Современный урок русского языка в условиях внедрения ФГОС (ОС "Школа 2100")
методическая разработка на тему
Выступление на школьном педагогическом совете о современном уроке в условиях внедрения ФГОС (на примере уроков русского языка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovr_urok_rus_yaz.doc | 78.5 КБ |
sovrem_urok_rus_yazyka.ppt | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок русского языка в условиях внедрения ФГОС
Уважаемые коллеги! В своём выступлении я постараюсь рассказать Вам о том, что должен представлять из себя современный урок в условиях внедрения ФГОС, на примере уроков русского языка. Слайд1
Урок после внедрения ФГОС у нас ассоциируется прежде всего с новым, доработанным УМК и современным оборудованием. Это прежде всего интерактивная доска, которую я использую в процессе обучения как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным маркером); как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов); и собственно как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения. Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к ней. Если была сделана ошибка, они её сотрут или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Что касается УМК, сейчас, второй год работая по системе «Школа 2100», я на практике убеждаюсь, что это система развивающего обучения. Это учебники и учебные издания нового поколения. Это современные учебники, по которым интересно и приятно заниматься; это продуманная система работы с ними. Качественное дидактическое и методическое обеспечение к каждому курсу позволяет учителю проектировать урок, не привлекая дополнительный материал. Слайд2
Но повышение эффективности обучения не происходит само по себе с приобретением новых учебников, интерактивной доски. Учителю необходимо тщательно готовиться к урокам, подбирать материал или разрабатывать его самостоятельно на должном уровне. Поэтому каким бы отличным не был УМК, оборудование, успешность работы может быть обеспечена лишь при освоении учителем новых технологий.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Нельзя работать по новым учебникам старыми методами.
Существуют многочисленные классификации методов. Вспомним ту, в основе которых роль учащихся в процессе обучения. Слайд3
Традиционно выделяют:
1. Пассивные методы.
2. Активные методы.
На современном этапе выделяют
3. Интерактивные методы. От английского «inter» - «между», «act» - «действие».
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Это, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. Преподавателю необходимо выбирать методы обучения в зависимости от цели и условий работы, главное здесь разнообразить процесс обучения всевозможными методами. Интерактивные методы очень сложно классифицировать, так как многие из них являются переплетением нескольких приемов. Следует обратить внимание на условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами. Проанализировав педагогическую литературу, мне удалось выделить несколько десятков методов интерактивного обучения. Вот некоторых из них. Слайд4 Мозговой штурм - это поиск за короткое время новых идей. Например, при изучении темы «Употребление прилагательных в речи» детям предлагается представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым) Для формирования орфографической зоркости, на уроках русского языка можно использовать такие интерактивные методы обучения, как метод «Карусель» (детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму), «Броуновское движение» (необходимо найти вещи, изображение предметов, отгадки на загадки, ребусы в классной комнате). Самое неприятное в данных методах, конечно – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой культуры поведения. Действенными являются так же интерактивные диктанты, например диктант с постукиванием. Полезно завести индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова, в которых были допущены ошибки. При работе со словарными словами можно использовать метод аналогий и ассоциаций. Важное место при обучении правописанию следует отводить работе над ошибками. Чтобы такая работа прошла в интерактивном режиме, можно использовать различные игровые методы и приёмы. Например: метод «Лови ошибку» (представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, – найдите и исправьте их). Метод «Водоворот» используется при закреплении материала. Каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе. Группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями. Учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой группе. На этапе подведения итогов деятельности учащихся можно использовать метод «микрофон» или интервью. Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? А какое задание показалось самым трудным? |
Кроме методов, есть множество интерактивных приёмов обучения. Слайд5
Приём «Да–нетка», «Согласен–не согласен» (в форме диктанта, с помощью хлопков, движений), приём «Диктант значений», приём «Буквенный диктант», приём «Шаг за шагом» (ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала), приём «Жокей и лошадь» (на карточках разных цветов могут быть вопрос–ответ, существительное – прилагательное и др.), приём «Цветные поля» (цвета имеют смысловую нагрузку, например: красный – «Проверьте, пожалуйста, думаю, что все выполнил без ошибок», зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я не понял тему» и так далее), приём «Райтинг» (записывается дробь: оценка ученика и учителя, можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера), приём «Корзина идей», приём «Толстый и тонкий вопрос» (тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ, толстый – ответ развёрнутый), приём «Телеграмма» (кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте, герою произведения, себе и отправить), приём «Маша-растеряша» (можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова, «потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.), приём «Создай паспорт» (частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов), приём «Конкурс шпаргалок», приём «Шесть шляп» (обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета).
