Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Личковаха Светлана Владимировна

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Кон­цепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планиру­емыми результатами начального общего образования, авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В «Русский язык», (УМК «Школа России»), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_kl.docx112.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Козловская средняя общеобразовательная школа

  Рассмотрено

  на заседании МС

  Протокол № 1  от «29 »08. 2017г.

  руководитель МС ______ Нетесова Г.Н.

      Согласовано

      заместитель директора по УВР

      ________   Леликова О.Н.

      « 29 »августа 2017г.

     «Утверждаю»

      Директор школы

      Раковский В.С. ___________

      Приказ №___________

      от «____ »________ 2017г.

Рабочая программа

учебного предмета  

РУССКИЙ ЯЗЫК

3 класс

на 2017-2018 учебный год

Личковаха Светлана Владимировна – учитель начальных классов,

высшая  квалификационная  категория

с. Козловка

2017 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  классификации  по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  4. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  1. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  2. Овладение  начальными  сведениями о сущности  и  особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  3. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  4. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  1. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  2. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения  использовать знания для решения  познавательных, практических и коммуникативных задач.
  3. Освоение  первоначальных  научных  представлений  о системе  и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  4. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание учебного предмета.

Наша речь (2 часа).

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст, предложение, словосочетание (14 часов).

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи (19 часов).

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                       

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Состав слова (46 часов).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Разделительный Ъ.

Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слава.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом.

Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне.

 Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

Формирование уважительного отношения к истории языка.

 Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

 Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне.

 Правописание слов c удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

 Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).

 Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.

Имя существительное (32 часа).

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Имя существительное.

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

 Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Изменение имён существительных по падежам.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.

 Винительный падеж. Творительный падеж.

 Предложный падеж. Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

 Имя прилагательное (19ч)

Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного c именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

 Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

 Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

 Родовые окончания имён прилагательных (-ы й, -ой, -ая, -яя).

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение (5часов)

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

 Личные местоимения единственного и множественного числа.

 Род местоимений 3-го лица единственного числа.

 Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

 Морфологический разбор местоимений.

Глагол (22ч)

 Значение и употребление в речи.

Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o).

 Правописание частицы не c глаголами. Морфологический разбор глагола.

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины. Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений c нарушенным порядком слов.

 Повторение изученного за год (11 часов).

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. 

Тематическое планирование

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс  3

Учитель  Личковаха Светлана Владимировна

Количество часов по учебному плану 136 ч. в неделю 4 часа. 

Плановых контрольных работ 10

Рабочая программа по русскому языку  составлена на основании:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

- примерной программы по русскому языку;

- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Козловская СОШ;

- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018  уч. год;

- положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;

- авторской программы по русскому языку Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы.  – М.: Просвещение, 2011);

- перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018  уч. год.

Программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Учебник Русский язык. 3 класс. Учебник  для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1, 2 / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд.  – М.: Просвещение,2013

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

По факту

Наша речь (2ч)

1

Наша речь. Виды речи

1

Объяснять назначение речи и языка

Анализ объектов с целью выделения признаков, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Проявлять интерес к познанию русского языка, языковой деятельности

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

2

Наш  язык.

Тест «Язык и речь».

1

Текст. Предложение. Словосочетание. (12 ч)

3

Текст. Типы текстов.

1

Называть признаки текста,  типы текстов.

Анализировать текст, выделять в нем предложения.

Называть виды предложений по цели выказывания, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений, виды предложений по интонации, разные виды предложений

Объяснять что такое обращение.

Называть главные и второстепенные члены предложения

Отрабатывать алгоритм разбора предложений по членам.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации за 2 класс.

Различать простые и сложные предложения.

Объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Устанавливать с помощью вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Структурирование знаний.

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Анализ объектов с целью выделения признаков

Проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Самооценка на основе критериев успешности.

Иметь установку к работе на результат

Планирование действий при разборе предложений

Способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности

Осознавать личностный смысл учения

Иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

4

Предложение. Виды предложений по цели высказывания

1

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

5

Виды предложений по    интонации

1

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

6

Предложения с обращением.

1

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

7

Обучающее изложение.

1

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

8-9

Главные и второстепенные члены предложения

2

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с

 памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

10

Простое и сложное предложения

1

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение» Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

11

Простое и сложное предложения. Тест «Предложение»

1

12-13

Словосочетание.

