Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Маюн Наталья Викторовна

Рабочая программа пор русскому языку 3 класс. Программа "Школа России"Автор Канакина, ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_3_kl.docx120.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шунерская основная общеобразовательная школа»

                                                                                           .

 

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 класс

на 2017 / 2018 учебный год

Количество недельных часов –5

Количество часов в год –170

Учитель: Маюн Наталья Викторовна


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, Примерной образовательной  программой начального  общего образования по русскому языку, авторской программой  для общеобразовательных учреждений (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы)  под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. -М.: Просвещение, 2010 г., которая обеспечена учебником (В.Г.Горецкий,, В.П.Канакина,  Русский  язык:  Учебник для 3 класса. – М.: Просвещение, 2013 год), Положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов начального общего образования (приложение  №1 к приказу № 01 – 09- 47 от 02.06.2016 г.)

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  •  Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  •  Формирование коммуникативной компетенции учащихся6 развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач  образовательной области «Филология»:

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

3. Развитие коммуникативных умений.

4. Развитие нравственных и эстетических чувств.

5. Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка; лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе

 формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

 воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

 пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Данный курс ориентирован на  формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения курса формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского языка. Изучение орфографических и пунктационных правил, а также развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как  

 Уровень подготовки позволяет основное содержание авторской  программы по русскому языку реализовывать без изменений и позволяет освоить содержание курса данному классу с имеющимся уровнем подготовки. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, построения монологического высказывания, выработке произвольного внимания как наиболее проблемного для данного класса.

 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамотеФонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

 Тематическое планирование

№ п/п

Тема(Глава)

Кол-во часов

1

Язык и речь

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

3

Слово в языке и речи

19

4

Состав слова

16

5

Правописание частей слова

29

6

Части речи

76

7

Имя существительное

8

Имя прилагательное

9

Глагол

10

Повторение

14

        Итого

170


 Перечень контрольных, практических работ

Тема раздела

Контрольные

 диктанты

Контрольное списывание

Проверочные

 работы

Проекты

Сочинение

Работы по развитию речи (изложение)

Язык и речь

Р.р. Составление текста по рисунку.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Входной контрольный диктант

Проверочная работа по теме «Предложение»

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы»

Р.р. Составление предложений по рисунку.

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»

Слово в языке и речи

Контрольное списывание № 1 по теме «Слово и его лексическое значение»

Проект «Рассказ о слове»

Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»

Р.р. Обучающее изложение текста. Осенняя ёлочка.

Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста.

Состав слова

Контрольный диктант за I четверть.

Проект «Семья слов»

Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе»

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.

Правописание частей слова

Комплексная работа за 1 полугодие

Р.р. Сочинение по рисунку.

Р.р. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» за 2 четверть

Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Проект «Составляем орфографический словарь»

Р.р. Составление объявления

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану

Части речи

Проект «Тайна имени»

Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Контрольный  диктант по теме «Имя существительное»

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Изменение по падежам»

Проект «Зимняя страничка»

Р.р. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и серый волк» с

Р.р. Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану.

Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы»

Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.

 Проект «Имена прилагательные в загадках»

Р.р. Составление сочинения отзыва по репродукции картины В.А. Серова  «Девочка с персиками».

Контрольное списывание по теме «Местоимение»

Р.р. Составление письма.

Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам

Р.р. Составление текста из деформированных слов и

предложений.

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

Р.р. Подробное изложение повествовательного  текста.

Повторение

Итоговый контрольный диктант за 3 класс.

Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

ИТОГО

9

2

1

6

16

11

Календарно- тематический  план

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

 (в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности учащихся

Формы контроля

 Дата

 Кор

рекция

Личностные

Метапредметные

Предметные

Язык и речь (2ч)

1

Виды речи. Её назначение.

Стр.6-7

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
 Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошаяречь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна)

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина.

Составлять текст по рисунку.

Фронтальный опрос

1.09

2

Речь – отражение культуры человека.

Р.р. Составление текста по рисунку.

Стр. 8-10

Сочинение

2.09

Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

3

1.Что такое текст? стр. 12-13

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД:

 Проговаривать

 последовательность

действий

на уроке;учиться 

высказывать

 своё предположение

(версию)

 на основе работы с

материалом

учебника;
Познавательные УУД:
находить ответы на

вопросы в

тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в

результате

совместной работы

класса и

учителя;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать

 речь

других;выразительно

читать и пересказывать 

текст;

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Выделять в письменном тексте диалог.

Рассматривать репродукцию картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находитьих в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находитьпо ним предложения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Различатьпростые и сложные предложения, объяснятьзнаки препинания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Разделять запятой части сложного предложения.

Различатьсловосочетание и предложение.

Выделять впредложении словосочетания.

Устанавливатьпри помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлятьпредложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень)

Фронтальный опрос

3.09

4

2.Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.стр. 13-14

Фронтальный опрос

5

3.Виды предложений по цели высказывания.

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы»

Стр. 17-20

Сочинение

6

4.Предложение. Повторение и углубление представлений.

Стр.15-16

Самостоятельная работа

7

5.Виды предложений по интонации.

Стр.20-23

Устный опрос

8

6.Предложение с обращением.

Стр.24-26

9

7.Главные и второстепенные члены предложения.

Стр.26-28        

Словарный диктант

10

8.Распространённые и нераспространённые члены предложения.

Стр.28-29

Самостоятельная работа

11

9.Разбор предложения по членам.

Стр.30

Ср/работа

12

10.Входной контрольный диктант

Диктант

13

11.Работа над ошибками.

Простое и сложное предложение. Общее представление.

Стр.31-32

Фронтальный опрос

14

12.Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.

Стр.33-34

Фронтальный опрос

15

13.Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

Р.р. Составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»

Стр. 35-37

Сочинение

16

14.Проверочная работа по теме «Предложение»

Стр.38

Проверочная работа

Слово в языке и речи (19ч)

Проверочная работа по теме «Предложение»

Стр.38

17

1.Работа над ошибками. Лексическое значение слов.

Стр.40-42

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях.

Находить среди другихслов,в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Распознавать омонимы, объяснятьихлексическое значение.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение,отличатьфразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Устранятьоднообразноеупотребление слова в данном и в собственном тексте.

Работа со словарями учебника.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, олицетворений, сравненийи воспроизводить письменно содержание текста-образца.

Узнаватьизученные части речи среди слов и в предложении, классифицироватьих, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосноватьправильность их выделения.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.

Составлять текст-натюрморт по репродукции картины

И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.

Распознавать однокоренные слова, выделятьв них корень.

Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями.

Фронтальный опрос

18

2.Антонимы и синонимы.

Стр.42-44

Самостоятельная работа

19

3.Омонимы. Общее представление. Работа со словарём омонимов.

Стр.45-46  

Словарный диктант

20

4.Слово и словосочетание.

Стр.47-48

Фронтальный опрос

21

5.Значение и использование фразеологизмов.

Стр.49-51

Устный опрос

22

6.Роль фразеологизмов в речи. Работа со словарём фразеологизмов.

Стр. 52.

Устный опрос

23

7.Части речи и их значение.стр. 53-54.

Текущий

24

8.Части речи.

Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»

стр.54-55

Сочинение

25

9.Части речи.

Стр.56-58

Тест

26

10.Имя числительное. Общее представление.

Стр.59-60

Фронтальный опрос

27

11.Контрольное списывание № 1 по теме «Слово и его лексическое значение»

Контрольное списывание

28

12.Работа над ошибками. Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах.стр.61-62

Текущий

29

13.Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Стр.63-64  

Словарный диктант

30

14.Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Стр.63-64  

Текущий

31

15.Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи- ши, ча – ща, чу – щу и безударными гласными в корне.

Стр.65-66

Самостоятельная работа

32

16.Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Стр.67-68

Фронтальный опрос

33

17.Разделительный ь знак.  

