Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение), тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
УМК «Школа России»
Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой буквой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1_klass.docx | 48.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение),
проведённого в 1 классе, МБОУ «Никольская ООШ»
Семеновой Ксенией Владимировной 05.12.2018 г.
УМК «Школа России»
Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой буквой.
Задачи:
Предметные:
- определять роль буквы е в каждом из случаев;
- читать слоги и слова с буквой е;
- моделировать слова и предложения с буквой е;
- развивать фонемные умения и фонематический слух;
- называть особенность буквы е (обозначать целый слог – слияние – два звука).
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- использовать знаково – символические средства (вначале слова обозначает два звука [й’э]; после мягкого согласного обозначает звук [э]);
- производить слого – звуковой анализ слов;
Регулятивные УУД:
- контролировать выполнение учебной задачи на уроке;
- подводить ряд предметов под одно понятие;
- формировать способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные УУД:
- учитывать позицию собеседника;
- организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
- адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условие деятельности в речи.
Личностные:
- знать основные моральные нормы поведения в новой школьной жизни;
- иметь представление о причинах успеха в учебе.
Оборудование: учебник В.Г.Горецкий «Азбука» Просвещение, 2017; тетрадь, мультимедиапроектор, презентация.
Технология: коммуникативная.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Образовательные ресурсы |
Цель: мотивация к действиям на уроке.
Цель: повторить раннее изученное.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Знакомство с печатной буквой е.
Наблюдение: какие звуки обозначает буква е. Игра «Моя Вообразилия»
Звуко-буквенный анализ слова ел Звуко-буквенный анализ слова лес Чтение 3-ей строчки Чтение 2-ой строчки Чтение слогов с буквой и (4-ая строчка) Физкультминутка Чтение слов с буквой е Чтение 2-го, 3-го, 4-го столбиков слов Чтение 5-го и 6-го столбиков Чтение 7-го столбика Чтение 8-го столбика Чтение 9-го и 10-го столбиков Чтение текста «Мои сны о лете» а) Работа с текстом до чтения. б) Работа с текстом во время чтения. (после чтения 1-го предложения) (после 2-го предложения) (после 3-го предложения) (после 4-5-го предложения) (после 6-го предложения) (после 7-го предложения) в) Работа с текстом после чтения Работа с вариантами заглавий Работа с текстом «Душа природы» Генриха Сапгира а) Работа до чтения б) Работа с текстом во время чтения (после 1-2-го предложения) (после 3-го и 4-го предложений) (после 5-го предложения) (после 6-го предложения) (после 7-го предложения) (после 8-го предложения) (после 9-го предложения) (после 12-13-го предложений) в) После чтения текста
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Здравствуйте ребята! Проверьте порядок на парте, у вас должны лежать азбука, тетради, всё необходимое для письма. - Тихо сядьте. - Прозвенел уже звонок! Начинаем мы урок. - На какие группы делятся буквы русского алфавита?
