Урок русского языка «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» 4 класс Занков
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный урок рассчитан на обучающихся четвёртых классов начальной школы по УМК Занкова и имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлен на развитие мышления. На уроке использовалась технология критериального оценивания, технология личностно-ориентированного обучения. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений учащегося с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями.
Таким образом, организованная работа по критериальному оцениванию помогает формировать внутреннюю мотивацию учащихся к обучению, так как показывает любому ребенку не только проблемные точки, но и точки его успешности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.docx | 42.16 КБ |
urok_rus.pptx | 732.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
«Правописание падежных окончаний имён прилагательных»
Данный урок рассчитан на обучающихся четвёртых классов начальной школы по УМК Занкова и имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлен на развитие мышления. На уроке использовалась технология критериального оценивания, технология личностно-ориентированного обучения. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений учащегося с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями.
Таким образом, организованная работа по критериальному оцениванию помогает формировать внутреннюю мотивацию учащихся к обучению, так как показывает любому ребенку не только проблемные точки, но и точки его успешности.
Цель урока: формирование навыка правильного написания окончаний имен прилагательных.
Задачи урока: обобщить знания об имени прилагательном как части речи;
продолжать формирование навыка правильного написания окончаний имен прилагательных;
развивать речь, память, внимание, мышление;
воспитывать любовь к русскому языку;
воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: презентация, экран, компьютер, проектор
Ход урока:
I.Организационный момент. Слайд №1
- Ребята, начинаем урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Итак, в путь!
Слайд №2
II.Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания
- На доске слайд. На слайде записаны соединения букв.
- В какой части слова мы можем увидеть соединение этих букв?
ая ое Дети отвечают (Окончания имён прилагательных)
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Окончания имён прилагательных)
- Да, мы будем продолжать учиться писать окончания имён прилагательных, изменяя их по падежам.
- Тема урока: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»
- Запишите соединения до конца строки.
Слайд №3
На следующих этапах урока будет использоваться таблица критериального оценивания учащихся (Таблица у каждого ученика)
№ | Вид работы | Критерии | Баллы | Оцени- ваю сам | Оцени- вает сосед | Оценива- ет учитель | |
1. | Словарная работа | Умение писать словарные слова, изменяя их по падежам | Нет ошибок | 3б | |||
1 ошибка | 2б | ||||||
2ошибки | 1б | ||||||
>2 ошибок | 0 б | ||||||
2. | Составле- ние предложе ния по схеме | Умение составлять предложения по схеме с заданным словосочета- нием | Нет ошибок | 3б | |||
1 ошибка | 2б | ||||||
2ошибки | 1б | ||||||
>2 ошибок | 0 б | ||||||
3. | Морфоло- гический разбор | Умение выполнять морфологичес- кий разбор прилагательных | Нет ошибок | 3б | |||
1 ошибка | 2б | ||||||
2ошибки | 1б | ||||||
>2 ошибок | 0 б | ||||||
4. | Обобще ние знаний о прилага тельном | Знание свойств имён прилагательных | Нет ошибок | 3б | |||
1 ошибка | 2б | ||||||
2ошибки | 1б | ||||||
>2 ошибок | 0 б | ||||||
12-11 баллов – «5» 10–9 баллов - «4» 8-6 баллов - «3» Менее 6 баллов «2» |
- У вас есть таблица, мы будем оценивать себя и заносить результат в таблицу
Слайд №4
III.Словарная работа.
- На слайде записаны словарные слова.
-хозяйство (Д.п.)
-оттенки (Т.п.)
-беседа (В.п.)
-диалог (Р.п.)
- Как можно назвать эту группу слов? (Имена существительные)
Задание.
- Подберите из словаря в учебнике (стр. 121-122) имена прилагательные к данным существительным, чтобы получились словосочетания. Слова в словосочетаниях должны стоять в указанном падеже. Дети записывают словосочетания, выделяют окончания.
Слайд №5
Проверка
- Сравните с эталоном на слайде
-ому хозяйству (Д.п.)
-ыми оттенками (Т.п.)
-ую беседу (В.п.)
-ого диалога (Р.п.)
Проверьте, оцените работу, результаты запишите в таблицу (Оцениваю сам)
- Каким правилом пользовались для написания окончаний имён прилагательных?
- Какое из словосочетаний лишнее? (фиолетовыми оттенками)
- Почему? (множеств. число)
- Составим предложение с этим словосочетанием.
Слайд № 6
IV. Составление предложения по заданному словосочетанию
- Составьте с ним предложение по схеме __________ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
Задание:
-Измените число у существительного и прилагательного. Запишите предложение.
- Дети составляют предложение.
- Поменяйтесь тетрадями. Оценивает сосед
V.Морфологический разбор.
-Выпишите имя прилагательное. Сделайте морфологический разбор.
Слайд №7. Схема разбора.
