Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение), тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

УМК «Школа России»
Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.
Тип урока: изучение нового материала.

Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой буквой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_klass.docx48.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение),

проведённого в 1 классе, МБОУ «Никольская ООШ»

Семеновой Ксенией Владимировной 05.12.2018 г.

УМК «Школа России»
Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.
Тип урока: изучение нового материала.

Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой буквой.

Задачи:
Предметные:

  • определять роль буквы е в каждом из случаев;
  • читать слоги и слова с буквой е;
  • моделировать слова и предложения с буквой е;
  • развивать фонемные умения и фонематический слух;
  • называть особенность буквы е (обозначать целый слог – слияние – два звука).

Метапредметные:

Познавательные УУД: 

  • использовать знаково – символические средства (вначале слова обозначает два звука [й’э]; после мягкого согласного обозначает звук [э]);
  • производить слого – звуковой анализ слов;

Регулятивные УУД: 

  • контролировать выполнение учебной задачи на уроке;
  • подводить ряд предметов под одно понятие;
  • формировать способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


Коммуникативные УУД:

  • учитывать позицию собеседника;
  • организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и    сверстниками.
  • адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условие деятельности в речи.

Личностные: 

  • знать основные моральные нормы поведения в новой школьной жизни; 
  • иметь представление о причинах успеха в учебе.

Оборудование: учебник В.Г.Горецкий «Азбука» Просвещение, 2017; тетрадь, мультимедиапроектор, презентация. 

Технология: коммуникативная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательные ресурсы

  1. Организация класса

Цель: мотивация к действиям на уроке.

  1. Актуализация знаний

Цель: повторить раннее изученное.

  1. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Знакомство с печатной буквой е.

  1. Изучение нового материала

Наблюдение: какие звуки обозначает буква е.

Игра «Моя Вообразилия»

  1. Работа по азбуке

 

  1. Чтение слогов с буквой е (1-я строчка)

Звуко-буквенный анализ слова ел

Звуко-буквенный анализ слова лес

Чтение 3-ей строчки

Чтение 2-ой строчки

Чтение слогов с буквой и (4-ая строчка)

Физкультминутка

Чтение слов с буквой е

Чтение 2-го, 3-го, 4-го столбиков слов

Чтение 5-го и 6-го столбиков

Чтение 7-го столбика

Чтение 8-го столбика

Чтение 9-го и 10-го столбиков

Чтение текста «Мои сны о лете»

а) Работа с текстом до чтения.

б) Работа с текстом во время чтения.

(после чтения 1-го предложения)

(после 2-го предложения)

(после 3-го предложения)

(после 4-5-го предложения)

(после 6-го предложения)

(после 7-го предложения)

в) Работа с текстом после чтения

Работа с вариантами заглавий

Работа с текстом «Душа природы» Генриха Сапгира

а) Работа до чтения

б) Работа с текстом во время чтения

(после 1-2-го предложения)

(после 3-го и 4-го предложений)

(после 5-го предложения)

(после 6-го предложения)

(после 7-го предложения)

(после 8-го предложения)

(после 9-го предложения)

(после 12-13-го предложений)

в) После чтения текста

  1.  Итог урока

  1. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Здравствуйте ребята! Проверьте порядок на парте, у вас должны лежать азбука, тетради, всё необходимое для письма.

- Тихо сядьте.

- Прозвенел уже звонок!

Начинаем мы урок.

- На какие группы делятся буквы русского алфавита?
- Назовите гласные буквы изученных звуков. 
- Назовите согласные буквы изученных звуков.


- Посмотрите на доску, здесь представлена лента букв.

- Какие гласные буквы служат для обозначения на письме твердости согласных?

- Какая гласная буква служит для обозначения мягкости согласных?

- Приведите примеры слов.

- Ребята, а как вы думаете, неужели, только одна гласная буква служит для обозначения мягкости согласных?

- Сегодня на уроке мы поищем ответ на этот вопрос.

- Ребята, повторите за мной скороговорку.

    Мы ели, ели, ели ершей у ели..

    Их еле – еле  у ели доели.

- Какие слова повторяются несколько раз?

- Одинаковое или разное значение у слова ели и еле?

- Произнесите  в слове ели первый слог?

- Сколько слышите звуков?

- Какие?