- Какие гласные буквы служат для обозначения на письме твердости согласных? - Какая гласная буква служит для обозначения мягкости согласных? - Приведите примеры слов. - Ребята, а как вы думаете, неужели, только одна гласная буква служит для обозначения мягкости согласных? - Сегодня на уроке мы поищем ответ на этот вопрос. - Ребята, повторите за мной скороговорку. Мы ели, ели, ели ершей у ели.. Их еле – еле у ели доели. - Какие слова повторяются несколько раз? - Одинаковое или разное значение у слова ели и еле? - Произнесите в слове ели первый слог? - Сколько слышите звуков? - Какие? - Давайте дадим характеристику первому звуку й? Какой он? - Какой второй звук? - Какой он? - Два звука [й’э] на письме обозначаются гласной буквой е. (Показываю печатную большую и маленькую букву е). - Послушайте стихи. - На что похожа буква е? На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась, Наша лесенка сломалась, Буква е зато осталась. Ева гребнем причесалась – В нем три зубчика осталось. Е на грядке пригодилась – Вместо грабель потрудилась. - Посмотрите на большую и на маленькую букву е, чем они отличаются? - Для чего нужна заглавная буква Е? - Ребята, давайте оденем человечка, завершите схемы-человечка, объясняю каким цветом надо закрасить башмачок. - Буква е гласная, закрасим … - Эта буква может обозначать два звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; буква [э] – гласный. - Обозначим это на схеме: «туфли» закрасим в зеленый и красный цвет. - Ребята, послушайте правило: Видишь букву «е» в начале слова, читай «е». - Поставьте указку (карандаш) на первое слово первой строчки, и прочитайте первую строчку слогов. Давайте по цепочке читать. - Какие слоги являются одновременно словами? - Что они обозначают? - Давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова ел. - В слове ел 1 слог, т.к. один гласный звук. Буква е обозначает два звука [й, э]. Звук [й] – согласный, мягкий, звонкий; В слове ел – 2 буквы и 3 звука. - Буква е в начале слова обозначает два звука [й], [э]. - Посмотрите на доску, что этот? - Давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова лес. - К доске выходит ____________, а все остальные работают по цепочке. - Произносим и выделяем первый звук из полного слова. - Назовите первый звук? - Выделяем первый звук. Какой он? - Произносим и выделяем второй звук в полном слове. - Назовите второй звук? - Выделяем второй звук. Какой он? - Произносим и выделяем третий звук в полном слове - Назовите третий звук? - Выделяем третий звук. Какой он? - Назовите все звуки в слове по порядку. - Поставьте ударение. - Разделим слово на слоги. - Для этого вспомним правило. - Назовите правило? - Сколько слогов? - Назовите в слове лес первый звук. - Какой буквой обозначим? - Напечатаем букву под схемой. - Я на доске, а вы в тетрадях под схемой. - Какая гласная должна быть после согласной, чтобы согласный произносился мягко. - Так какая эта буква? - Напечатаем букву е под схемой. - Назовите в слове лес третий звук. - Какой буквой обозначим? - Напечатаем букву под схемой. - Буква е после мягкого согласного обозначает звук [э]. - Прочитайте третью строчку, по цепочке. - На что обратили внимание? - Назовите звуки в каждом слоге. Обозначьте их соответствующими точками. - Почему букву е называют особой, хитрой? - Когда и какие звуки обозначают буквой е? - Прочитайте 2-ую строчку про себя, обозначьте звуки точками. - Прочитайте слова вслух, в которых звуков больше, чем букв. - Ребята, как вы думаете, что такое ералаш? - Ералаш – это вздор, пустяки, бессмыслица. Картёжная игра. - Прочитайте слова, в которых одинаковое количество букв и звуков. - Прочитайте слова по возрастанию количества слогов. - Прочитайте про себя 4-ю строчку. - Прочитай _____ вслух. - Чем похожи буквы е и и? - Звук [ш] – всегда твердый. - Ребята, а теперь мы немного отдохнем. - Послушали меня внимательно. - Сейчас я буду говорить слова, если буква е