Стр.68-69

Фронтальный опрос

34

18.Правописание слов с разделительным ь знаком. Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста

Стр. 70

Изложение

35

19.Проверь себя.стр. 71

Проект «Рассказ о слове»

Стр.72

Проект  

Состав слова  (16ч)

36

1.Работа над ошибками. Корень слова.стр.74-75

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Различать однокоренные слова, группировать их, находить корень, работать со словарём однокоренных слов, формулировать определение приставки, корня и суффикса, работать с памяткой, проводить разбор слов по составу, анализировать, составлять модели слов, редактировать  текст, оценивать результаты деятельности, подробно излагать содержание повествовательного текста

Фронтальный опрос

37

2.Как найти в слове корень?  Чередование согласных.стр.75-76

Карточки

38

3.Сложные слова.стр.77-78

Ср/работа

39

4.Контрольный диктант за I четверть.

Диктант

40

5.Работа над ошибками.

Что такое окончание?

стр. 79-80

Фронтальный опрос

41

6.Как найти в слове окончание.стр.81-83  

Словарный диктант

42

7.Что такое приставка? стр. 84-85

Устный опрос

43

8.Как найти в слове приставку.стр. 85-86

Карточки

44

9.Значение приставок.стр. 86-88

Самостоятельная работа

45

10.Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

стр. 89-90

Фронтальный опрос

46

11.Значения суффиксов.стр. 91-92

Текущий

47

12.Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе»

Стр. 93-94

Сочинение

48

13.Работа над ошибками. Основа слова.стр. 95-96

Тест

49

14.Разбор слова по составу. стр.97-98 Проверь себя.

Проект  «Семья слов»

Стр. 100-101    

Проект

50

15.Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.

Стр. 99

Сочинение

51

16.Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Диктант

Правописание частей слова (29ч)

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

52

1.Работа над ошибками. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.стр. 102-103

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий на уроке;
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Определятьналичие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждатьалгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группироватьслова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находитьнеправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Составлять объявление.

Фронтальный опрос

53

2.Правописание безударных гласных в корне слова.

Стр. 104-105

54

3.Правописание безударных гласных в корне слова.

Стр. 106-107

Карточки

55

4.Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Страничка для любознательных.. стр.108-109

Тест

56

5.Правописание безударных гласных в корне слова.

Р.р. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Стр. 110

Изложение

57

6.Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Стр. 111-112

Фронтальный опрос

58

7.Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Стр. 113

Самостоятельная работа

59

8.Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Стр. 114

Тест

60

9.Упражнения в правописании слов с парными согласными в корне слова

Стр. 115  

Словарный диктант

61

10.Р.р. Сочинение по рисунку.Зима.

Стр. 116

Сочинение

62

11.Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.стр.117-118

Устный опрос

63

12.Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Стр. 118-119

Самостоятельная работе

64

13.Упражнения в правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Стр. 120-121

Карточки

65

14.Правописание слов с удвоенными согласными.

Стр.121-122

Фронтальный опрос

66

15. Упражнения в правописание слов с удвоенными согласными.

Стр.122-123

Самостоятельная работа

67

16.Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» стр.123

Сочинение

68

17.Правописание приставок и суффиксов.стр. 124-125

Фронтальный опрос

69

18.Правописание суффиксов ик – ек, -ок стр. 125-128

Фронтальный опрос

70

19.Закрепление по теме: Правописание частей слова.

Тест

71

20.Правописание гласных и согласных в приставках

 Стр.129-131    

Словарный диктант

72

21.Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» за 2 четверть

Диктант

73

22.Работа над ошибками.

Правописание приставок и предлогов.стр.131-132

Самостоятельная работа

74

23.Упражнения в правописании приставок  и предлогов.стр. 133-134

Самостоятельная работа

75

24.Правописание слов с разделительным ъ знаком.стр. 134-135

Фронтальный опрос

Слов.диктант

76

25.Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком.

Стр. 136-138

Карточки

77

26.Комплексная  работа за 1 полугодие

тест

78

27.Правописание слов с разделительным  ъ знаком  Р.р. Составление объявления.стр. 139

Составление объявления

79

28.Закрепление пройденного за 2 четверть.стр. 140

Фронтальный опрос

80

29.Проект «Составляем орфографический словарь» стр.142

Проект

Части речи (76ч)

81

Части речи. (повторение и углубление представлений)

Стр. 3-5      

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Регулятивные УУД:

 проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;

Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке;
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;

Регулятивные УУД:

 проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;



Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбиратьпримеры слов изученных частей речи.

Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях.

Распознавать имена существительные среди других частей речи, определятьлексическое значение имён существительных.

Находить устаревшие слова-имена существительные

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу).

Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновыватьнаписание заглавной буквы в именах собственных.

Составлять рассказ о своём имени.

Определять число имён существительных и изменять их по числам.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Записывать текст-образец по памяти.

Определять род имён существительных.

Классифицироватьимена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница.Эта девочка — большая умница.)

Правильно записыватьимёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца.

Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Изменятьимена существительные по падежам.

Определятьначальную форму имени существительного.

Распознаватьпадеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.

Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновыватьправильность их выделения.

Излагать письменно содержание повествовательного текста.

Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.

Проверять письменную работу (изложение, сочинение)

Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

Писать диктант и проверять написанное.

Распознаватьимена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделятьсловосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.

Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Составлять описание растения в научном стиле.

Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

Определятьформу числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

Составлять текст-описание о животном по личным наблюдениям.

Изменять имена прилагательные по падежам.

Определятьначальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновыватьправильность их выделения.

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Узнавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа)

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменятьповторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различатьглаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Составлять письменный рассказ по сюжетным рисункам.

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам.

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях.

Распознаватьвремя глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определятьрод и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Раздельнописать частицу не с глаголами.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновыватьправильность их выделения.

Фронтальный опрос

82

Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти.стр.6

Письмо по памяти

83

Значение и употребление имён существительных в речи.стр. 8-11

Устный  опрос

84

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

стр. 12-13

Ср/работа

85

Представление об устаревших словах.

стр. 13-14

Фронтальный опрос

86

Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Стр. 14-15

Изложение

87

Собственные и нарицательные имена существительные.

Стр. 15-17

Самостоятельная работа

88

Проект «Тайна имени»

Стр. 18-19

Проект

89

Изменение имён существительных по числам.стр. 20-21

Карточки

90

Имена существительные, имеющие форму одного числа.стр. 22-23

Словарный диктант

91

Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти.стр. 24

Письмо по памяти

92

Род имён существительных.

стр. 25-27

Фронтальный опрос

93

Упражнение в определении, рода имен существительных в  косвенных падежах.

Стр. 28-29

Ср/работа

94

Имена существительные, которые могут быть употреблены  и как сущ. женского и мужского рода.

 Стр. 30

Самостоятельная работа

95

Мягкий знак  после шипящих в конце имён  существительных женского рода.стр.31-32

Фронтальный опрос

96

Упражнения в написание ь знака после шипящих.

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.стр. 35

Изложение

97

Контрольный  диктант по теме «Имя существительное»

Диктант

98

Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам.стр. 36-37

Фронтальный опрос

99

Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.

Стр. 38-39

Самостоятельная работа

100

Упражнение в склонении имён существительных.

Стр. 40-41

Словарный диктант

101

Несклоняемые имена существительные.  

Р.р. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и серый волк» стр. 41

Сочинение

102

Именительный падеж имён существительных.

 стр. 42-43

Фронтальный опрос

103

Родительный падеж имён существительных.

Стр. 43-45

Фронтальный опрос

104

Дательный падеж имён существительных.

стр. 46-47

Карточки

105

Винительный падеж имён существительных.

Стр. 48-49

Карточки

106

Упражнение в различении изученных падежей имён существительных.( родительный и винительный)

Стр. 50-52

Самостоятельная работа

107

Творительный падеж имён существительных.

Стр. 52-53

Ср/работа

108

Предложный падеж имён существительных.

Стр. 54-55

Проверочная работа

109

Р.р. Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану.

Стр. 56

Изложение

110

Работа над ошибками.

Обобщение знаний о падежах имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Стр. 57-59  

Словарный диктант

111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Изменение по падежам»

Диктант

112

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка» стр. 60-61

Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы»

Стр. 62

Сочинение (у)

Проект

113

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

стр. 64-65

Карточки

114

Связь имён прилагательных с именем существительным.

Стр. 66-67

Фронтальный опрос

115

Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Общее представление.

