Открытый урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Согласование" 2015-2016 уч.г
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка разработан в соответствии с современными требованиями ФГОС.Материал будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 4 классе
МКОУ «Мачешанская СШ» 2015-2016 уч. г
Тема урока: Связь слов в словосочетании. Согласование.
Цель урока: познакомить обучающихся с новым видом связи в словосочетаниях – согласованием.
Задачи:
Образовательные
- Учить определять вид связи в словосочетаниях.
- Создать условия для вовлечения детей в исследовательскую и поисковую деятельность по составлению алгоритма определения нового вида связи.
- Продолжать работу по развитию орфографической зоркости.
Воспитательные
- Продолжить работу по формированию умения работать в паре и в группе.
- Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Развивающие
- Развивать умения сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Развивать мышление, речь учащихся.
Использованные современные образовательные технологии
- Технология развития критического мышления
- Разноуровневое обучение
- Обучение в сотрудничестве (работа в парах, в группах)
Оборудование:
Пособие «солнце», карточки с предложениями, алгоритм разбора словосочетания, модели словосочетаний, презентация.
Программа: Начальная школа XXI в
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
У. Ребята, какое сейчас время года?
Д. Весна.
У. Наконец мы дождались тёплых лучей солнца, ласково согревающих нас. На уроке у нас тоже будет весеннее солнышко (выставляю солнце с надписью весна), но мне нужна ваша помощь, чтобы у солнца появились лучики, для этого надо ответить на вопросы (лучики – ответы вывешиваются на доске).
У. А какое бывает солнышко весной? Приведите примеры слов.
Д. Яркое, тёплое, весеннее, лучистое, весёлое, жёлтое.
У. Как называются такие слова в русском языке?
Д. Имена прилагательные.
У. Ребята, а почему в слове солнце пропущена буква?
Д. Это словарное слово.
У. Какая буква пропущена.
Д. Л.
У. Давайте придумаем предложение, используя слова, написанные на лучах. Что у нас получилось?
Д. В небе светит тёплое, весеннее солнце.
У. Молодцы! Теперь откроем тетради, запишем число, классная работа. И наше весеннее предложение.
У. Найдите в этом предложении словосочетания и назовите их.
II. Актуализация знаний.
У. Что мы сейчас с вами составляли? Какова основная мысль нашего урока (тема)?
Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем, какие бывают словосочетания.
У. Ребята, что такое словосочетание?
Д. Словосочетанием называется такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью.
Составление таблицы «ЗУ».
- Что вы знаете о словосочетании? (Заполняется таблица на карточках)
Знаю | Узнал |
Соединение слов Главное + зависимое Не являются словосочетанием: главные члены предложения, однородные члены предложения, фразеологизмы. |
-Проверка по таблице на слайде №2.
III. Объяснение нового материала.
- Работа в парах.
У. –Ребята, давайте поработаем в парах. Вам даны на карточках словосочетания. Вы должны распределить их в 2 колонки: в первую с главным словом существительным, во вторую - остальные.
Звонкий ручей | Плыл по ручью |
Зелёная трава | Трава у дома |
Голосистый жаворонок | Жаворонок поля |
2. Знакомство с согласованием.
- Найдите главное слово. Обозначьте его?
- Какой частью речи является?
- Определите у имени существительного род, число, падеж.
- А теперь самостоятельно определите род, число, падеж имени прилагательного, с которым они связаны?
- Скажите, имена существительные согласуются в том же роде, числе и падеже с именами существительными?
- Значит, связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается)
3. Сообщение детей о согласовании (выступление ребёнка).
- А как выяснить, что означает слово – СОГЛАСОВАНИЕ?
- Где можно найти информацию? (в словарях, в сети Интернет)
-Заслушаем, что по этому вопросу для нас приготовила…
У. Проверим нашу таблицу. В каком столбике вид связи согласование?
Д. В первом.
У.Почему?
Д. Согласуется в роде, числе, падеже.
- Чтение определения в учебнике (с. 119)
- Как найти словосочетания с согласованием?
- У. Давайте познакомимся с алгоритмом на с. 120
(Вывешивание главных слов алгоритма на доске)
- Найди…
- Задай вопрос…
- Если какой, какая, какое, какие, чей, то…
- Проверь себя…
У. – Обратимся к нашему первому весеннему предложению и, опираясь на алгоритм, выделим словосочетание со связью согласование.
Д. – Солнце тёплое, солнце весеннее.
Физминутка.
IV.Первичное закрепление.
У. -Выполним задания на определение нового вида связи в словосочетаниях.
1. Фронтальная работа у доски.
На доске написаны словосочетания: бабушкина комната, вкусный пирог, мой дневник, второй год, первые цветы, лист клёна.
- Работаем по алгоритму.
- Все ли словосочетания со связью согласование? (лист клёна)
-Почему?
2. Самостоятельная работа по вариантам (разноуровневые задания)
Уч. С. 121 упр. 1
1 вариант выписывают словосочетания со связью согласование и указывают часть речи главного и зависимого слова.
2 вариант выписывают словосочетания со связью согласование и определяют род, число, падеж слов в словосочетании.
( После выполнения производится проверка, учитель подходит к некоторым ученикам и ставит им оценки, пока они работают в группах).
V. Работа в группах (4 группы).
-Даны весенние картинки, необходимо придумать словосочетания со связью согласование.
- Защита выполненной работы в группах.
Резерв. Индивидуальная работа
Упражнение 2, с. 121
- Из словосочетаний составь словосочетания с согласованием.
Игрушка из бумаги – бумажная игрушка, сок из вишни – вишнёвый сок, ягоды из леса – лесные ягоды, костюм в полоску – полосатый костюм, одеяло на пуху – пуховое одеяло, дом из кирпича – кирпичный дом.
- Проверка.
- Все ли словосочетания можно преобразовать в словосочетания с согласованием? («Платье в горошек» нельзя преобразовать)Почему?
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Заполнение второй колонки таблицы «ЗУ»: 1) можно поставить вопрос «какой?»; 2) тип связи – согласование; 3) главное слово - существительное)
- Какая связь слов в словосочетании называется согласованием? (Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Красивая шляпка, об интересном рассказе)
Выставление оценок.
Домашнее задание.
С. 122, упр. 3, алгоритм
- Если вам всё было понятно, и вы многое узнали, подойдите к моему столу и прикрепите весенние цветочки на зелёную полянку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"
Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....
презентация к уроку русского языка по теме: "Связь слов в предложении"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении." Этапы работы над составлением текста об осени....
Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении. Словосочетание"
Цель: Сформировать представление о том, что предложение можно составить не только из слов, но и из словосочетаний; привлечь внимание к тому, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и форме; закр...
Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"
Самоанализ урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...
открытый урок. русский язык. 2 класс."Состав слова"
открытый уроу по русскому языку. Тема: "Состав слова" по программе "Планета знаний". Учебник "русский язык" - 2 класс, 1-часть. Авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина....
Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении"
Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении" разработан по учебнику Т.Рамзаевой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Технологии А.Кушнира "Обучение образному креативному чтению и письму...
Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание.
Технологическая карта урока. Русский язык.4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание....