Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 33.62 КБ |
prilozhenie.rar | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»
Учитель: Исаева Татьяна Михайловна.
Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»
- Цель урока: 1. Проверять знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, по числам, по падежам; правописание корней; написание мягкого знака как показателя рода имён существительных.
- 2. Способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе
- Оборудование к уроку: карта путешествий в страну Существительное, корабль с фотографиями учеников, цветные шарики красного и зелёного цветов, ваза.
ХОД УРОКА.
1. Положительная мотивация к уроку.
Учитель:
- Добрый день коллеги!
- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста, за свои парты.
- Ответьте, пожалуйста, как вы настроены сегодня работать на уроке?
Ученики:
- Мы не волшебники, а только учимся, но у нас обязательно всё получится!
- Каждый день - всегда, везде:
На занятиях в игре-
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Учитель:
- Итак, урок русского языка.
- Он сегодня необычен. Я вас приглашаю вас в путешествие. А вот куда - вы узнаете, разгадав кроссворд.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1(кроссворд и ответы)
1.
- Что значит один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха?
- Выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи?
- Какой член предложения показывает о ком или о чём говорится в предложении?
- Назовите единицу речи, которая выражает законченную мысль?
- Из чего состоит предложение? Поставьте в н.ф.
- Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов?
- Как звук обозначается на письме?
- Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов?
- Что обозначает имя существительное?
- В повседневной жизни мы используем устную и письменную…..?
- Назовите часть речи, которая обозначает действие предмета?
- Общая часть родственных и однокоренных слов?
- Часть слова, которая служит для образования новых форм слова?
- Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении?
- Главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем?
Учитель:
- Молодцы. Посмотрите на кроссворд и скажите по какой стране мы будем путешествовать?
Ученики:
- Имя существительное.
Учитель:
- Правильно! Разгадав кроссворд, мы очутились на острове «Умников и умниц». Путешествие наше будет интересное, так как имя существительное нам приготовило много разных заданий, с которыми я надеюсь вы справитесь очень быстро.
- В путь!
2. Начнём мы наш путь по реке «Чистописания»
Учитель:
Открыли тетрадочки ,сели все ровненько, спинки прямые, ножки на полу, уголочек тетрадки смотрит в пупочек!
- Каллиграфическим подчерком записываем слово:
- 3.Не спеша мы с вами доплыли до сказочного моря «Знаний».
- Давайте погрузимся на корабль. Как же нам его переплыть ведь ветра то нет ? Если ответим на все вопросы, то наш корабль доплывёт до Земли «Игр»
1 .Что такое имя существительное?
- Приведите примеры.
- Какие бывают существительные?
- Имеет ли имя существительное число ?
- Какого рода бывают имена существительные ?
- Что называется склонением?
- Назовите падежи и вопросы к ним.
- 4. Молодцы! Теперь высаживаемся на берег Земли «Игр». (Актуализация знаний)
-Вы, ребята, понравились нашему «хозяину» и поэтому, имя сущ. с удовольствием
приглашает вас к себе, поиграть с ним в игры и поучиться уму - разуму .
☺.Игра называется: «Обозначь орфограмму. Вставь букву.»
Стих:
Не надо говорить на ушко,
Что здесь расставлены ловушки.
Вы карточки возьмите,
Букву «беглянку» - покажите.
- К…вер, ши…ка, блю…це, ст…лбы, лягу…ка, пос…дка, творо…, тра…ка, кас…а, яго…ка, утю…, к…за, лист… я, под…езд, ч…шка, рощ…, сер…це, ключ.. к, кни..ка, (на) столе.
Учитель:
- 5. На Земле «Игр» мы на минуточки заглянем в «Родовое село» и поможем живущим там мальчикам и девочкам.
Хлопни, если в слове нужно писать - ь - (объясните, почему)
Малыш, ночь, дочь, помощь, чиж, плащ, меч, мелочь, врач, смерч, полночь, ключ, вещь, мышь, речь, клещ.
6. Гора «Ошибок»
☺. Игра: «Найди ошибку»
Учитель: Мы оказались на горе ошибок.
- В тетрадках запись Упр. 1.
- Найдите в данных словах ошибки запишите эти слова. Выделите ту часть слова, в которой допущена орфограмма.
Слова записаны на доске:
Улыпка, пасадка, пришёл, молодёж_, перевяска, николай, наездник, зомазка, опастность, краска, шалашь, корандаш, планета земля, грачь, снешок, сапог, непоехал,
(Взаимопроверка, ученики проверяют по ММП)
- 7. Тропинка «Перепрыгни кочку» (самостоятельная работа)
☺Игра: «Поймай слово».
Учитель:
- Девочки записывают существительные в форме единственного числа.
- Мальчики в форме множественного числа.
(С большой буквы, через запятую).
Крыло, руки, ноги, лапа, фонарь, одежда, корзины, ножницы, стол, ворона, ландыши, вагон, гаражи, самолёт, пароходы, муравей, рассказы, кастрюля, кроссовки, помидор.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-. Работа в группах. (Продолжение путешествия по тропинке «Перепрыгни кочку»
Учитель:
- Продолжаем наше путешествие. Сейчас вы будите работать по группам.
