Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа
методическая разработка по русскому языку на тему
Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russk_yaz_kursy.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к современному уроку русского языка
в условиях реализации ФГОСа
Учебный практикум
слушателя курсов
повышения квалификации
учителей начальных классов
Радкевич Ирины Михайловны
Симферополь 2014
Современное социально-экономическое и духовное развитие общества невозможно без осознания человеком себя как активно действующего субъекта социальной системы, которая объективно способствует повышению ценности отдельной личности.
На сегодняшний день для большинства европейских стран образование становится центральной темой общественной политики и будущих перспектив.
Образование и может и должно активно ускорять культурные изменения в жизни общества отдельной личности.
Начальный курс русского языка представляет собой важнейший компонент школьной программы, является не только объектом изучения, отдельным учебным предметом, но и средством обучения другим школьным дисциплинам. В таком случае русский язык является ключом к познанию, образованности, развитию интеллекта.
Основной целью курса является формирование коммуникативной ком-
петентности учащихся с учетом их интересов и возможностей. Изучение русского языка также должно содействовать становлению духовно богатой личности, которая умеет самостоятельно учиться и ориентироваться в информационном потоке.
Весь процесс обучения русскому языку строится в соответствии с такими основными линиями содержания:
речевой;
языковой;
социокультурной;
деятельностной.
Он подчинен развитию у младших школьников коммуникативной компетенции при ведущей роли речевой и содержательной линии обучения.
Новая деятельностная линия содержания направлена на формирование у младших школьников ключевой компетентности – умения учиться. Она направлена на развитие учебно-организационных умений и навыков, ориентирование во времени, планирование, прогнозирование результатов деятельности.
Деятельности содержательная линия также направлена на обеспечение систематического развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения русскому языку, на овладение базовыми, универсальными интеллектуальными операциями. Реализация этой линии осуществляется тогда, когда ребенок учится:
наблюдать;
анализировать языковые явления;
сравнивать;
обобщать;
делать выводы;
выказывать и доказывать своё мнение.
Важным аспектом деятельностной линии является осознание учащимися структуры своей познавательной деятельности от постановки цели до получения результатов.
Следует отметить еще очень важный и необходимый компонент в деятельностной линии – контрольно-оценочные умения и навыки. Они предполагают знание разных способов проверки и контроля своей деятельности, способов исправления ошибок, оценивания своего действия и действия других, поиск наиболее оптимальных способов достижения умения осознавать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, готовности к конструктивным действиям в ситуациях неуспеха. Контрольно-оценочные умения и навыки непосредственно связаны с развитием у детей мотивации учения.
Новый стандарт обучения русскому языку отличается от предыдущего также задачами. Если задачи начального обучения русскому языку в предыдущем стандарте были направлены, в основном, на развитие умений и навыков содержательного характера, то в настоящем они направлены на:
развитие у детей положительной мотивации к изучению русского языка;
гармоническое развитие всех видов речевой деятельности;
обеспечение осознанного условия способов и применения правил;
воспитание языков личности;
развитие этнического самосознания;
этическое и нравственное развитие;
формирование интеллекта и духовного мира;
формирование умения учиться.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1. Целенаправленность, чёткость и логика урока
1.1. Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.
1.2. Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.
Формы предъявления:
устная форма постановки целей и задач;
запись на доске (к концу урока должны узнать: …, научиться: …);
постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо
получить ответ.
1.3. Отбор содержания проводится в соответствии с темой и целью урока.
Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели. Каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.
1.4. Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию урока.
1.5. Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться оптимальным способом.
2. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода
Основные направления работы:
развитие связной речи (работа над текстом, пересказ текста,
обучающие устные и письменные изложения и сочинения);
развитие синтаксического строя речи (работа над предложением и
словосочетанием);
словарно-лексическая и словообразовательная работа
(работа по обогащению словарного запаса учащихся);
работа над звуковой культурой речи
(артикуляция, правильное произношение).
Требования к речи учащихся: содержательность; логичность; точность; выразительность; чистота речи; ясность речи; правильность речи.
3. Систематическая и системная работа по развитию навыков
каллиграфического письма (требование учебной программы)
3.1. Минутки чистописания на каждом уроке,
2 класс – не менее 2 строк;
3 класс – 2–3 строчки;
4 класс – 3–4 строчки.
Требования:
сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;
образец учителя на доске;
опора на анализ графических ошибок учащихся;
связь с уроком (по возможности).
3.2. Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию.
Начало обучения – с 3 класса- с учетом индивидульных особенностей.
3.3. Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся:
2 класс – после каждого урока;
3 класс – 2–3 раза в неделю;
4 класс – 1–2 раза в неделю.
Обязательное требование – учёт индивидуальных графических ошибок.
4. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием (словарных слов)
4.1. На каждом уроке обязательно проводится как отдельный этап урока или как дополнительный компонент в процессе по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности.
Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и
грамматической работой (подбор однокоренных существительных,
прилагательных, глаголов, определение рода, склонения и т.д.)
4.2. Знакомство с новым словарным словом
Классический вариант работы – вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок – знакомство с новым словом, на 2-х последующих – отработка, слово обязательно включается в работу на уроке. В этом случае упражнения учебника используются не для знакомства, а в качестве закрепления.
Алгоритм введения нового словарного слова
1) осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное
выделение из предложения);
2) звуковой анализ слова (произносим – выделяем слоги – ставим
ударение – интонируем все звуки);
3) зрительный образ слова (карточка);
4) орфографическое чтение;
5) установление разницы в произношении и написании;
6) решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»; ученики пробуют подобрать проверочные слова (очень полезное задание для осознания общего способа действия);
7) запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;
8) подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;
9) определение лексического значения однокоренных слов,
составление словосочетаний, предложений (1–2 можно записать).
Важно обратить внимание на единообразное написание всех
однокоренных слов («мороз» выучили, а «морозный» – с ошибкой!!!).
4.3. Этап закрепления – используются разнообразные приёмы:
группировка слов по тематическому принципу;
группировка по алфавиту;
группировка по принципу «сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о;
о/а; а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, сс);
составление индивидуального орфографического словарика;
зрительный диктант – «сфотографировать» (мысленно) словарные
слова и через минуту записать их по памяти;
картинный диктант – учитель молча показывает рисунок с
изображением предмета, ученики записывают слова в тетрадях;
диктант «Самоконтроль» – лист тетради делится на две части: «умею
писать» (+) и «не знаю, сомневаюсь» (?). Учитель диктует словарные
слова, ученики распределяют их в два столбика. Затем проверяют
правильность написания по словарю.
4.4. Объём словарных диктантов (по четвертям):
2 класс – 4 – 6 – 6 – 8 слов;
3 класс – 8 – 8 – 10 – 10 слов;
4 класс – 10 – 10 – 12 – 12 слов.
4. Организация сопутствующего повторения
Обязательным элементом каждого урока является повторение
пройденного по фонетике, орфографии, грамматике: орфографические тренинги-пятиминутки, дополнительный орфографический разбор 1–2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.
5. Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов разбора
На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться к
грамматическому разбору.
Обязательно 1 вид разбора:
звуко-буквенный (полный или частичный) – только устная форма;
по составу слова (морфемный) – устная и письменная форма;
слово как часть речи (морфологический) – только устная форма;
предложения – графически выделяем только главные члены
предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении
(находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).
6. Учёт психологической природы формирования орфографического действия
6.1. Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух (не путать с устной работой со зрительной опорой, например, устно вставить буквы в
слова, записанные на доске).
В школьной практике существует противоречие между способом
обучения и способом контроля – диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске).
6.2. Использовать на уроке диктанты различных видов
(предупредительный, комментированный, объяснительный и др.).
Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою
специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребенок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В сознании ребёнка уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила.
Вывод: практиковать обучающие диктанты различных видов
(до 10 минут урока).
7. Целевая установка учителя на безошибочное письмо.
Реализуется последовательной работой по предупреждению
возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.
Средством предупреждения и исправления ошибок является звуко-
буквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста,комментирование, проговаривание по слогам, подбор проверочных слов, сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.
8. Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать над ошибками.
Для проверки написанного используются разнообразные приёмы:
сверка написанного с образцом (по книге);
сверка написанного с записью на доске;
взаимопроверка (ученики обмениваются тетрадями);
учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и
исправить ошибку (как обучающий приём на уроке!)
Систематическая работа над ошибками – обязательное требование
учебной программы по русскому языку.
