Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая програма по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku._4_kl._2017-2018_1.docx | 94.41 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор школы
_______А.А. Сидоренко
«___» ______2017г.
Рабочая программа
по предмету русский язык
для 3 класса,
учителя: Шефер Т.Н.
(ФИО учителя – составителя рабочей программы)
2017-2018 учебный год
Аннотация к рабочей программе по русскому языку
Название программы | Рабочая программа по русскому языку | |
Класс | 4 класс | |
Рабочая программа разработана на основе: | примерной программы по русскому языку и авторской программы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий («Сборник рабочих программ «Школа России», - М.: Просвещение, 2011 г, автор C.В.Анащенкова, М.А.Бантова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова в соответствии с требованиями ФГОС НОО (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009) | |
Срок реализации | 1 год | |
Количество часов (в год/в неделю) | В соответствии с учебным планом образовательного учреждения всего на изучение предмета «Русский язык» отводится - 170 часов (5 часов в неделю), в том числе внутрипредметный модуль-20%, 34 часа). | |
Составители | Шефер Татьяна Николаевна | |
Цель и задачи | Целями изучения предмета «Русский язык» в 4 классе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
| |
Программу обеспечивают (УМК) | Учебно – методический комплект «Школа России» М. Просвещение 20011г). Для учащихся:
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2012. Для учителя: 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. Русский язык: Рабочие программы. 1—4 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — (Школа России). 2. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 3 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ И.А.Бубнова. Н.И.Роговцева, Е.Ю.Федотова. – М.; СПб.: Просвещение, 2013. 3. Канакина В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /В.П.Канакина, Г.С.Щёголева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012./ 4. Мониторинг качества знаний. Русский язык. 1 – 4 классы / Г. Г. Шамрицкая, В. М. Захарова, С. В. Скляр, - Волгоград : Учитель, 2011. |
Программа обеспечивает достижение учащимися 4 классов определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность научиться для формирования следующих общих личностных результатов:
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Ученик научится
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять текст по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его
- склонять имена существительные в единственном числе;
- определять и различать падежи имен существительных по совокупности их признаков; правильно употреблять существительные в различных падежах;
- распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже;
- различать безударные окончания существительных одного и того склонения; правильно употреблять в речи существительные во множественном числе.
- определять род, число, падеж имени прилагательного в единственном числе;
-употреблять в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
- определять и распознавать падежи единственного числа имен прилагательных;
- правильно писать родовые окончания имен прилагательных в единственном числе;
- различать сходные по произношению окончания имен прилагательных и правильно писать;
- склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
- определять и распознавать падежи множественного числа имен прилагательных.
- различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
- определять род и число глаголов прошедшего времени; правильно ставить вопросы «что делать? что сделать?»;
- правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы;
- различать временные формы глагола;
- распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
- спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола;
- писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа;
- точно употреблять глаголы в предложении;
- соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разных лицах;
правильно писать безударные личные окончания глаголов; обосновывать написание окончаний глаголов; определять у глагола спряжение, лицо, число, время; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Ученик получит возможность научиться
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
Русский язык.
