Понятие о неопределённой форме глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок проводился в 3 классе УМК "Школа 2100" с применением технологии проблемно-диалогического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_marchenko_o.a.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Понятие о неопределённой форме глагола.
Цели и задачи:
1.Ввести понятие «неопределённая форма» глагола; учить образовывать её, отличать от других глагольных форм.
2.Способствовать развитию познавательных процессов и речи; навыков самоконтроля и самооценки.
3.Возбудить у обучающихся чувство товарищества, взаимопомощи. Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, выписка из словаря, карточки с заданиями, раздаточный материал.
Ход урока.
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность обучащихся |
1. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин) -Здравствуйте, ребята. -Посмотрите, что у меня на бейдже? Почему, как вы думаете? -Действительно, у меня сегодня прекрасное настроение, и я хочу его частичку передать вам, а вы – друг другу. Я надеюсь, что мы будем с вами работать дружно, творчески. (Слайд 1) 2. Актуализация опорных знаний.
яиголофром -Расшифруйте слово. Что оно обозначает? -А что вы делаете, если не знаете значения слова или сомневаетесь в правильности своих знаний о нём? -В русском языке проживают части речи, каждая из которых имеет свои особенности, как и человек. (Слайд 2) -Какие вы знаете части речи? -Какую изучаете сейчас?
-Повторим знания о глаголе. Какие бы вы задали вопросы по теме «Глагол»? -А вот какие вопросы составила я: На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Как изменяется? Какую роль выполняет в речи? (Слайд 3) -Что ещё вы узнали о глаголе на предыдущем уроке? - С помощью ваших ответов наш человечек-глагол приобрёл новый облик. (Слайд 4) -Всё ли изучили? -Вы многое узнали о глаголе, многое предстоит узнать. -Для чего нужны теоретические знания?
-Образуйте от существительных мечта, сочинение разные формы глаголов. -А я образовала такие глаголы: мечтает, помечтала, мечтать, сочинят, сочинить. Определите их время и число. -Проверим, что получилось. Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог. -Всё ли задание выполнили? В чем затруднение? - Чем эти глаголы не похожи на других? 3. Постановка учебной проблемы. -Над какой же проблемой будем сегодня работать? Если не ответят, подводящий диалог: -Где же было затруднение? -Что мы не смогли определить у этих глаголов? -Т.е., нам встретились глаголы, которые чем-то отличаются от других) -Что же это за глаголы, у которых нельзя определить ни время, ни число? 4. Открытие нового знания. Подводящий диалог -Чем похожи глаголы мечтать, сочинить? -Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит событие? -Итак, на какие вопросы отвечают глаголы, у которых нельзя определить время, число? -На что они оканчиваются? -Как бы вы назвали такие глаголы? -Такие глаголы имеют 3 названия: начальная неопределённая инфинитив форма форма -Итак, тема урока… ( Слайд 5)
-Прочитайте правило -с.108 -Почему эта форма глаголов называется неопределённой? -Какие суффиксы она имеет? На что ещё оканчиваются? -Как же вы будете отличать глаголы в неопределённой форме от других форм глаголов?
Танцевать, бежать, спать, летать, петь, думать, рисовать. 5. Первичное закрепление.
-Замените словосочетания глаголом неопределённой формы. Оказать помощь - … Одержать победу - … Давать совет - … Принять решение - … -Что у вас получилось? Что ещё вызывает затруднение
1)Учить – ум точить. -Как вы понимаете смысл пословицы? -Найдите глаголы в неопределённой форме. Докажите. Запишите. 6. Самостоятельная работа. 2)(Без) б.ды друга (не) узнаешь. -В какой жизненной ситуации можно применить эту пословицу. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. -Найдите глагол. Образуйте его начальную (неопределённую) форму. Как вы будете это делать? Задайте вопрос. -Какие задания сейчас выполняли? Что получилось?
-Усложним задание. Подберите антоним к глаголу и поставьте его в неопределённую форму. Сколько преобразований с каждым глаголом сделаете? Поссоришь, ненавидят, враждовали, ругаю. -В чём сложность задания? -Задайте вопросы к глаголам, которые записали. -Какую роль в речи играют антонимы? -Вы должны догадаться, что будут делать ребята? 7. Итог, рефлексия. -Какие «открытия» сегодня на уроке вы сделали для себя? -Что вы узнали о глаголах неопределённой формы? -Что больше всего понравилось? -Что вызвало затруднение? А что получилось лучше? -Мне очень понравилось с вами общаться: вы – настоящая команда, очень дружные ребята. Я хочу поблагодарить вас за великолепную работу (похлопайте сами себе) и подарить вам частичку своего сердца, которого так не хватало нашему человечку. 8.Д/з | -Солнышко. Весна, хорошее настроение. Ученик у доски. Ответы детей. -Спрашиваем у учителя, родителей, находим в словаре. Читают выписку из словаря. Морфология - раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов. -Имя существительное, имя прилагательное, глагол. -Сейчас мы изучаем глагол. Ответы детей. Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Они изменяются по числам, временам, а в прошедшем времени по родам в единственном числе. «Оживляют» текст, передают быструю смену событий. -Частица не с глаголами пишется раздельно. -Нет. -Чтобы использовать на практике. Ответы детей. Работают в парах (карточки) Проверка задания. -Нет. Не получается определить время и число у глаголов мечтать, сочинить. Ответы детей. Ответы детей. -Одинаково заканчиваются, нельзя определить время, число. -Нет. -Что делать? Что сделать? -Они оканчиваются на –ть. -Неопределенная форма глагола Ответы детей. Ученик у доски «показывает» глагол, а остальные должны назвать глагол в неопределённой форме. помочь победить советовать решить Ответы детей. Работа у доски. -Учить, точить, потому что они отвечают на вопрос что делать? Объясняют орфограммы. -Узнаешь – узнать. -Зададим вопрос что делать? или что сделать? -Находили и образовывали глаголы в неопределённой форме. -Два. -Помирить, любить, дружить, хвалить. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.
Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...
Понятие о неопределённой форме глагола
Данный урок оответствует всем требованиям ФГОС. Составлен с использованием активных методов обучения и объединён общей темой. Содержание и объём информации, выбор средств соответствует индивидуальным ...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме " Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы".УМК " Школа России"
Разработка содержит технологическую карту урока русского языка в 3 классе с УУД....
Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»
· Цель: развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.Задачи: ·...
Понятие о неопределённой форме глагола
Урок русского языка в 3 классе (ОС "Школа 2100")...
Разработка урока "Понятие о неопределённой форме глагола"
Планируемые результаты:Личностные результаты:-интерес к изучению языка;-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цель урока...
Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...