Слайд6 Формами интерактивного обучения являются:
- работа в статичных парах или парах сменного состава;
- работа в малых группах;
- игровое сотрудничество.
Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определённых учебных заданий. В первом случае, учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу. При работе в малых группах, в зависимости от целей урока или его этапа, учащиеся могут сообща обсуждать проблему, вырабатывать варианты решения обозначенной проблемы, проверять работу. Малые группы могут работать: изолированно друг от друга или во взаимодействии друг с другом (временные малые группы). Основаниями для деления учащихся на группы(пары) могут быть:
- свобода выбора ребенка;
- уровень обученности и развитие детей;
- психологическая и эмоциональная совместимость учащихся.
При организации игрового сотрудничества применяются групповые игровые методы и приёмы, такие, как «Карусель», «Вращалочки», «Конвейер» и др.
Слайд7 Современный урок- это проблемно диалогический урок.
Проблемно–диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Слайд8 При подготовке проблемного урока учебную проблему можно поставить тремя методами:
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
2. Подводящий к теме диалог.
3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Слайд9. Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Неожиданное препятствие в начале урока подводит к осмыслению проблемы. Слайд10. Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке с затруднением.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ.
Также используется проблемная ситуация с разбросом мнений учащихся, и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы ещё не знаем?»
Могут создаваться проблемные ситуации с удивлением, возникающие между житейскими представлениями учащихся и научным фактом.
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок.
Слайд11. Подводящий к теме диалог не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся. Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез.
Слайд12. Сообщение темы с мотивирующим приёмом – наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать интерес учащихся к ней. Для этого можно использовать приём «яркое пятно» (сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока), приём «актуальность» (связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни).
Слайд13. Проблемное обучение–будущее нашего образования!
Таким образом, деятельность учителя с внедрением ФГОС, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно–воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это современные учебники , по которым интересно и приятно заниматься ; это продуманная система работы по ним. Комплект из : учебника, дидактического материала, рабочей тетради, проверочных работ, орфографической тетради, тетради по чистописанию… Содержит систему упражнений, формирующих языковые и речевые навыки и умения ; систему работы по развитию орфографических умений.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Методы постановки учебной проблемы:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Создание проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации Побуждение к формулированию учебной проблемы Принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы Последовательность действий:
Проблемные ситуации: фронтальная работа Когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя. Пример: Тема «Приставки и предлоги». Учитель предлагает написать под диктовку словосочетания: Добежал до реки, наклеил на лист, заглянул за угол,, пошел по тропе… -Кому удалось выполнить задание? Почему не у всех получилось? В чем затруднения? -Какова же цель ( тема ) урока? Проблемная ситуация с затруднением вызывается также практическим заданием, не сходным с предыдущим, на новый материал. Далее учитель разворачивает с классом побуждающий диалог: «Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Заканчивается побуждающий диалог одной из двух возможных фраз: «Какой возникает вопрос? или «Какая будет тема урока?». групповая, парная, фронтальная работы Пример: -Запишите под диктовку: чёрный, шов, шёпот, шорты . -Поработайте в парах. Проверьте друг у друга запись. -Задание было одно? А как вы его выполнили? -Почему так получилось? Что мы ещё не знаем? -Верно. Тема урока сегодня «Правописание букв о, ё после шипящих». групповая, фронтальная работы Пример: по заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет). « Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? » (Побуждение к осознанию противоречия.) « Какой возникает вопрос? » (Побуждение к формулированию проблемы.) « Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? » ("Непроизносимые согласные в корне слова".) С затруднением С разбросом мнений С удивлением поиск решения
Подводящий к теме диалог АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ Постановка проблемы Подводящий к теме диалог. -Посмотрите на два столбика слов на доске На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь -Что заметили общего? -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. -В чем различие? В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. Тема -Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). Мягкий знак после шипящих на конце существительных . Пример: Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
Бе?мертник. Идёшь на ра?вете по лугу. И незабудки отцвели, и гвоздики, и колокольчики. Совсем нет на полях и лугах цветов. Нет, есть! Вон стоит жёлтенький и до сих пор цветёт. А ведь с дальнего ра?тояния я его и не приметила. Только не летят к нему насекомые. О?ого что он уже высох. Сообщение темы с мотивирующим приемом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »
Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...
Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа
Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа...
Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС второго поколения
Выступление на МО Школы...
Современный урок русского языка в условиях реализации ФГОС
Выступление на педагогическом совете...
Проектирование технологической карты современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС НОО
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....