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования:
·научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
·сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
·получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
·различать звуки и буквы;
·характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
·знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
·различать изменяемые и неизменяемые слова;
·различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
·находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
·выявлять слова, значение которых требует уточнения;
·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
·оценивать уместность использования слов в тексте;
·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
·определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
·определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
·определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
·проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
·находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
·различать предложение, словосочетание, слово;
·устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
·классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
·определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
·находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
·выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
·различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
·выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
·различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
·применять правила правописания (в объёме содержания курса);
·определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
·безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
·писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
·проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
·осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
·подбирать примеры с определённой орфограммой;
·при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
·при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
·оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
·выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
·самостоятельно озаглавливать текст;
·составлять план текста;
·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
·создавать тексты по предложенному заголовку;
·подробно или выборочно пересказывать текст;
·пересказывать текст от другого лица;
·составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
·анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
·корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
·анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
·соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание программы
Вспоминаем, повторяем, изучаем (9 ч)
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (7ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (16 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Имя существительное (33 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (24 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (30 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (10ч)
№ | Темы предмета | Количество часов в примерной программе | Количество часов в авторской рабочей программе |
1 | Повторение | 11ч | 9ч |
2 | Предложение | 9ч | 7ч |
3 | Слово о языке и речи | 21ч | 16 ч |
4 | Имя существительное | 43 ч | 33ч |
5 | Имя прилагательное | 30 ч | 24 ч |
6 | Местоимение | 7ч | 6 ч |
7 | Глагол | 34ч | 28ч |
8 | Повторение | 15ч | 13ч |
9 | Внутрипредметный модуль | 34 ч | |
10 | Итого | 170 ч | 170 ч |
Тематическое планирование
Русский язык
Содержание учебного предмета
170 часов (5 часов в неделю) 136ч+34ч внутрипредметный модуль
№ п/п | Тематическое планирование | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Повторение изученного в 1-3 классах | 11/9 | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст о речи или языке. Составлять самостоятельно текст по рисунку с включением в него диалога. Выделять части текста, составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме..) |
2 | Предложение | 9/7 | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Соблюдать интонацию перечисления. Составлять предложения с однородными членами. Сравнивать простые и сложные предложения. |
3 | Слово в языке и речи | 21/16 | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы и антонимы. Оценивать уместность использования слов в предложениях. Объяснять алгоритм разбора слов. Сочинять объявления. |
4 | Имя существительное | 43/33 | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры изученных частей речи. Находить наречия среди данных слов. Образовывать наречия от имён прилагательных. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Различать имена существительные. Определять признаки, присущие именам существительным. Различать падежные и смысловые (синтаксические)вопросы. Определять принадлежность имен существительных к 1,2,3 склонению. Составлять текст по репродукции. Сравнивать имена существительные разных склонений. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания, определять способ проверки. Обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах ед. и мн. числа. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя». |
5 | Имя прилагательное | 30/24 | Находить имена прилагательные среди других слов. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род, число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в ед. числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Работать с памятками в учебнике. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных среднего и мужского рода по таблице. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. Находить информацию о своём городе в разных источниках. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста. |
6 | Личные местоимения | 7/6 | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Различать начальную и косвенную форму местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Редактировать текст. |
7 | Глагол | 34/28 | Различать глаголы среди других слов в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола. Трансформировать текст, изменяя форму глагола. Образовывать временные формы глагола. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Определять лицо и число глаголов. Определять роль Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа в настоящем и будущем времени (ешь-ишь). Работать с таблицами спряжений. Оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.
|
8 | Повторение | 15/13 | |
Внутрипредметный модуль | 34ч | ||
ИТОГО | 170/170 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | кол-во часов | характеристика деятельности обучающихся | Домашнее задание |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс) Наша речь и наш язык | 1 | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по пословице. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста. Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Сравнивать между | |
2 | Текст и его план. Признаки текста. | 1 | ||
3 | Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. Типы текстов | 1 | ||
4 | Работа над ошибками. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания | 1 | ||
Модуль 1 | ||||
5 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памятками. | |
6 | Обращение | 1 | Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалоговой речи. Находить обращение в предложении. Выделять обращение на письме. Устанавливать связь между словами в предложении. Выделять главные члены. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Сравнивать предложение, словосочетание и слово. Выделять в предложении словосочетания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | 1 | ||
8 | Входная контрольная работа | 1 | ||
Модуль 2 | ||||
9 | Работа над ошибками. Словосочетание | 1 | ||
10 | Однородные члены предложения | 1 | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | |
11 | Знаки препинания с однородными членами, соединённые интонацией перечисления, соединёнными союзами. | 1 | ||
12 | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | ||
Модуль 3 | ||||
13 | Предложения с однородными членами предложения без союзов и с союзами и, а, н. | 1 | ||
14 | Простые и сложные предложения | 1 | ||
15 | Союзы в сложных предложениях | 1 | ||
16 | Проверочная работа | 1 | ||
Модуль 4 | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять значение слова, пользуясь толковым словарём. Составлять собственные толковые словарики. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слов для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове. Работать со словарём иностранных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Объяснять алгоритм разбора слова по составу. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Моделировать слова. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слов. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов. Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. Сочинять объявление. Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры изученных частей речи. Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и в тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке», высказать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника. | |||
17 | Лексическое значение слова (повторение). Словарный диктант | 1 | ||
18 | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 | ||
19 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | ||
Модуль 5 | ||||
20 | Фразеологизмы | 1 | ||
21 | Состав слова. Значимые части слова (повторение) | 1 | ||
22 | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу | 1 | ||
23 | Состав слова. Приставки и суффиксы | 1 | ||
Модуль 6 | ||||
24 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | ||
25 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | ||
26 | Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах | 1 | ||
27 | Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок | 1 | ||
Модуль 7 | ||||
28 | Правописание слов с разделительными твёрдым(ъ) и мягким (ь) знаками | 1 | ||
29 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
30 | Работа над ошибками. Повторение и уточнение представлений о частях речи | 1 | ||
31 | Наречие как часть речи. Образование и правописание наречий. | 1 | ||
Модуль 8 | ||||
32 | Сочинение по картине В.М. Васнецова « Иван Царевич на Сером волке» | 1 | ||
33 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи» | 1 | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения. Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя). Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения. Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и . Обосновывать написание безударного падежного окончания.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом - задачей). Подробно излагать содержание повествовательного текста. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.). | |
34-35 | Изменение по падежам имён существительных Признаки падежных форм имён существительных. | 2 6.11 7.11 | ||
36 | Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах | 1 8.11 | ||
Модуль 9 | 1 9.11 | |||
37 | Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах | 1 10.11 | ||
38 | Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. Проверочная работа. | 1 13.11 | ||
39 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | 1 14.11 | ||
40 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | 1 15.11 | ||
Модуль 10 | 16.11 | |||
41 | 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения | 1 17.11 | ||
42 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 20.11 | ||
43 | 3-е склонение имён существительных | 1 21.11 | ||
44 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | 1 22.11 | ||
Модуль 11 | 23.11 | |||
45 | Сочинение-описание по репродукции по репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег» | 1 24.11 | ||
46 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений | 1 27.11 | ||
47 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 28.11 | ||
48 | Именительный и винительный падежи имён существительных | 1 29.11 | ||
Модуль 12 | 30.11 | |||
49 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже | 1 1.12 | ||
50 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах | 1 4.12 | ||
51 | Падежные окончания имён существительных в дательном падеже | 1 5.12 | ||
52 | Словарный диктант. Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах | 1 6.12 | ||
Модуль 13 | ||||
53 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже | 1 7.12 | ||
54 | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже | 1 8.12 | ||
55 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 11.12 | ||
Модуль 14 | 12.12 | |||
56 | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» | 1 13.12 | ||
57 | Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 14.12 | ||
58 | Контрольный диктант | 1 15.12 | ||
59 | Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.Морфологический разбор имени существительного как части речи | 1 18.12 | ||
Модуль 15 | 19.12 | |||
60 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 20.12 | ||
61 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже | 1 21.12 | ||
62 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже | 1 22.12 | ||
63 | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. Словарный диктант | 1 25.12 | ||
Модуль 16 | 26.12 | |||
64 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах | 1 27.12 | ||
65 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 28.12 | ||
66 | Работа над ошибками. Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное» | 1 29.12 | ||
67 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных | Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу. Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже. Находить имена прилагательные среди других слов в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различать началь-ную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке. Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов – имён прилагательных. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на - ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. Сравнивать падежные окончания имён прилага-тельных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего посёлка, обобщать её и составлять сообщение. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки. Работать с памяткой «разбор имен прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». | ||
Модуль 17 | ||||
68 | Род, число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам и родам (в единственном числе) | |||
69 | Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | |||
70 | Работа над ошибками. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» | |||
71 | Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного | |||
Модуль 18 | ||||
72 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж | |||
73 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж | |||
74 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный, родительный падежи | |||
Модуль 19 | ||||
75 | Словарный диктант. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. | |||
76 | Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. | |||
77 | Контрольный диктант | |||
78 | Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях | |||
Модуль 20 | ||||
79 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи | |||
80 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи | |||
81 | Правописание имён прилагательных во множественном лице | |||
82 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи | |||
Модуль 21 | ||||
83 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Словарный диктант | |||
84 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи | |||
85 | Подробное изложение повествовательного текста | |||
86 | Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе. | |||
Модуль 22 | ||||
87 | Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | |||
88 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | |||
89 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | |||
90 | Обобщение по разделу «Имя прилагательное» | |||
Модуль 23 | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Редактировать текст в котором неправильно употреблены формы местоимений. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта. | |||
91 | Личные местоимения. Повторение. Роль местоимения в речи | |||
92 | Личные местоимения 1, 2, и 3-го лица. Повторение. | |||
93 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа | |||
94 | Изменение по падежам личных местоимений. | |||
Модуль 24 | ||||
95 | Работа над ошибками. Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений | |||
96 | Правописание местоимений с предлогами. Морфологический разбор личных местоимений. | |||
97 | Контрольный диктант | |||
98 | Работа над ошибками. Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении | Различать глаголы среди других слов в тексте. Определять изученные грамматические признаки гла-голов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголу в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств. Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляяются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.). Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем вре-мени. Писать сочинение на основе анализа искус-ствоведческого текста и репродукции картины. Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безу-дарными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы). Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности). Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. | ||
Модуль 25 | ||||
99 | Грамматические признаки глагола. Время глагола (настоящее, прошедшее, будущее) | |||
100 | Неопределённая форма глагола | |||
101 | Письменное изложение по самостоятельно составленному плану | |||
102 | Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола | |||
Модуль 26 | ||||
103 | Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме | |||
104 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов | |||
105 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов | |||
106 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | |||
Модуль 27 | ||||
107 | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | |||
108 | Работа над ошибками. Обобщение по изученным темам о глаголе | |||
109 | I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени | |||
110 | I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения | |||
Модуль 28 | ||||
111 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | |||
112 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | |||
113 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | |||
114 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | |||
Модуль 29 | ||||
115 | Проверочная работа. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение) | |||
116 | Возвратные глаголы (общее представление) | |||
117 | Правописание возвратных глаголов. Словарный диктант | |||
118 | Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени | |||
Модуль 30 | ||||
119 | Правописание глаголов в прошедшем времени | |||
120 | Правописание глаголов в прошедшем времени | |||
121 | Правописание глаголов в прошедшем времени | |||
122 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | |||
Модуль 31 | ||||
123 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | |||
124 | Сочинение по сюжетным картинкам | |||
125 | Работа над ошибками. Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола. Обобщение по теме «Глагол» | |||
126 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
Модуль 32 | ||||
127 | Работа над ошибками. Язык и речь | Анализировать текст, выделять в нём предложения. Разбирать предложение по членам. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации Применять свои знания для выполнения заданий | ||
128 | Текст. Подробное изложение повествовательного текста | |||
129 | Работа над ошибками. Предложение и словосочетание | |||
130 | Лексическое значение слова | |||
Модуль 33 | ||||
131 | Состав слова | |||
132 | Итоговая контрольная работа | |||
133 | Работа над ошибками. Правописание орфограмм в значимых частях слова | |||
134 | Части речи. Признаки частей речи | |||
Модуль 34 | ||||
135 | Служебные части речи | |||
136 | Итоговый урок. Подведём итоги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...