Азбука вежливости. Как написать поздравление.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Знакомство с правилами написания поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета для конкретного адресата, как воспитывать культуру речи, умение и желание общаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Азбука вежливости. Как написать поздравление. | 87.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка проекта урока
Болькина Тамара Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «Большеигнатовская СОШ»
Учебный предмет. Русский язык. Развитие речи с элементами культуры речи.
Класс. 2
Тема. Азбука вежливости. Как написать поздравление.
Номер урока. 77
Цель: познакомить с правилами написания поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Задачи: показать, что письмо поздравления является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности; выработать умение составлять текст для конкретного адресата; воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Планируемые результаты:
Личностные
- понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний;
- учебные и познавательные мотивы;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение применять правила, пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями.
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
регулятивные УУД:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- учиться работать по предложенному учителем плану, применять установленные правила в планировании способа решения,
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном, самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.
коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- владение монологической и диалогической формами речи.
ПРЕДМЕТНЫЕ
- овладение речевым этикетом, культурой выражения чувств;
- составлять текст поздравительной открытки для конкретного адресата;
Материально-техническое обеспечение урока: УМК «Перспективная начальная школа», учебник Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А., Русский язык, часть 2, 2 класс – М.: Академкнига/Учебник, 2015; ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД, изображение Кота Ученого в фуражке и с сумкой почтальона; аудиозапись «Песенки о почтальоне» в исполнении В. Толкуновой; открытки (у каждого учащегося); карточки с вариантами обращений, информации о праздниках, пожеланий, концовки; памятки.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент (2 мин) | Проверка готовности рабочих мест. Создание благоприятной обстановки, доброжелательной атмосферы на уроке. Звенит звонок и звучит отрывок из «Песенки о почтальоне». http://mp3.cc/m/21055-valentina-tolkunova/14373938-pochtalon-speshit-po-svetu/ - Дорогие ребята! Начинаем наш урок. | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. (3 мин) | -Сегодня мы вновь встречаемся с Азбукой Вежливости. Кто же будет сопровождать нас? На ИД: Анишит Йокоповна и Учёный Кот – почтальон. - Почему именно эта песня звучала в начале урока? - А что по этому поводу думают Маша и Миша? Откуда мы можем узнать? А как быстро найти нам эту страницу? - Друзья, умеем ли мы с вами писать поздравления? Проблемная ситуация: учащиеся сходятся во мнении, что они не умеют писать поздравления. - Чему же нам с вами нужно научиться? - Какую цель вы ставите перед собой на уроке? | Высказывания детей. Высказывания детей. - Нам поможет содержание учебника. Страница 49. Чтение интриги в учебнике «Русский язык» Часть 2. Учащиеся делятся Формулирование цели урока самими учащимися. | Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Познавательные: умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения. |
3. Первичное усвоение новых знаний. (15 мин) | 1. Прочитать пословицу Слайд 1.“Доброе слово половина счастья” - Как вы понимаете эту пословицу? - Конечно, ребята, вы правы. Доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда. - Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость? - Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо. А какие праздники вы еще знаете? - Верно. Видите, как много праздников существует. 