Конспект урока по русскому языку - Имена собственные и нарицательные 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ибрева Дарья Александровна

Урок русского языка по ФГОСу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_ibreva.docx30.86 КБ
Файл russkiy.pptx81.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Планируемые  предметные результаты: понимают, что такое собственные и нарицательные имена существительные; определяют род несклоняемых собственных имён существительных; наблюдают и делают вывод об изменяемости собственных имён существительных по числам.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: осуществляют рефлексию собственной деятельности.

Регулятивные: умеют принимать и удерживать задачу учителя; осуществляют контроль и оценку своей деятельности.

Коммуникативные: умеют работать в паре, слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование урока: проектор, презентация, учебники, раздаточный материал.

этап урока

отводимое время

методы обучения

формы взаимодействия

деятельность учителя и формулировки заданий

планируемые результаты

планируемые способы оценивания  

комментарии руководителя практики

1.

Организационный

1 мин

Инструктаж

Фронтальная

Здравствуйте, дети, все приготовились к уроку.  Садитесь!

2.

Актуализация знаний

8 мин

Учебный диалог

Фронтальная

Ребята, кто может сказать, что такое существительное? (Существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» «что?»)

Что вы знаете о существительном? (его можно изменять по родам, числам…и.т)

Так, приведите мне пример существительного и докажите это (дети говорят слова)

А на какие 3 большие группы делятся существительные? (1, 2, 3 склонение)

(Включить слайд)

Хорошо.

На доске вы видите слова, прочитайте их.

(Россия (1 скл.), государство(2 скл.), река(1 скл.), Москва(1скл),  художник(2скл.), Волга(1 скл.), Есенин(2 скл.) Пермь(3 скл.), поэт(2 скл.), Чайковский(2 скл.), стих (2 скл), музыкант(2 скл.), город(2 скл.), море(2 скл.), Шишкин(2 скл), ложь(3 скл.), дочь(3скл.)

- Чем похожи слова? Какой части речи?(все имена существительные) 
- Почему? (отвечают на вопросы кто, что) 

Откройте тетради, положите их правильно, сядьте правильно отступите 2 строки, посередине запишите сегодняшнюю дату, 11 марта, Классная работа. (записывают)

Итак, вернемся к доске вам нужно определить у этих слов склонение. Давайте вспомним как мы определяем склонения у существительных?

Молодцы!

1ряд выписывает существительные только 1 склонения, второй ряд существительные 2 склонения, а третий ряд- 3 склонения.

Вопросы есть? Приступаем. Покажите свою готовность.

Проверка по слайду. Правильно ставьте плюс, нет- минус.

Кто выполнил всё правильно? У кого одна ошибка, у кого 2?

Молодцы!

 Отложите ручки.

Регулятивные: умеют принимать и удерживать задачу учителя;

Знаковая оценка «+»,

«-»

Словесная оценка (похвала)

3.

Изучение нового материала

13 мин

Учебный диалог, объяснение

Фронтальная

Ребята, а почему некоторые слова пишутся с заглавной буквы? (это, названия рек, городов, стран, фамилии..)

Верно, ребята, так почему они с заглавной буквы? (Потому что эти слова единичны, неповторимы.)

Вот Катя,  почему с заглавной буквы? Это имя человека, единичное и неповторимое.

Так вот, ребята, может кто-то догадался как называют эти слова? Эти имена существительные называются  СОБСТВЕННЫЕ. (определение на доске)

Прочитайте( 1ребёнок читает вслух)

Давайте приведем примеры ( приводят примеры)

А почему остальные с маленькой буквы? (они называют предметы)

И они не  являются единичными. Верно?

Как же такие имена существительные принято называть?

Ребята, такие имена существительные называются  НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ.

(определение на доске)

Прочитайте (1 ребёнок читает вслух)

Приведите свой пример нарицательных имен существительных? (говорят) 

 

Как пишутся имена собственные- (Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы)

Ребята, покажите своё отношение «-», «+»

Как пишутся нарицательные имена существительные? (пишутся со строчной буквы)

Ребята, покажите своё отношение «-», «+»

А почему нам важно уметь определять собственное это существительное или нарицательное? (чтобы верно писать слова)

Какие вы Молодцы!

Ребята, что вы узнали на этом этапе?

Планируемые  предметные результаты: Понимают, что такое собственные и нарицательные имена существительные;

Знаковая оценка «+»,

«-»

Словесная оценка (похвала)

4.

Физминутка

2 мин

Фронтальная

Давайте с вами разомнёмся. Встаём.

Называю собственные имена существительные – хлопок, нарицательное имя существительное – руки вверх.
Красноярск, пальто, Москва, конфета, Александр Сергеевич Пушкин, кофе, Россия, котёнок.

Молодцы! Садитесь.

Словесная оценка (похвала)

5.

Закрепление нового материала

19 мин

Учебный диалог, инструктаж

Фронтальная, парная

Ребята, давайте с вами вспомним, как определяют род у существительных? (нужно задать вопрос: он мой: папа, м.р; она моя: мама, ж.р; оно мое: солнце, ср.р).

Хорошо.

