Понятие о неопределённой форме глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе (ОС "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_o_neopredelyonnoy_forme_glagola.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие о неопределённой форме глагола (ОС «Школа 2100», 3 класс)
Задачи:
учебные
- повторить ранее изученные сведения о глаголе;
- в процессе наблюдения установить, чем отличаются глаголы в неопределённой форме от остальных глаголов;
- дать определение начальной формы глагола
развивающие
- развивать умение отличать глаголы в неопределённой форме по вопросу;
- развивать умение работать со словарём
воспитательные
- воспитывать заинтересованное отношение к родному языку, потребность пользоваться родным языком, а, значит, и познавать его;
- совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой
Оборудование:
- карточки с глаголами (3 глагола прошедшего времени, 3 глагола настоящего времени, 3 глагола будущего времени);
- орфографические словари (на каждого учащегося);
Этапы | Ход урока | Примечание |
Орг. момент Сообщение темы урока Актуализация знаний 1) правило 2) словарная работа 3) изменение глаголов по временам 4) изменение глаголов по лицам 5) «не» с глаголами Физпауза Введение в новую тему: создание проблемной ситуации Определение темы урока Работа в тетради Тренировочные упражнения Работа с орфографическим словарём Итог урока Домашнее задание | - Начинаем заниматься. Сразу подготовимся к работе, сделаем все необходимые записи - Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Глагол», посмотрим, что вы узнали про эту интересную часть речи, как успели подружиться с этой ошибкоопасной частью речи. - Итак, чем же отличается глагол от других частей речи? - Сформулируйте правило - Сегодняшний словарь я предлагаю записать в следующей форме: - Прочитайте слова, записанные на доске. мечта- рассказ- рисунок- сочинение- отдых- командир- - К какой части речи они относятся? - Вы должны будете от этих имён существительных образовать однокоренные слова-глаголы. Записать в тетрадь нужно будет только глаголы. - Проверяем. - Молодцы! Все справились верно! - Ребята, что ещё вы узнали про глагол? - Как же различать эти времена? - Проверим ваши теоретические знания на практике. У вас на партах лежат карточки с глаголами. Вам нужно будет все эти глаголы распределить по трём столбикам. Столбики называются: Прош. вр. Наст. вр. Будущее вр. - Выходим «по цепочке» к доске, находим место для своего глагола, прикрепляем карточку, приводим доказательства. - Что ещё узнали о глаголе? - В форме какого числа записаны глаголы в столбиках? - Образуйте форму множественного числа (устно). - Каково значение частицы «не»? - Есть пример в столбиках на данное правило? - Измените смысл на противоположный. Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка На четыре – руки шире Пять – руками помахать, А на шесть – тихонько сесть. - Кстати, какого времени все эти глаголы? - Ничего не подходит? - Это вполне естественно. Здесь и время не определишь, и по одному такому глаголу нельзя сказать, сколько человек выполняли действие: один или несколько, следовательно, нельзя определить и число. - Поставьте вопрос к этим глаголам - А теперь вернитесь к своим словарным словам в тетради и поставьте к ним вопрос - Итак, если глагол отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?», то говорят, что он стоит в неопределённой форме. - Сформулируйте тему нашего урока - Запишите тему урока, остальное будем записывать в виде схемы: Неопределённая форма глагола ↓ ↓ Что делать? Что сделать? - Обычно глаголы в неопределённой форме оканчиваются на - ть или – ти: читать уронить идти заплести - Иногда после -ть или -ти стоит частица –ся или –сь:
трястись запастись кусаться увернуться - Но бывает, что глаголы в неопределённой форме оканчиваются и не на -ть или -ти: стеречь уберечься - Что же такое неопределённая форма? - Попробуйте сформулировать - Действительно, неопределённая форма глагола – это такая форма, по которой не определишь ни времени, ни числа. На то она и неопределённая, ответ кроется в самом слове. - По данной информации есть вопросы? - Теперь поупражняемся. - Прочитайте стихотворение. Т. Рик «Сладкая мечта» Не мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Долго-долго не глотать, Наслаждаться, смаковать. Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте умереть! - Красиво себя так вести? - Что можете сказать об этом молодом человеке? Что посоветуете ему? - А теперь отыщите в этом стихотворении глаголы в неопределённой форме. Не забывайте ставить вопросы. - Ставим вопрос, называем глагол. - Запишите эти глаголы в тетрадь с вопросами. - Молодцы! - Вы очень хорошо справились с заданием! - А сейчас одно серьёзное дополнение. - У вас на партах лежат орфографические словари. - Что это за словарь такой, зачем он нужен? - Правильно. В этом словаре записаны все трудные слова. Не знаешь, как слово пишется – смотри в орфографический словарь. В этом словаре можно найти любую часть речи. - Итак, откройте свой словарь на любой букве и найдите там любой глагол. - Кто нашёл, читайте с вопросом. - Что вы заметили? - Правильно, все глаголы записаны в неопределённой форме, потому что неопределённая форма не несёт на себе ни отпечатка времени, ни числа. Поэтому неопределённую форму выбрали как начальную форму глагола. - Если вы услышите, что глагол стоит в начальной форме, знайте, что речь идёт о неопределённой форме глагола. Неопределённая форма = начальная форма = инфинитив (от лат. «неопределённый») - Давайте подведём итог: - что нового вы узнали сегодня про часть речи глагол? - Что это за форма, почему она так называется? - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? - Что ещё выяснили? (посмотрите в свои тетради) - У кого возникли вопросы по данной теме? - с. 114, упр. 3 - Урок окончен. Всем спасибо за работу.
| Ответы учащихся Ответы учащихся Учащиеся записывают словарные слова в тетрадь Ответы учащихся На партах у учащихся лежат карточки с глаголами На доске появляются названия столбиков Ответы учащихся Ответы учащихся Глаголы из физминутки заранее записаны на доске (обратная сторона крыла) Учащиеся рассуждают, но затрудняются ответить. В результате делают вывод, что время определить нельзя. (Что сделать?) (Что делать?) Учащиеся озвучивают тему урока Учитель работает на доске, учащиеся – в тетрадях по ходу объяснения Ответы учащихся На доске появляется стихотворение Ответы учащихся Устная работа Учащиеся записывают глаголы в тетрадь Ответы учащихся Ответы учащихся Запись в тетрадь Ответы учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.
Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...
Понятие о неопределённой форме глагола
Данный урок оответствует всем требованиям ФГОС. Составлен с использованием активных методов обучения и объединён общей темой. Содержание и объём информации, выбор средств соответствует индивидуальным ...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме " Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы".УМК " Школа России"
Разработка содержит технологическую карту урока русского языка в 3 классе с УУД....
Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»
· Цель: развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.Задачи: ·...
Понятие о неопределённой форме глагола
Данный урок проводился в 3 классе УМК "Школа 2100" с применением технологии проблемно-диалогического обучения....
Разработка урока "Понятие о неопределённой форме глагола"
Планируемые результаты:Личностные результаты:-интерес к изучению языка;-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цель урока...
Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...