2. Обобщение - Итак, в праздничные дни мы поздравляем друг друга и произносим добрые слова. Впрочем, мы знаем, наша речь может быть как устной, так и письменной. Где же используется письменная поздравительная речь? Слайд 2. - Что такое открытка? - Разобраться поможет само слово – ОТКРЫТКА. Подумайте, от какого слова образовалось это слово, что оно может обозначать? http://slovar-ojegova.888news.name/o/22381-%CE%D2%CA%D0%DB%D2%CA%C0.html http://slovari.ru/search.aspx?p=3068 Толковый словарь толкует открытки только как почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде. Действительно, слово «открытка» произошло от словосочетания «открытое письмо». – Какой приближается праздник? Слайд 3 – Это интересно... (из истории поздравительной открытки). Известна дата, когда появилась первая открытка, – 7 октября 1775 года. В Москве живёт интересный человек – Михаил Степанович Забоченя, который коллекционирует открытки. У него одних только новогодних открыток сто тысяч! - Вы уже встречались с открытками. Какие открытки бывают? 3. Обучение написанию поздравительной открытки. - Выскажите свою точку зрения, с чего надо начать писать поздравительную открытку. Слайд 4. Расставь карточки в нужном порядке - Эта часть открытки имеет свое название - обращение. - Следующая часть открытки - информация о том, с чем поздравляют. - Большую трудность вызывает третья часть - само пожелание. - И заканчивается четвертой частью, где пишется - подпись и дата. Учитель. А теперь разберем каждую часть. Обращение. - Свои чувства мы можем выразить в обращении. (Учебник. стр. 50) - Здесь нужно помнить о том, что обращение должно быть приятным. - Как мы обратимся к маме, бабушке? – Какие слова употребим для взрослых, старших товарищей, учителей? - А у вас есть друзья. Когда обращаетесь по имени “Лена”, “Ваня”, то можно употребить уменьшительно-ласкательно “Леночка”, “Ванечка”. При этом помните, что обращение должно быть приятным. Например: если Уля не любит, когда ее называют “Уляшей”, то назовите ее Ульянушка или Улечка. Слайд 5 Причина поздравления - Следующая часть поздравления не вызывает труда, т.к здесь нужно написать само поздравление (Учебник. стр. 50) - Пожалуйста, Вам слово! - Затем можно высказать свои добрые пожелания. - Что обычно желают? - Да, но если в каждой открытке мы с вами будем “желать” одинаково, то поздравления будут неинтересными. При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания. Давайте подумаем. Как желаем? - С каких слов можно начать пожелание? (Все варианты написаны в левый столбик таблицы) - Хорошо, а теперь давайте посмотрим, что можно пожелать? Как же мы напишем пожелание? - Когда мы говорим об успехах, то, прежде всего надо задуматься, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелания должны быть приятными. - Молодцы. Но помните, если вы пожелаете товарищу исправить двойку или напомните о неприятностях, и это напоминание сохранится в вашей открытке на всю жизнь. Следовательно, успехов надо пожелать, не напоминая о неудачах. В результате рассуждения получается примерно такая таблица. Слайд 6 - Ребята! Все пожелания, написанные в таблице, можно написать одному человеку? - Мы подошли к заключительной части – в конце ставится подпись. - Как можно подписаться на открытке? - Правильно подписать очень важно, ведь если ученик 2 класса подпишется “Александр Петрович”, то адресат будет очень долго гадать, кто же ему написал. Слайд 7 | Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее. В день рождения! В новый год! В праздники. Рождество. День защитника Отечества. Международный женский день. Новоселье. Свадьба. Юбилей... В письме. В телеграмме. В поздравительной открытке. Работа с толковым словарём учебника, но учащиеся не находят ответа… Высказывания детей. Высказывания детей. Чтение интриги с учебника, стр. 50. Дорогие, любимые, бабуля и дедуля! Милая, добрая мама! Дорогой Ваня! Уважаемая. Дорогая. Чтение текста с учебника. Поздравляю С Новым годом!... Здоровья. Счастья. Успехов в чем-нибудь Высказывания детей Желаю тебе.... От всей души желаю.... Искренне желаю.... От всего сердца желаю... Хочу пожелать... Пусть... Некоторая информация со стр. 50 учебника. Здоровья и радости! Пусть Новый год будет счастливым! Пусть сбудутся твои мечты! Будь здоровым и весёлым! Желаем веселья, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой. Успехов в учебе, в труде, музыке, спорте, новых интересных путешествий. Нет, т.к. каждому человеку нужно подобрать желания подходящие ему. Например: Целуем! Маша и Миша. Твой сын Дима. Твой внук Вася, Твой друг Миша. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками для достижения цели, умение выражать свои мысли. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Регулятивные – уметь сравнивать и оценивать свою работу,воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу. |