Сейчас, будем работать у доски, на слайде будут показаны слова, вы должны определить собственное или нарицательное, и определить род.

Сделайте в тетрадях 2 колонки – собственные и  нарицательные (на доске показываю) Задание понятно? Вперёд не забегаем.

Итак, 1 ребёнок выходит. Называй слово. Котёнок. Над словом подписываем род.(нариц. М.р)

Дети, покажите своё отношение «-», «+»

(Котёнок, Украина, цветок,  Маша, кровать, какао(ср.р), кенгуру(м.р), меню(ср.р), кофе(м.р), А что мы уже знаем про эти слова? Может кто-нибудь вспомнит? (слова которые нужно запомнить, род неизменяемых имён существительных)

Молодцы!

Следующее слово.

Тбилиси (город),

А что же с этим словом?

Как мы будем определять род?

Тбилиси- что это такое? (Это город)

Как же? Кто додумался?

Давайте откроем учебники на стр. 67 прочитайте правило (читают)

Так вот ребята, род таких имен существительных  определяется по роду нарицательных имен существительных, которыми можно эти слова заменить.

Мы сказали Тбилиси это город, город (он мой м.р) значит Тбилиси м.р. (Записывают)

Миссисипи (река) ж.р

Молодцы!

Ребята, что мы узнали на этом этапе?

Ребята а как ещё изменяются существительные, вот мы изменяли по родам, а как ещё? (по числам)

А изменяются ли по числам нарицательные и собственные имена существительные?

 Давайте проверим:

СТОЛ ед.ч как изменится по числу? (столы мн.ч)

 ДЕВОЧКА ед.ч (девочки мн.ч)

А слово МОСКВА? Можно ли это слово поставить во множественное число? (нет)

А почему? (Москва только одна)

А слово РОСТОВ? (Город один Ростов)

Какой мы с вами сделаем вывод? (нарицательные имена существительные – изменяются по числам. А имена собственные по числам не изменяются.)

Давайте откроем учебники на стр. 68 прочитаем правило самостоятельно.(1 ребёнок читает вслух)

(Раздать карточки)

Сейчас вы будете работать в парах.

Я раздаю карточки. Ваша задача прочитать и поставить нужную букву -  обведите правильную букву в кружочек. И объяснить. Вопросы есть?

Приступаем. (Делают задание)

Итак, закончили, проверяем. (пара говорит,объясняет)

1 предложение…

Дети, у кого так же? «-», «+»

Молодцы! Оцените свои работы, поставьте оценки, всё верно 5, 1,2 ошибки 4, и.т и подпишите работы. И подпишите.

Планируемые  предметные результаты: Понимают, определяют род несклоняемых собственных имён существительных;

Коммуникативные: умеют работать в паре, слушать собеседника и вести диалог

Регулятивные: осуществляют контроль и оценку своей деятельности

Планируемые  предметные результаты: наблюдают и делают вывод об изменяемости собственных имён существительных по числам.

Знаковая оценка «+»,

«-»

Словесная оценка (похвала)

Балльная оценка

6.

Рефлексия

2 мин

Фронтальная

Ребята, что вы сегодня узнали нового?

Имена существительные можно разделить на 2 большие группы - собственные и нарицательные.

Собственные - называют такие предметы, которые единичны и неповторимы: имена, фамилии, отчества людей, названия городов, стран, морей и т.д

(Собственные пишутся с заглавной буквы. А нарицательные со строчной)

За что вы себя можете похвалить?

Хорошо!

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр. 68 № 3.

Спасибо за урок!

Познавательные: осуществляют рефлексию собственной деятельности.

Словесная оценка (похвала)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия, государство, река, Москва, художник, Волга, Есенин, поэт, Чайковский, стих, музыкант, город, море, Шишкин .

Слайд 2

1 скл . 2 скл . 3 скл . художник Россия государство река Москва Волга

Слайд 3

Собственные имена существительные называют такие предметы, которые единичны, неповторимы : это названия стран; городов; морей; океанов; улиц; имена, фамилии, отчества людей, клички животных.

Слайд 4

Нарицательные называют предметы, которые не являются единичными : стол, конфета, телевизор, перчатки, котёнок, ослик, брат, внучка.

Слайд 5

котёнок, украина , цветок, маша, кровать, какао, кенгуру, меню, кофе, т билиси , миссисипи .

Слайд 6

Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла (С, с) ерёжку Оля. Ту ( С,с ) ерёжку нашёл ( С,с ) ерёжка , Прибежал, постучал в окошко: -Отыскалась твоя ( С,с ) ерёжка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....

Конспект урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные"

Урок разработан учителем начальных классов Галимовой А.М. Тема урока "Имена собственные и нариательные"...

Разработка урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные"

Краткая аннотация. Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Тема для учащихся  новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со с...

Конспект урока по русскому языку "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по русскому языку не тему"Собственные и нарицательные  имена существительные"...

Конспект урока по русскому языку "Имена собственные"

Цели урока: 1. Закрепление навыка правописания собственных имён 2. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, установление причинно-следственных связей.3. Воспитание  интереса к учёбе, ...