Проект "Фразеологизмы в русском языке"
проект по русскому языку (3 класс) на тему
Проект по русскому языку "Фразеологизмы в русском языке". Выполнен учениками 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_frazeologizmy_v_russkom_yazyke.docx | 25.28 КБ |
test.docx | 14.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Фразеологизмы в русском языке»
Выполнили
ученицы 3 класса Б
Безносикова Анна
Михайлова Марина
Решетова Ксения
Смирнова Виктория
Мы представляем Вашему вниманию проект под названием «Фразеологизмы в русском языке»
Четырехлетняя девочка спросила у матери, скоро ли наступит лето. - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Девочка стала как-то странно вертеться. - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету… Другой ребенок услышал выражение "они живут на ножах" и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых лежат и сидят какие-то странные люди. В основе этих забавных случаев, рассказанных К. Чуковским в книге "От двух до пяти", лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Так, не успеешь оглянуться в приведенном примере значит - "скоро", живут на ножах – "враждуют".
Основополагающий вопрос нашей работы – для чего нужны фразеологизмы в нашей речи.
Для его решения нам понадобилось ответить на 3 вопроса:
- Что такое фразеологизмы?
- На какие группы делятся фразеологизмы?
- Знакомы ли ученики четвёртых классов с фразеологизмами и употребляют ли они их в речи?
Как мы уже сказали, фразеологизмы это устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Количество таких выражений в русском языке достигает нескольких десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология – особый раздел науки. Слово фразеологизм происходит от двух греческих слов: фразис – "выражение" и логос – "учение".
Фразеологизмы – удивительные и сложные явления языка. Фразеология еще не в полной мере исследована. Нет и среди ученых единого взгляда на эту науку. Так, например, нет единого мнения, на какие группы можно разделить фразеологизмы. Существует много вариантов.
Например, можно разделить фразеологизмы по символам. В русской фразеологии есть слова – символы, которые отражают то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире. Наиболее распространенными являются три группы:
- Наименования животных.
- Наименования цвета.
- Наименования частей тела.
Сейчас мы подробнее расскажем о некоторых фразеологизмах из каждой группы.
Мокрая курица
Очень многие фразеологизмы связаны с характером и поведением разных животных. Например, этот. Перья водоплавающих птиц смазаны специальным жиром, отталкивающим воду. Поэтому мокрая утка выглядит так же, как сухая. А вот курица плавать не умеет – и перья её моментально намокают. Намокшие, нелепо торчащие перья – вот какое жалкое зрелище представляет собой мокрая курица! Мокрой курицей можно назвать растерявшегося человека, беспомощного рохлю. Он выглядит так же жалко, как мокрая курица
Гадкий утенок
Вы, конечно же, помните сказку Андерсена с таким же названием: в ней рассказывается о некрасивом, уродливом птенце, который вылупился из яйца позже всех. Он был таким гадким, что все птицы, которым он попадался на глаза, клевали и щипали его. Но когда птенец вырос, он превратился в прекрасного лебедя. Точнее, он и был им от рождения, просто этого никто не разглядел.
Это выражение напоминает нам о том, что нельзя плохо относиться к тем, кто не такой как все: ведь в каждом гадком утёнке таится прекрасный лебедь.
Кружиться как белка в колесе
Источником выражения считается басня И. А. Крылова "Белка", в которой белка в клетке бежит по колесу, вертит его, но сама при этом нисколько не двигается вперёд. Значение этого фразеологизма - находиться в беспрестанных хлопотах; суетиться.
Из фразеологизмов можно составить целый зоопарк. Мы говорим :
Голоден как … (волк)
Хитер как …. (лиса)
Труслив как…. (заяц)
Здоров как … (бык)
Нем как … (рыба)
Грязный как … (свинья)
Упрямый как … (осёл)
Мудрый как … (сова)
Теперь о фразеологизмах наименования цвета.
Белая ворона.
Например, белый день, чёрная зависть, золотые руки, белая ворона. Белые вороны в природе очень большая редкость. Учёные называют таких животных (не только ворон) альбиносами. Можно легко представить, как будет выделяться эта белая ворона в стае чёрных, какой она будет чужеродной. Белой вороной называют человека не такого, как все, отличающегося от окружающих.
Чёрная метка
Это выражение пришло из знаменитого романа английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ». Черную метку пираты посылали тому, кто их предал или обманул. Таким способом они сообщали жертве, что скоро её постигнет наказание. Теперь этот оборот употребляется в переносном смысле и означает предзнаменование грядущих неприятностей, расправы.
Золотые руки
Выражение золотые руки ни у кого не вызывает затруднений. Мы прекрасно понимаем, что эти руки не сделаны из золота. Так говорят о том, кто умеет сделать всё, за что ни возьмётся. Мастер на все руки.
Последняя группа, о которой мы расскажем, это фразеологизмы, связанные с различными частями тела. Они составляют треть всех выражений во фразеологическом словаре русского языка. Например, морочить голову, держать язык за зубами, надрать уши, сложа руки, зарубить на носу. Носом в старину назывались специальные дощечки (бирки), на которые наносились зарубки. Эти зарубки напоминали владельцу бирки о каком-то деле. Значит, зарубить на носу - твердо запомнить.
Держать ухо востро.
Если человек ведёт себя осмотрительно или напряжённо ждёт опасности, как бы прислушиваясь к ней, говорят, что он держит ухо востро. Что значит последнее слово этого выражения. Вострый старая форма слова «острый». Вы, наверное, замечали, что собаки поднимают уши торчком, когда прислушиваются. Отсюда возник фразеологизм «навострить уши». Значит вести себя крайне осторожно, быть бдительным.
Держать рот на замке.
Об этом выражении можно даже не рассказывать. Мы все знаем, как важно уметь держать рот на замке.
Фразеологические обороты делают нашу речь более яркой, образной, красивой. Мы решили выяснить, хорошо ли ученики четвёртых классов знакомы с данными выражениями и употребляют их в своей речи. Для этого мы разработали тест, в котором были различные толкования всех фразеологических оборотов, о которых мы сегодня рассказывали. Ребятам надо было выбрать правильное. Мы рады, что все наши одноклассники – молодцы, хорошо знакомы с фразеологизмами. Так, выражение «держать рот на замке», «зарубить на носу» правильно объяснили все ученики. Большинство ребят знает, что значит «золотые руки» и кто такой «гадкий утёнок». Почему-то наибольшее затруднение вызвала «белая ворона» и «мокрая курица». Но, мы думаем, теперь уже все будут знать, кто это.
К сожалению, оказалось, что многие ребята (48%) не используют фразеологизмы в речи, хотя и знают их значение. Мы надеемся, что после нашего проекта это изменится.
В ходе своей работы мы пришли к следующим выводам:
- Фразеология – это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. В ней, как в зеркале, отражаются история и культура народа, многовековой опыт его трудовой и духовной деятельности, его нравственные ценности, религиозные воззрения и верования.
- Фразеологизмы делают нашу речь эмоциональной, красивой, богатой.
- Ученики четвёртых классов достаточно хорошо знают фразеологические обороты, но не часто используют их в речи. Если после нашего проекта, что-то измениться, значит, мы потратили время не зря.
В своей работе мы использовала различную литературу, а так же интернет-ресурсы.
Если кто-то заинтересовался этой темой и хочет побольше узнать о фразеологизмах советуем почитать эти книги. Все они из нашей школьной библиотеки.
Спасибо за внимание. Выступая, мы чувствовали себя в своей тарелке. И мы на седьмом небе от общения с вами. Тем, кто, развесив уши, слушал наше выступление, в подарок этот видеоклип.
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Фразеология»
Определите значение фразеологизмов
- Мокрая курица
- Безвольный, бесхарактерный человек
- Человек, который не так прост, как кажется
- Низкорослый человек
- Гадкий утёнок
- Человек, прикидывающийся несчастным, бедным
- Некрасивый человек, над которым издеваются и смеются
- Человек бестолковый, с причудами
- Кружиться как белка в колесе
- Находиться в беспрестанных хлопотах, суетиться
- Быть готовым к защите, к обороне
- Распускать сплетни, врать
- Белая ворона
- Очень нерешительный человек
- Лицемер, злой человек, прикидывающийся добрым
- Человек не такой, как все, отличающийся от окружающих
- Чёрная метка
- Неумелая услуга
- Запутанное дело
- Предзнаменование грядущих неприятностей, расправы
- Золотые руки
- Что-то очень необходимое, долгожданное, желанное
- Мастер на все руки
- Знать превосходно, отлично
- Зарубить на носу
- Твёрдо запомнить
- Сильно испугаться
- Быть бойким, находчивым в беседе.
- Держать ухо востро
- Порочить, чернить, позорить кого-то
- Вести себя крайне осторожно, быть бдительным
- Быть накануне краха
- Держать рот на замке
- Молчать, не вступать в разговор
- Бездельничать, понапрасну тратить время
- Любую ошибку ставить в вину
Употребляешь ли ты эти или другие фразеологизмы в своей речи? (да, нет)
______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....