Понятие о неопределённой форме глагола
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Соловьева Наталья Вячеславовна

Данный урок оответствует всем требованиям ФГОС. Составлен с использованием активных методов обучения и объединён общей темой. Содержание и объём информации, выбор средств соответствует индивидуальным особенностям и возрастным возможностям детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ponyatie_o_neopredelyonnoy_forme_glagola.zip1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка

Класс :3

УМК: «Школа 2100»

Урок 112

Тип урока: ОНЗ (Открытие нового знания).

Тема: Понятие о неопределённой форме глагола

  Автор:  Соловьёва Н.В.

 Цель урока:

 Образовательные :обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола, сформировать понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на –чь, анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов,

Развивающие: развивать речь, логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитывающие:  воспитывать  желание учиться и делать открытия , интерес к родной природе, воспитывать умение слушать других

УУД:

Личностные: Освоение личностного смысла учения;  

Регулятивные: Определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

Познавательные: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;  планировать свою работу; Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»;

Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;  Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска,  листки с деревьями, зелёные листики каждому,  диск с тихой музыкой, презентация, раздаточный материал., разноцветные шляпы.

Фаза урока

этап

время

Подробное описание АМО

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Фаза

«Начало образовательного мероприятия»

1.Мотивация к учебной деятельности

инициация

3 мин.

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») путём метода релаксации

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): «Неопределенная форма глагола» (за счёт использования домашнего задания и опоры на темы предыдущих уроков).

Мы рады приветствовать

 Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко. 

Проверка принадлежностей

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Метод эмоционального  настроя. Релаксация.

 Цель : при помощи расслабляющих мышечных упражнений,   эффективно снять психическое и эмоциональное напряжение в начале урока.(тихая музыка)

Материалы: диск с тихой музыкой

Происхождение метода : адаптированный

Технология: Учитель говорит спокойным голосом текст. Дети с закрытыми глазами выполняют определённые действия.

-Представим,  как ярко светит солнце, нам приятно и тепло. Весна. Подставим подбородок к солнышку-он загорает, сделаем вдох, выдох. Наши брови как качели вверх-вниз. Вот летит бабочка. Пусть она покачается на наших качелях. Бабочка улетела и спать  расхотелось. На дворе весна и нам не до сна. Приготовили пальчики.

Пальчиковая гимнастика

 Цель: совершенствовать умственную деятельность, улучшать процесс и качество письма


Солнышко,солнышко,

Золотое донышко

Гори,гори, ясно,

Чтобы не погасло.

Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа.– Напишите «Классная работа».

 Загадка  

-Отгадайте загадку
Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой
Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт. (весна)

-За окошком весна, растаял снег, появляются первые весенние цветы. Вот они.

Минутка чистописания(слайд)

Цель:  улучшать процесс и качество письма, сосредоточить внимание учащихся на уроке,  Развивать умение высказывать своё предположение.

Что лишнее?

-На поляне распустились первые цветы. Найдите лишний подснежник. (буквы А,о, в, и у, ы) Какая буква лишняя? Почему?  Как называются эти цветы? Можно ли их рвать? Почему? Какие из них занесены в Красную книгу?

 Пропишите эту букву   Вв
- Подчеркните самую красивую букву в вашей тетради

- Закройте глазки, расслабились

Фаза 2 «Работа над темой»

2.Актуализа

ция знаний.

 проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

10

мин

  1. Словарная работа.(слайд)

Цель: осуществлять познавательную и личностную рефлексию, развивать внимание, память.

- Какая весна без капели. Капельки остались на словах. Давайте вставим пропущенные буквы : сирень,  платок, свобода, сочинение, товарищ. Какое слово лишнее? Почему? Что это за слова ? Какой части речи? А какую часть речи мы изучаем сейчас?

  1. Метод «Пресс-конференция».

Цель: выявлять сущность, особенности объектов, осуществлять познавательную и личностную рефлексию ,строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Технология: На стулья перед классом садятся трое желающих. Остальные – «журналисты» и «корреспонденты». Они задают вопросы «специалистам по глаголу». Учитель оценивает их работу

  1. Самостоятельная работа . (слайд)

Цель: активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;  актуализировать знания о глаголе; тренировать умение определять время и число глагола ,создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Прочитайте текст. Выпишите глаголы в столбик. Определите их время и число. В глаголах прошедшего времени выделите суффикс -л-

Снег растаял.  Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые гнёзда. Поют дрозды, воркуют дикие голуби. Начинает зеленеть берёзовый лес. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья!

П.в                                                                      н.в                                                    ?

