Андреева Т.А., Ефимова Е.Г. Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Учимся писать безударные гласные в корне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
efimova_e.g._andreeva_t.a.doc | 139 КБ |
bezudarnye_glasnye.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока русского языка
«Учимся писать безударные гласные в корне слова»
Авторы: Андреева Татьяна Александровна, учитель начальных классов
Ефимова Елена Генриховна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МАОУ «Кожевниковская СОШ №1» Кожевниковского района Томской области
Текстовый редактор MS WORD, редактор для создания презентаций POWER POINT
Номинация – практический урок
Предмет: русский язык
Класс: начальная школа, 2 класс
Тема: «Учимся писать безударные гласные в корне слова»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся умения видеть орфограмму (безударную гласную) в корне слова и овладения способами проверки безударных гласных в корне слова.
Формируемые метапредметные УУД на уроке:
Личностные: умение осознавать роль языка и речи в жизни людей; осознание роли языка и речи в жизни человека; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата; умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; развитие умения давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Коммуникативные: формировать умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать речь других.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя).
Предметные: различать формы слова и однокоренные слова, уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки безударной гласной в корне; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Материально-техническое обеспечение: (состав используемого УМК, оборудование)
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. - М.: Просвещение, 2017., УМК «Школа России», мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Используемые ЦОРы: 1. Объект интерактивного взаимодействия «Каллиграфия» - ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы: Интегрированный УМК для начальной школы» Источник: http://school-collection.edu.ru/portals/
2. Объект интерактивного взаимодействия «Безударные гласные в корне» , DVD «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс, 2009.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | |||
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. «Покажи своё лицо» | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | |
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | |||
Постановка проблемы урока (СЛАЙД №1) (Подготовить детей к изучению материала через постановку проблемной ситуации). – Наш урок хочу начать с рассказа. Коля получил от друга Пети SMS – сообщение: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля прочитал сообщение и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол. – Почему так получилось? – Какое правило не знал Петя? – Как правильно записать это слово?
- А нам с вами нужно знать это правило? Для чего? Постановка темы и цели урока (СЛАЙД № 2) – Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? Мы сегодня, как настоящие ученые, будем исследовать безударные гласные в корне слова. – Какую цель поставите перед собой? – В течение урока будем отвечать на вопросы: Что, где, как и чем надо проверять? – Ответим на первый вопрос: что надо проверять? – Где надо проверять? – Как надо проверять? – Чем надо проверять? | Внимательно слушают учителя, фиксируют и анализируют проблемную ситуацию. (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».) (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.) (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.) В корне слова (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.) (Безударная гласная проверяется ударением.) | Подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | |
III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися. Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова (Алгоритм проверки) | |||
Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова (Алгоритм проверки). – Вспомним алгоритм проверки безударной гласной. Алгоритм проверки безударных гласных (Слайд № 4)
Орфографический тренинг. Отработка умения правильно обозначать безударные гласные в корне. (Слайд № 4, гиперссылка «Конвейер») - Вот давайте мы сейчас и проверим, как работает наш алгоритм. Вы читаете слово на экране, показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово. - Как вы проверяли безударную гласную в корне слова? | Коллективная форма работы. Совместно вспоминают алгоритм проверки безударных гласных в корне слова Читают слово на экране, определяют безударную гласную, объясняют правописание, подбирая проверочное слово. (Изменяли форму и подбирали родственные слова) | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | |||
Наблюдение над проверочными и проверяемыми словами. (Слайд № 5,6) Вода, водный, наводнение Ночной, ночка, ночевать Море, моряк, заморский – Внимательно прочитайте слова. Что можете сказать? - Запишите эти слова в тетрадь и определите, в каждой строчке слова с безударной гласной в корне. Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными. Поработайте в парах. Проверка. – Почему вы выбрали эти слова?
Физкультурная минутка. Актуализация знаний о безударных звуках и буквах. Обобщение. Орфографический тренинг. (Слайд № 7) - Какие гласные звуки нам доставляют проблемы без ударения (а, и) - Какими буквами можно обозначить звук [а]? (а, о) -- Запишем слова в 2 столбика: сады, дома, травинка, страна, водичка, старик, сосна, морской. -- Вспомним, какими буквами можно обозначить безударный гласный [И] ? (и, е, я) --Запишем в 3 столбика: блины, грибной, блестеть, звезда, блестеть, висеть, звезда, цветной, снега, цветной, стирать -- Как проверить безударную гласную в корне слова? Отработка умения подбирать родственные слова. Работа в парах. - Давайте потренируемся в подборе родственных слов. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать. Поработайте в парах. Корни: 1) –лес-; 2) - вод- ; 3) - ночь - ; 4)- тишь- ; 5) - мор- ; 6) - реч-
Наблюдение над правильным подбором родственных слов. (Слайд № 8) -- Прочитайте предложения. Найдите похожие слова. Подумайте, какую букву нужно писать. Вместо вопроса подберите проверочные слова. Мальчик устал ( ?) с..деть на стуле. Бабушка рано стала ( ? ) с..деть. Я долго ( ? ) сл..зал с крыши. Щенок быстро ( ? ) сл..зал всё молоко. Брат мне ( ? ) подп..вал. Это лекарство нужно ( ? ) зап..вать водой. -- Что нужно учитывать при выборе проверочных слов? Составление модели правила проверки безударных гласных в корне слова. (Слайд № 9) | Работа в парах. (Родственные слова, у них одинаковый корень и близкое значение) Записывают слова, находят и подчеркивают проверочные слова. (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.) Отвечают на вопросы учителя Проводят анализ слов в зависимости от выделения признаков; определяют в какой столбик нужно записать слово. (Изменить форму или подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным) Работая в парах, подбирают однокоренные слова Проводят анализ слов в зависимости от выделения признаков; подбирают проверочные слова и определяют, какую букву надо писать в корне. ( Они должны быть родственными, иметь общую часть и близкое значение). Работа в группах. Обучающиеся осуществляют совместную работу в малых группах – составляют модель правила проверки безударных в корне слова | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | |||
- Исследование какой темы вели на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. (Прием "Светофор") Прием "Светофор" Красный - Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться. Жёлтый - Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали. Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно
| Обучающиеся, отвечая на вопросы, осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке. Обучающиеся внимательно слушают задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Сценарий урока:
I. Этап мотивации.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
(Организация внимания всех учащихся, настрой на работу).
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Постановка проблемы урока (СЛАЙД № 1) (Подготовить детей к изучению материала через постановку проблемной ситуации).
– Наш урок хочу начать с рассказа.
Коля получил от друга Пети SMS – сообщение: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля прочитал сообщение и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Петя?
– Как правильно записать это слово?
- А нам с вами нужно знать это правило? Для чего?
- Постановка темы и цели урока( СЛАЙД № 2)
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
Мы сегодня, как настоящие ученые, будем исследовать безударные гласные в корне слова.
– Какую цель поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
– В течение урока будем отвечать на вопросы: Что, где, как и чем надо проверять?
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
- Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. (Алгоритм проверки). Коллективная форма работы.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
Алгоритм проверки безударных гласных (Слайд № 4)
- Прочитать слово.
- Поставить ударение.
- Выделить корень.
- Определить безударную гласную.
- Подобрать проверочное слово.
6.Орфографический тренинг. Отработка умения правильно обозначать безударные гласные в корне. (Слайд № 4, гиперссылка «Конвейер»)
- Вот давайте мы сейчас и проверим, как работает наш алгоритм. Вы читаете слово на экране, показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
- Как вы проверяли безударную гласную в корне слова? (Изменяли форму и подбирали родственные слова)
IV. Этап включения изученного в систему знаний.
7. Наблюдение над проверочными и проверяемыми словами. Работа в парах.
(Слайд № 5,6)
Вода, водный, наводнение
Ночной, ночка, ночевать
Море, моряк, заморский
– Внимательно прочитайте слова. Что можете сказать? (Родственные слова, у них одинаковый корень и близкое значение)
- Запишите эти слова в тетрадь и определите, в каждой строчке слова с безударной гласной в корне. Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными. Поработайте в парах.
Проверка.(
– Почему вы выбрали эти слова? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)
- Физкультурная минутка.
- Актуализация знаний о безударных звуках и буквах. Закрепление изученного. Орфографический тренинг. (Слайд № 7)
- Какие гласные звуки нам доставляют проблемы без ударения (а, и)
- Какими буквами можно обозначить звук [а]? (а, о)
-- Запишем слова в 2 столбика: сады, дома, травинка, страна, водичка, старик, сосна, морской.
-- Вспомним, какими буквами можно обозначить безударный гласный [И] ? (и, е, я)
--Запишем в 3 столбика: блины, грибной, блестеть, звезда, блестеть, висеть, звезда, цветной, снега, цветной, стирать
-- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить форму или подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)
- Отработка умения подбирать родственные слова. Работа в парах.
- Давайте потренируемся в подборе родственных слов. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать. Поработайте в группах.
Корни: 1) –лес-; 2) - вод- ; 3) - ночь - ; 4)- тишь- ; 5) - мор- ; 6) - реч-
Проверка (зачитываются слова от каждой группы).
- Наблюдение над правильным подбором родственных слов. Коллективная работа.
(Слайд № 8)
-- Прочитайте предложения. Найдите похожие слова. Подумайте, какую букву нужно писать. Вместо вопроса подберите проверочные слова.
Мальчик устал ( ?) с..деть на стуле.
Бабушка рано стала ( ? ) с..деть.
Я долго ( ? ) сл..зал с крыши.
Щенок быстро ( ? ) сл..зал всё молоко.
Брат мне ( ? ) подп..вал.
Это лекарство нужно ( ? ) зап..вать водой.
-- Что нужно учитывать при выборе проверочных слов? ( Они должны быть родственными, иметь общую часть и близкое значение).
- Составление модели правила проверки безударных гласных в корне слова.
(Слайд № 9)
Работа в группах.
V. Итог урока. Рефлексия. Самооценка собственной работы на уроке.
- Чему учились на уроке?
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Какое умение мы отрабатывали на уроке?
- Оцените свою работу (Прием "Светофор")
Прием "Светофор"
Красный - Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.
Жёлтый - Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.
Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем. Я м я ч С м...чом
Учимся писать безударные гласные в корне Что Где Как Чем надо проверять ? а о е и я в корне Подобрать родственные слова или изменить форму ударением
Прочитать слово. Поставить ударение. Выделить корень. Определить безударную гласную . Подобрать проверочное слово. Алгоритм
Вода, водный, наводнение Ночной, ночка, ночевать Море, моряк, заморский Учимся писать безударные гласные в корне
Вода, водный , наводнение Ночной, ночка , ночевать Море, моряк, заморский Учимся писать безударные гласные в корне
Учимся писать безударные гласные в корне [ а ] а о [ и ] и е я с а ды тр а винка стр а на ст а рик с о сна д о ма в о дичка м о рской бл и ны гр и бной в и сеть ст и рать цв е тной бл е стеть зв е зда сн е га п я тно р я ды взгл я нул т я нуть
Мальчик устал ( ?) с..деть на стуле. Бабушка рано стала ( ? ) с..деть. Я долго ( ? ) сл..зал с крыши. Щенок быстро ( ? ) сл..зал всё молоко. Брат мне ( ? ) подп ..вал . Это лекарство нужно ( ? ) зап .. вать водой. и и и е е е Учимся писать безударные гласные в корне
а о е и я родственные слова или форму [ и ] [ а ] Учимся писать безударные гласные в корне Модель правила
Используемые ресурсы: ЦОРы : 1. Объект интерактивного взаимодействия «Каллиграфия» - ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы: Интегрированный УМК для начальной школы» Источник: http:// school-collection.edu.ru/portals/ Объект интерактивного взаимодействия « Безударные гласные в корне» , DVD «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Уроки Кирилла и Мефодия » 2 класс, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....