Конспект открытого урока обучения грамоте "Звук и буква Ц,ц"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему
Данный конспект урока подробно описывает знакомство первоклассников со звуком "ц" и буквой ц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_ts.docx | 32.32 КБ |
bukva_ts.ppt | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 5
Открытый урок обучения грамоте в 1 классе
по теме
"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
Учитель начальных классов
Кожевникова Наталья Юрьевна
г. Южноуральск 2014
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
- Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
- Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.
- Продолжать учить работать в парах.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
– учиться высказывать своё мнение
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других
– выразительно читать текст
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
– учиться работать в паре
Оборудование:
- презентация «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»;
- компьютер, экран, мультимедийный проектор;
- цветы из малиновой и синей бумаги, лист с изображением вазы.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будьте все внимательны,
Умны и старательны.
Глубоко сейчас вздохнем
И работать все начнем.
2. Актуализация опорных знаний
- Отгадайте загадку:
Нарядные сестрички
Головками качают,
Всех медом угощают.
- Что это? (Цветы.)
- Верно! А посмотрите, какой необычный букет прислали нам сегодня. (Слайд 2)
- Что особенного заметили? (Красные цветочки обозначают гласные звуки, зеленые и синие - согласные.)
Работа по ленте букв: - назвать гласные буквы (что их объединяет?)
- какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
- какие гласные могут обозначать 2 звука? Когда?
- назвать буквы в синих цветах (какие звуки они обозначают?)
- назвать буквы в зеленых цветах (какие звуки обозначают они?)
- Какие еще вы знаете «цветочные» слова? (Цветочек, цветик, цветной, цветочный, цветет ...)
3. Постановка цели урока.
- С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ц].)
- Как думаете, чему будем учиться?
- Итак, сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается.
4. Работа над новым материалом.
- Ребята, а в букете записка! Давайте ее прочтем. (Слайд 3)
- Куда нас приглашают?
- А кто – угадайте.
Я веселый коротышка,
Хоть и ростиком малышка.
Я люблю озорничать,
И картины рисовать.
Могу музыку писать,
На трубе большой играть.
Ну-ка, кто я, угадай-ка!
А зовут меня … (Незнайка.) (Слайд 4)
- Знаком вам этот герой?
- А кто автор произведений о Незнайке? (Носов.)
- Верно, Носов написал замечательные книги о приключениях Незнайки и его друзей. Отправимся к нему в гости?
1. Называние опорного слова
- А полетим мы на воздушном шаре. Но чтобы шар поднялся в воздух, нам нужно составить схему слова цветы.
2. Выделение нового звука, его анализ.
(Приготовили схемы) – 1 у доски
- Произнесите слово по слогам. Сколько слогов? (Два слога.) - Назовите первый слог (цве-), второй (-ты). - На какой слог падает ударение? (На второй.) - Выделите слоги-слияния. (Ве, ты.) - Какое слияние содержит мягкий согласный звук? (Ве.) - Назовите звук вне слияния. ([ц]) | (Слайд 5) |
- Давайте проанализируем новый звук. Какой он? (Согласный, глухой непарный, твердый.)
- Молодцы! А еще этот звук особый. Он не имеет пары по твердости-мягкости. Звук [ц] – всегда твердый.
- Ну, вот наш шар поднялся в воздух, и путешествие началось. Пока мы летим, давайте потренируемся произносить новый звук.
3. Артикуляция и фонетическая зарядка.
- Как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)
- А кто сможет быстро произнести скороговорку?
- Потренируйтесь произносить ее в парах, расскажите друг другу.
Разучивание скороговорки: «В цветнике цветут цветы».
Физкультурная минутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел.
4. Упражнение в слышании нового звука.
- Вы сегодня очень активно работаете. А теперь выясним, научились ли вы выделять новый звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [ц].
- Отец, щука, молодцы, крыльцо, щетка, цыпленок, курица, число, цепь.
5. Обозначение звука буквой.
- За работой мы и не заметили, как прилетели. Наш шар опустился у города.
На доске надпись: веточный город.
- Прочитайте его название. Чего не хватает? (Буквы Ц.)
- Давайте с ней познакомимся. (Слайд 6)
- На что похожа буква Ц? (Слайд 7-8)
- Теперь мы можем поставить букву Ц на ее место в названии города. А нас уже встречает Незнайка. Он что-то хочет сказать. (Слайд 9)
6. Чтение слогов-слияний.
- Поможем Незнайке? (Слайд 10)
- Что заметили? (Нет слияний с буквами я, ё, ю.)
- А почему? ([ц] – всегда твердый.)
7. Чтение слов с дополнительными пометами.
Умницы! А помните, Незнайка любил изучать разные профессии? Он похвастался, что теперь хочет стать кузнецом. А вы знаете, кто такие кузнецы и чем они занимаются? (Из раскалённого куска железа они куют разные предметы: подковы, гвозди, ключи и другие вещи.Это тяжелая профессия.) (Слайд 11)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 51. Что общего на фотографии и на рисунке?
- Давайте прочитаем слова в учебнике на странице 51 (ученики читают слова с дополнительными пометами).
Чтение стих –я С. Маршака.
- Для чего подковывать лошадей? Подчеркните слова с б. Ц
- Очень хорошо! Устали? Пора отдохнуть!
Физкультурная минутка.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться
Повторяем два раза: на одной и на другой ноге.
- А теперь – сюрприз! Незнайка приглашает нас отдохнуть… а где – угадайте! (Слайд 12)
- Куда мы попали? (В цирк.)
- А вы были в цирке? Вам понравилось? Почему?
- Кого можно там увидеть? Рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 50, она поможет вам ответить на вопрос. Найдите слова, в которых есть новый звук. (Мотоцикл, кольца, ...)
- Где происходит действие в цирке? (На арене.)
- Кто знает, что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой даются представления.)
8. Чтение текста.
- Давайте узнаем, чем заняты животные в цирке
- В каком предложении выражается отношение к цирку?
- А теперь покажем Незнайке, как хорошо мы научились читать (чтение 2-3 ребят)
5. Закрепление.
- Мы сегодня очень хорошо поработали. А хотите поиграть? Незнайка принес нам целый букет игр. (Слайд 13)
1. Игра «Что кому?» (Слайд 14)
Нужно соотнести профессии и необходимые в работе предметы
|
|
2. «Отгадай загадку».(Слайд 15)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыпленок.)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
3. «Составьте слово». (Слайд 16)
(Положить перед собой кассу букв)
Из первых букв названий предметов нужно составить новое слово.
6. Обобщение.
- Какие вы сегодня молодцы! Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня о новом звуке и букве и выясним, куда же мы поселим букву Ц на «ленте букв». (Слайд 17)
- Незнайка благодарен вам за помощь и говорит: Спасибо!
7. Итог урока, рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось? Что не понравилось?
- Возьмите цветок и раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему настроению (светлый – темный).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок обучения грамоте "Гласная буква Ё, ё."
В документе представлена разработка открытого урока обучения грамоте, апробированного на практике....
Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Чтение слов и слогов с буквой Ц»
Цель: формировать навыки плавного чтения слов по слогам, предложений и коротких текстов.Задачи:повторение и закрепление изученных букв; формирование умений различать звуки на слух и в прои...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Обучение грамоте (азбука) 1 КЛАСС по программе «Школа России» на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАОбучение грамоте (азбука)1 КЛАССпо программе «Школа России»на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»...
Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение), тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.
УМК «Школа России»Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.Тип урока: изучение нового материала.Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой...
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».1 класс...