Понятие о неопределённой форме глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе (ОС "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_neopredelyonnoy_forme_glagola.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие о неопределённой форме глагола (ОС «Школа 2100», 3 класс)

Задачи:

учебные

-  повторить ранее изученные сведения о глаголе;

-  в процессе наблюдения установить, чем отличаются глаголы в неопределённой форме от остальных глаголов;

-  дать определение начальной формы глагола

развивающие

-  развивать умение отличать глаголы в неопределённой форме по вопросу;

- развивать умение работать со словарём

воспитательные

- воспитывать заинтересованное  отношение к родному языку, потребность пользоваться родным языком, а, значит, и познавать его;

- совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой

Оборудование:

- карточки с глаголами (3 глагола прошедшего времени, 3 глагола настоящего времени, 3 глагола будущего времени);

- орфографические словари (на каждого учащегося);

Этапы

Ход урока

Примечание

Орг. момент

Сообщение темы урока

Актуализация знаний

1)       правило

2) словарная работа

3) изменение глаголов по временам

4) изменение глаголов по лицам

5) «не» с глаголами

Физпауза

Введение в новую тему: создание проблемной ситуации

Определение темы урока

Работа в тетради

Тренировочные упражнения

Работа с орфографическим словарём

Итог урока

Домашнее задание

- Начинаем заниматься. Сразу подготовимся к работе, сделаем все необходимые записи

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Глагол», посмотрим, что вы узнали про эту интересную часть речи, как успели подружиться с этой ошибкоопасной частью речи.

- Итак, чем же отличается глагол от других частей речи?

- Сформулируйте правило

- Сегодняшний словарь я предлагаю записать в следующей форме:

- Прочитайте слова, записанные на доске.

мечта-

рассказ-

рисунок-

сочинение-

отдых-

командир-

- К какой части речи они относятся?

- Вы должны будете от этих имён существительных образовать однокоренные слова-глаголы.  Записать в тетрадь нужно будет только глаголы.

- Проверяем.

- Молодцы! Все справились верно!

- Ребята, что ещё вы узнали про глагол?

- Как же различать эти времена?

- Проверим ваши теоретические знания на практике. У вас на партах лежат карточки с глаголами. Вам нужно будет все эти глаголы распределить по трём столбикам.         Столбики называются:

Прош. вр.     Наст. вр.      Будущее вр.

- Выходим «по цепочке» к доске, находим место для своего глагола, прикрепляем карточку, приводим доказательства.

- Что ещё узнали о глаголе?

- В форме какого числа записаны глаголы в столбиках?

- Образуйте форму множественного числа (устно).

- Каково значение  частицы «не»?

- Есть пример в столбиках на данное правило?

- Измените смысл на противоположный.

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

          головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать,

А на шесть – тихонько сесть.

- Кстати, какого времени все эти глаголы?

- Ничего не подходит?

- Это вполне естественно. Здесь и время не определишь, и по одному такому глаголу нельзя сказать, сколько человек выполняли действие: один или несколько, следовательно, нельзя определить и число.

- Поставьте вопрос к этим глаголам

- А теперь вернитесь к своим словарным словам в тетради и поставьте к ним вопрос

- Итак, если глагол отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?», то говорят, что он стоит в неопределённой форме.

- Сформулируйте тему нашего урока

- Запишите тему урока, остальное будем записывать в виде схемы:

Неопределённая форма глагола

                ↓                                       ↓

    Что делать?              Что сделать? 

- Обычно глаголы в неопределённой форме оканчиваются на  - ть  или – ти: 

    читать                           уронить

    идти                               заплести

- Иногда после  -ть  или  -ти стоит  частица –ся или –сь:

 

   трястись                         запастись

   кусаться                         увернуться

- Но бывает, что глаголы в неопределённой форме  оканчиваются  и не на  -ть или  -ти:

  стеречь                            уберечься

- Что же такое неопределённая форма?

- Попробуйте сформулировать

- Действительно, неопределённая форма глагола – это такая форма, по которой не определишь ни времени, ни числа. На то она и неопределённая, ответ кроется в самом слове.

- По данной информации есть вопросы?

- Теперь поупражняемся.

- Прочитайте стихотворение.

Т. Рик         «Сладкая мечта»

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!

- Красиво себя так вести?

- Что можете сказать об этом молодом человеке? Что посоветуете ему?

- А теперь отыщите в этом стихотворении глаголы в неопределённой форме. Не забывайте ставить вопросы.

- Ставим вопрос, называем глагол.

- Запишите эти глаголы в тетрадь с вопросами.

- Молодцы!

- Вы очень хорошо справились с заданием!

- А сейчас одно серьёзное дополнение.

- У вас на партах лежат орфографические словари.

- Что это за словарь такой, зачем он нужен?

- Правильно. В этом словаре записаны все трудные слова. Не знаешь, как слово пишется – смотри в орфографический словарь. В этом словаре можно найти любую часть речи.

- Итак, откройте свой словарь на любой букве и найдите там любой глагол.

- Кто нашёл, читайте с вопросом.

- Что вы заметили?

- Правильно, все глаголы записаны в неопределённой форме, потому что неопределённая форма не несёт на себе  ни отпечатка времени, ни числа. Поэтому неопределённую форму выбрали как начальную форму глагола.

- Если вы услышите, что глагол стоит в начальной форме, знайте, что речь идёт о неопределённой форме глагола.

Неопределённая форма = начальная форма  = инфинитив (от лат. «неопределённый»)

- Давайте подведём итог:

- что нового вы узнали сегодня про часть речи глагол?

- Что это за форма, почему она так называется?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

- Что ещё выяснили? (посмотрите в свои тетради)

- У кого возникли вопросы по данной теме?

- с. 114, упр. 3

- Урок окончен. Всем спасибо за работу.

 

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Учащиеся записывают словарные слова в тетрадь

Ответы учащихся

На партах у учащихся лежат карточки с глаголами

На доске появляются названия столбиков

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Глаголы из физминутки заранее записаны на доске (обратная сторона крыла)

Учащиеся рассуждают, но затрудняются ответить. В результате делают вывод, что время определить нельзя.

(Что сделать?)

(Что делать?)

Учащиеся озвучивают тему урока

Учитель работает на доске, учащиеся – в тетрадях по ходу объяснения

Ответы учащихся

На доске появляется стихотворение

Ответы учащихся

Устная работа

Учащиеся записывают глаголы в тетрадь

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Запись в тетрадь

Ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.

Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...

Понятие о неопределённой форме глагола

Данный урок оответствует всем требованиям ФГОС. Составлен с использованием активных методов обучения и объединён общей темой. Содержание и объём информации, выбор средств соответствует индивидуальным ...

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Понятие о неопределённой форме глагола

Данный урок проводился в 3 классе УМК "Школа 2100"  с применением технологии проблемно-диалогического обучения....

Разработка урока "Понятие о неопределённой форме глагола"

Планируемые результаты:Личностные результаты:-интерес к изучению языка;-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цель урока...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...