4. Первичная проверка понимания. (15 мин) | А теперь давайте попробуем устно составить открытку. Используйте для этого левый и правый столбики. Кто хочет попробовать? Обратите внимание, что пожелание должно соответствовать празднику и адресату. Поздравления пишутся от души, должны быть приятны тому, кого ты поздравляешь. - Послушаем, правильно ли составлены поздравительные открытки. - Вы принесли чистые открытки. Покажите друг другу свои открытки. А теперь каждый из вас попробует написать текст открытки. У кого будут затруднения, поднимите руку. - На интерактивной доске: открытка в увеличенном размере (Открытка с учебника со стр. 51) Я предлагаю работать у доски, написать поздравление тому, кто очень не уверен в своих силах. - Посмотрите друг у друга, правильно ли составлены поздравительные открытки. - А теперь обратите внимание на доску и посмотрите как справился с работой … | Устные ответы детей. Динамическая пауза Ученики «идут друг к другу в гости» и рассматривают открытки товарищей и делятся наблюдениями, какая информация содержится на них. Работа с интерактивной доской. Учащиеся работают самостоятельно. Работа в парах. Взаимопроверка. Работа над ошибками | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности; умение осознанно и произвольно выполнять задание, расширять кругозор детей и обогащать словарный запас. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
5. Первичное закрепление. (5 мин) | - Для закрепления знаний, мы сегодня подпишем поздравительные открытки для людей разного возраста. - Делимся на группы в зависимости кого хотим поздравить: 1.Бабушку или дедушку. 2. Маму или папу. 3. Учительницу или воспитательницу. 4. Друга или подругу. - Ваша задача - выбрать подходящие фразы. Помните о том, кому оно адресовано. Варианты обращения: Дорогой… Уважаемая ... Любимые мои… Родные мои… Милая, добрая… Причины поздравления. Поздравляю С новым годом! Поздравляю С днём учителя! Пожелания: Как желать. От всей души желаю.... Искренне желаю.... От всего сердца желаю... Хочу пожелать... Что желать: здоровья и радости, пусть Новый год будет счастливым, пусть сбудутся твои мечты, будь здоровым и весёлым, желаем веселья, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались, сияли ваши глаза, успехов в учебе, в труде, музыке, спорте, Подпись: Целуем! Маша и Миша. Твой сын Дима. Твой внук Вася, Твой друг Миша. С уважением, учащиеся 2«Б» класса. Всего доброго! Обнимаю, учащийся 2 класса... | Все дети принимают участие в игре, мысленно повторяют и тем самым закрепляют знания. Работа в группах При проверке работы групп карточки подходящими частями вывешиваются доске. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. |
6. Итог урока. Домашнее задание. (3 мин) | - Какой главный вывод мы можем сделать? - Что нового узнали на уроке? - Где будем использовать новые знания? - Доброе слово может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Я рада, что урок прошел с пользой, и вы узнали что-то новое. В благодарность за работу: вручаю памятки по написанию поздравительных открыток Слайд8 Памятка «Как написать поздравительную открытку»
- Маша и Миша отправили сои открытки, обратите внимание на запись в учебнике стр. 50. А как бы вы написали поздравление учёным? -Потренируйтесь дома в тетради для самостоятельной работы. | Ответы детей. «Я сегодня на уроке узнал…» «Я сегодня научился…» | Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
7. Рефлексия (2 мин) | - А теперь оцените свою работу на уроке. Выберите символ с нужным обозначением и прикрепите его к нашей доске. Последний символ на доску прикреплю я, оценив свою работу как учителя. | Чтение учениками отрывка из стихотворения С.Я. Маршака «Почта». | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: формирование оценки своих эмоциональных реакций, проявление интереса и терпения при выполнении самооценки. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Карточки (…по одной фразе на одном листе - ленте)
Варианты обращения:
Дорогой… | Родные мои… |
Уважаемая ... | Милая, добрая… |
Любимые мои… |
Причины поздравления.
Поздравляю С новым годом! |
Поздравляю С днём учителя! |
Пожелания:
Как желать. | Что желать: |
От всей души желаю.... | здоровья и радости, |
Искренне желаю.... | пусть Новый год будет счастливым, |
От всего сердца желаю... | пусть сбудутся твои мечты, |
Хочу пожелать... | будь здоровым и весёлым, |
желаем веселья, улыбок, | |
хорошего самочувствия, | |
оставаться такой же доброй, красивой, | |
чтобы улыбались, сияли ваши глаза, | |
успехов в учебе, в труде, музыке, спорте, |
Подпись:
Целуем! Маша и Миша. |
Твой сын Дима. |
Твой внук Вася, |
Твой друг Миша. |
С уважением, учащиеся 2«Б» класса. |
Всего доброго! Обнимаю, учащийся 2 класса... |
Памятка «Как написать поздравительную открытку» |
обратись к словарю или спроси у взрослых.
