Русский язык
статья по русскому языку на тему

Монгуш Шенне Ролановна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДСТАНОВОЧНЫХ ТАБЛИЦ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь – это не только предмет обучения, но и инструмент познания мира, средство общения. Для создания высокой речевой активности, необходимо создать такие условия, при которых школьник имел бы потребность говорить и писать – составлять предложения, связные тексты разного назначения, объёма, содержания, стиля и жанра. Необходимо создавать речевые ситуации, которые вытекали из условий различных видов деятельности школьника.          Под развитием речи учащихся в практике школы понимают следующие направления работы:

  - тренировку произносительного аппарата школьников, развитие их артикуляционных умений, устранение различных недочетов произношения;        

   - постепенное, планомерное обогащение словарного запаса школьников, обучение их точному пониманию значений слов, понимание уместности употребления слов,

 - усвоения сочетаемости слов, построений словосочетаний, усвоение устойчивых сочетаний слов, обучение грамматически правильному употреблению слов в словосочетании,                                                                 - овладение правильным построением предложений разных типов,                 - усвоение умений и навыков передачи устной речи, овладение интонациями, паузами, логическими ударениями, а на письме – навыков быстрого каллиграфического и орфографического правильного письма.                 - усвоение умений в построении текста: понимание темы и её раскрытие, накопление и подготовка материала для рассказа, сочинения; составление плана; языковая подготовка, запись и совершенствование написанного.                  

Процесс развития речи основывается на общедидактических принципах: единство образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения, научность содержания и методов обучения; связь с практикой; систематичность и последовательность; доступность; наглядность, сознательность и активность самих учащихся.                                Развитие речи учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов. Учитель должен научить детей активному общению на втором, неродном языке. Эффективность обучения второму языку, развития связной речи в большей степени зависит от правильно выбранной и последовательно реализуемой системы работы.                                                                        Все учителя русского языка в нерусской школе знакомы с подстановочными таблицами. По таким таблицам уч-ся отрабатывают грамматические формы, наблюдают за окончаниями, составляют словосочетания, строят предложения.                                                                Можно составить для каждого урока серию подстановочных таблиц и упражнений, объединив их лексически и тематически, и использовать в качестве многовариантного образца связного текста.                                                Учитель постепенно вводит в речь учащихся новые слова, учит употреблять их в нужных грамматических формах, включает в речь детей новые синтаксические конструкции, помогает усвоить типы предложений, даёт образцы связных текстов.                                                                        Самостоятельность в продуцировании речи не возникает сама по себе, а начинается с образца, с подражания.                                                                Если учитель будет использовать этот приём в комплексе с другими, традиционными, способами и приёмами развития речи, постепенно усложняя задания и увеличивая количество слов в предложениях и предложений в текстах, можно уже говорить об определённой системе работы над развитием связной устной монологической речи учащихся с выходом на творческие письменные работы.                                                                                В работе над серией подстановочных таблиц нужно соблюдать то же последовательное и постепенное введение в речь учащихся лексики, грамматических форм, синтаксических конструкций и предложений разных  синтаксических структур, на какое ориентирует методика преподавания русского языка в национальной школе.                                                                Дети, работая с подстановочными таблицами, сами целенаправленно выбирают тот или иной понравившийся им вариант. В начале для некоторых учащихся может быть и случайным, но работая по подстановочным таблицам из урока в урок, они начинают видеть, понимать, какие слова или словосочетания из набора синонимических слов и словосочетаний, данных в таблице, лучше, понятнее, интереснее, ближе выражают мысли и чувства автора произведения, над которым они работают, и лучше, понятнее, интереснее выражают их мысли и чувства по поводу прочитанного. Учащиеся усваивают русскую речь по образцам, и чем чаще эти образцы будут звучать на уроке и употребляться учащимися, тем лучше. Ведь это и приводит к правильному употреблению речевых конструкций, что и обеспечивает успешную работу учащихся.                                

Одним из достоинств этого способа работы над развитием речи учащихся является то, что создаётся много вариантов рассказа или описания – это во-1х, и во-2х это очень важно для учителя русского языка, есть возможность дифференциации и индивидуализации работы с сильными и слабыми учащимися на одном материале. Если слабые ученики под руководством учителя составляют словосочетания и предложения и связывают 2-3 предложения в одном высказывании, то подготовленные ученики по этим же подстановочным таблицам, работая самостоятельно, успевают составить один - два варианта рассказа. В результате, сколько учеников в группе, столько и вариантов. Работая по серии таблиц, можно получить бесконечное множество интересных вариантов.                                        Следовательно, многовариантность – несомненное достоинство этой системы. Из урока  в урок идёт накопление «строительного» материала, расширение возможностей употребления его в новых формах, усвоение новых  синтаксических конструкций в новых ситуациях. Эта работа помогает установлению логических связей в тексте, даёт возможность самоконтроля.        Подстановочные таблицы интересны и полезны тем, что в них все составные части по смыслу и грамматически соединяются друг с другом, и это даёт возможность составлять не одно и не два, а много предложений. Количество предложений зависит от количества и наполненности составных частей подстановочной таблицы.                                                                        Например, учитель предлагает учащимся составить предложения по следующей подстановочной таблице:

идут

Ребята

шагают

в школу.

Дети

бегут

Ученики

спешат

в родную школу.

торопятся

                                                                                                                 Если дети не научены работе по таким таблицам, они составляют всего пять предложений:                                                                                Ребята идут в школу. Ребята шагают в школу. Дети бегут в родную школу. Ученики спешат в родную школу. Ученики спешат в родную школу.                А ведь, имея подстановочную таблицу такой лексической наполненности и сочетаемости, можно составить тридцать предложений.        Ребята идут в школу. Дети идут в школу. Ученики идут в школу.                Ребята шагают в школу. Дети шагают в школу. Ученики шагают в школу.                                                                                                                                                              

            Ребята бегут в школу. Дети бегут в школу. Ученики бегут в школу.                    

            Ребята спешат в школу. Дети спешат в школу. Ученики спешат в школу.        

            Ребята торопятся в школу. Дети торопятся в школу. Ученики торопятся в школу.                                                                                        Ребята идут в родную школу. Дети идут в родную школу. Ученики идут в родную школу.                                                                                Ребята шагают в родную школу. Дети шагают в родную школу. Ученики шагают в родную школу.                                                                        Ребята бегут в родную школу. Дети бегут в родную школу. Ученики бегут в родную школу.                                                                                        Ребята спешат в родную школу. Дети спешат в родную школу. Ученики спешат в родную школу.                                                                        Ребята торопятся в родную школу. Дети торопятся в родную школу. Ученики торопятся в родную школу.                                                                Пока дети не освоили технические приёмы работы над подстановочными таблицами, учитель должен руководить ими. Это легко сделать, соединяя плавными движением указки необходимые части таблицы.        Работа по серии подстановочных таблиц должна идти последовательно. Сначала все работают по одной таблице, составляя всё возможные количество вариантов. Каждый проговаривает один вариант предложения, а потом каждый – все варианты. И только потом можно переходить к работе над другой таблицей. Обучение происходит в интересной работе. Снимается нагрузка на память учащихся, не нужно ничего специально запоминать. Потому что в работу включается логическое запоминание, механическое запоминание, зрительная, слуховая, двигательная память.                                        Проговаривая по таблице речевые модели, учащихся непроизвольно усваивают связи слов в предложениях, необходимые окончания, предлоги, определённую сочетаемость слов. Учитель должен акцентировать внимание учащихся на вопросах. Выделять нужные окончания, с помощью которых устанавливается связь между словами в словосочетаниях, обозначать нужные окончания в таблицах другим цветом. Происходит систематизация грамматических умений и навыков.                                  

Серия подстановочных таблиц, по мнению автора приёма Е.Е. Манзановой, может и должна составляться не для одного урока, а для нескольких уроков, объединенных одной лексической темой. На каждом следующем уроке при чтении нового текста материал таблиц расширяется, наполняется новой лексикой, новой сочетаемостью слов. Учащиеся накапливают речевые блоки, которые будут использованы ими в высказываниях.        

На уроках русского языка и литературного чтения я использую подстановочные таблицы, которые сама составляю. Эти таблицы помогают мне развивать русскую связную устную и письменную речь моих учащихся. Вот некоторые из них.                                                                        

Рассказ по картине в учебнике «Литературное чтение» 2 класс Ойдуп О.И., Корген-оол С.Д.

 1.

Наступила

Пришла

зима.

  2.

На картине

я вижу

мы видим

еловый

хвойный

старые высокие  ели и

молоденькие ёлочки.

лес.

    3.

Стоит

ясный

день.

солнечный

полдень.

  4.

Солнце светит

не очень ярко.

тускло.

 5.

По небу плывут

серые

облака.

белые

6.

Деревья

Ели и ёлочки

надели

тёплые

шубы.

снежные

пушистые

 7.

Земля

укрылась

укутана

белым

пушистым

мягким

одеялом.

покрывалом.

 8.

В лесу

царят

тишина и покой.

стоит

 9.

Зимний

лес

погружён в глубокий сон.

Зимой

спит глубоким сном.

 

Сочинение. 2 класс

Мой друг. Моя подруга.

 1.                                              

друг.

 У меня есть

подруга.

подружка.

 2.

Его

зовут … .

Её

 3.

Ему

восемь

девять

лет.

Ей

десять

 4.

Он

во втором

учится

в третьем

классе.

Она

в пятом

 5.

(имя)

невысокого роста.

ростом с меня.

 6.

красивые,

маленький.

Него

чёрные,

курносый.

у

волосы

длинные,

нос

с горбинкой.

Неё

кудрявые,

вздёрнутый.

короткие,

 7.

в шахматы.

В свободное

Играем

в шашки.

в компьютерные игры.

время  мы

на велосипедах.

катаемся

на роликовых коньках.

8.