2

Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания,    Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

14

Административный контрольный диктант  «на входе» №1

1

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Слово в языке и речи (18 ч)

15

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

Объяснять лексическое значение слов,

синонимов, антонимов, омонимов.

Составлять словосочетания, подбирая к главному слову зависимое.

Работать со словарем фразеологизмов, находить их значения.

Подробно излагать текст согласно предложенного плана.

Объяснять по каким признакам определяют части речи.

Находить в тексте имена числительные по значению и по вопросу.

Выделять группы однокоренных слов.

Находить в словах орфограммы и объяснять их.

Озаглавливать текст, определять тему каждой части.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы.

Структурирование знаний.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Понимание текста.

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Проявлять уважи-тельное отношение к иному мнению.

Самооценка на основе критериев успешности.

Иметь установку к работе на результат.

Осознавать личностный смысл учения.

Иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём.

16

Синонимы и антонимы

1

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

17

Омонимы.

1

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

18

Слово и словосочетание

1

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

19

Фразеологизмы. Тест «Слово и словосочетание»

1

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

20

Обучающее изложение.

1

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

21

Работа над ошибками. Части речи.

1

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём.

22

Имя существительное

1

23

Имя прилагательное

1

24

Глагол.

1

25

Имя числительное как часть речи. Тест «Части речи»

1

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных.

26

Однокоренные слова.

1

Распознавать

однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

27

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

Различать слово и  слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж.Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

28

Звуки и буквы. Согласные звуки

1

29

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. Тест «Слово и слог. Звуки и буквы»

1

30

Обучающее изложение

1

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём

31

Работа над ошибками.

Проект «Рассказ о слове».

1

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Осуществлять самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

32

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи».

1

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Состав слова(14 ч)

33

Работа над ошибками.  Что такое  корень слова? Как найти в слове корень?

1

Объяснять лексическое значение однокоренных слов.

Писать правильно слова на изученные орфограммы, определять границы предложений.

Объяснять образование форм одного и того же слова.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы.

Находить приставки в словах и выделять их.

Находить суффиксы в словах и выделять их.

Находить и выделять в словах основу и окончание. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Объяснять как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.

Объяснять какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слова и перед согласными в корне.

Писать правильно слова на изученные орфограммы, определять границы предложений.

Объяснять как правильно обозначать буквой непроизносимый согласный звук в корне

Объяснять в каких случаях удвоенные согласные находятся в корне слова, а в каких в месте соединения корня и суффикса

Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках

Различать в каких словах –ик является суффиксом, а в каких частью корня

Находить в словах приставки, объяснять их написание

Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках

Объяснять правописание   приставок и предлогов

Писать правильно слова на изученные орфограммы

Объяснять правописание слов с разделительным Ъ

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Рефлексия способов и условий действий.

Поиск и выделение необходимой информации.

Иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат.

Проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности.

Формирование личностного смысла учения

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег бережок).находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Контролировать правильность записи текста. Находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём.

34

Сложные слова.

1

35

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

36

Окончание слова.  Тест «Формы слова. Окончание»

1

37

Что такое приставка. Как найти в слове приставку? Словарный диктант.

1

Формулировать определения приставки. Объяснять значение приставок в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

38

Значения приставок. Тест «Приставка»

1

39

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

Формулировать определения суффикса. Объяснять значение суффиксов в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

40

Значения суффиксов. Тест «Суффикс»

1

41

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

1

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. Работать  с  текстом:   осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную  мысль,   подбирать заголовок, самостоятельно составлять план,   подробно   излагать  содержание по самостоятельно составленному   плану.    Контролировать правильность  записи  текста,   находить  неправильно   написанные слова   и   исправлять  недочёты   и ошибки.

42

Работа над ошибками.

Что такое основа слова

1

Находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

43

Обобщение  изученного. Тест «Основа слова»

1

44

Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова»

1

Осуществлять самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

45

Обучающее изложение

1

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

46

Работа над ошибками. Проект «Семья слов»

1

Находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

47

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Правописание слов с безударными гласными в корне

1

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на  правило  обозначения  буквой парного    по    глухости-звонкости согласного звука  и  использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.   Объяснять,  доказывать правильность  написания  слова  с орфограммой   на   правило   обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука.

48-49

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

2

50-51

Правописание слов с глухими и звонкими согласными  в корне

2

52

Обучающее изложение.

1

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

53-54

Работа над ошибками.

 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

2

Находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём.