а потом отнеси на почту. |
С.Я. Маршак ПОЧТА (отрывок)
- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский почтальон.
- У него сегодня много
Писем в сумке на боку –
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
- В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам.
- Честь и слава почтальонам,
Утомленным, запыленным.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дополнительный материал
Беседа: Это интересно…
-С какой целью, почему люди пишут, отправляют открытки? (выразить свою любовь и уважение, показать, что мы их помним).
Более того, многие считают, что без открыток настоящий праздник в принципе не возможен – ведь они создают особое настроение радости и счастья.
Многие семейные архивы хранят открытки во множестве и по сей день. Не торопитесь от них избавляться, ведь в них целая история вашей семьи, история нашей Родины. Не только со временем, но и сейчас они могут показать и рассказать много интересного, стать увлекательным иллюстрированным путешествием в прошлое, которое мы предлагаем совершить вам вместе с нами.
- А знакомы ли Вы с историей открытки, из чего делали их, кому их писали?
Все имеет свою историю, свое начало. И даже такая обычная вещь как поздравительная открытка.
Коллекционеры до сих пор спорят о том, где и когда началась история открытки.
Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Коллекционирование открыток называется филокартией.
Когда появилась открытка?
С позиции истории – не так уж давно: каких-то 150-200 лет назад. Путь появления открытки в каждой из стран был различным.
Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у них в 1794 году - сделал сэр Генри Коул. Можно считать, что история открытки в Британии началась именно с этой, посвященной рождеству. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»
Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. Во Франции она появилась во время франко-прусской войны. Солдаты писали весточки родным на карточках, а на обороте рисовали рисунки. Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.
А китайцы так и останутся при своём мнении: открытка их изобретение. Открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. К тому же несмотря на то, что не понятно, где именно началась история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в то же время стало принято отправлять открытки и в Англии.
Однако в январе 1869 года в истории развития почтовой открытки произошло важное событие – австро-венгерское правительство приняло предложение профессора экономики Венской Военной Академии Эммануила Германа о создании «корреспондентской карточки» – очень похожей на современные открытки, – которую следовало посылать без конверта. Уже в 1871 году к инициативе Австро-Венгрии присоединись почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Голландии. Через год к этому списку добавились Швеция, Норвегия, Цейлон, а в 1873 – Франция, Испания, Румыни, Сербия и Чили.
В России история создания открытки началась позднее – лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений.
Следующей важной вехой в истории развития открытки в России стал 1894 год, когда министр внутренних дел России разрешил выпускать бланки открытых писем частного изготовления – до этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.
Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года".
В России первые почтовые карточки-открытки появились в начале 1870-х годов. Но первые открытки были простыми, без украшений, почтовыми бланками. Иллюстрированные открытки стали издаваться только к концу Х1Х века. История поздравительных открыток в нашей стране началась в конце XIX века, когда в 1892 году были созданы одни из самых ранних открыток такого назначения.
После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая.
В 90-е годы появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток, которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства.
С одной стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению – их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные вручную.
Поздравляйте с открытой душой, а поможет вам в этом открытка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи.Азбука вежливости. Как написать письмо.2 класс ПНШ
Урок развития речи носит личностн-ориентированную направленность, включает задания на формирование УУД....
Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо.
Данный урок развития речи нацелен на овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения ,на знакомство с видами писем и их особенностями написания....
Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.
Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...
Технологическая карта урока развития речи в 3 классе по теме "Азбука вежливости. Как написать письмо."
Технологическая карта урока разработана по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа", но также может быть использована и учителями начальных классов, работающими по другим...
Конспект урока русского языка в 2 классе по программе «Перспективная начальная школа» Тема: «Азбука вежливости. Как написать поздравление»
Структура урока выглядит следующим образом:1. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (организационный момент) 2. Актуализация знаний, умений и навыков,...
Презентация. Азбука вежливости. Как написать поздравление.
Закрепление умений составлять поздравительный текст для конкретного адресата...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Азбука вежливости. Как написать поздравление »
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Азбука вежливости. Как написать поздравление »...