Русский язык в 3-м классе. "Обобщение знаний о глаголе как части речи".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Лубинова Наталия Васильевна

 

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи; закрепить знания учащихся о существенных признаках глагола и его ролью в нашей речи.

 Задачи:

образовательные:

·                   закрепить знания детей о глаголе, как о части речи,

·                   учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника,

развивающие:

·                   развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность,

·                   развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся,

·                   развивать интерес детей к предмету,

 воспитательные:

·                   воспитывать самостоятельность, ответственность,

·                   способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;

оздоровительная:

·                   создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 3-м классе. "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Лубинова  Наталия  Васильевна  учитель начальных классов

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи; закрепить знания учащихся о существенных признаках глагола и его ролью в нашей речи.

 Задачи:

образовательные:

  1. закрепить знания детей о глаголе, как о части речи,
  2. учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника,

развивающие:

  1. развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность,
  2. развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся,
  3. развивать интерес детей к предмету,

 воспитательные:

  1. воспитывать самостоятельность, ответственность,
  2. способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;

оздоровительная:

  1. создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Ход урока

1. Орг. момент.

Сегодня у нас урок – путешествие  

Начать наше путешествие мне хотелось бы с высказывания  мыслителя Р. Декарта:  

"Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять".

- Как вы думаете, какое отношение оно может иметь к нашему уроку?

-Верно. Полученные ранее знания, мы должны правильно применять.

-Наше путешествие будет проходить по необычной стране, какой, вы узнаете сами, когда выполните следующее задание

2. Минутка чистописания.

-- Исследуйте слова и определите, какую букву будем писать.

На слайде:   л..тит,  сп…шит, б..жит.    

Дети: Сегодня будем писать гласную букву  е, так как  она является безударной гласной в корне, которая пропущена в данных словах.  

- Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке:

Ее  Ее  Ее

Ее  Еее  Ееее

Ееа  Ееб  Еев

- Молодцы! Мы сегодня совершим путешествие по необычной стране "Глагол".

И тема нашего урока звучит так: Обобщение знаний о глаголе как части речи.

Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе

- Куда мы отправимся и по чему будем путешествовать, вы узнаете, когда  отгадаете загадку.

б) Дремучий и загадочный позовёт он в гости нас.

-Что это? (Лес)

А чтобы пропустить вас в свои владения лес приготовил задание.

Записать и разобрать предложение.

Прочитай предложение.

Запишите самостоятельно, а разбирать будем с комментированием.

Загадочный  лес  зовет  ребят  в гости.

Выполните грамматический разбор предложения с комментированием.

3. Словарная работа.

- Наше путешествие продолжается по лесной тропинке и вот на нашем пути старичок-лесовичок, который приготовил для вас  работу. На столе у вас карточки  записаны  слова (…бед,  р…бота,уж…н,м…роз)

На доске

…бед,  р…бота,     уж….н,       м….роз

Что значит словарные слова

(Слова которые нельзя проверить надо запомнить

- К какой части речи они относятся? Докажите.

(Обозначают  предмет и отвечают на  вопросы Кто?  Что?)

Мы продолжаем работать по карточкам

-Вы должны от них образовать глаголы неопределённой формы

-На какие вопросы отвечает н. ф. глагола?

Ученик выходит к доске и выполняет задание

..бед –                    р..бота               уж..н               м..роз

обедать                 работать            ужинать          морозить

обедает                 работает            ужинает          морозит

обедал                  работал              ужинал            морозил

будет                     будет                  будет               будет

обедать                 работать            ужинать           морозить

4. Физминутка.

Шли мы, шли. Пора и отдохнуть.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

-Какие глаголы вы услышали в ходе физ. минутки? На какой вопрос они отвечают? Определите время?

Правильно, это глаголы стоящие в н. ф.

Изменение глаголов.

Давайте вспомним как изменяются глаголы?  (По числам)   А именно?  (Могут быть ед. и мн. числа )  Докажите на примерах.

1) по числам

2)по временам( Бывают  настоящего прошедшего и будущего времени. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? что делаешь? что делает? что делаем?  что делаете?  что  делают?

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Глаголы в будущем  времени  отвечают на вопросы  что сделает? что будет делать?  что сделают? что будут делать?

5. Правописание не с глаголами.

   Разрешайте себе плохое настроение, это неприлично.

-Почему данное  высказывание звучит   бессмысленно? Что нужно добавить?

-Перед какой частью речи стоит частица НЕ? (перед глаголом). Докажите, что это глагол.

Что вы знаете о частице не?

Не   разрешайте себе плохое настроение, это неприлично.

6. Работа по учебнику.

- Путешествуя по лесным тропинкам, мы вышли на лесную поляну, где нас ожидает ёжик.

Он предлагает вам открыть учебник на стр. 225 упр. 601

Вывод: Как пишется не с глаголами? Какой смысл НЕ придаёт глаголу?

7. Игра "Кто внимательнее?"

-Поработали мы хорошо, а теперь отдохнём на нашей лесной полянке.

Перед вами 4  зайчика на них наклеены буквы. Расположите зайчиков в порядке увеличения роста и вы получите слово.

-Какое? (Игра)

- Итак, игра "Кто внимательнее?"

Учитель кидает мяч ученику и называет глагол, ученик называет противоположное слово данному и возвращает мяч учителю. -Как называются слова противоположные по значению?

-Как называются слова противоположные по значению?

8. Итог урока.

-Наше путешествие подошло к концу.

О какой части речи мы сегодня говорили?

Расскажем о глаголе

Какие ещё части речи вы помните?

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи". На этом уроке идёт обобщение и систематизация полученных знаний о глаголе, совершен...

Русский язык 4 класс презентация и урок по теме : "Глагол как часть речи."

Цели: Обучающая: Закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, закрепить знания о неопределенной форме, закрепить навык использования правила о написании – тс...

Урок русского языка в 3 классе. Тема " Закрепление знаний о глаголе, как части речи". УМК "Перспектива"

Цель: 1) Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.2) Уточнение представлений о функции глаголов в речи.3) Различать глаголы ед. и мн. числа4) Развиват...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку в 4 классе на тему «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ»

Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе как части речи» Цели:1.            Систематизировать знания детей о глаголе, развивать у...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку в 4 классе на тему «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ» (Презентация)

Цели:1.            Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.2....