Осознавать опознавательный признак    орфограммы    на    правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука. Обсуждать алгоритм   действий   для   решения орфографической задачи  обозначения    буквой    непроизносимого согласного  звука   и   использовать алгоритм в практической деятельности.   Находить в  словах орфограмму   непроизносимого   согласного звука. Распознавать проверяемое и проверочное   слова   с   орфограммой непроизносимого  согласного  звука. Подбирать слова с непроизносимым согласным звуком. Различать слова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного звука. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

55-56

Правописание слов  с удвоенными согласными

2

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изучаемыми орфограммами. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Находить слова с удвоенными согласными в корне, правильно их произносить. Проверять правописание слов с удвоенными согласными по словарю. Адекватно оценивать результаты написанного сочинения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов.

57

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова  «Снегурочка»

1

Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

58

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание корней слов»

1

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

59

Работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов.

1

Дифференцировать   суффиксы и   приставки,   подбирать слова   с

суффиксами  и  приставками  и за-

писывать их.   Определять способы

проверки   написания   приставок   и суффиксов. Наблюдать над правописанием   суффиксов   -ек,   -ик в словах, писать слова с этими суффиксами. Определять значение слов с заданным  суффиксом.   Осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль  при   проверке  выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

60

Правописание приставок и суффиксов.

1

Определять способы проверки написания суффиксов. Наблюдать над правописанием в словах суффикса –ок после шипящих, писать слова с этим суффиксом. Определять значение слов с заданным суффиксом. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

61

Правописание приставок и суффиксов.

1

Определять способы проверки написания приставок. Наблюдать над правописанием в словах приставок, писать слова с приставками. Образовывать слова с заданными приставками, выделять приставки, объяснять их написание. Определять значение слов с приставками. Составлять текст по рисунку и записывать его. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

62-63

Правописание приставок  и предлогов

2

Различать приставки  и  предлоги. Правильно писать слова с предлогами и приставками.

Выделять в словах приставки, правильно их записывать в слове. Находить предлоги, правильно писать предлоги со словами. Объяснять значение фразеологизмов. Находить в словах орфограммы и обосновывать их написание.

64

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Словарный диктант.

1

Определять роль  и  место  в  слове разделительного твёрдого знака  (ъ).  Различать разделительный твёрдый (ъ) и разделительный мягкий (ь) знаки. Обосновывать правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.

65

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

Писать слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками, обосновывать их правописание. Переносить слова с разделительным твёрдым знаком (ъ) с одной строки на другую. Составлять под руководством учителя объявление.

Писать слова с изученными орфограммами,  обосновывать их    написание..

66

Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Тест «Правописание частей слова»

1

67

Обучающее изложение.

1

Обучаться под руководством учителя самостоятельной работе (подготовиться к написанию изложения по памятке 7 «Как подготовиться к изложению».Писать текст изложения, соблюдая правила оформления текста. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

68

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание частей слова»

1

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

69

Работа над ошибками.  Проект «Составляем орфографический словарь»

1

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

                                                                                                  Имя существительное (27 ч)

70

Части речи

1

Понимать что обозначает имя существительное.

Ставить слова в начальную форму.

Называть одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Объяснять значение устаревших слов.

Озаглавливать текст, определять тему каждой части.

Называть собственные и нарицательные имена существительные.

Писать правильно слова на изученные орфограммы, определять границы предложений.

Проводить исследовательскую работу, составлять связный текст.

Изменять имена существительные по числам.

Различать имена существительные мужского, среднего, женского рода.

Объяснять когда у имен существительных после шипящих пишется Ь.

Определение падежей.

Определять падеж имён существительных и объяснять, каким членом предложения они являются. Выполнять морфологический разбор.

Составлять рассказ, находить нужную орфограмму.

Понимать, что обозначает глагол.

Находить в предложениях глаголы, называть их лексическое значение.

Называть глаголы в неопределенной форме.

Изменять глаголы по лицам и числам.

Изменять глаголы по лицам и числам, временам.

Понимать, что род глагола прошедшего времени зависит от рода имен существительных.

Находить в предложении глаголы с частицей НЕ.

Выполнять морфологический разбор.

Оценивать результаты выполненных заданий.

Находить все изученные части речи в тексте, называть их отличительные признаки.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков имени существительного.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Структурирование знаний.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков частей речи.

Поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Формирование личностного смысла учения.

Проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

71

Имя существительное и его роль в речи

1

Подбирать примеры слов изученных частей речи. Работать с памяткой 4 «Разбор предложения по частям речи». Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

72

Имя существительное и его роль в речи

1

Работать с определением имени существительного, осмысливать его содержание. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи по лексическому значению и вопросу, определять лексическое значение имен существительных, ставить вопросы к именам существительным. Различать среди имён существительных многозначные слова, определять их значение. Приводить примеры имён существительных.

73

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

Различать среди однокоренных слов имена существительные. Различать имена существительные, отвечающие на вопросы что? и кто?(кого? чего? и др.), изменять имена существительные по вопросам. Ставить вопрос к зависимому имени существительному в словосочетании; наблюдать над правописанием предлогов в вопросах. Составлять рассказ о классной комнате и записывать его.

74

Обучающее изложение повествовательного текста

1

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить устаревшие слова — имена существительные, объяснять их значение. Наблюдать над образованием имён существительных с помощью суффиксов, выделять суффиксы в слове.

Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочеты и ошибки.

75

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные

1

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Составлять письменные ответы на вопросы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочеты и ошибки.

76

Проект «Тайна имени»

1

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

77

Число имён существительных

1

Различать единственное и множественное число имён существительных. Обосновывать правильность определения рода имён существительных. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Работать с «Орфоэпическим словарём» учебника, правильно произносить слова, определённые в «Орфоэпическом словаре» учебника.

78

Число имён существительных.

Тест «Число имён существительных»

1

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного либо множественного). Определять число имён существительных. Составлять предложения из деформированных слов. Работать с рубрикой «Правильно произносите слова».

79

Род имен существительных

1

Наблюдать над   признаками,    по которым   имена   существительные относятся   к определённому  роду. Классифицировать по роду имена существительные.   Находить сходство и  различия  в  именах существительных каждого рода. Обосновывать правильность определения рода имён существительных.

80

Род имен существительных.

Тест «Род имён существительных»

1

Определять род имён существительных, обосновывать правильность его определения. Согласовывать в роде и числе имена существительные имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. Составлять развёрнутый ответ на вопрос: «Как определить род имён существительных?»Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Род некоторых имён существительных». Определять род имён существительных. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Определять род имён существительных общего рода.

81

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1

Наблюдать над правописанием имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. Выделять орфограмму на изученное правило письма. Писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова и обосновывать правильность написанного. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, ночная тишь.

82

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1

Определять род имён существительных, обосновывать правильность написания имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. Распределять слова в группы в зависимости от изученных орфограмм. Подбирать имена существительные по заданным признакам. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке  выполненной  письменной работы.

83

Обучающее изложение

1

Подготовиться к написанию изложения (по памятке 6). Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии рисунков. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.

84

Диктант №6 по теме «Имя существительное»

1

Записывать текст  под  диктовку   и проверять   написанное.   Адекватно оценивать результаты   написанного изложения, определять границы своих достижений,   намечать пути преодоления ошибок и недочётов.

85

Работа над ошибками. Склонение имён существительных

1

Анализировать  таблицу   «Склонение (изменение по падежам) имён существительных»    по    вопросам учебника.   Изменять имена  существительные по падежам. Запоминать названия падежей и вопросы к ним. Определять падеж имён существительных по вопросам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочеты и ошибки.

86

Падеж имён существительных

1

Учиться определять падеж имён существительных. Осмысливать, что неизменяемые имена существительные употребляются во всех падежах в одной форме. Составлять рассказ (под руководством учителя) по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

87

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина  «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

Работать  с  текстом:   осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную  мысль,   подбирать заголовок, самостоятельно составлять план,   подробно   излагать  содержание по самостоятельно составленному   плану.    Контролировать правильность  записи  текста,   находить  неправильно   написанные слова   и   исправлять  недочёты   и ошибки.

88

Работа над ошибками. Именительный падеж имен существительных

1

Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и его роли в предложении (является в предложении подлежащим). Обосновывать правильность опре деления падежа. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Контролировать правильность  записи  текста,   находить  неправильно   написанные слова   и   исправлять  недочёты   и ошибки.

89

Родительный падеж имен существительных

1

Работать со схемой-памяткой «Родительный падеж». Распознавать имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. Работать с текстом: определять тему и главную мысль текста.