- Давайте дадим характеристику первому звуку й? Какой он?

- Какой второй звук?  

- Какой он?

- Два звука [й’э] на письме обозначаются гласной буквой е.

(Показываю печатную большую и маленькую букву е).

- Послушайте стихи.

- На что похожа буква е?

На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась,

Наша лесенка сломалась,

Буква е зато осталась.

Ева гребнем причесалась –

В нем три зубчика осталось.

Е на грядке пригодилась –

Вместо грабель потрудилась.

- Посмотрите на большую и на маленькую букву е, чем они отличаются?

- Для чего нужна заглавная буква Е?

- Ребята, давайте оденем человечка, завершите схемы-человечка, объясняю каким цветом надо закрасить башмачок.

- Буква е гласная, закрасим …

- Эта буква может обозначать два звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; буква [э] – гласный.

- Обозначим это на схеме: «туфли» закрасим в зеленый и красный цвет.

- Ребята, послушайте правило: Видишь букву «е» в начале слова, читай «е».

- Поставьте указку (карандаш) на первое слово первой строчки, и прочитайте первую строчку слогов. Давайте по цепочке читать.

- Какие слоги являются одновременно словами?

- Что они обозначают?

- Давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова ел.

- В слове ел 1 слог, т.к. один гласный звук.

Буква е обозначает два звука [й, э].

Звук [й] – согласный, мягкий, звонкий;
Звук [э] – гласный, ударный;
Звук [л] – согласный, звонкий, твёрдый.

В слове ел – 2 буквы и 3 звука.

- Буква е в начале слова обозначает два звука [й], [э].

- Посмотрите на доску, что этот?

- Давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова лес.

- К доске выходит ____________, а все остальные работают по цепочке.

- Произносим  и выделяем первый звук из полного слова.

- Назовите первый звук?

- Выделяем первый звук. Какой он?

- Произносим и выделяем второй звук в полном слове.

- Назовите второй звук?

- Выделяем второй звук. Какой он?

- Произносим  и выделяем третий звук в полном слове

- Назовите третий звук?

- Выделяем третий звук. Какой он?

- Назовите  все звуки в слове по порядку.

- Поставьте ударение.

- Разделим слово на слоги.

- Для этого вспомним правило.

- Назовите правило?

- Сколько слогов?

- Назовите в слове лес первый звук.

- Какой буквой обозначим?

- Напечатаем букву под схемой.

- Я на доске, а вы в тетрадях под схемой.

- Какая гласная должна быть после согласной, чтобы согласный произносился мягко.

- Так какая эта буква?

- Напечатаем букву е под схемой.

- Назовите в слове лес третий звук.

- Какой буквой обозначим?

- Напечатаем букву под схемой.

- Буква е после мягкого согласного обозначает звук [э].

- Прочитайте третью строчку, по цепочке.

- На что обратили внимание?

- Назовите звуки в каждом слоге. Обозначьте их соответствующими точками.

- Почему букву е называют особой, хитрой?

- Когда и какие звуки обозначают буквой е?

- Прочитайте 2-ую строчку про себя, обозначьте звуки точками.

- Прочитайте слова вслух, в которых звуков больше, чем букв.

- Ребята, как вы думаете, что такое ералаш?

- Ералаш – это вздор, пустяки, бессмыслица. Картёжная игра.

- Прочитайте слова, в которых одинаковое количество букв и звуков.

- Прочитайте слова по возрастанию количества слогов.

- Прочитайте про себя 4-ю строчку.

- Прочитай _____ вслух.

- Чем похожи буквы е и и?

- Звук [ш] – всегда твердый.

- Ребята, а теперь мы немного отдохнем.

- Послушали меня внимательно.

- Сейчас я буду говорить слова, если буква е обозначает два звука [й’э] – встают только девочки, один звук [э] – встают только мальчики, а девочки садятся на места.

- Приготовились.

Небольшой зверек с ценным мехом (енот) [й’э]

Мороженое на палочке (эскимо) [э]

Черная ягода, похожая на малину (ежевика) [й’э]

Зимой и летом одним цветом (ель) [й’э]

- Сейчас я буду говорить только слова, а вы внимательно слушайте и продолжайте.

Река [э], лиловые [э], еда [й’э], ветка [э], Елена [й’э].

