Путешествие по городу Существительных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект повторительно-обобщающего урока русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx452.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока русского языка во 2 классе             Моргунова Наталья                                                                                                                  

Путешествие по городу Существительных                    г.Балаково Повторительно-обобщающий урок                                       Саратовской области

Цель: систематизировать знания детей по теме «Имя существительное», расширять словарный запас, учить оценивать свою деятельность, выявлять свое незнание.

  1. Постановка учебной задачи.

 – Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Существительных. Вспомним все, что знаем о признаках этой части речи. Путеводителем станет карта. А в тетради будем делать путевые заметки.

  1. Значение имени существительного.

- Начнем с центра города, который символизирует основное значение имени существительного. Что же обозначает имя существительное?            Давно живу на свете этом,

                                             Даю названия предметам.

- В городе существительных наступила осень.

              Встает заря во мгле холодной,

              На нивах шум работ умолк.

              С своей волчихою голодной

              Выходит на дорогу волк.

- Задание: из этого стихотворения выписать на слух имена существительные в начальной форме.

                Заря, мгла, нива, шум, работа, волчиха, дорога, волк

Проверка.  Поставить себе на полях тетради оценку.

  1. Различение одушевленных и неодушевленных существительных.

- От центра города отходят группы улиц. Побываем на первых двух, которые называются Одушевленная и Неодушевленная. Почему они так называются?

Задание: среди написанных существительных подчеркнуть одушевленные.

Проверка, оценка.

  1. Различение собственных и нарицательных имен существительных.

- О чем говорят названия улиц Собственная и Нарицательная?

 Викторина.

  1. Записать автора:       Уж небо осенью дышало,

                                      Уж реже солнышко блистало,

                                      Короче становился день.

  1. Кто пел такую песенку?      

                            Эй, бескрылый человек, едят тебя мошки.

                            А я маленький совсем, зато сам я мошек ем.

  1. Чьи слова?           В нашем болотистом низменном крае

                               Впятеро больше бы дичи велось,

                               Кабы сетями ее не ловили,

                               Кабы силками ее не давили.

  1. Записать название нашего города, нашей реки.

Проверка, оценка.

Александр Сергеевич Пушкин, воробьишко Пудик, дед Мазай, город Балаково, река Волга.

- Эти улицы соединены переулком. Могут ли существительные переходить по нему с одной улицы на другую? Приведите примеры.

         Роза – роза                      груша – Груша

         Орел – орел                     медведь – Медведев

  1. Физминутка.
  2. Различение формы множественного и единственного числа.

- Прочитайте названия парков на карте города. Как различать имена существительные этих парков?

- Я буду читать текст с пропуском названий птиц. Там, где я сделаю паузу, вы должны догадаться, о какой птице я говорю и записать слова в столбик.

Ярко светит сентябрьское солнце. Возле лужицы чирикают, суетятся, дерутся … (воробьи).     На заборе вертят головами, качают хвостами и трещат длиннохвостые … (сороки).  В поле и в лесу ходят иссиня-черные с белыми носами … (грачи). Около старого скворечника сидят … (скворцы).

- Какие слова записали?  (прикрепляются картинки с изображением птиц).

Этимологическая справка.

- А знаете ли вы, почему грач и скворец получили свое название? Слова составлены из звуков, которые издают эти птицы: гра-гра, свор-сквор.

- Из какого парка собрались эти существительные? Могут ли они «прогуляться» в другом парке?

Задание: изменить форму единственного числа и приписать во второй столбик  форму множественного числа.

воробей – воробьи                        

сороки – сорока

грачи – грач

скворцы – скворец

- Устно приведите примеры существительных, которые употребляются только

в форме единственного числа (пальто, кофе, радио…)

в форме множественного числа (очки, санки, ножницы…)

- Отдохнем и поиграем «Замени форму единственного числа множественной»

плот – плоты                 грек - …                             житель - …

крот - …                          узбек - …                           любитель -….

рука - …                          человек - …                       учитель - …

мука - …

  1. Различение имен существительных по родам.

- От центра города отходят еще 3 улицы. Прочитать их названия. Как различить эти существительные?  Почему в конце улицы Женского рода стоит беседка с Ь?

- Перед вами картина Остроухова «Золотая осень».

Задание: подобрать и записать в три столбика по 4-5 существительных

Мужского                            женского                      среднего рода

     …                                           …                                      …

Проверка, оценка.

  1. Диктант.

                                Сентябрь.

Завершается лето. Тихи задумчивые сентябрьские дни. Все ярче румянится листва. Под ногами шуршит ковер листопада.

Задание: найти существительные, обозначить число и род. Последнее предложение разобрать по членам предложения.

- Какую роль выполняют существительные в предложении? (Они являются подлежащим или второстепенным членом).

          IX . Итог урока.

    - Мы побывали с вами в городе имен Существительных. Теперь каждый из вас сможет провести экскурсию по этому городу. (Ученик проводит экскурсию).

- Из оценок, которые вы ставили себе за разные этапы урока, вывести одну общую.

Кто допустил ошибки и недоволен своей оценкой, потренируется дома и попробует провести экскурсию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл.час "Путешествие по городу Здоровейску"

Кл.час в 1 классе по программе Начальная школа 21 века. Составлен на основе здоровьесберегающих технологий....

Заочное путешествие по городам Тверской области. Город Белый

Белый - один из провинциальных городков Тверской области, с огромной многовековой историей....

ПУТЕШЕСТВИЕ в город Чистоты и Порядка (игра – путешествие)

Создание  условий для:обобщения знаний об основных правилах личной гигиены; расширения кругозора детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности;воспитания аккуратности, ...

Путешествие по городу Имя Существительное

Конспект обобщающего урока по теме "Имя существительное"...

Конспект урока чтения по теме: Путешествие по городу. В цветочном городе.

Конспект урока чтения по теме: Путешествие по городу. В цветочном городе....