90

Дательный падеж имен существительных

1

Работать со схемой-памяткой «Дательный падеж». Распознавать имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы   (по   падежному   вопросу, предлогу,   роли   в   предложении). Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. Объяснять написание  изученных  орфограмм  при выполнении учебной задачи. Составлять продолжение стихотворения.

91

Винительный падеж имен существительных

1

Работать со схемой-памяткой «Винительный   падеж».

Распознавать имя существительное в винительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении).

Находить сходство и различия  в  падежных формах  имён  существительных

в винительном и предложном падежах. Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных в винительном и предложном падежах.

Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных.

92

Творительный падеж  имен  существительных

1

Работать со схемой-памяткой «Творительный    падеж».    Распознавать

имя существительное в творительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа имён существительных. Находить в художественном тексте сравнения, наблюдать над использованием авторами сравнений, выраженных именем существительным в творительном падеже.

93

Предложный падеж имен существительных

1

Работать со схемой-памяткой «Предложный падеж». Распознавать имя существительное в предложном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. Составлять предложения на определённую тему.

94

Подробное изложение повествовательного текста

1

Работать  с  текстом:   осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную  мысль,   подбирать заголовок, самостоятельно составлять план,   подробно   излагать  содержание по самостоятельно составленному   плану.    Контролировать правильность  записи  текста,   находить  неправильно   написанные слова   и   исправлять  недочёты   и ошибки.

95

Обобщение изученного. Тест «Падеж имён существительных»

1

Распознавать начальную и косвенные формы имён существительных. Распознавать внешне сходные падежные формы винительного и предложного падежей. Определять падеж выделенных имён существительных и обосновывать правильность определения падежа. Составлять предложения из деформированных слов и текст из предложений. Работать с памяткой 1 «Порядок разбора имени существительного». Планировать учебные действия при разборе имени существительного как части речи.  Определять признаки имени   существительного   с   опорой  на  алгоритм  разбора  имени существительного как части речи. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного  по заданному алгоритму   и   обосновывать   правильность их определения.

96

Сочинение по репродукции картины            К.Ф. Юона  «Конец зимы. Полдень»

1

Оценивать результаты своей деятельности  при  выполнении  заданий рубрики «Проверь себя» но (под руководством учителя) текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными  словами. Записывать   составленный   текст   (по желанию ученика). Подбирать слова  -  имена существительные на тему «Зима»,  составлять   словарь   зимних    слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Создавать   свою   зимнюю   страничку (или свой словарь зимних слов), подготовиться к её (его) презентации.

97

Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное»

1

Записывать текст  под  диктовку   и проверять   написанное.  

98

Работа над ошибками.  Проект «Зимняя страничка»

1

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Имя прилагательное (15ч)

99

Значение и употребление имён прилагательных в речи

1

Понимать что обозначает имя прилагательное.

Находить в предложении связанные по смыслу существительные и прилагательные. Распространять предложения с помощью прилагательных.

Определять лексическое значение имен прилагательных.

Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы.

Различать имена прилагательные мужского, среднего, женского рода.

Изменять имена прилагательные по числам.

Определение падежей.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков имени существительного.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Структурирование знаний.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков частей речи.

Поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Самостоятельное создание

алгоритмов деятельности.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Формирование личностного смысла учения.

Проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.    Определять   лексическое значение     имён     прилагательных. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена   прилагательные   (из   слов   для справок), а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать среди однокоренных слов имена прилагательные. Выбирать те имена  прилагательные,  к которым можно подобрать синонимы. Определять роль имён прилагательных в тексте.

100

Значение и употребление имён прилагательных в речи

1

Распознавать в тексте имена  прилагательные,   определять   их   лексическое     значение.     Определять синтаксическую функцию имён прилагательных в предложении. Выделять из предложений словосочетания  с  именами   прилагательными. Находить  в  тексте  сложные   имена  прилагательные,  обозначающие цвета и оттенки цветов, наблюдать над правописанием этих имён прилагательных.    Составлять   сложные имена прилагательные.  Писать заглавную букву в именах собственных. Составлять текст из непунктированных предложений.

101

Роль прилагательных в тексте. Тест «Имя прилагательное».

1

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.    Определять   лексическое значение     имён     прилагательных. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена   прилагательные   (из   слов   для справок), а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать среди однокоренных слов имена прилагательные. Выбирать те имена  прилагательные,  к которым можно подобрать синонимы. Определять роль имён прилагательных в тексте.