- Молодцы, садитесь на места.

- Почитайте первый столбик слов.

- Что общего у этих слов?

- Прочитайте про себя слова.

- Что у них общего?

- Какие слова различаются одни слогом?

- Прочитайте слова, которые состоят из 4 букв?

- Прочитайте слова, которые состоят из 5 букв?

- Прочитайте 5-ый и 6-ой столбики про себя.

- На что обратили внимание?

- Прочитайте однокоренные слова.

 - А шествие? Одинаковое ли значение у корня?

- Интересно, что в слове шествие корень -ше-.

- Назовите звуки в этом слове.

- Что заметили?

- Прочитайте 7-ой столбик про себя, найдите ошибку и объясните ее.

- Прочитай _____ 7-ой столбик вслух.

- Какую ошибку заметили?

- Что обозначает это слово?

- Это слово не является однокоренным, у него корень -леск-.

-Найдите в словах суффиксы, выделите их.

- Прочитайте 8-ой столбик про себя.

- Прочитай _____ вслух.

- От какого слова и с помощью какого суффикса образовалось слово теремок?

- От какого слова и с помощью какого суффикса образовалось слово кустик?

- От какого слова и с помощью какого суффикса образовалось слово кусток?

- Прочитайте 9-ый и 10-ый столбик про себя.

- Какие из них однокоренные?

- Продолжите этот ряд однокоренных слов. Какое женское имя образовалось от этого же корня?

- К каким из этих слов можно поставить вопрос как?

- Прочитайте название текста на странице 103 (-ей). Сделайте предположение, о чем будет текст?

- Рассмотрите иллюстрацию, что еще можно добавить к сказанному?

- Давайте прочитаем текст. Поставьте указку (карандаш) под первую букву первого слова.

- В какой деревне есть пруд?

- Какое слово подсказывает нам, что пруд был небольшим?

- Что автор говорит нам о воде в пруду?

- Что растет у пруда?

- Что растет в пруду?

- Как вы думаете, почему у автора возникают такие чувства?

- Можно ли сказать, что перед нами весь текст?

- Как вы думаете, когда и кому это могло присниться?

- Зачем автор рассказал нам о своем сне?

- Как вы думаете, ребята, соответствует ли заглавие тексту?

- Как озаглавили бы вы этот текст?

- Я придумала несколько заглавий к этому тексту, прочитайте их.

- Какое заглавие не подходит?

- Какое заглавие передает настроение автора?

- Сегодня мы будем читать еще один текст о природе.

- Прочитайте содержание текста. Ключевые слова: цветы, душа, сделайте предположения.

- Рассмотрите иллюстрацию. Прочитаем заглавие. Что можно еще сказать?

- Прочитайте текст.

- О чем думает писатель?

- Когда автор приходит к этой мысли?

- Что можно сказать об авторе?

- Какая душа у ромашки?

- С чем автор сравнивает ромашку? Почему?

- Почему же у ромашки душа веселая?

- Согласны вы с автором?

- Какая душа у колокольчика? Почему?

- Почему у цветка ивана-да-марья две души?

- Как, по мнению автора, выглядит душа анютиных глазок?

- Почему автор так думает?

- Почему шиповник задумчиво радуется?

- А у репейника какая душа? Почему?

- Мы прочитали текст. Подтвердились ли ваши предположения?

- Что нового узнали?

- Какова же, по-вашему, главная мысль текста?

- О каждом растении автор рассказал как о человеке. Он их одушевил, наделил своим характером, сравнил их. Согласны ли вы с автором?

- Видно ли в тексте отношение автора к природе?

- Мы с вами тоже должны любить природу, беречь и охранять ее.

- О какой букве мы сегодня говорили?
- Почему эту букву называют хитрой?

- Ребята, у вас на партах смайлики без улыбок. Если вам понравился урок, то поставьте улыбку. Если не понравился урок, то смайлик будет грустным.

- Покажите мне свои смайлики.

- Ребята, мне очень понравилось работать с вами на уроке, я желаю вам хорошей учебы, быть прилежными, аккуратными учениками.

- Спасибо за урок. Молодцы!

- Согласные и гласные.

- А, О, У, Ы, И.

- Н, М, Л, Р, Б, П, В, Г, К, Д, Т, Ш, С.

- А, О, Ы, У.

- И.

- Митя …

- Ответы детей.

- Ели, еле.

- Ели – есть, еле – едва.

- [й’э]

- Два.

- [й’э]

- Согласный, мягкий, звонкий.

- Э.

- Гласный.

- Гребень, лестница, грабли.

- Размером, начертанием.

- Чтобы писать начало предложения, имена, города.

- Ел, ем, ед, ев, ес, ер, еш.

- Ел, ем.

- Ел – это когда-то ел, ем – в данный момент.

- Это лес.

- л

- Согласный,мягкий,звонкий.

- э

- Гласный, обозначаем кружочек.

- с

- Согласный,твердый,глухой.

- л э с

- Сколько в слове гласный, столько и слогов.

1 слог.

- л

- Буквой л.

- э

- с

- Буквой с

- Ле, ме, де, те, ве, не.

- Перед гласной е согласные читаются мягко, только звук [ш] – твердый.

- Она может обозначать один или два звука.

- Два звука в начале слова [й’э]. Один звук – после согласных [э], е – является показателем мягкости согласного на письме.

- Ели, ем, еда, если, ералаш.

- Ответы детей.

- Сев, мешок.

- Ем, сев, ели, еда, если, мешок, ералаш.

- Ли, ми, ди, ти, ви, ни.

- Гласные е и и обозначают мягкость предшествующего согласного.

- Лев, лес, пел.

- Эти слова состоят из одного слова, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.

- Эти слова кроме слова мел, состоят из двух слогов, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.

- Дева – дети.

- Лето, тени, река, село, дева, дети.

- Ветер, герои.

- Буква е обозначает звук [э]. Согласный [ш] –всегда твердый.

- Шест, шесток.

- Нет, разное.

- [ш э с т в’ и й’ э]. Буква е обозначает два звука [й’э], когда стоит после гласного.

- Лес, леска, лесник, перелесок.

- Леска – лишнее слово.

- Это тонкая нить на удочке.

- Терем, теремок, кустик, кусток.

- Слово теремок образовалось от слова терем при помощи суффикса -ок-.

- Слово кустик образовалось от слова куст при помощи суффикса -ик-.

- Слово кусток образовалось от слова куст при помощи суффикса -ок-.

- Свет, светло, светла.

- Светлана.

- Светло.

- Ответы детей.

- В деревне Сосновка.

- Прудик, суффикс -ик- придает слову уменьшительно-ласкательное значение.

- Вода в пруде светла.

- У пруда растут сосны.

- Кувшинки и лилии.

- Ответы детей.

- Нет начала текста.

- «Прудик в Сосновке», «Расставание», «Сосновка», «Мои сны о лете».

- Не подходит заглавие «Сосновка», так как это название деревни, а в тексте описывается пруд.

- Не подходит название «Расставание». В тексте описывается пруд, а не расставание с ним.

- «Прудик в Сосновке». Это место дорого автору, он любуется красотой маленького пруда.

- Он думает, что во всем есть своя красота.

- Когда автор гуляет по лугу или по лесу.

- Внимательный, любящий природу, поэтичный человек.

- Веселая.

- С солнышком.

- Когда солнышко светит, на душе тепло, радостно, и автор ромашку сравнил с солнцем.

- Лёгкая.

- Одна часть этого цветка желтая (это Марья), другая – синяя (это Иван). Иван-да-марья – это жених и невеста. Две души слились в одно целое.

- Клевер – неприхотливое растение. Является кормом для животных, домом для насекомых.

- Шиповник – растение, приносящее полезные плоды.

- Растет везде, наперекор всему.

- В каждом цветке автор увидел свою особенную красоту, свою душу.

79212407_1_2.gif

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Чтение слов и слогов с буквой Ц»

Цель: формировать навыки  плавного чтения слов по слогам, предложений и коротких текстов.Задачи:повторение и закрепление изученных букв; формирование умений  различать звуки на слух и в прои...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....

Конспект урока обучения грамоте на тему «Строчная буква п». 1 класс

Конспект   урока   обучения грамоте  на тему «Строчная буква п».  1 класс...

Урок обучения грамоте на тему «Знакомство с буквой «Ы. Письмо строчной буквы «ы».

Урок обучения грамоте с использованием карточек с учебными заданиями платформы "Учи.ру"...