1.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. |
2.Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). 3.Морфологические признаки: полная или краткая форма; число, род (в единственном числе), падеж. 4.Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении). |
Слайд №8. Проверьте. Оцените себя
Фиолетовым (оттенком) – прил., признак предмета, (каким?), н.ф. фиолетовый, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, творительном падеже, выполняет роль определения.
VI. Обобщение.
Работа в группах. Дети садятся по группам. Группа получает задание на карточках.
Работу каждого оценивает группа. Дети выбирают правильный ответ, затем один из группы представляет ответ классу.
На доске появляются слайды, а все остальные дети видят ответ на экране и исправляют отвечающего.
Слайд № 9
1 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
2 задание
а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством
б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением
3 задание
а) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания – -о, -е.
б) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания – -ого, -его.
Слайд №10
2 группа
Выберите верное утверждение:
1задание
а) Имена прилагательные относятся к одному из родов
б) Имена прилагательные изменяются по родам
2 задание
а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным
б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом
3 задание
У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания – ого, -его
У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания – ому, --ему
Слайд №11
3 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) Имя прилагательное во множественном числе по родам изменяется
б) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется
2 задание
а) Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По числам они не изменяются.
б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам и по числам
3 задание
а) Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания только –ой
б)Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания -ой,- ый, -ий
VII. Итог : - Какой вывод сделали?
Слайд №12
-Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
- Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
- Определяем окончание имён прилагательных по вопросу.
Оцените свою работу за урок. Посчитайте количество баллов (оцениваю сам + оценивает сосед). Поставьте себе оценку согласно таблице. Вложите таблицу в тетрадь и сдайте тетради. Потом я выставлю вам свою оценку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: обобщить знания об имени прилагательном как части речи; продолжать формировать навык правильного написания окончаний имен прилагательных;
Минутка чистописания ая ое
№ Вид работы Критерии Баллы Оцени- ваю сам Оцени- вает сосед Оценива- ет учитель 1. Словарная работа Умение писать словарные слова, изменяя их по падежам Нет ошибок 3б 1 ошибка 2б 2ошибки 1б > 2 ошибок 0 б 2. Составле- ние предложе ния по схеме Умение составлять предложения по схеме с заданным словосочета- нием Нет ошибок 3б 1 ошибка 2б 2ошибки 1б > 2 ошибок 0 б 3. Морфоло- гический разбор Умение выполнять морфологичес- кий разбор прилагательных Нет ошибок 3б 1 ошибка 2б 2ошибки 1б > 2 ошибок 0 б 4. Обобще ние знаний о прилага тельном Знание свойств имён прилагательных Нет ошибок 3б 1 ошибка 2б 2ошибки 1б > 2 ошибок 0 б 12-11 баллов – «5» 10–9 баллов - «4» 8-6 баллов - «3» Менее 6 баллов «2» Таблица для оценивания
Словарная работа -хозяйство (Д.п.) -оттенки (Т.п.) -беседа (В.п.) -диалог (Р.п.)
Проверь - ому хозяйству (Д.п.) - ыми оттенками (Т.п.) - ую беседу (В.п.) -ого диалога (Р.п.)
Составьте предложение по схеме _ _ _ _ _ _ _ _ .
Морфологический разбор 1.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. 2.Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). 3.Морфологические признаки: полная или краткая форма; число, род (в единственном числе), падеж. 4.Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).
Проверь Фиолетовым (оттенком) – прил., признак предмета, (каким?), н.ф. фиолетовый, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, творительном падеже, выполняет роль определения.
Первая группа 1 . Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? 2. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением 3. У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания – -ого, -его.
Вторая группа 1. Имена прилагательные изменяются по родам 2. Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным 3. У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания - ому , -ему
Третья группа 1 . Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется 2. Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По числам они не изменяются. 3. Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания -ой,- ый , - ий
ИТОГ - Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? - Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным. - Определяем окончание имён прилагательных по вопросу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего рода.
Урок открытия новых знаний по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа 2100" Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС средствами технологии критического мышления....
Конспект урока по русскому языку "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"
4 классТЕМА: «Правописание родовых окончаний имён прилагательных». Цели урока:Развивать умения правильно и точно употреблять име...
План-конспект урока Русского языка Правописание падежных окончаний у существительного -е,-и.
План-конспект урока Русского языка Правописание падежных окончаний у существительного -е,-и.Цель:создать положительную мотивацию на урок.Тип: Урок открытия новых знаний.Использованная технология: ТРКМ...
Конспект урока по русскому языку "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"
Урок русского языка проводится в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"Цель данного урока: упражняться в правильном напи...
Урок русского языка.Тема урока. Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Цели урока. Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; ...
Урок русского языка "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
Урок русского языка "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"...
Технологическая карта урока Русского языка "Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цель урока:формирование умения грамотно писать слова с орфограммой «безударные окончания имен существительных на -ий, -ие, -ия», умения видеть и слышать данную орфограмму в тексте и провер...