Распознавать    художественное    и научное описание, наблюдать над употреблением  имён прилагательных  в  таких текстах.   Выделять  в текстах художественного стиля выразительные   средства   языка.   Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Говорящие» названия». Составлять описание растения в научном стиле.

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля « Царевна -Лебедь»). Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдать происхождение названий цветов, составлять с этими словами предложения, находить имена прилагательные в тексте.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.  Работать с таблицей «Изменение имён прилагательных по родам», определять по таблице признаки имён прилагательных каждого рода, выделять родовые окончания имён прилагательных. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных, правильно выделять и записывать окончания имён прилагательных. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочеты и ошибки.

102

Текст- описание

Сочинение-отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

103

Работа над ошибками. Род имён прилагательных

1

104

Изменение имен прилагательных по родам.

1

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Согласовывать имена  прилагательные с именами существительными грамматически, правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, красивый тюль и др. Осмысливать значение имён прилагательных-паронимов, обосновывать правописание родовых окончаний имён прилагательных.

105

Изменение имен прилагательных по родам.

1

Определять признаки имени прилагательного, употреблённого в единственном   (множественном)   числе. Определять   форму   числа   имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам, правильно писать окончания имён существительных во множественном числе. Осознавать, что во множественном числе род имени прилагательного не определяется. Работать с рубрикой «Говорите правильно!», правильно произносить данные в рубрике имена прилагательные и составлять с ними предложения.

106

Число  имён прилагательных

1

Определять число и род (в единственном числе) имён прилагательных, объяснять правописание окончаний имён прилагательных. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять начало и конец текста по его основной части.

107

Число  имён прилагательных

1

Определять число и род (в единственном числе) имён прилагательных, объяснять правописание окончаний имён прилагательных. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять начало и конец текста по его основной части.

108

Правописание имен прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера

1

Определять число и род (в единственном числе) имён прилагательных, объяснять правописание окончаний имён прилагательных. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять начало и конец текста по его основной части.

109

Изменение имен прилагательных по падежам

1

Анализировать таблицу в учебнике «Склонение (изменение) имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена  прилагательные  по  падежам. Правильно  произносить и  писать имена   прилагательные   мужского и   среднего  рода   в   родительном падеже.   Определять  падеж  имён прилагательных  по  падежу   имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа.

110

Изменение имен прилагательных по падежам. Словарный диктант.

1

Определять   падеж   имён   прилагательных по падежу имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа. Определять начальную форму имени прилагательного. Составлять из предложений текст. Объяснять значение фразеологизмов.

111

Обобщение знаний об имени прилагательном. Тест «Формы имён прилагательных»

1

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их    определения.     Обосновывать правильность   написания   родовых окончаний имён прилагательных и окончаний   имён   прилагательных, употреблённых во множественном числе.

112

Сочинение отзыв по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»

1

Составлять    сочинение-отзыв    по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.

113

Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное»

1

Контролировать  правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.

114

Работа над ошибками.  Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.

Местоимение (4ч)

115

Личные местоимения

1

Понимать что обозначает местоимение.

Называть лицо и число местоимений.

Называть лицо и число местоимений.

Выполнять морфологический разбор.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков имени существительного.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Структурирование знаний.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков частей речи.

Поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Формирование личностного смысла учения.

Проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Распознавать личные местоимения среди других частей  речи,  определять   их   значение.   Работать   с таблицей «Личные местоимения», находить   в   ней   информацию   в соответствии с поставленной учебной задачей.

116

Изменение личных местоимений по родам

1

Распознавать личные местоимения среди других частей  речи,  определять   их   значение.   Определять грамматические  признаки личных местоимений:   лицо,   число,   род (у местоимений  3-го лица единственного   числа).    Обосновывать правильность   выделения   изученных признаков местоимений

117

Местоимение.

Тест «Личные местоимения»

1

Распознавать личные местоимения среди других слов, определять их признаки. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных». Обсуждать: где в речи употребляется местоимение вы. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

118

Обучающее изложение

1

Работать  с  текстом:   осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную  мысль,   подбирать заголовок, самостоятельно составлять план,   подробно   излагать  содержание по самостоятельно составленному   плану.    Контролировать правильность  записи  текста,   находить  неправильно   написанные слова   и   исправлять  недочёты   и ошибки.

Глагол (14 ч)

119

Работа над ошибками. Значение и употребление глаголов в речи

1

Понимать, что обозначает глагол.