Стр.68

Составление текста –описания (у)

116  

Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Стр. 70

Изложение

117

Изменение имён прилагательных по родам.

Стр. 72-73

Фронтальный опрос

118

Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Стр. 74-75

Самостоятельная работа

119

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Стр. 76-77

Ср/работа

120

Изменение имён прилагательных по числам.

Стр. 78-79  

Словарный диктант

121

Изменение имён прилагательных по числам.

Стр. 80-81

Фронтальный опрос

122

Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.

Стр. 81

Сочинение

123

Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление.стр. 82-83

Фронтальный опрос

124

Упражнение в определении падежей имён прилагательных.

Стр. 84

Мини-тест

125

Обобщение знаний об имени прилагательном

Стр. 85

Самостоятельная работа

126

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Диктант

127

Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени прилагательном.стр. 86

Самостоятельная работа

128

Обобщение знаний об имени прилагательном.стр. 87

Проверочная работа

129

Р.р. Составление сочинения отзыва по репродукции картины В.А. Серова  «Девочка с персиками».стр. 88

Сочинение

130

 Проект «Имена прилагательные в загадках»

Стр. 90    КСД

Проект

131

Личные местоимения. Общее представление.

Стр. 92-93

Фронтальный опрос

132

Личные местоимения. Общее представление.

Стр. 93-94

Фронтальный опрос

133

Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам.

Стр. 95-96

Ср/работа

134

Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор.

Р.р. Составление письма.

Стр. 97

Сочинение

135

Контрольное списывание по теме «Местоимение»

Контрольное списывание

136

Повторение и углубление представлений о глаголе.стр. 100-101

Фронтальный опрос

137

Упражнение в определении лексического значения глаголов.стр. 102

Самост. работа

138

Упражнение в распознавании глаголов среди других слов.

Стр. 103-104

Ср/работа

139

Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам

Стр. 105

Сочинение

140

Глагол в начальной (неопределенной)  форме.

Стр. 106-107    

Словарный диктант

141

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

Стр. 107-108

Фронтальный опрос

142

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Стр. 109

Фронтальный опрос

143

Упражнение в различии глаголов ед. и мн. числа. Р.р. Составление текста из деформированных слов и предложений.

Стр. 110-111

Работа с деформир. Словами.

144

Времена глагола.

Стр. 111-112

Фронтальный опрос

145

Упражнение в определении времени глагола.

Стр. 113-114

Самостоятельная работа

146

Упражнение в определении времени глагола.

Стр. 115-116

Ср/работа

147

Изменение глаголов по временам.

Стр. 117-119

Карточки  

148

Р.р. Подробное изложение повествовательного  текста.стр. 120

Изложение

149

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.стр. 121-122

Фронтальный опрос

150

Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени.

Стр. 123-124  

Словарный диктант

151

НЕ с глаголами.

Стр. 124-125

Фронтальный опрос

152

НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов.

Стр. 126-127

Самостоятельная работа

153

Обобщение знаний о глаголе.

Стр. 127-129

карточки

154

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

Диктант

155

Работа над ошибками.

Обобщение знаний о глаголе. Стр.129.

Текущий

156

 Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя. Стр.130.

Проверочная работа

Повторение (14 ч)

157

1.Части речи.

Стр. 131-132

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Обобщить знания о частях речи, принимать участие в обсуждении, высказывать свои мысли в устной форме,  анализировать высказывания одноклассников,  составлять текст по самостоятельно составленному плану, определять падежи имён существительных, прилагательных, называть их характерные признаки, классифицировать части речи, повторить изученные орфограммы, обосновывать правильность своего выбора.

Фронтальный опрос

158

2.Р.р. Конференция «Части речи в русском языке»

Обобщение знаний о частях речи.

Фронтальный опрос

159

3.Текст.

Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Стр.133

Изложение

160

4.Имя прилагательное.

Стр. 134

Карточки

161

5.Имя прилагательное.

Стр. 135    

Самостоятельная работа

162

6.Глагол.стр. 136

163

7.Глагол. Морфологический разбор.стр. 137

Ср/работа

164

8.Упражнение в правописание частей слова

Стр. 138

Фронтальный опрос

165

9.Промежуточная аттестация в форме итоговой контрольной работы за 3 класс.

Диктант

166

10.Работа над ошибками.

Упражнение в правописание частей слова

Стр. 139-140

Самостоятельная работа

167

11.Текст. Тема текста. Части текста.стр. 141

Работа с текстом

168

12.Текст. Тема текста. Части текста.стр. 142  

Контрольный диктант

169

13.Повторение изученного.

Стр. 143

Фронтальный опрос

170

14.Урок-игра «Знатоки русского языка»

Кроссворд


Приложения

Проверочная работа № 1 по теме «Предложение» (диктант с грамматическим заданием)

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Грамматическое задание

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2. Слова русский, листья разделите для переноса.
  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.


Проверочная работа № 2 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорогаподмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.


                                                                                                  Контрольное списывание № 1

Следы

Дедушка Емельян знал все лесные тайны. Дед находил лисьи, волчьи, заячьи следы. Он показывал следы зверей своему внуку Никите.

Однажды Никита и ребята шли домой через лес. Они заблудились, но вдруг Никита увидел след собаки. По нему ребята вышли к жилью лесника. Спасибо дедушке за науку!

( По Е. Пермякову)


Контрольный диктант № 2 (за 1 четверть)

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.  ( 52 слова)

Грамматические задания

1Выписать 2 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

2. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант - свист


Проверочная работа № 3 по теме «Состав слова»

Ф.И.______________________________________________________________

  1. Напиши, какие ты знаешь части слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Закончи правило:
Окончание – это___________________________________________________

_________________________________________________________________
Суффикс – это_____________________________________________________

_________________________________________________________________

3.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
1. чайник, чайный, нечаянно, чай; 
2. легонько, легковой, залегать, облегчать; 
3. дело, делить, поделки, деловой.

4.Разбери слова по составу.

Заморозки, полет, грибник, вырубка.

5.Образуй однокоренные слова при помощи суффиксов

-еньк- , -очк-, -ок.

Серый волк _______________________________________

Красная роза _____________________________________

Теплый ветер ____________________________________

6.Подбери однокоренные слова, выдели корни.

Цвет ___________________________________________

Дуб ____________________________________________

Береза _________________________________________

7. Укажите слова, строение которых соответствует схеме:
приставка, корень, суффикс, окончание 
Крылышко, погрузка, поход, подснежник, лесок, пригородный.
8. Укажи слова, в которых частью корня является «на»: 
Надежда, наломать, наземный, наружный. 
9. Выберите слова с приставками:
(За)ночевал, (за)спиной, (в)лез, (с)мылом, (по)работал, (через)лёд. 

Проверочная работа № 4 по теме: «Правописание частей слова»

  1. Вставь, где необходимо, разделительный твёрдый или мягкий знак.

Брат__я, при__ехал, в__юга, пол__ют, раз__яснить, осен__ю, об__едение, по__езд.

  1. Образуй и запиши однокоренные слова с корнем мор(е).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разбери слова по составу: записка, дороженька, позвони, пароход.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выдели суффикс: братик, игривый, кусочек, глупость.
  1. Выдели часть слова, в которой находится орфограмма и вставь пропущенные буквы. Спиши текст.

   П__б__лели п__ля и пригорки. Тонким льдом п__крылась р__ка, притихла, уснула, как в ска__ке.

   Ходит з__ма по г__рам, по долинам, ходит (в) б__льших мя__ких валенках, ступает тихо, не слышно. А с__ма п__глядывает (по) ст__р__нам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На речке

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки.

Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

(59 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш.)

2 вариант - 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег.)

2. Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения (Владимир жил в тайге.)

2 вариант – десятого предложения (Малыши щипали нежную травку.)

3. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе

2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Проверочная работа № 6 по теме «Имя существительное. Падежи.»

( диктант с грамматическим заданием)

Помощь зайцу

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Гоша принёс зайца домой. Мальчик забинтовал зайцу лапку и посадил в ящик. Мама дала зверьку морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у зверька срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Ребята отнесли зайчика в лесок и выпустили на волю.

Грамматические задания

1. Определи падеж имен существительных в последнем предложении.