обозначает два звука [й’э] – встают только девочки, один звук [э] – встают только мальчики, а девочки садятся на места. - Приготовились. Небольшой зверек с ценным мехом (енот) [й’э] Мороженое на палочке (эскимо) [э] Черная ягода, похожая на малину (ежевика) [й’э] Зимой и летом одним цветом (ель) [й’э] - Сейчас я буду говорить только слова, а вы внимательно слушайте и продолжайте. Река [э], лиловые [э], еда [й’э], ветка [э], Елена [й’э]. - Молодцы, садитесь на места. - Почитайте первый столбик слов. - Что общего у этих слов? - Прочитайте про себя слова. - Что у них общего? - Какие слова различаются одни слогом? - Прочитайте слова, которые состоят из 4 букв? - Прочитайте слова, которые состоят из 5 букв? - Прочитайте 5-ый и 6-ой столбики про себя. - На что обратили внимание? - Прочитайте однокоренные слова. - А шествие? Одинаковое ли значение у корня? - Интересно, что в слове шествие корень -ше-. - Назовите звуки в этом слове. - Что заметили? - Прочитайте 7-ой столбик про себя, найдите ошибку и объясните ее. - Прочитай _____ 7-ой столбик вслух. - Какую ошибку заметили? - Что обозначает это слово? - Это слово не является однокоренным, у него корень -леск-. -Найдите в словах суффиксы, выделите их. - Прочитайте 8-ой столбик про себя. - Прочитай _____ вслух. - От какого слова и с помощью какого суффикса образовалось слово теремок? - От какого слова и с помощью какого суффикса образовалось слово кустик? - От какого слова и с помощью какого суффикса образовалось слово кусток? - Прочитайте 9-ый и 10-ый столбик про себя. - Какие из них однокоренные? - Продолжите этот ряд однокоренных слов. Какое женское имя образовалось от этого же корня? - К каким из этих слов можно поставить вопрос как? - Прочитайте название текста на странице 103 (-ей). Сделайте предположение, о чем будет текст? - Рассмотрите иллюстрацию, что еще можно добавить к сказанному? - Давайте прочитаем текст. Поставьте указку (карандаш) под первую букву первого слова. - В какой деревне есть пруд? - Какое слово подсказывает нам, что пруд был небольшим? - Что автор говорит нам о воде в пруду? - Что растет у пруда? - Что растет в пруду? - Как вы думаете, почему у автора возникают такие чувства? - Можно ли сказать, что перед нами весь текст? - Как вы думаете, когда и кому это могло присниться? - Зачем автор рассказал нам о своем сне? - Как вы думаете, ребята, соответствует ли заглавие тексту? - Как озаглавили бы вы этот текст? - Я придумала несколько заглавий к этому тексту, прочитайте их. - Какое заглавие не подходит? - Какое заглавие передает настроение автора? - Сегодня мы будем читать еще один текст о природе. - Прочитайте содержание текста. Ключевые слова: цветы, душа, сделайте предположения. - Рассмотрите иллюстрацию. Прочитаем заглавие. Что можно еще сказать? - Прочитайте текст. - О чем думает писатель? - Когда автор приходит к этой мысли? - Что можно сказать об авторе? - Какая душа у ромашки? - С чем автор сравнивает ромашку? Почему? - Почему же у ромашки душа веселая? - Согласны вы с автором? - Какая душа у колокольчика? Почему? - Почему у цветка ивана-да-марья две души? - Как, по мнению автора, выглядит душа анютиных глазок? - Почему автор так думает? - Почему шиповник задумчиво радуется? - А у репейника какая душа? Почему? - Мы прочитали текст. Подтвердились ли ваши предположения? - Что нового узнали? - Какова же, по-вашему, главная мысль текста? - О каждом растении автор рассказал как о человеке. Он их одушевил, наделил своим характером, сравнил их. Согласны ли вы с автором? - Видно ли в тексте отношение автора к природе? - Мы с вами тоже должны любить природу, беречь и охранять ее. - О какой букве мы сегодня говорили? - Ребята, у вас на партах смайлики без улыбок. Если вам понравился урок, то поставьте улыбку. Если не понравился урок, то смайлик будет грустным. - Покажите мне свои смайлики. - Ребята, мне очень понравилось работать с вами на уроке, я желаю вам хорошей