Путешествие по стране "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_strane_imya_sushchestvitelnoe.docx | 48.54 КБ |
puteshestvie_po_strane.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по стране «Имя существительное»
3 класс «В»
Учитель: Ручко Алевтина Анатольевна.
Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»
- Цель урока: 1. Проверять знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, по числам, по падежам; правописание корней; написание мягкого знака как показателя рода имён существительных.
- 2. Способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе
- Оборудование к уроку: мультимедийная доска, компьютер, презентация, наглядный материал.
ХОД УРОКА.
1. Положительная мотивация к уроку.
Учитель:
- Добрый день! Ребята, поприветствуйте наших гостей. Сели тихонько девочки, а теперь мальчики.
- Ответьте, пожалуйста, как вы настроены сегодня работать на уроке?
Ученики:
- Мы не волшебники, а только учимся,
но у нас обязательно всё получится!
Учитель:
- Итак, урок русского языка. Он сегодня необычен. Я приглашаю вас в путешествие.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
-А что нам надо взять с собой для путешествия на уроке? (Багаж знаний). - Как называется раздел науки который изучает части речи? (Морфология)
-А с какой частью речи мы с вами знакомились на предыдущих уроках?
( имя существительное)
Путешествие наше будет интересное, так как имя существительное нам приготовило много разных заданий, с которыми я надеюсь вы справитесь очень быстро. И так, отправляемся в путь!
2. Начнём мы наш путь по реке «Чистописания» ( слайд 2)
Учитель:
- Ребята, скажите пожалуйста, какой сейчас месяц? (Февраль).
- Что вы знаете об этом месяце? (Февраль – последний месяц зимы. «Дотяни до весны». Он самый короткий. Его прозвали коротышка. А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей». Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди «Лютень». Месяц переменчивый, обманчивый.)
- Прописываем заглавную букву Ф со строчной ф в соединении.
- Прочитать орфоэпически, орфографически поговорку. (слайд 3)
- К какой части речи относятся слова?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? что?
3. Продолжаем наше путешествие и попадаем в село Орфографическое ( слайд 4)
-Что изучает орфография? (Это раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов)
- Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Распределите их на группы.
В…лна, утю…, сер…це.в…дро, кни…ка, со…нце,к…вёр, тра…ка, мес…ность, стр…ла, яго…ка,вес…ник, пл…сун, улы…ка, наез…ник.
- Сколько групп у вас получилось? Какие орфограммы?
Рефлексия (У кого правильно нарисуйте ,у кого есть ошибки нарисуйте . Молодцы!
4.Теперь высаживаемся на остров Численный (слайд 5)
-Как изменяются имена существительные? (по числам)
-Что при изменении у них изменяется? (окончание)
- Чем отличаются имена существительные в ед. числе от имён существительных во мн. числе?
Учитель:
-Вот мы и сейчас посмотрим, как вы знаете число имён существительных? Запишите имена существительные в два столбика. (ед.ч и мн.ч)
Зебра, еноты, санки, нить, абзац, игрушки, небо, листья, апельсины, интерес.
-Подчеркните первую букву каждого слова и прочитайте поговорку. (Знание-сила)
-Объясните смысл поговорки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Продолжаем наше путешествие и попадаем на озеро Родовое (слайд 6)
- Какой род имеют имена существительные?
-Как определить род имён существительных?
-У всех ли имён существительных можно определить род?
Отгадайте загадки и запишите отгадки в 3 столбика.
Друг за дружкой, чередой, Прыгает ловко,
Мирно ходят брат с сестрой, Любит морковку
Братец будит весь народ, (Заяц)
А сестра наоборот- Если ей работу дашь
Спать немедленно зовёт. Зря трудился карандаш.
(День, ночь) (Резинка)
От кого, мои друзья, Межи деревянные,
Убежать никак нельзя? А поля стеклянные.
Неотвязно в ясный день (Окно)
Рядом с нами бродит….(тень) Над домом, над дорожкой
Где упрётся хвостом Висит пол-лепёшки.
Станет дырка потом. (Месяц)
(Шило) Дождь от солнышка привёз
Без рук,без топорёнка Малым детямкалачи,
Построена избёнка. И остались от колёс
(Гнездо) Семицветные лучи.
(Радуга)
Ты не клюй меня, дружок Стены позолочены,
Голосистый петушок! Ставни заколочены.
В землю тёплую уйду Ходит дом ходуном
К солнцу колоском взойду, На столбе золотом.
В нём тогда таких, как я, (колос)
Будет целая семья.(Зерно)
6. Сейчас мы очутимся в республике Склоняемая (слайд 7)
- Сколько в русском языке падежей?
-Что такое изменение по падежам?
Стихи о падежах
Я - Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы - кто? и - что?
Ни с чем не спутает никто.
А я - падеж Родительный,
Характер мой общительный.
Кого? Чего? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
И "с", и "до", и "у", и "из",
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный бываю иногда,
но в тексте различите вы два падежа всегда.
Я- называюсь Дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом "к" порой дружу.
Но и один гулять хожу.
А я Винительный падеж,
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них пятёрки я ловлю.
Кого позвать? Во что играть?
Готов ребятам подсказать,
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
- А я Творительный падеж
Исполнен всяческих надежд.
Творите!- Чем? Творите! -С кем?
Я подскажу вам, нет проблем.
Предлогом "перед", "под" и "над"
В любой момент я очень рад.
А я падеж Предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём? я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
без них мне нет дороги.
Пусть будет "в", и "о", и "при"-
ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять
Самостоятельная работа по рядам.
1-ряд берёза, грач
2-ряд дуб, кошка
3-ряд волк, осина
Игра на мультимедийной доске. Определи картинки с их склонением.
Учитель:
- Ребята, наше путешествие по стране «Имя существительное» подошло к концу.
Итог урока. Рефлексия. (слайд 8)
Учитель:
-Поработали славно!
- Что вам запомнилось на нашем уроке?
С каким настроением вы уходите с урока?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕКА «ЧИСТОПИСАНИЯ»
Фф В феврале зима с весной встретятся впервой.
село «Орфографическое» ИГРА «КТО? ЧТО?» В.. лна , утю .., сер.. це , в.. дро , кни ..ка, со.. нце , к.. вёр , тра ..ка, мес .. ность , стр ..ла, яго ..ка, вес..ник , пл .. сун , улы ..ка, наез ..ник.
о стров «Численный» Зебра, еноты, санки, нить, абзац, игрушки, небо, листья, апельсины, интерес.
о зеро «Родовое» Друг за дружкой, чередой, Мирно ходят брат с сестрой, Братец будит весь народ, А сестра наоборот- Спать немедленно зовёт.
Республика «Склоняемая» Игра «Путаница» Определи картинки с их склонением .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по городу Существительных
Конспект повторительно-обобщающего урока русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное"...
Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...
Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»
Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Исаева Татьяна Михайловна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»...
Урок -путешествие по сказкам А.С.Пушкина "Обобщение знаний об имени существительном" русский язык 4 класс
На уроке ребята в занимательной форме проверят свои знания по теме" Имя существительное"Цели урока:Обучающие: совершенствовать умения и навыки правильного письма; закрепить и обобщить знания детей об ...
Урок - путешествие "Имя существительное". Урок русского языка
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России". Данный урок проводится по теме "Имя существительное"( закрепление). Во время урока дети выполняют разли...
Урок - путешествие "Имя существительное. Обобщение".
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя существительное”, научить выполнять группировку существительных по существенному признаку,продолжить работу над деформированными предложениями...
Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"
Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"...