(имя)

мне очень

он

весёл…

человек.

потому  что

добр…

друг.

……

нравится,

она

верн…

подруга.

настоящ…

 9.

Он

всегда

поможет в трудную минуту.

Она

выручит в беде.

Рассказ об осени. 2 класс с. 41 учебник Базыр Г.С. Русский язык.

1.

Пришла

осень.

Наступила

 2.

Солнце

светит

не ярко.

греет

мало.

 3.

По небу плывут

Серые

облака.

тёмные

тучи.

 4.

Часто

идут

моросящие

дожди.

льют

холодные

 5.

Дует

холодный

ветер.

прохладный

 6.

Листья на деревьях

желтеют

и падают на    землю.

краснеют

 7.

лежат на земле

Они

разноцветным ковром.

устилают землю

 8.

Птицы улетают

в тёплые края.

на юг.

 9.

В лесу

мокро и скучно.

тихо и сыро.

 

Рассказ о зиме. 2 класс учебник Базыр Г.С. Русский язык. с.66.

1.

волшебница -

Наступила

суровая

холодная

зима.

Пришла

долгожданная

морозная

 2.

Пада…т

пушист…

снег.

лёгк…

снежок.

Круж…тся

бел…

снежинки.

красив…

пушинки.

 3.

Он

лежит

на

крышах домов.

Они

лежат

деревьях.

 4.

покрыта

мягким

одеялом.

Земля

белоснежным

ковром.

укрылась

пушистым

покрывалом.

 5.

берёзы

точно серебристым пухом.

Голые

ели

покрылись инеем,

будто надели

дорогую

шубу.

тополя

тёплую

 Рассказ о снеге, снежинках. 2 класс учебник Базыр Г.С.  Русский язык. с.74.

1.

Снег – это много-много

снежинок.

снежных пушинок.

 2.

Снег

кружился

тихо

большими хлопьями.

падал

медленно

 3.

мел.

Снежинки белые, как

 молоко.

сахар.

 4.

летают и падают

Они

на землю.

кружатся и ложатся

 5.

на поле,

одеяло.

Снег лежит

на крышах домов,

как

ковёр.

на деревьях,

покрывало.

 

Рассказ. Чем можно кормить птиц зимой. 2 класс учебник Базыр Г.С. с.75,76.

1.

семенами.

птиц

можно

ягодами.

крошками хлеба.

Зимой

синицу

кормить

мясом.

надо

салом.

воробья

хлебом.

зерном.

 2.

Нельзя кормить птиц

жареными семенами.

солёным салом.

 

Сочинение. 4 класс учебник Г.М.Селиверстовой, Ф.Т.Манзановой.

Мой друг. Моя подруга.

1.

У меня

мало

друзей.

много

 2.

Это

ученики

из

моего класса.

ребята

нашего двора.

 3.

Но лучш…

друг

у меня

один.

Но любим…

подруга

одна.

 4.

Мой

лучш…

друг -

(имя)

Моя

любим…

подруга -

……. .

 5.

Ему

….  лет.

Ей

 6.

большие

тёмные

У

него

голубые

светлые

чёрные

глаза,

короткие

волосы.

неё

карие

длинные

красивые

кудрявые

 7.

красивая.

него

нарядная.

Одежда у

всегда

модная.

неё

чистая.

аккуратная.

 8.

общительн…

(имя)

весёл…

дружелюбн…

мальчик.

……..  – очень

спокойн…

скромн…

девочка.

тих…

умн…

 9.

играть в шахматы.

Он

шутить.

любит

рисовать.

лепить.

Она

вязать.

конструировать.

 10.

шахматный кружок.

(имя)

посещает

кружок рисования.

кружок квилинга.

хореографическую школу.

…….

занимается

лыжным спортом.

боксом.

лёгкой атлетикой.

 11.

ходим

в школу, в кружок.

Мы

играем

в компьютерные игры.

вместе

посещаем

библиотеку, театр.

Я и …..

смотрим

фильмы, журналы.

читаем

книги, журналы.

 12.

вместе

не скучно.

Нам

весело.

вдвоём

интересно.

 13.

(имя)

мой

лучш…

друг,

потому

он

всегда

поможет

…….-

моя

любим…

подруга,

что

она

мне,

 

в трудную минуту.

когда мне

плохо.

трудно.

когда у меня

плохое

настроение.

грустное

 14.

рад,

такой

друг.

Я

что у меня есть

рада,

такая

подруга.

ВЫВОД: Подстановочные таблицы, как приём, метод развития связной устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы, по моему мнению являются самым эффективным методом развития речи тувинских детей при условии, если учитель из урока в урок их составляет, использует на уроках.

                                

БИБЛИОГРАФИЯ.                                                                                        1. М.Р.Львов. Речь младших школьников и пути её развития. М.,1975 35 с.                

           2.Е.Е.Манзанова. Подстановочные таблицы как один из приёмов работы над развитием связной устной и письменной речи учащихся. Кызыл -2004, 3-10 с.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...