-У вас на партах лежат листочки с заданием: просклонять имена существительные и выделить окончание. Выполните их пожалуйста.
ЗАДАНИЕ 1
- 1 группа (ряд у окна)
берёза, грач
одуш. | неодуш. | ||||
И. п. | И. п. | ||||
Р. п. | Р. п. | ||||
Д. п. | Д. п. | ||||
В. п. | В. п. | ||||
Т. п. | Т. п. | ||||
П. п. | П. п. |
- 2 группа (ряд по середине)
волк, осина
одуш. | неодуш. | ||||
И. п. | И. п. | ||||
Р. п. | Р. п. | ||||
Д. п. | Д. п. | ||||
В. п. | В. п. | ||||
Т. п. | Т. п. | ||||
П. п. | П. п. |
-3 группа (ряд у двери)
дуб, кошка
одуш. | неодуш. | ||||
И. п. | И. п. | ||||
Р. п. | Р. п. | ||||
Д. п. | Д. п. | ||||
В. п. | В. п. | ||||
Т. п. | Т. п. | ||||
П. п. | П. п. |
ЗАДАНИЕ 2
Игра: «Подбери пару»
Учитель:
- Переходим к выполнению задания 2. К существительным мужского рода подобрать сущ. ж. р. Три ученика работают у доски.
- 1 группа: папа мужчина баран сын сосед
- 2 группа: дядя козёл брат кабан внук
- 3 группа: заяц дедушка мальчик волк ворон
- 8. Город «Антонимов» (Продолжение работы по группам)
- 1 группа:Героизм(1) - трусость(З). Ложь(З) - правда(1). Трудолюбие (2) - лень(З). Радость(З) - горе(2).
- 2 группа: Война(1) - мир(2). Темнота (1) - свет(2); Нищета(1) - богатство. Скука(1) - веселье(2).
- 3 группа: Ночь(З) - день(З). Сила(1) - слабость(3).Тишина(1)-шум(2). Злость(3)-доброта(1).
- 9. Дворец «Грамотеев»
Учитель:
- Ребята, наше путешествие по стране Имени существительного подходит к концу. Мы подошли с вами с самому главному дворцу, к дворцу «Грамотеев» и выполнить два последних задания, которые нам приготовило Имя Существительное.
Игра: «Исправь ошибки»
Запись на экране:
-Висенние каникулы вася провёл у Бабушки вали.
- Навирхушке дерева сидел пивчий саловей.
- Рибята расчистили трапинку, а потом катались налыжах.
Игра: «Фразеологизмы»
Учитель:
-Замените одним словом.
Орать во всё горло(громко).
Спать мёртвым сном(крепко).
делать на скорую руку(наспех)
- Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
-Поработали славно!
Что вам запомнилось на нашем уроке?
С каким настроением вы уходите на перемену?
(Самооценка работы в группах).
Выставление оценок.
Закончен урок,
И путешествие закончилось,
Спасибо, ребята, огромное вам!
УРОК ОКОНЧЕН
Приложение
Приложение №1
Раздаточный материал
ЗАДАНИЕ 1
- 1 группа (ряд у окна)
берёза, грач
одуш. | неодуш. | ||||
И. п. | И. п. | ||||
Р. п. | Р. п. | ||||
Д. п. | Д. п. | ||||
В. п. | В. п. | ||||
Т. п. | Т. п. | ||||
П. п. | П. п. |
- 2 группа (ряд по середине)
волк, осина
одуш. | неодуш. | ||||
И. п. | И. п. | ||||
Р. п. | Р. п. | ||||
Д. п. | Д. п. | ||||
В. п. | В. п. | ||||
Т. п. | Т. п. | ||||
П. п. | П. п. |
-3 группа (ряд у двери)
дуб, кошка
одуш. | неодуш. | ||||
И. п. | И. п. | ||||
Р. п. | Р. п. | ||||
Д. п. | Д. п. | ||||
В. п. | В. п. | ||||
Т. п. | Т. п. | ||||
П. п. | П. п. |
Улыпка, пасадка, пришёл, молодёж, перевяска, николай, наездник, зомазка, опастность, краска, шалашь, корандаш, планета земля, грачь, снешок, сапог, непоехал,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"
Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....
3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"
Предмет: Русский языкКласс: 3 «е»Тема урока: Именительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и п...
3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"
Предмет: Русский языкКласс: 3 «е»Тема урока: Родительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и пре...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Морфологический разбор имени существительного" 3 класс "Перспектива".
Морфологический разбор существительных...
Открытый урок по русскому языку по теме "Именительный падеж имен существительных" 3 класс
Методическая разработка урока, с планируемыми результатами, целями. задачами урока....
Открытый урок по русскому языку. Тема " Путешествие в страну языкознания"
Открытый урок по русскому языку....
Конспект открытого мероприятия по русскому языку «Волшебное путешествие в страну ошибок»!
Конспект открытого мероприятия по русскому языку «Волшебное путешествие в страну ошибок»! Тема учебного занятия: Праздник русского языка «Волшебное путешествие в страну ошибок&r...