Растаял                                                        торопятся      

Прилетели                                                   поют

Стали                                                             воркуют

                                                                       начинает

 Коллективная проверка. Задание  выполняется коллективно при закрытых учебниках.

-Давайте  попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)-Запишите эти слова столбиком  в тетрадь.

-Сейчас мы выберем 3 «специалистов» по глаголу. Остальные становятся «Журналистами»., которые задают вопросы.(Примерные вопросы: Что такое глагол? Что обозначает глагол? Только ли действие обозначает глагол? (Нет, ещё и состояние.)Как изменяются глаголы? И т.д).

3.Формулиро

вание проблемы.

1 мин

1. . Постановка проблемы.

Цель: 

1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на знания о глаголе;

2) организовать фиксацию учащимися шага, на котором возникло затруднение;

3) организовать выявление учащимися причины затруднений

Предположения детей.

- Почему эти глаголы  оказались  лишними, не попали ни  в одну из двух групп.

  -Ваши предположения…

- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

-Новую форму глаголов.

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличается от других форм. - А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

-  Какова же тема нашего урока?

- А где мы можем узнать о новой форме глагола?

-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

4.Открытие новых знаний.

5.  Развитие

умений

10 мин

1

Мин

2 мин

5 мин

7 мин

2. Поиск решения.

1. Метод кластера  Работа в группах с текстом.

 Цель:.  преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую ) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

Материалы: каждому ученику текст сказки

Технология: Каждому ученику раздаётся текст. Нужно выделить в нём главные, основные факты ,совещаясь со своей группой. Установить связь с темой. Выписать основные слова на доску.

Задание

  1. Выделите  в тексте вопросы , ключевые слова или фразы.
    2. Озвучьте их
    3. Установите связи между ними и темой урока

 Текст.

В некотором царстве, в некотором государстве Русского языка жили- поживали различные формы глагола: глаголы Настоящего, Будущего, Прошедшего времени и Неопределённая форма глагола.

Глаголы Прошедшего, Настоящего и Будущего  времени весь день трудились, изменялись по числам, лицам, спрягались.

А Неопределённая форма ничего не делала, только в зеркало смотрелась, внешность свою берегла.

 Чтобы отличаться от других форм глаголов, она особыми суффиксами обзавелась, каких нет ни у одной другой формы: -ть, -ти, а в некоторых случаях оканчивалась на суффикс чь и даже окончаний не имела.

Разозлились глаголы, кричат, зовут на помощь: «Помоги нам! Не можешь по числам и родам изменяться, по лицам хоть попробуй!»

- Что делать! Ничем не могу помочь, -отвечает Неопределённая форма. –Я должна свой неповторимый вид сохранять, чтобы за версту все узнавали!

 Так и живёт эта форма в русском языке не изменяясь, нету неё ни лица, ни числа, ни рода, ни времени, ни окончаний.

 Только и может она, что на вопросы отвечать, да и то не на все, а только на Что делать? Что сделать?

                                         Неопределённая форма глагола

Нет времени       нет лица       нет числа   нет окончаний                                        

Нет рода                 отвечает на вопросы                        суффиксы ть,ти,чь

                  Что делать?                    Что сделать?

Вывод по наблюдениям: о каких глаголах мы говорили, что у них есть общего?

(Глаголы отвечают на вопросы что сделать? что делать?, у них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на  суффикс -ть, -ти, -чь)

– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; имеют вид…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)

Физкультминутка

 Цель: повысить умственную работоспособность, обеспечить кратковременный отдых Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели

Их лучи теплом согрели

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети.

-Давайте сравним свои выводы с определением в книге.

2. Работа с текстом определения в рамке (с. 122).(слайд)

Цель: обобщать и классифицировать по признакам ,оформлять свои мысли в устной форме

Такие глаголы имеют три названия:

Начальная форма глагола + Неопределённая форма глагола = Инфинитив (неопределённый)

б) После чтения.

–  Что ещё мы узнали? Как можно было бы сформулировать тему урока? («Начальная форма глагола», «Неопределённая форма глагола» и т.д.) Какое название является подсказкой?(добавление в кластер)

3. Работа с иллюстрацией (с. 120).Цель: находить ответы на вопросы в иллюстрации. Оформлять свои мысли в устной форме.

– Как вы думаете, почему именно такой рисунок сделал художник? (Облако, которое на подносе у Афанасия, тоже неопределённой формы: не круглое, и не квадратное, и не вытянутое...)

Первичное закрепление.

Цель: 

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного материала.

1.Выборочный диктант. Цель: Выявлять сущность, особенности объектов

– Выпишите из стихотворения глаголы в неопределённой форме в столбик. (Текст  на слайде.)

 Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Приказ – черёмухе
цвести, 
крапиве
быть не злой,
дождю дорожки
подмести
серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче
петь,
А солнцу
выйти из-за туч,
И веселее
греть!

– Найдите  глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Можно сказать детям, что первый глагол – несовершенного вида, а второй – совершенного вида (но исключительно в целях пропедевтики!).

2.Работа по карточкам .(парная)

 Метод «5 шляп мышления»

 Цель: Организовать процесс диалога внутри групп

УУД: познавательные. Умение моделировать, личностные. Оценивать поступки  своей деятельности и товарищей в соответствии с  определённой ситуацией.

  Автор метода: Эдвард де Боно, адаптивная

Материалы: 5 шляп(чёрная, белая, зелёная, синяя, красная)

Технология: На парту раздаётся по одной шляпе, нужно выполнить задания в шляпах в паре.

« Чёрная шляпа» Образуй глаголы неопределённой формы.

Сказала –

Читает –

Видели –

Встречаемся –

Слышишь-

« Белая шляпа» Замени одним словом – глаголом.

Вручить подарок - …

Излучать свет - …

Произвести посадку - …

Бить в барабан - …

Совершать полёт - …

 « Зелёная шляпа» Придумай движения и покажи их.

« Синяя шляпа» Собери из частей глаголы неопределённой формы.

( рас – печат – ать, при – дум – ать, реш – ить, прыг – ать, с- лом – ать, )

« Красная шляпа» Найди пословицы, в которых есть глаголы неопределённой формы

•        Весной дождь парит, осенью мочит.

•        Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

•        Весенний день год кормит

•        Кто спит весною- плачет зимою

Задание

1.Выделите  в тексте вопросы , ключевые слова или фразы.

2. Озвучьте их

3. Установите связи между ними и темой урока

-Напишем что у нас получилось

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

-На каждую парту я кладу по шляпе, в них задание , нужно выполнить его, советуясь с товарищем по парте

Фаза 3 «Завер

шение образовательного мероприятия»

6. Итог урока.

оценка образовательного мероприятия

5 мин

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Метод вопросов.

Цель: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Развиваем умения извлекать информацию из схем.  На основе анализа объектов делать выводы.

Предварительная подготовка: написать на доске вопросы. О чём? Что? Какая? Как? Зачем? Сколько? Где?

Технология: Используя вопросительные слова, составить вопросы об основных понятиях темы урока, и ответить на них.

 

Метод Дерево с листочками.

Цель: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

Автор: адаптивная

Материалы: зелёные листки для каждого,4 листа с нарисованными деревьями, на которых написано:

 1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться.

Технология: Дети  подходят и прикрепляют листок у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока

Обсуждение.

-Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?

-Используя вопросительные слова, составьте вопросы по теме урока.

(– О чём «говорят» у глаголов суффиксы -ть, -ти?)

-У вас на партах лежат зелёные листочки, их нужно прикрепить на одном из дереве. Прочитайте что написано на каждом из стволов и решите какое из высказываний вам больше подходит. Оцените свои ощущения от урока.

                                           

7.Домашнее задание.

1 мин

Цель: обсудить и записать домашнее задание.

Упр. 2, с. 128–129.

Список учебной и дополнительной литературы

1.        Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 2.-М.:Баласс;Издательство Школьный дом, 2012.

2.        Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки и рассказы: Методическое пособие для учителей русского языка.-Брянск :Курсив,2006.

3.        Волина В.В Весёлая грмматика.-М.: Знание, 1995.

4.        Преодоление тревожности и страхов у детей 5- 7 лет : диагностика, занятия, рекомендации/ авт.-сост.Н.Ф.Иванова.-Волгоград: Учитель, 2009.

5.        Букатов В.М, Ершова А.П., Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. –М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

6.        Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения  с движениями/ авт. Сост. С.А.Авилова, Т.В. Калинина. Волгоград:Учитель, 2008.

7.        Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы/ авт.-сост.М.А.Павлова.-Волгоград:Учитель, 2009.

8.        Образовательная система «Школа 2100». Рабочие программы.3 кл. Пособие для учителей.-М.: Баласс, 2012.

9.           Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.:Баласс, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.

Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Понятие о неопределённой форме глагола

Данный урок проводился в 3 классе УМК "Школа 2100"  с применением технологии проблемно-диалогического обучения....

Понятие о неопределённой форме глагола

Урок русского языка в 3 классе (ОС "Школа 2100")...

Разработка урока "Понятие о неопределённой форме глагола"

Планируемые результаты:Личностные результаты:-интерес к изучению языка;-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цель урока...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...