Целеполагание на современном уроке русского языка.
статья по русскому языку на тему
в статье рассказывается о приемах целеполагания на уроках русского языка, о создании условий, включающих каждого ученика в процесс целеполагания, о целях, которые необходимо ставить на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselepolaganie_na_uroke_russkogo_yazyka.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шарова Ю.Г.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Целеполагание на современном уроке русского языка.
Приёмы целеполагания на уроках русского языка
Основу содержания деятельности учителя на уроке по ФГОС составляют три взаимосвязанные этапы урока:
целеполагание,
самостоятельная продуктивная деятельность обучающихся,
рефлексия.
Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание?
Это процесс:
- выбора и реального определения цели (идеальный образ будущего результата деятельности);
- совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности, выбору содержания деятельности и определению критериев результативности.
На современном уроке учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Цели должны быть:
- понятны, осознаны
- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);
- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);
- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)
Можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы (слайд № 6):
Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.
Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.
Креативные цели – составление сборника задач; сочинение; конструирование модели; рисование картины.
Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. (слайд № )
Список целей, выявленных при опросе, может оказаться следующим:
- Изучить материал учебника.
- Усвоить основные понятия и законы темы.
- Подготовить сообщение по одной из проблем.
- Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе, тесту.
- Выполнить самостоятельное проект по выбранной теме.
- Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
- Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
- Научиться работать с техническими средствами.
- Проявить и развить свои способности.
- Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
- Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.
- Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
- Научиться решать задачи и проблемы по теме.
- Свой вариант цели.
Анализ и систематизация полученных данных
Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося:
- цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные)
-цели № 3,5,8 – креативные наклонности
- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы
-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные)
-цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные)
При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную иерархию целей.
При постановке целей учителем доминантное слово в формулировке цели должно быть выражено глаголом совершенного вида. Наличие такого глагола означает предположение законченных действий, результаты которых и надо контролировать:
- сформировать …
- познакомить…
- дать представление …
- раскрыть…
- продемонстрировать…
- соотнести…
- систематизировать…
Для учащихся целеполагание - процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:
- Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.
- Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
- Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель
Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания.
При обучении учеников целеполаганию необходимо помнить о некоторых правилах:
Актуализация знаний;
Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.
Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?
Самостоятельная формулировка цели.
Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.
На каждом этапе урока подводится вывод:
Что это задание дает?
Кто уже добился той цели, которую ставил?
Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок русского языка в нач. школе.
Об уроках русского языка в современной нач. школе....
Современный урок русского языка в условиях внедрения ФГОС (ОС "Школа 2100")
Выступление на школьном педагогическом совете о современном уроке в условиях внедрения ФГОС (на примере уроков русского языка)...
Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях на уроках русского языка в нача...
Выступление "Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС"
Выступление на педагогическом совете школы . Тема " Организация современного урока русского языка в начальной школе в условиях перехода к ФГОС"...
Проект современного урока русского языка в условиях ФГОС
Технологическая карта урока "Имя существительное"3 класс...
Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа
Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....