Целеполагание на современном уроке русского языка.
статья по русскому языку на тему

Шарова Юлия Геннадьевна

в статье рассказывается о приемах целеполагания на уроках русского языка, о создании условий, включающих каждого ученика в процесс целеполагания, о целях, которые необходимо ставить на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselepolaganie_na_uroke_russkogo_yazyka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шарова Ю.Г.,

 учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Целеполагание на современном уроке русского языка.

Приёмы целеполагания на уроках русского языка

Основу содержания деятельности учителя на уроке по ФГОС составляют три взаимосвязанные этапы урока:

целеполагание,

самостоятельная продуктивная деятельность обучающихся,

рефлексия.

Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание?

Это процесс:

  • выбора и реального определения цели (идеальный образ будущего результата деятельности);
  • совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности, выбору содержания деятельности и определению критериев результативности.

На современном уроке учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

 Цели должны быть:

- понятны, осознаны

- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);

- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);

- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

Можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы (слайд №  6):

Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.

Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.

Креативные цели – составление сборника задач; сочинение; конструирование модели; рисование картины.

Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.

Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. (слайд №     )

Список целей, выявленных при опросе, может оказаться следующим:

  1. Изучить материал учебника.
  2. Усвоить основные понятия и законы темы.
  3. Подготовить сообщение по одной из проблем.
  4. Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе, тесту.
  5. Выполнить самостоятельное проект по выбранной теме.
  6. Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
  7. Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
  8. Научиться работать с техническими средствами.
  9. Проявить и развить свои способности.
  10. Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
  11. Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.
  12. Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
  13. Научиться решать задачи и проблемы по теме.
  14. Свой вариант цели.

Анализ и систематизация полученных данных

Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию               о личности обучающегося:

- цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные)

-цели № 3,5,8 – креативные наклонности

- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы

-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные)

 -цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные)

При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную иерархию целей.

При постановке целей учителем доминантное слово в формулировке цели должно быть выражено глаголом совершенного вида. Наличие такого глагола означает предположение законченных действий, результаты которых и надо контролировать:

  •  сформировать …
  •  познакомить…
  •  дать представление …
  •  раскрыть…
  •  продемонстрировать…
  •  соотнести…
  •  систематизировать…

Для учащихся целеполагание  -  процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

  • Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.
  • Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
  • Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания.

При обучении учеников целеполаганию необходимо помнить о некоторых правилах:

Актуализация знаний;

Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.

Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Самостоятельная формулировка цели.

Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.

На каждом этапе урока подводится вывод:

Что это задание дает?

Кто уже добился той цели, которую ставил?

Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок русского языка в нач. школе.

Об уроках русского языка в современной нач. школе....

Современный урок русского языка в условиях внедрения ФГОС (ОС "Школа 2100")

Выступление на школьном педагогическом совете о современном уроке в условиях внедрения ФГОС (на примере уроков русского языка)...

Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в нача...

Выступление "Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС"

Выступление на педагогическом совете школы . Тема " Организация современного урока русского языка в начальной школе в условиях  перехода к ФГОС"...

Проект современного урока русского языка в условиях ФГОС

Технологическая карта урока "Имя существительное"3 класс...

Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа

Требования к современному уроку русского языка  в условиях  реализации ФГОСа...