Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении" разработан по учебнику Т.Рамзаевой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Технологии А.Кушнира "Обучение образному креативному чтению и письму". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Климова О.В.

25.04.2013 г. 2 класс. Русский язык.

Тема: «Предложение. Связь слов в предложении

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели.  Образовательные: формировать знания учащихся о связи слов в предложении. Развивающие:  развивать умения составлять предложения, устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически; совершенствовать умения списывать текст грамотно, с соблюдением норм каллиграфии; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

 Воспитательные:  воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в паре, в группе.

ИКТ:  мультимедийные средства обучения.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Деятельностный подход в обучении.

Индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся.

Методы обучения: словесный, наглядный, анализа и сравнения

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель читает строчки из стихотворения Алексея  Толстого:

Вот уж снег последний в поле тает,

Белый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

- О каком времени года эти строки?

- Почему я начала урок со стихотворения о весне?

( мы ее долго ждали и очень рады ей)

- Какое настроение  у людей с приходом весны?

_ Ребята, тема весны будет присутствовать на всем уроке и поддерживать ваше бодрое и весеннее настроение.

А мы продолжим изучать тему «Предложение», и узнаем много нового и интересного.  

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (Р);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

  1. Подготовка к списыванию.

- Текст для списывания конечно о весне:

Весной.

Наступили теплые деньки. Солнышко ласково льет лучи на землю. На ветках появились первые листочки. Ребята взяли лопаты и вышли  в школьный сад сажать деревья. Вокруг весело щебечут птицы. Зеленеет молодая травка. (32 слова)

- Прочитайте текст самостоятельно.

- Что происходит весной?

- Чтение текста вслух учеником.

- Отметьте трудные для списывания слова. Прочитайте их «резиновыми» губками с проговариванием. (ЛОПАТА)

- Что вы можете сказать об этом слове? (Оно словарное)

- Какова история возникновения этого слова?

- Проговорите его.

- При списывании обратите внимание на новое словарное слово, а завтра мы продолжим с ним работать, чтобы запомнить его правописание.

  1. Списывание. (Посадка)
  2. Самопроверка. Поставьте «+» на свою шкалу самооценки, если вы были внимательны и не допустили ошибок.
  3. Задание:

а) На доске:

Дрожат     под    солнечные    деревьями     зайчики.

Над   звенят    лесом   веселые   песни    птиц.

- Составить из слов предложения.

- Подчеркнуть главные члены предложения.

(Консультанты 1 парта, 1 парта) Консультанты  выполняют то же задание.

б) Остальные:

- Подчеркнуть в тексте главные члены предложения в 1,2 и 3 предложении.

  1. Взаимопроверка по эталону (экрану)
  1. Физминутка

  1. Проверка выполнения задания на доске.

Слово консультантам. – Замечания?

                                          Пожелания?

- Прочитайте полученные предложения.

- Как обозначили главные члены предложения?

- Какие знания о предложении вам помогли выполнить задание?

(Экран) –ЗНАЕМ……Предложения состоят из слов.

                                      Слова в предложении связаны по смыслу.

                                   В предложении есть главные члены                                                предложения.

                              Пишется с большой буквы, в конце ставится .?!

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- использование знаково-символических средств  (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- фиксирование индивидуального затруднения в действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

3. Постановка учебной задачи.

 - Сегодня мы будем учиться устанавливать  связь между словами в предложении не только по смыслу, но и при помощи вопросов.

(Экран) – ХОЧУ УЗНАТЬ…..

.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

4. Построение выхода из затруднения

  1.  -  – Обратите внимание на главные члены предложения в первом предложении. Как они связаны между собой? (Вопросами)
  2. – А теперь давайте установим связь подлежащего и сказуемого с другими словами в предложении. Как нам это сделать? (Зададим вопрос от подлежащего, потом от сказуемого)( ученик у доски).
  3. Алгоритм рассуждения (Экран)
  4. – Запишите это предложение в тетрадь, установите связь слов.

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

        - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

5. Первичное закрепление во внешней речи

Итак: 1 шаг: найти подлежащее и сказуемое в предложении;

           2 шаг: находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь;

          3 шаг: находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

- выполнение действий по алгоритму(П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);

координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А)   (разноуровневое задание)

1 уровень: Списать второе предложение с доски. Установить связь между словами вместе с консультантом.

2 уровень: Списать предложение с Карточки, установить связь слов по алгоритму.

3 уровень: Составить предложение из слов с Карточки, установить связь слов по алгоритму.

Распустились, лесу, в, ландыши, душистые.

Б) Самопроверка по эталону (экрану)

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

        - построение логической цепи рассуждений (П);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1. – Что нового узнали о предложениях? УЗНАЛ…..(Экран)

– Что было самым сложным?

- Что интересным?

- Посчитайте «+» на своей шкале самооценки.

- Поднимите руку, кто доволен собой?

- Кто не очень?

2) Домашнее задание: Составить 4 предложения на тему «Весна», 2 из них разобрать по членам предложения и установить связь между словами .

  1. Оценки за урок.
  2. Резерв упр. 340.

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

-  использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

*Данная форма технологической карты рекомендована на курсах по внедрению ФГОС НОО педагогами ГАОУ ДПО «Сар ИПК и ПРО», июль 2012 г.



Предварительный просмотр:

Карточка

Фамилия, имя учащегося ______________________

  1. Подготовься к списыванию текста:
  1.                    2.                      3.                        4.                    5.  

     

   Наступили теплые деньки. Солнышко ласково льет лучи на землю. Вот на ветках появились первые листочки. Ребята взяли лопаты и вышли в школьный сад сажать деревья. Вокруг  весело щебечут птицы. Зазеленеет молодая травка. _________________________________________

       

  1. Если закончил(а) раньше других, составь и запиши в карточке свое предложение о весне.
  2. Подчеркни главные члены  в 1, 2 и 3 предложениях.
  1. Самостоятельная работа:

    № 1: - Списать второе предложение с доски. Подчеркнуть главные члены предложения. Установить связь между словами.

   № 2: -Списать предложение.

                   На поляне появились первые подснежники.

          -Установить связь слов в предложении по алгоритму.  

   № 3: -Составить предложение из слов.

                    распустились, лесу, в, ландыши, душистые.

          - Установить связь слов в предложении по алгоритму.  

         

             

              III. Дополнительное задание: упражнение 340


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предложение. Связь слов в предложении. 2 класс

Слайд 3

Весной. Наступили теплые деньки. Солнышко ласково льет лучи на землю. На ветках появились первые листочки. Ребята взяли лопаты и вышли в школьный сад сажать деревья. Вокруг в есело щебечут птицы . Зеленеет молодая травка. Задание: Подчеркни в 1, 2 и 3 предложениях главные члены. Если выполнил работу раньше других, составь свое предложение о весне.

Слайд 4

Проверь себя! Наступили теплые деньки. Солнышко ласково льет лучи на землю. На ветках появились первые листочки. Ребята взяли лопаты и вышли в школьный сад сажать деревья. Вокруг весело щебечут птицы. Зеленеет молодая травка.

Слайд 6

Что ты знаешь о предложении? Из чего состоит чего состоит наша речь? Что выражает предложение? Из чего состоят предложения? -Как пишутся слова в предложении? Какой знак ставится в конце повествовательного предложения? -Если в предложении о ком-нибудь или о чем-нибудь сообщается, то как называется такое предложение? Как установить связь слов в предложении?

Слайд 7

Знаю Хочу узнать Узнал Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу. Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный. В предложении есть главные члены предложения.

Слайд 8

Знаю Хочу узнать Узнал Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу. Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный. В предложении есть главные и второстепенные члены предложения. Что нужно сделать, чтобы правильно связать слова в предложении?

Слайд 9

Памятка 1. Находим в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое ) Подлежащее Сказуемое 2. - Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь. Подлежащее 3. - Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь . Сказуемое

Слайд 10

Памятка 1 . Подлежащее Сказуемое 2. Подлежащее 3 . Сказуемое

Слайд 11

Проверь себя где? к акие? На поляне появились первые подснежники . где? к акие? В лесу распустились душистые ландыши.

Слайд 12

Знаю Хочу узнать Узнал Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу. Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный. В предложении есть главные члены предложения и второстепенные. Что нужно сделать, чтобы правильно связать слова в предложении? Связь слов в предложении можно установить при помощи вопросов.

Слайд 13

Домашнее задание Составить 4 предложения на тему: «Весна», 1 из них разобрать по членам предложения и установить связь между словами.

Слайд 14

Молодцы!

Слайд 15

Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. загадки Я землю копала – Ничуть не устала, А кто мной копал, Тот и устал. Вот ладонь на длинной ножке Выкопала всю картошку. Гладкая, покатая, А зовут …..



Предварительный просмотр:

Тема: «Предложение. Связь слов в предложении»

Цель урока: Формирование знаний учащихся о связи слов в предложении.

Задачи урока: 1. Повторить теоретические знания о предложении, о главных членах предложения.

2. Развитие умений составлять предложения, устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически;

3. Совершенствовать умения списывать текст грамотно, с соблюдением норм каллиграфии;

4. Развивать воображение, речь, внимание, навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

5. Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в паре, в группе.

Оборудование:

компьютерная презентация, мультимедийные средства обучения,

индивидуальные карточки для работы учащихся;

карточки-слова для работы у доски.

Ход урока:

  1. Мотивация и самоопределение к деятельности.

Учитель читает строчки из стихотворения Алексея К. Толстого

Вот уж снег последний в поле тает,

Белый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

- О каком времени года эти строки?

- Почему я начала урок со стихотворения о весне?

( мы ее долго ждали и очень рады ей)

- Какое настроение  у людей с приходом весны?

_ Ребята, тема весны будет присутствовать на всем уроке и поддерживать ваше бодрое и весеннее настроение.

А мы продолжим изучать тему «Предложение», и узнаем много нового и интересного.  

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
  1. Подготовка к списыванию.

- Текст для списывания конечно о весне:

Весной.

