Открытый урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Согласование" 2015-2016 уч.г
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Афонина Елена Николаевна

Урок русского языка разработан  в соответствии с современными требованиями ФГОС.Материал будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 4 классе

МКОУ «Мачешанская СШ» 2015-2016 уч. г

Тема урока: Связь слов в словосочетании. Согласование.

Цель урока:  познакомить обучающихся с новым видом связи в словосочетаниях – согласованием.

Задачи:

Образовательные

- Учить  определять вид связи в словосочетаниях.

- Создать условия для вовлечения детей в исследовательскую и поисковую деятельность по составлению алгоритма определения нового вида связи.

- Продолжать работу по развитию орфографической зоркости.

Воспитательные

- Продолжить работу по формированию умения работать в паре и в группе.

- Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Развивающие

- Развивать умения сравнивать, сопоставлять и обобщать.

- Развивать мышление, речь учащихся.

 Использованные современные образовательные технологии

  • Технология развития критического мышления
  • Разноуровневое обучение
  • Обучение в сотрудничестве (работа в парах, в группах)

Оборудование:

Пособие «солнце», карточки с предложениями, алгоритм разбора словосочетания, модели словосочетаний, презентация.

Программа: Начальная школа XXI в

                                            Ход урока

I. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

У. Ребята, какое сейчас время года?

Д. Весна.

У. Наконец мы дождались тёплых лучей солнца, ласково согревающих нас. На уроке у нас тоже будет весеннее солнышко (выставляю солнце с надписью весна), но мне нужна ваша помощь, чтобы у солнца появились лучики, для этого надо ответить на вопросы (лучики – ответы вывешиваются на доске).

У. А какое бывает солнышко весной? Приведите примеры слов.

Д. Яркое, тёплое, весеннее, лучистое, весёлое, жёлтое.

У. Как называются такие слова в русском языке?

Д. Имена прилагательные.

У. Ребята, а почему в слове солнце пропущена буква?

Д. Это словарное слово.

У. Какая буква пропущена.

Д. Л.

У. Давайте придумаем предложение, используя слова, написанные на лучах. Что у нас получилось?

Д. В небе светит тёплое, весеннее солнце.

У. Молодцы! Теперь откроем тетради, запишем число, классная работа. И наше весеннее предложение.

У. Найдите в этом предложении словосочетания и назовите их.

II. Актуализация знаний.

У. Что мы сейчас с вами составляли? Какова основная мысль нашего урока (тема)?

Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем, какие бывают  словосочетания.

У. Ребята, что такое словосочетание?

Д. Словосочетанием называется такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью.

       Составление таблицы «ЗУ».

- Что вы знаете о словосочетании? (Заполняется таблица  на карточках)

Знаю

Узнал

Соединение слов

Главное + зависимое

Не являются словосочетанием: главные члены предложения, однородные члены предложения, фразеологизмы.

-Проверка по таблице на слайде №2.

 

III. Объяснение нового материала.

  1. Работа в парах.

У. –Ребята, давайте поработаем в парах. Вам даны на карточках словосочетания. Вы должны распределить их в 2 колонки: в первую с главным словом существительным,  во вторую - остальные.

Звонкий ручей

Плыл по ручью

Зелёная трава

Трава у дома

Голосистый жаворонок

Жаворонок поля

2. Знакомство с согласованием.

- Найдите  главное слово. Обозначьте его?

- Какой частью речи является?

- Определите у имени существительного род, число, падеж.

- А теперь самостоятельно определите род, число, падеж имени прилагательного, с которым они связаны?

- Скажите, имена существительные согласуются в том же роде, числе и падеже с именами существительными?

- Значит, связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается)

3. Сообщение детей о согласовании (выступление ребёнка).

- А как выяснить, что означает слово – СОГЛАСОВАНИЕ?

- Где можно найти информацию? (в словарях, в сети Интернет)

-Заслушаем, что по этому вопросу  для нас приготовила…        

      У.   Проверим  нашу таблицу. В каком столбике  вид связи согласование?

Д. В первом.

У.Почему?

Д. Согласуется в роде, числе, падеже.

- Чтение определения в учебнике (с. 119)

- Как найти словосочетания с согласованием?

- У. Давайте познакомимся с алгоритмом на с. 120

(Вывешивание главных слов алгоритма на доске)

  1. Найди…
  2. Задай вопрос…
  3. Если какой, какая, какое, какие, чей, то…
  4. Проверь себя…

У. – Обратимся к нашему первому весеннему предложению и, опираясь на алгоритм, выделим словосочетание со связью согласование.

Д. – Солнце тёплое, солнце весеннее.

Физминутка.

        IV.Первичное закрепление.

У. -Выполним задания на определение нового вида связи в словосочетаниях.

1. Фронтальная работа у доски.

На доске написаны словосочетания: бабушкина комната, вкусный пирог, мой дневник, второй год, первые цветы, лист клёна.

          - Работаем по алгоритму.

- Все ли словосочетания со связью согласование? (лист клёна)

-Почему?

2. Самостоятельная работа по вариантам (разноуровневые задания)

Уч. С. 121 упр. 1

1 вариант выписывают словосочетания со связью согласование и указывают часть речи главного и зависимого слова.

2 вариант выписывают словосочетания со связью согласование и определяют род, число, падеж слов в словосочетании.

 ( После выполнения производится проверка, учитель подходит к некоторым ученикам и ставит им оценки, пока они работают в группах).

V. Работа в группах (4 группы).

-Даны весенние картинки, необходимо придумать словосочетания со связью согласование.

- Защита выполненной работы в группах.

               

       Резерв.        Индивидуальная работа

Упражнение 2, с. 121

- Из словосочетаний составь словосочетания с согласованием.

Игрушка из бумаги – бумажная игрушка, сок из вишни – вишнёвый сок, ягоды из леса – лесные ягоды, костюм в полоску – полосатый костюм, одеяло на пуху – пуховое одеяло, дом из кирпича – кирпичный дом.

- Проверка.

- Все ли словосочетания можно преобразовать в словосочетания с согласованием? («Платье в горошек» нельзя преобразовать)Почему?

       VI. Итог  урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Заполнение второй колонки таблицы «ЗУ»: 1) можно поставить вопрос «какой?»; 2) тип связи – согласование; 3) главное слово - существительное)

- Какая связь слов в словосочетании называется согласованием? (Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Красивая шляпка, об интересном рассказе)

Выставление оценок.

Домашнее задание.

С. 122, упр. 3, алгоритм

- Если вам  всё было понятно, и вы многое узнали, подойдите к моему столу и прикрепите весенние цветочки на зелёную полянку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

презентация к уроку русского языка по теме: "Связь слов в предложении"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении." Этапы работы над составлением текста об осени....

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении. Словосочетание"

Цель: Сформировать представление о том, что предложение можно составить не только из слов, но и из словосочетаний; привлечь внимание к тому, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и форме; закр...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

открытый урок. русский язык. 2 класс."Состав слова"

открытый уроу по русскому языку. Тема: "Состав слова" по программе "Планета знаний". Учебник "русский язык" - 2 класс, 1-часть. Авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина....

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении"

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении" разработан по учебнику Т.Рамзаевой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Технологии А.Кушнира "Обучение образному креативному чтению и письму...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Технологическая карта урока. Русский язык.4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание....