Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?
статья по русскому языку по теме
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?
Я хочу рассказать об учебных ситуациях на уроках русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.5 КБ |
![]() | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Каким должен быть урок русского языка в начальной школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебная ситуация - это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.
Ситуация помогает: заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности; поставить самостоятельно учебную задачу .
Послушай – и ты узнаешь
Ситуация выбор (до)ехал (до)б...рёзы (по)бежал (по)д...ревне (про)читал (про) город (на)кричал (на)с...баку
Ситуация неопределенность. зап…вал запивал – пил запевал – пел
Ситуация несоответствие хв . c тун ебята предлагают проверить так: Петя – хвост Ира – хвастун Даша – хвастаться
Ситуация неожиданность . Сидят на ветке воробьи, Болтают про дела свои, Вспорхнули с ветки воробьи!
Прием создания проблемной ситуации Вопросы и предложения для противоречия Вопросы и предложения для формулирования проблемы 1.Предъявить противоречивые факты Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? Какой вопрос возникает? 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Сколько мнений? Какова будет задача урока? 3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Что вы предполагали сначала? Что получилось? Сформулируйте проблему. 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? 6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет тема урока?
Посмотри – и ты поймёшь.
Актуализация знаний и мотивация Что делают дети? Кто из них уже сделал стул? Кто его делает? А что же Вова Колесников? Какое похожее слово употребили во всех предложениях? Рассмотрите центральный кадр диафильма. Как будет называться раздел? Ваши предположения.
Постановка проблемы Вова Колесников считает, что слова жёлтый и желтеет отвечают на один и тот же вопрос какой?, потому что все они обозначают цвет. Прав ли Вова? Можно ли задать вопрос какой? к этим двум словам? Какой? жёлтый желтеет ?! На какой вопрос отвечает слово желтеет ? Какой вопрос возникает?
Учимся открывать новые знания Почему испытываете затруднения при выборе вопроса? Что же делать? Составьте и запишите предложения со словами жёлтый и желтеет . Попробуйте сделать вывод. Сравните свой вывод с авторским. Какой? жёлтый желтеет Что обозначает слово желтеет ? На какой вопрос отвечает? Лежит жёлтый лимон. Лимон желтеет.
Применяем новые знания Прочитайте слова в столбиках. Составьте и запишите предложения. Образец: Бабочка летает. бабочка крякает утка воет рыбка летает волк лает собака плавает Проверьте себя. Бабочка летает. Волк воет. Утка крякает. Собака лает. Рыбка плавает.
Развиваем умения Прочитайте. Какие действия могут выполнять эти животные? Подберите к картинкам слова – названия действий. Комар ( что делает?) Змея ( что делает?) Корова ( что делает?) жужжит, кусает, летает… мычит, жуёт, пасётся… шипит, ползёт, кусает… Проверьте себя.
Сделай – и ты научишься.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков. - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам 1 ученик 2 ученик Солнце, сердце, лестница. Сонце, серце, лесница.
Предварительная работа: 1) выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной теме 2) предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций 3) выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения
Приемы проблемного изложения применяются на трех этапах урока: Актуализация знаний. Постановка проблемы. «Открытие» детьми нового знания.
Применение проблемных ситуаций: - способствует повышению интереса к учебе; - обеспечивает развивающий эффект; - не допускает переутомления на уроке; - обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика; - развивает речь, логическое мышление; - развивает личность ребенка, его творческие способности; - вырабатывает активную жизненную позицию;
« Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-179756-1365512390.jpg)
Каким должен быть современный урок?
В статье описаны основные требования современного урока. Урок должен обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и учителя. Отражены критерии эффективности современного урока, стр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207133-1361261532.jpg)
Каким должен быть современный гимназист в начальной школе (в моём понимании).
Современный гимназист в начальной школе — это функционально грамотная личность. Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, скол...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/05/picture-416624-1654458010.jpg)
ФГОС. Современный урок русского языка в начальной школе.
В статье рассказывается об аспектах реализации требований ФГОС, о требованиях, предъявляемых к современному уроку, о формах представляемого материала, о подготовке к такому уроку....
Статья "Современный урок русского языка в начальной школе".
Данная статья посвящена теоретическому изучению методик преподавания современного русского языка в начальной школе. На сегодняшний день данный вопрос имеет особую значимость и актуальность. Обос...
«Каким должен быть современный урок в начальной школе»
В статье раскрыты основные формы, методы и технологии, от которых зависит успешность современного урока.Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, лич...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-200766-1360517944.jpg)
Каким должен быть современный урок.
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встре...
Презентация "Каким должен быть современный урок в условиях реализации ФГОС"
Данная презентация посвящена особенностям построения современного учебного занятия: методические подходы и требования к проектированию....