Урок русского языка "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
УМК «Планета Знаний»
Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных
Цель: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявлять особенности склонения этих частей речи.
2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи, об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, к Родине.
Планируемые результаты
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать интерес к чтению газет и журналов, к героической истории своей страны на примерах подвигах пионеров-героев ВОВ, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.
- Пусть наш урок пройдет под девизом… Слайд 2.
- Но сначала я предлагаю вам потереть ладоши. А теперь приложите их к своим щекам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, беречь наши глаза, спину, помнить о правильной осанке.
- Садитесь. Запишите число.
3.Самоопределение к деятельности.
– Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.
ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой. Слайд 3.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).
– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем.
4.Актуализация знаний.
Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.
Работаем в парах. - Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)
Тест Слайды 4-12
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
- Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
- Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
- Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
- Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и числам е) по родам, числам, падежам о) по падежам
- С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
- Прилагательных больше всего в текстах -
а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях
- Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение) . Слайд 13.
5. Этап формулировки темы и цели урока.
- Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока.
- Сформулировать тему точнее , нам поможет минутка чистописания.
6. Минутка чистописания
– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)
- Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:
м.р. - ж.р. – ср.р. Слайд14 (ойыйий аяяя оеее)
- Проверьте и оцените свою работу – подчеркните лучшие написания.
- Расскажите об окончаниях прилагательных.
- Ещё раз, более точно, сформулируйте тему нашего урока. Слайд 15
Используя опорную запись, поставьте цели урока. Слайд 16
- Закрепить………
- Упражняться……….
Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.
6. Словарно-орфографическая минутка.
- Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.
- Переходим к словарно-орфографической работе (на карточках вставить буквы).
Словарная работа Слайд 17
(Акв.рельный, к.л.грамм, .теч.ство, .л.ктрический, инж.нер, ненас.ный, б.лет, трен.рский, к.мандир, в.ликий, с.лдат)
Взаимопроверка.
- Сравни работу на карточках и работу на доске. Слайд 18
- На какие две группы можно разделить слова? ( Имена существительные и прилагательные и др. )
- Докажите.
(Имя существительное - часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Найдите из словарных слов только имена прилагательные (имена прилагательные мужского рода). Докажите.
- Найдите общий признак у имен прилагательных.
(род, окончания прилагательных мужского рода).
- Поработаем в тетрадях. Преобразуйте прилагательные: 1в – в имена прилагательные среднего рода, 2в – в имена прилагательные женского рода, выделите окончания. ( 2 ученика работают у доски). Проверка.
- Что можете сказать об окончаниях прилагательных? Слайд 19
(делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)
8. Постановка проблемы и выход из неё.
- Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. А о чём они пишут?
-Журналисты ищут интересный материал о жизни удивительных людей.
- Давайте прочитаем строки поэта Николая Добронравова в упр.152(устно).
- О каких ребятах-героях пишет поэт?
- А вы знаете таких героев? Некоторые из наших ребят уже побывали в роли журналистов и отыскали материал о детях-героях. Они написали небольшие заметки. Послушайте.
Подготовленные ребята рассказывают о пионерах-героях ВОВ (2 чел. ) Слайды 20 - 21 – фото пионеров-героев
Валя Котик
Он родился в селе Хмелевка Хмельницкой области.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Валя был членом подпольной организации, сражался в партизанском отряде наравне со взрослыми.
На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Марат Казей
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
– Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации.
Знакомство с новым словарным словом. Работа с толковым словарем.
- Запишите новые слова – герой, героический, геройский. Слайд 22
-Просклоняем словосочетания геройский поступок из упр.152
(один ученик у доски). Проверка. Слайд 23
Физкультминутка
Определение частей речи
- Попробуйте определить части речи следующих слов, что это : им.сущ или им.прил? Присядьте, если услышите имя сущ., поднимите руки, если это имя прил.
Столовая посуда – им.прил. Школьная столовая – им.сущ.
Учительский журнал – им.прил. Учительская закрыта – им.сущ.
Больной палец – им.прил. Пришел больной – им.сущ.
Дежурный по классу – им.сущ. Дежурный полицейский – им.прил.
9. Работа с пословицами.
-Прочитайте и объясните смысл пословиц (упр. 149).
