

- У кого три + и предварительная «4»?

- Если было на уроке все понятно, берете зеленый стикер и прикрепляете где записано зеленым цветом- Было понятно.

-Если на уроке было интересно, то берете

- Если на уроке узнали новое, то берете оранжевый стикер

- Если  вам на уроке было трудно, то берете красный стикер

Сегодня вы, действительно, были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.

- Какое задание вам больше понравилось?

- Где вам пригодятся полученные знания?

Домашнее задание:

- А теперь,ребята, в нашем лесу наши животные помощники нашли мешок, они приготовили необычное д/з.

- А вы хотите узнать?Что там?

- Я сейчас мешок открою, а вы из мешка каждый достаньте один комочек снега и раскрывайте нам д/з.

Написать мини – сочинение на тему «Собака- друг человека».

- Молодцы, ребята! Все задания выполнены. Наша собачка вернулась домой и она очень довольна вами.

--Ребята, спасибо за урок. Вы действительно сегодня были активными, внимательными и любознательными.

УДД:

Личностные умения:

- оценивать результат собственной

деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и

полученный результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)

урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Школа России. Урок с использованием интерактивной доски....

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...