учебы, быть прилежными, аккуратными учениками. - Спасибо за урок. Молодцы! | - Согласные и гласные. - А, О, У, Ы, И. - Н, М, Л, Р, Б, П, В, Г, К, Д, Т, Ш, С. - А, О, Ы, У. - И. - Митя … - Ответы детей. - Ели, еле. - Ели – есть, еле – едва. - [й’э] - Два. - [й’э] - Согласный, мягкий, звонкий. - Э. - Гласный. - Гребень, лестница, грабли. - Размером, начертанием. - Чтобы писать начало предложения, имена, города. - Ел, ем, ед, ев, ес, ер, еш. - Ел, ем. - Ел – это когда-то ел, ем – в данный момент. - Это лес. - л - Согласный,мягкий,звонкий. - э - Гласный, обозначаем кружочек. - с - Согласный,твердый,глухой. - л э с - Сколько в слове гласный, столько и слогов. 1 слог. - л - Буквой л. - э - с - Буквой с - Ле, ме, де, те, ве, не. - Перед гласной е согласные читаются мягко, только звук [ш] – твердый. - Она может обозначать один или два звука. - Два звука в начале слова [й’э]. Один звук – после согласных [э], е – является показателем мягкости согласного на письме. - Ели, ем, еда, если, ералаш. - Ответы детей. - Сев, мешок. - Ем, сев, ели, еда, если, мешок, ералаш. - Ли, ми, ди, ти, ви, ни. - Гласные е и и обозначают мягкость предшествующего согласного. - Лев, лес, пел. - Эти слова состоят из одного слова, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного. - Эти слова кроме слова мел, состоят из двух слогов, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного. - Дева – дети. - Лето, тени, река, село, дева, дети. - Ветер, герои. - Буква е обозначает звук [э]. Согласный [ш] –всегда твердый. - Шест, шесток. - Нет, разное. - [ш э с т в’ и й’ э]. Буква е обозначает два звука [й’э], когда стоит после гласного. - Лес, леска, лесник, перелесок. - Леска – лишнее слово. - Это тонкая нить на удочке. - Терем, теремок, кустик, кусток. - Слово теремок образовалось от слова терем при помощи суффикса -ок-. - Слово кустик образовалось от слова куст при помощи суффикса -ик-. - Слово кусток образовалось от слова куст при помощи суффикса -ок-. - Свет, светло, светла. - Светлана. - Светло. - Ответы детей. - В деревне Сосновка. - Прудик, суффикс -ик- придает слову уменьшительно-ласкательное значение. - Вода в пруде светла. - У пруда растут сосны. - Кувшинки и лилии. - Ответы детей. - Нет начала текста. - «Прудик в Сосновке», «Расставание», «Сосновка», «Мои сны о лете». - Не подходит заглавие «Сосновка», так как это название деревни, а в тексте описывается пруд. - Не подходит название «Расставание». В тексте описывается пруд, а не расставание с ним. - «Прудик в Сосновке». Это место дорого автору, он любуется красотой маленького пруда. - Он думает, что во всем есть своя красота. - Когда автор гуляет по лугу или по лесу. - Внимательный, любящий природу, поэтичный человек. - Веселая. - С солнышком. - Когда солнышко светит, на душе тепло, радостно, и автор ромашку сравнил с солнцем. - Лёгкая. - Одна часть этого цветка желтая (это Марья), другая – синяя (это Иван). Иван-да-марья – это жених и невеста. Две души слились в одно целое. - Клевер – неприхотливое растение. Является кормом для животных, домом для насекомых. - Шиповник – растение, приносящее полезные плоды. - Растет везде, наперекор всему. - В каждом цветке автор увидел свою особенную красоту, свою душу. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Чтение слов и слогов с буквой Ц»
Цель: формировать навыки плавного чтения слов по слогам, предложений и коротких текстов.Задачи:повторение и закрепление изученных букв; формирование умений различать звуки на слух и в прои...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ
Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....
Конспект урока обучения грамоте на тему «Строчная буква п». 1 класс
Конспект урока обучения грамоте на тему «Строчная буква п». 1 класс...
Урок обучения грамоте на тему «Знакомство с буквой «Ы. Письмо строчной буквы «ы».
Урок обучения грамоте с использованием карточек с учебными заданиями платформы "Учи.ру"...