Наступили теплые деньки. Солнышко ласково льет лучи на землю. На ветках появились первые листочки. Ребята взяли лопаты и вышли  в школьный сад сажать деревья. Вокруг весело щебечут птицы. Зеленеет молодая травка.

- Прочитайте текст самостоятельно.

- Что происходит весной?

- Чтение текста вслух учеником.

- Отметьте трудные для списывания слова. Прочитайте их «резиновыми» губками с проговариванием. (ЛОПАТА)

- Что вы можете сказать об этом слове? (Оно словарное)

- Какова история возникновения этого слова?

- Проговорите его.

- При списывании будьте внимательны и старательны.

  1. Списывание. (Посадка)
  2. Самопроверка. Поставьте «+» на свою шкалу самооценки, если вы были внимательны и не допустили ошибок.
  3. Задание:

а) На доске:

Дрожат     под    солнечные    деревьями     зайчики.

В   звенят    лесу   веселые   песни    птиц.

- Составить из слов предложения.

- Подчеркнуть главные члены предложения.

(Консультанты 1 парта, 1 парта) Консультанты  выполняют то же задание.

б) Остальные: 

- Подчеркнуть в тексте главные члены предложения в 1,2 и 3 предложении.

  1. Взаимопроверка работы в тетради по эталону (экрану),  «+» на свою шкалу самооценки

  1. Физминутка

  1. Проверка выполнения задания на доске.

Слово консультантам. – Замечания?

                                          Пожелания?

- Прочитайте полученные предложения.

- Как обозначили главные члены предложения?

- что такое предложение?

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

- Какие знания о предложении вам помогли выполнить задание?

(Экран) –ЗНАЕМ……Предложения состоят из слов.

                                      Слова в предложении связаны по смыслу.

                                   В предложении есть главные члены предложения.

                                 На письме:  пишется с большой буквы, в конце

                               ставится .?!

                                В устной речи: понижением голоса или паузой.

- Проследите по экрану, мы ничего не забыли сказать о пр-ии?

  1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы будем учиться устанавливать  связь между словами в предложении не только по смыслу, но и при помощи вопросов.

(Экран) – ХОЧУ УЗНАТЬ…..

  1. Построение выхода из затруднения
  1. – Обратите внимание на главные члены предложения в первом предложении. Это грамматическая основа предложения.
  2. – А теперь давайте установим связь подлежащего и сказуемого с другими словами в предложении. Как нам это сделать? (Зададим вопрос от подлежащего, потом от сказуемого)( ученик у доски).
  3. Алгоритм рассуждения (Экран)

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Итак: 1 шаг: найти подлежащее и сказуемое в предложении;

           2 шаг: находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь;

          3 шаг: находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

4)        –Запишите предложение в тетрадь.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

А)   (разноуровневое задание)

- Ребята, посмотрите в свою карточку. Сегодня у вас будет право выбора задания. Задание под номером…

1 уровень: Списать второе предложение с доски. Установить связь между словами вместе с консультантом.

2 уровень: Списать предложение с Карточки, установить связь слов по алгоритму.

3 уровень: Составить предложение из слов с Карточки, установить связь слов по алгоритму.

Распустились, лесу, в, ландыши, душистые.

Б) Самопроверка по эталону (экрану). «+» на свою шкалу самооценки.

- Проговорить как задавали вопросы от одного слова к другому.

  1. Устное упражнение. (Экран. Кирилл и Меф.)

- Ежик, наш частый гость на уроках русского языка,  приготовил вам такое задание:

  1. Рефлексия деятельности
  1. – Что нового узнали о предложениях? УЗНАЛ…..(Экран)

– Что было самым сложным?

- Что интересным?

- Посчитайте «+» на своей шкале самооценки.

- Поднимите руку, кто доволен собой?

- Кто не очень?

2) Домашнее задание: Составить 4 предложения на тему «Весна», 2 из них разобрать по членам предложения и установить связь между словами .

  1. Оценки за урок.
  2. Резерв упр. 340.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку . Связь слов в предложении. 2 класс.

Использованные образовательные технологии:- развивающее обучение; критическое мышление; работа в малых группах.Цели: Закрепить умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам; воспитание люб...

презентация к уроку русского языка "Объединение слов в предложения"

Мультимедийное сопровождение способствовуето развитию наглядно-образного мышления учеников. Благодаря использованию средств мультимедиа, учащимся открыт доступ к информации, представленному в занимате...

Урок русского языка на тему: "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы"2 класс Школа 2100

Данный урок позволяет развить умения учащихся конструировать предложения из слов, обогащает словарный запас и грамматический строй речи учащихся. Дети учатся беречь природу, любить свою малую родину.У...

Технологическая карта урока русского языка "Связь слов в предложениях" (2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: Совершенствование знаний обучающегося о главных и второстепенных членах предложения.  Задачи урока  Планируемые результаты Дидактические: 1.Обобщить и систематизир...

Технологическая карта урока Русского языка "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений" (3 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов  безударных  гласных в корне;Задачи урока:Ди...