Разрабротка урока по русскому языку 3 класс Главные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока по русскому языку , проведённого в 3 классе по программе Планета знаний. Тема урока рефлексии "Главные членвы предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkiy_yazyk_3_klass_glavnye_chleny_predlozheniya.docx | 69.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по русскому языку
Класс: | 3 |
Учитель: | Шмелева Ольга Ивановна |
Программа: | Планета знаний |
Тема урока: | Главные члены предложения |
Тип урока | Урок рефлексии |
Цели: | обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, |
Задачи: | Обобщить знания учащихся о предложении, главных членах предложения. Совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения. развивать орфографическую зоркость на практическом материале. Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работ. |
Планируемые результаты | личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; познавательные: пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия; коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной, парной и групповой деятельности ) |
Оборудование |
Сценарий урока
Этап урока | время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I Мотивация к учебной деятельности | 1-2мин | Цель: -установить эмоционально доверительный контакт, создать благоприятную психологическую атмосферу. | Здравствуйте , ребята. У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. А мы встретим начало урока с улыбкой и пожелаем себе удачи на уроке. У вас на партах карточка «Мои оценки» и наборы разноцветных фигур. Каждое выполненное самостоятельно задание мы вместе с вами должны будем оценить. Вспомним : зелёный цвет- выполнено без ошибок, жёлтый цвет – несколько ошибок, красный – сделано правильно очень мало. | настраиваются на урок, проверяют наличие учебного материала , необходимого для урока. | Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности. |
II Актуализация знаний | 6-7мин | Цель: повторить основные правила нахождения главных членов предложения. | 1.Записать в рабочих тетрадях число и классная работа | Регул: Осознание и выделение того, что уже усвоено. умение работать со схемами Регул: умение вносить необходимые коррективы в свои действия; | |
2. Проверка домашнего задания( было задано стр 35 упр 5) - Назовите предложение, которое содержит только один главный член. -Какое из предложений показалось самым трудным. | просматривают правильность выполнения домашнего задания в рабочих тетрадях | ||||
3. Минутка чистописания. Учащиеся по выбору пишут любое предложение. « Внимательно слушайте – и вы все услышите!» « Внимательно смотрите и вы все увидите!» « Думайте – и всё обязательно поймете! » - Как вы думаете ,почему эти предложения я взяла в минутку чистописания. - Да, действительно эти предложения могут быть девизами к нашему уроку. | отрабатывают навыки красивого и аккуратного письма, выбирая одно из предложений | ||||
4. Фронтальная работа. Составление кластера по теме « Члены предложения». ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Каких записей не хватает ? (дополняют) - Что мы должны помнить о подлежащем ( стоит в начальной форме) | составление кластера под контролем учителя учащиеся дополняют кластер своими примерами | ||||
III Локализация индивидуальных достижений | 2-3 мин | Цель: | 1.Работа со сказкой « Спор подлежащего и сказуемого» по ролям ( подлежащее, сказуемое, автор) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 -О чём говорится в сказке? - А как вы думаете, кто из них главней? (высказывают своё мнение) - А может это и будет один из вопросов нашего урока? - Я предлагаю ставить особые значки для подлежащего и сказуемого , а затем сравнить результат. | чтение сказки по ролям отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения | Коммуник: умение слушать других, высказывать своё мнение. |
IV Построение проекта коррекции выявленных затруднений | 2-3мин мин | Цель: - сформировать тему и учебную задачу | - Ребята, посмотрите внимательно на составленный кластер на доске, вспомните прочитанную сказку и попробуйте определить цель и задачи урока. Цель урока: обобщить знания о главных членах предложения. Задачи:…( повторить…, обобщить…, вспомнить…, закрепить, отрабатывать…) Вспомните, пожалуйста, когда мы с вами работаем с предложением по определению главных членов , что нам помогает правильно справиться с заданием? С чего нужно начинать ? (В предложении говорится о….. . или сначала находим сказуемое..) Постарайтесь придерживаться этого плана при выполнении заданий. | учащиеся самостоятельно формулируют цель и задачи урока | регул: целеполагание; коммуник: постановка вопросов; познават: самостоятельное формулирование цели. познават: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи |
V Реализация построения проекта | 8-10 мин | Цель: определить существенные признаки и понятия главных членов предложения. | 1)Фронтальная работа по нахождению подлежащего и сказуемого( используя план).Предложения под диктовку. а) Саратов стоит на берегу Волги. Мы радовались новому дню. Столовая находится на первом этаже. Двое шли рядом. - Какой частью речи выражено подлежащее? ( сущ, личным мест, прилаг в роли сущ) б) Кот сидит на лавочке. Хороша погода сегодня! Волк-лесной зверь. Какой частью речи выражено сказуемое ? ( гл, признак подлежащего, сущ) Вывод : подлежащее и сказуемое могут быть разными частями речи. | выполнение задания по нахождению главных членов предложения. проговаривают вывод по выполненному заданию | Познав: Умение определять главн члены, части речи. Познават: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; |
2 Списать предложения и подчеркнуть в нём грамматическую основу( выполнение задания в парах) а) Первое предложение с орфографическим проговариванием. Муравей нашёл зерно и потащил его в муравейник. (муравей нашёл и потащил). Муравей проверочное мураш, мурашка, мурава, муравушка. б) Петя и Лёша пилят дрова.(Петя и Лёша пилят) в) Вика болела и не могла ходить в детский сад. ( Вика болела и не могла ходить) Вывод: при одном подлежащем может быть несколько сказуемых , при одном сказуемом несколько подлежащих. | выполняют списывание предложений и определяют главные члены проговаривают вывод по выполненному заданию | Коммун: умение работать в парах, выполнять заимопроверку. | |||
ФИЗМИНУТКА | |||||
3. Индивидуальная самостоятельная работа . 1вариант выписывает подлежащее 2 вариант- сказуемые ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Разверните лист и проверьте, правильно ли вы записали . Что вы можете сказать о подлежащем? Из каких частей речи оно состоит. Что вы можете сказать о сказуемом? Вывод: подлежащее может быть словосочетаем , сказуемое может состоять из двух слов( составное глагольное сказуемое) | выполнение индивидуальной самостоятельной работы с взаимопроверкой | Познават:анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | |||
4.Графический диктант. Определите главные члены предложения и составьте схемы предложений. Например: Тишина. 1)Плыл по воде. 2)Люблю ягоды.3) Мне не хватило времени.4) Ночь. 5)Смеркало.6) Полететь бы в облака. - Что вы заметили? ( Предложение может состоять из одного главного члена) Вывод: Предложение может содержать одно сказуемое или одно подлежащее.( односоставное , двусоставное предложение) | выполнение графического диктанта. проговаривают вывод по выполненному заданию | Регул : умение преобразовывать текстовую информацию в графическую. | |||
5 Попробуйте ответить на вопрос Какой из членов предложения главнее подлежащее или сказуемое? Общий вывод. Подлежащее и сказуемое играют не мало важную роль в предложении и оба являются главными в нём. | Обобщают выполненные задания и проговаривают вывод | ||||
VI Обобщение затруднений во внешней речи | 3-4 мин | 1) - Вспомните, какие предложения бывают по цели высказывания ( повест.,вопросит., побудит). - Что содержит в себе побудительное предложение ( просьбу, приказ, мольбу.) -Давайте составим несколько побудительных предложений. - Что часто присутствует в них ?( слова- обращения). 2) работа по учебнику. Стр 17 прочитаем слова помощника- ключика - Что интересного вы узнали?
3) выполним частично упр 33 стр 16 Спишем первые два предложения и определим главные члены. 4) составим предложение с вежливыми словами и запишем одно. Определим грамматическую основу. Вывод: слова-обращения и вежливые слова не являются членами предложения. | отвечают на вопросы учителя по характеристике предложений выполняют письменно задание из упражнения Обобщают выполненные задания и проговаривают вывод | Познав: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 3-4 мин | Выполнение тестирования с проверкой по эталону ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Слева от предложений выбираем верные записи и ставим «+», а если вы не согласны ставим «-». | выполнение самостоятельной работы- тестирование с самопроверкой по эталону | Регул: умение работать по плану ( алгоритму) | |
VIII Включение в систему знаний и повторения | 6-7 мин | 1) - Мы с вами много повторили о главных членах предложения. -А скажите какие члены ещё есть ( второстепенные). - Какую роль они выполняют в предложении ( уточнят, поясняют , дополняют) . В зависимости от наличия второстепенных членов предложения бывают распостр., нераспостр.) 2) Работа в группах « Ты мне , я тебе» На листочках записать три распространённых предложения , которые будут состоять из 5 слов и передать листок другой команде. Вам необходимо составить схемы предложений с выписанными зависимыми словами. | выполнение творческого задания в группах | Коммуник: умение воспринимать другое мнение и позицию | |
Вывод: в предложении второстепенные члены , могут зависеть не только от главных , но и от других членов предложения. | |||||
Мини анализ работы в группе | проводят анализ работы членов группы | Коммун: умение принимать позицию другого | |||
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке | 2-3 мин | 1) Инструктаж домашнего задания. учебник стр 30 упр 69. 2) рефлексия -Что мы сегодня повторили? - Какой был главный вопрос на уроке ? - Что мы должны знать о подлежащем?, а что о сказуемом? -Достигли ли мы поставленных целей и задач урока? 3)самооценка на уроке - Посмотрите сколько жетонов и какого цвета вы набрали, попробуйте оценить свою работу на уроке. | запись домашнего задания подводят итог работы выполняют самооценку деятельности на уроке. | Регул: – оценивают собственную Личн – проявляют интерес к предмету, стремятся |
Приложение 1
Опорные слова для составления кластера по теме « Члены предложения»
- члены предложения
-подлежащее
-сказуемое
- вопросы КТО? ЧТО?
- вопросы Что делает? Что сделает?
- дополняют, уточняют, поясняют
-подчёркиваем двумя линиями
- признак
-выражено гл.
- выражено местоим.
-главные
-второстепенные
- подчёркивается одной линией
Приложение 2
Сказка «Спор Подлежащего и сказуемого».
“Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
— Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении.
— Нет, — сказало Сказуемое, — ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
— Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
— Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
— А я-то думало, что я главное.
— Не расстраивайся, — успокоило его Сказуемое. — Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
Приложение 3
ПОДЛЕЖАЩЕЕ | СКАЗУЕМОЕ | |
три котёнка | В корзине не хотят спать три котёнка | не хотят спать |
Вика с Машей | Вика с Машей хотят набрать корзину грибов. | хотят набрать |
Светлана Олеговна | Светлана Олеговна хотела бы спросить о встрече. | хотела бы |
мальчик Витя | Мальчик Витя продолжал спать на своей кровате. | продолжал спать |
Александр Сергеевич Пушкин | Александр Сергеевич Пушкин старался писать великолепные сказки. | старался писал |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
- Подлежащее может быть выражено именем существительным или местоимением.
- Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
- В предложении Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! есть только подлежащее.
- В предложении Наш класс посетил директор подлежащее подчёркнуто правильно.
- В предложении Мой брат – футболист знаки препинания расставлены правильно.
- В предложении Приручил бы морского слона сказуемое приручил
- Подлежащее -это то о чём или о ком говорится в предложении
- Второстепенные члены не входят в основу предложения.
- Предложение может быть без второстепенных членов.
- Второстепенные члены могут зависеть не только от главных членов предложения , но и от других членов.
- Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения?
- В предложении всегда есть подлежащее?
- ГУСИ ЛЕТЯТ является словосочетанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Главные члены предложения"
Учебное занятие по русскому языку в 3 классе Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными...
Русский язык.УМК Школа России 3 класс Главные члены предложения.Открытый урок. .
Урок проводится с целью обобщения знаний о главных членах предложения; формирует умения находить и выделять главные члены предложения,умения определять части речи , которыми они выражены; развивать ре...
Урок русского языка во 2 классе "Главные члены предложения"
Этот урок разработан для работы с интерактивной доской. Считаю, что детям интересна словарная работа. Кроме того, урок не перегружен текстами. Старалась отработать разные задания на довольно простых и...
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими признаками однородных членов, формирует умение находить однородные члены в предлож...
презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.
Тема: Главные члены предложенияЦель урока: введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных...
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»
Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета: Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...