Находить в предложениях глаголы, называть их лексическое значение.

Называть глаголы в неопределенной форме.

Изменять глаголы по лицам и числам.

Изменять глаголы по лицам и числам, временам.

Понимать, что род глагола прошедшего времени зависит от рода имен существительных.

Находить в предложении глаголы с частицей НЕ.

Выполнять морфологический разбор.

Оценивать результаты выполненных заданий.

Находить все изученные части речи в тексте, называть их отличительные признаки.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков имени существительного.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Структурирование знаний.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков частей речи.

Поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Формирование личностного смысла учения.

Проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.

120

Значение и употребление глаголов в речи

Тест «Глагол»

1

Распознавать глаголы среди других частей речи по лексическому значению и вопросам. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять синтаксическую функцию глаголов в предложении. Работать с текстом, определять его тему и главную мысль, определять роль глаголов в тексте.

121

Неопределённая форма глагола

1

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой   форме.    Различать   глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать   значение   фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

122

Неопределённая форма глагола

1

Распознавать глаголы в неопределённой форме среди слов других частей речи, обосновывать правильность их определения. Подбирать к данным частям речи антонимы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

123

Число глаголов.

1

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Определять значение глаголов (глаголы звучания).

124

Времена глаголов

1

Осознавать   значение   глаголов   в настоящем, прошедшем и будущем времени.  Работать с определением времён глаголов. Распознавать время глаголов в предложениях и тексте.

125

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

1

Распознавать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Ставить вопросы к глаголам. Наблюдать над написанием окончаний -ешь, -ишь в глаголах, сочетающихся с местоимением 2-го лица. Находить глагол в прошедшем времени по суффиксу -л-. Работать с текстом-рассуждением. Составлять текст-рассуждение по заданному вопросу.

126

Изменение глаголов по временам

1

Работать с таблицей «Изменение глаголов по временам». Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы. Преобразовывать одну форму глагола в другую. Определять время глаголов. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, части текста, записывать текст по частям.

127

Изменение глаголов по временам

Подробное изложение повествовательного текста

1

Распознавать    изученные    формы глагола   (неопределённую  форму, время, число),  определять значение   глаголов.   Правильно   произносить   формы   глагола   (рубрика «Говорите правильно!»). Сопоставлять тексты о ледоходе В. Бианки и    С.    Романовского.    Составлять текст «Как я  помогаю родителям по дому».

Работать  с  текстом:   осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную  мысль,   подбирать заголовок, самостоятельно составлять план,   подробно   излагать  содержание по самостоятельно составленному   плану.    Контролировать правильность  записи  текста,   находить  неправильно   написанные слова   и   исправлять  недочёты   и ошибки.

128

Род глаголов в прошедшем времени

1

Распознавать    изученные    формы глагола   (неопределённую  форму, время, число),  определять значение   глаголов.   Правильно   произносить   формы   глагола   (рубрика «Говорите правильно!»). Сопоставлять тексты о ледоходе В. Бианки и    С.    Романовского.    Составлять текст «Как я  помогаю родителям по дому».

129

Правописание частицы не с глаголами

Словарный диктант.

1

Находить глаголы с частицей  не. Раздельно   писать   частицу   не   с глаголами.    Обосновывать    написание глаголов с изученными орфограммами.

130

Обобщение знаний о глаголе

1

Находить глаголы .Раздельно   писать   частицу   не   с глаголами.    Обосновывать    написание глаголов с изученными орфограммами.

131

Обобщение знаний о глаголе. Тест «Формы глагола»

1

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм.

Знание и понимание изученных частей речи.

132

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»

1

Контролировать  правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.

Повторение (4 ч)

133

Части речи.

1

Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы.

Правильно определять и характеризовать части речи.

Объяснять, доказывать правильность написания орфограмм.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Оценивать результаты выполненных заданий.

Писать правильно слова на изученные орфограммы, определять границы предложений.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Рефлексия способов и условий действия.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при описании.

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Структурирование знаний.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Формирование личностного смысла учения.

Иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм.

Знание и понимание изученных частей речи.

134

Административный  контрольный диктант №10

1

Контролировать  правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.

135

Работа над ошибками.

Повторение пройденного за год

1

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. Обосновывать постановку знаков препинания в конце предложений. Находить  неправильно   написанные слова   и   исправлять  недочёты   и ошибки.

136

 Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

1

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм.

Знание и понимание изученных частей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...