2. Разберите по составу слова принёс, морковка, интересное.

3. Подчеркни грамматическую основу в третьем предложении и укажи части речи.

Контрольное списывание № 2

Озаглавь текст и спиши.

Наступила ранняя весна. Проснулся дремучий лес. Оделся он зелёной листвой. Стали птички вить гнёзда. Принялась белка устраивать себе уютное гнездо. Выбрала она высокое дерево и начала таскать туда сухие прутики, листья, травку. Любуется тёплым домиком. Скоро появилась и семья у белочки- слепые бельчата.

Словарный диктант№ 3

Магазин, картина, квартира, обед, орех, овёс, русский язык, заяц, месяц, озеро, праздник, сирень, растение, Красная площадь, Московский Кремль, приветливо, вокруг, потом, трамвай.

Контрольный диктант № 4 за третью четверть

Шаги весны

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

( 65 слов )

Грамматические задания

1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант - во второй части текста

2. Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения ( На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.)

2 вариант – девятого предложения ( Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. )

3. К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -….., широкое шоссе - ….

2 вариант Сладкое яблоко - …., тяжёлый портфель -…..

Обучающее изложение « Кошкин выкормыш»

Кошкин выкормыш

У нашей кошки весной родились котята, но их у неё отняли. Как раз в этот день мы нашли в лесу маленького зайчонка.

Мы взяли и подложили его кошке. Она охотно стала кормить зайчонка.

Так зайчонок вырос на её молоке. Они очень подружились.

Кошка научила зайчонка-приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и её выкормыша-зайца.

(По В. Бианки)

Проверочная работа № 7 по теме «Местоимение»

  1. Восстанови высказывание о местоимении.

Местоимение- это часть речи, которая указывает на ________________________, но ______________________________.

2.Подчеркни слова, которые не являются местоимениями.

Ока, я, они, ты, он, окно, вы, она, оно, око, мы.

3.Подчеркни грамматическую основу предложений. Выпиши местоимения, укажи лицо и число.

Летом ребята пошли в поход. Обед и ужин они готовили на костре.

________________________________________________________________________________________________________________________

4.Прочитай. Определи границы предложений. Выпиши предложения с местоимениями.

Ночью выпал снег он покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга она подняла в воздух легкие снежинки они закружились в хороводе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Обучающее изложение «Лось»

Лось

На лесную поляну вышел огромный лось. Он постоял и чутко прислушался. А потом зашагал по краю полянки.

Впереди росли толстые берёзы. Лось зашагал к ним. Он странно поматывал головой, будто хотел что-то сбросить. Лесной великан не обошёл берёзы, а полез между стволами. Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях.

Из березняка лось вышел только с одним рогом. Он медленно пошёл в чащу. Там он сбросил и второй рог.

Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор. Недаром говорят: лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.

( Г. Скребицкий)


Проверочная работа № 8 по теме « Глагол»

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам: 1 вариант- седьмое, 2 вариант- девятое.
  2. Разберите слова по составу: 1 вариант- засветило, утренний, берёзки; 2 вариант- развесили, весёлый, местечко.
  3. Определи время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.


Контрольное списывание № 3

Расположи текст так, чтобы получился законченный рассказ, запиши. Озаглавь текст.

Скоро в гнезде появились птенчики. Узнал об этом чёрный кот. Решил он полакомиться и стал следить за птенцами.

Радостно светит весеннее солнышко. В такую чудесную погоду прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни.

Увидели ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёнышей от опасности.

Летали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи. Хорошее получилось гнёздышко.

Обучающее изложение « Дети и лосиха»

Дети и лосиха

Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошёл за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка-лосёнок. Антон стал выталкивать лосёнка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слёзы. Она стала облизывать своего кроху.

( Из газеты «Комсомольская правда»)

                                                                                            Итоговый контрольный диктант

Соловьиная песня

Закатилось солнце. Угасает длинный день. Смолкают голоса птиц. Наступает тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щелкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился трелью.

Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.

Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.

(По Г. Скребицкому)

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
  3. Разберите предложения по членам: 1 вариант- третье; 2 вариант-второе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...