-А сейчас прочитайте пословицы внимательно ещё раз и запишите в тетрадь только ту из них, в которых прилагательные являются антонимами. У прилагательных выделите окончание, определите падеж.
(Один ученик к доске)
- Записать пословицы, вставив пропущенные безударные падежные окончания прил. Укажите падежи сущ. и прил.
Возникает проблема : как написать окончание прилагательных?
Слайд 24
Дети отвечают по алгоритму. С алгоритмом мы познакомились на прошлом уроке. Откройте свою копилку знаний - тетради для правил.
Алгоритм.
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.
4. Написать окончание.
- Сверьте написание окончаний с доской.
Сделайте вывод:
Слайд 25
13. Рефлексия урока. Слайд 26 Заполнение листов достижений.
Отметки за урок. Комментирование отметок.
- По какой теме мы работали?
- Что нового сегодня узнали?
- Чему научились?
- Что на уроке для вас было интересно?
14. Домашнее задание. Слайд 27
Написать заметку о героях войны или о геройских поступках на войне ( в наши дни).
Приложение 1
Словарная работа
Акв.рельный, к.л.грамм, .теч.ство, .л.ктрический, инж.нер, ненас.ный, б.лет, трен.рский, к.мандир, в.ликий, с.лдат.
Приложение 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Я знаю | Хорошо знаю | Иногда ошибаюсь | Буду этому учиться |
-- падежные окончания имён прилагательных | |||
-- как правильно написать безударные падежные окончания прилагательных | |||
-- как выполнить разбор предложения по членам предложения и частям речи | |||
-- как проверять безударные гласные в корне слова |
Лист достижений __________________________________
( фамилия, имя)
Я умею | Хорошо умею | Иногда ошибаюсь | Буду этому учиться |
-- слушать и слышать, вступать в диалог | |||
-- уважительно относится к мнению собеседника | |||
-- работать в паре и группе | |||
-- работать с текстовой информацией | |||
-- планировать , контролировать и оценивать свою деятельность |
Словарная работа.
Акв.рельный, к.л.грамм, .теч.ство, .л.ктрический, инж.нер, ненас.ный, б.лет, трен.рский, к.мандир, в.ликий, с.лдат.
Словарная работа
Акв.рельный, к.л.грамм, .теч.ство, .л.ктрический, инж.нер, ненас.ный, б.лет, трен.рский, к.мандир, в.ликий, с.лдат.
Словарная работа
Акв.рельный, к.л.грамм, .теч.ство, .л.ктрический, инж.нер, ненас.ный, б.лет, трен.рский, к.мандир, в.ликий, с.лдат.
Словарная работа
Акв.рельный, к.л.грамм, .теч.ство, .л.ктрический, инж.нер, ненас.ный, б.лет, трен.рский, к.мандир, в.ликий, с.лдат.
.
Приложение 3
№ | План урока Задания | Успешность + или- |
Тест | ||
Словарная работа | ||
Минутка чистописания | ||
Склонение словосочетания прил.+ сущ. | ||
Выборочное письмо | ||
Творческая работа | ||
Работа в парах | ||
Самооценка | Оценка: |
№ | План урока Задания | Успешность + или- |
1 | Тест | |
2 | Словарная работа | |
3 | Минутка чистописания | |
4 | Склонение словосочетания прил.+ сущ. | |
5 | Выборочное письмо | |
6 | Творческая работа | |
7 | Работа в парах | |
8 | Самооценка | Оценка: |
№ | План урока Задания | Успешность + или- |
Тест | ||
Словарная работа | ||
Минутка чистописания | ||
Склонение словосочетания прил.+ сущ. | ||
Выборочное письмо | ||
Творческая работа | ||
Работа в парах | ||
Самооценка | Оценка: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».
Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...
Урок русского языка "Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода"
Заключительный урок по теме "Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода"...
Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных "
Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных в мужском, женском и среднем родах", согласование с именами существительными....
Конспект урока русского языка "Правописание окончаний имен прилагательных".
Конспект урока русского языка "Правописание окончаний имен прилагательных"....
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...
Конспект урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" 4 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Правильно писать окончания существительных в Д.п., осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных в Д.п.Планируемые резуль...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен прилагательных» (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Цель урока: создание условий для закрепления умения правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.Задачи урокаДидактические:Вспомнить изученную информацию о б...