Следует различать следующие формы:
1) работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и
домашних работах, – выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;
2) работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и
сочинениях, – выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в
классе под руководством учителя!);
3) работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, –
выполняется коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных
работ (только в классе под руководством учителя!).
Детей надо научить выполнять работу над ошибками! Общая
методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.
Образец выполнения даёт учитель (условные обозначения, образец
записи).
Работа над ошибками после контрольной работы проводится
обязательно (на следующем уроке)!
Методика проведения
1. Раздать тетради для контрольных работ.
2. Общая характеристика выполненной работы.
3. Анализ контрольной работы. Фиксация типичных ошибок.
4. Коллективное выполнение работы над ошибками.
5. Индивидуальное выполнение работы над ошибками (те ошибки,
которые не были проработаны коллективно).
6. Тетради собираются и проверяются с выставлением отметки.
9. Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:
1) проверка понимания содержательной части упражнения:
– Просмотрите домашнее упражнение.
– Что требуется сделать?
– На какое правило?
– Почему?
– Давайте ещё раз прочитаем правило;
2) проверка понимания формальной стороны (Как оформить запись?)
10. Проведение в конце урока мини-проверочной работы
как диагностики к следующему уроку
Самый объективный способ узнать качество своей (учительской !!!)работы – проведение в конце урока мини-проверочной работы
(продиктовать 2–3 слова или 1 предложение со словами на то правило, которое отрабатывалось на уроке).
Результаты работы покажут учителю, на что следует обратить внимание при разработке содержания следующего урока.
11. Выполнение общедидактических требований:
лингвистическая грамотность урока;
рациональное распределение времени на уроке;
наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный
диалог; оперативные проверочные работы; использование
перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной связи – веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);
индивидуальный и дифференцированный подходы;
формирование общеучебных умений и навыков;
учёт и использование межпредметных связей;
перспективность и преемственность в работе;
эффективное использование наглядности и технических
(электронных) средств обучения.
Одним из способов решения этой задачи являются уроки развития речи. На таких уроках целенаправленно развиваются умения по созданию устных и письменных текстов. При этом необходимо учитывать не только темы, но и стили, жанры речи. Особое место на уроках развития речи отводится загадкам. Дети не только учатся их расшифровывать, но и составлять. При этом развивается не только речь, но и мышление, воображение, представление о различных предметах и явлениях природы.
Умению воспринимать, понимать и самостоятельно составить высказывания необходимо учить как на уроках русского языка, так и в разных сферах жизни, вести диалог в ситуации общения с требованиями речевого этикета, оценивать и совершенствовать свою речь.
В содержательной линии вся работа подчинена развитию орфоэпических, лексических, грамматических правописных умений, т. е. усвоению норм литературного языка и культуры речи. Она осуществляется во взаимосвязи с социокультурной линией содержания с учетом особенностей русской речи в Украине, которые определяются близостью и взаимодействием украинского и русского языков. Это формирует у детей представления о государстве Украина, в котором они живут, о государстве Российская Федерация, на языке которого думают и обучаются в школе, о государственных символах обеих держав, о культуре русского и украинского народов.
Несомненно, что ключевой фигурой, от которой зависит реализация поставленных перед образованием задач, был и остается учитель. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка, а главное, желание постоянного самосовершенствования – главный ресурс, без которого новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе останутся только на бумаге.
Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного
Учреждения, 2011г.
2. Плешкина Л. Н. Активизация речевой деятельности младших
школьников на уроках русского языка на основе комплекса инновационных педагогических технологий : дисс. ... канд. пед. Наук : 13.00.02 / Л. Н. Плешкина. – М., 2004. – 206 с.
3. Современные подходы к обучению орфографии в начальных
классах. [электронный ресурс] – http://www.zavuch.info/methodlib/324/41205/.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Презентация к выступлению на семинаре, посвященному новым требованиям к уроку . Рассказывается, как правильно формулировать тему , цели, задачи урока, какой должна быть технологическая карта урока....
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС (выступление на педсовете)
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения
Презентация к педсовету:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...
доклад "Требования к современному уроку русского языка"
Анализ специфики введения ФГОС НОО и влияние этого фактора на основные требования к уроку русского языка в начальной школе....
Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС НОО.
Урок русского языка...
Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС НОО.
Современный урок...