Урок русского языка.Тема урока. Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Цели урока. Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию умений составлять и записывать словосочетания с именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным, склонять словосочетания, выделять падежные окончания имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass.docx | 144.66 КБ |
karta_russkiy.docx | 27.68 КБ |
karta_samokontrolya_dlya_uchenika.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка 4 класс
Учителя начальных классов ГБОУ СОШ №404
Колпинского района города Санкт-Петербурга
Сумериной Елены Геннадьевны.
ТЕМА УРОКА: СКЛОНЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И РЕДНЕГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
Планируемые предметные результаты
Учебные: Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию умений составлять и записывать словосочетания с именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным, склонять словосочетания, выделять падежные окончания имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Метапредметные УУД
Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: самостоятельно формулировать задание:
определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно
оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных
и научно-популярных книг, понимать прочитанное
Личностные результаты
Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; осознавать личностный смысл учения; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Ход урока.
1. 1.Организация мотивации, постановки учебной задачи
Рассмотрите таблицу. (слайд №1)
И.п. | ой ый ий | ое ее |
Р.п | ого его | |
Д.п | ому ему | |
В.п | ой ый ий ого | ое ее |
Т.п | ым им | |
П.п | ом ем |
- Рассмотрите данные сочетания букв…
- Кто догадался, о чём речь? (Это падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.)
- Какую тему урока вы предложили бы? (Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода)
- Тема предложена. Какую цель вы можете поставить? (Закрепить написание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Учиться писать их без ошибок)
- Каким образом мы будем достигать поставленной цели? (Путём упражнений, применения правил).
Рассмотрите карту самоконтроля нашего урока.
Карта самоконтроля | Начало урока | Конец урока |
Моё настроение в начале ( в конце) урока | ||
Я знаю, что такое имя прилагательное | ||
Я умею использовать изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода | ||
Я красиво и аккуратно буду работать( работал) в тетради | ||
На уроке было интересно, я всё понял(а) | ---------- |
Молодец! Хорошо! Надо постараться!
2. Актуализация ранее изученного материала.
1 .Чистописание.
Выборочное написание. Запиши окончание Им п , м.р.; Р.п. ср.р.; и т.д.
1) ой ый ий ого его ое ее ому ему ым им ом ем
2) Вставь пропущенное окончание в пословицу. Спишите. Пословицы.
Добр… начало — половина дела.
Маленьк… дело лучше больш… безделья.
3) Объясните правописание окончаний.
2) Актуализация опорных знаний
1.- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? (Слайд №2)
2.Работа с карточкой. Подумайте, какие задания вы дали бы к этим словам?
1)Вставить буквы. 2) Разделить слова на группы. 3) Списать только имена прилагательные.
4) Разобрать слова по составу.
А…уратный, а…ея, б…рёзовый, дв..надцать, инт..ресный, медле….о, ж…лтоватый, сн…гирь, м…розный.
2) С какими орфограммами вы встретились?
3) Какие слова выписали? Почему?
4) Разберите данные слова по составу.
5) Составьте с прилагательными словосочетания устно.
Физкультминутка
3. Закрепление изученного материала.
1) Просклоняйте имена прилагательные морозный день, морозное утро. (Слайд №3)
И.п. | (какОЙ?) морознЫЙ (какОЕ?) морознОЕ | |
Р.п. | (нет) | (какОГО?) морознОГО морознОГО |
Д.п. | (дать) | (какОМУ?) морознОМУ морознОМУ |
В.п. | (вижу) | (какОЙ?) морознЫЙ (какОЕ?) морознОЕ |
Т.п. | (горжусь) | (какИМ?) морознЫМ морознЫМ |
П.п. | (мечтаю) | ( о какОМ?) о морознОМ о морознОМ |
- Выделите окончания.
– Что заметили? Как изменялось имя прилагательное, когда мы его склоняли по падежам? (Изменялось окончание) – Сделайте вывод. (Имена прилагательные изменяются по падежам)– От чего зависит падеж имени прилагательного? (От имени существительного, к которому оно относится)– Верно. Падеж имени прилагательного так же, как и род, и число, зависит от имени существительного, с которым оно связано.
Что помогло вам правильно написать окончание в таблице?
Проверьте алгоритм написания безударного окончания имени прилагательного. Что здесь лишнее?
Алгоритм
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу смени существительного, к которому относится имя прилагательное.
- Вспомнить, какие суффиксы служат для образования новых имён прилагательных.
- Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.
- Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.
Проверка алгоритма по учебнику стр 16.
4. Контроль за процессом и результатом освоения
1)Работа над упр 27.стр16
Для чего мы повторяли правило? Выберите способ проверки правильного написания падежного окнчания.
2) Творческая работа.
- Написать мини-сочинение. Выберите вариант по своим силам.
На доске картина “Зима”.
1. вариант. Прошу маленькой помощи. Даны слова – помощники: день, мороз, зима, небо, земля, снег, лес, деревья.
2. вариант. Прошу большой помощи. Работа по карточке. Распространите каждое предложение именами прилагательными.
Пришла ______ зима. Стоят ____ морозы. Земля покрылась ___ снегом. Стоит ___ лес. Деревья украшены ___ узорами инея. В ___ снег спрятались ____ёлочки. _____ мороз сковал воду на реке.
5. Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности
– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите способы проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
– Назовите безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
6. Домашнее задание Упр 26 стр17
Приложение. Карточка для детей.
Карта самоконтроля | Начало урока | Конец урока |
Моё настроение в начале ( в конце) урока | ||
Я знаю, что такое имя прилагательное | ||
Я умею использовать изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода | ||
Я красиво и аккуратно буду работать( работал) в тетради | ||
На уроке было интересно, я всё понял(а) | ---------- |
Молодец! Хорошо! Надо постараться!
Задание №1
А…..уратный, а…ея, б…рёзовый, дв...надцать, инт...ресный, медле……о, ж…лтоватый, сн…гирь, м…розный.
Подумай! Какие задания можно дать к этим словам?
Задание №2
И.п. | (какОЙ?) _____________ (какОЕ?)______________ | |
Р.п. | (нет) | (какОГО?)___________________________________ |
Д.п. | (дать) | (какОМУ?)___________________________________ |
В.п. | (вижу) | (какОЙ?) ______________ (какОЕ?) _______________ |
Т.п. | (горжусь) | (какИМ?) ____________________________________ |
П.п. | (мечтаю) | ( о какОМ?) ___________________________________ |
Алгоритм
1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
2. Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу смени существительного, к которому относится имя прилагательное.
3. Вспомнить, какие суффиксы служат для образования новых имён прилагательных.
4. Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.
5. Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.
Сочинение.
1.слова – помощники: день, мороз, зима, небо, земля, снег, лес, деревья.
2.Работа по карточке. Распространите каждое предложение именами прилагательными.
Пришла ______ зима. Стоят ____ морозы. Земля покрылась ___ снегом. Стоит ___ лес. Деревья украшены ___ узорами инея. В ___ снег спрятались ____ёлочки. _____ мороз сковал воду на реке.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
учителя начальных классов
ГБОУ школы №404
Сумериной Елены Геннадьевны
Тема урока: СКЛОНЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И РЕДНЕГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
(Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. ).
Тип урока | Поиск и открытие нового способа действия |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию умений составлять и записывать словосочетания с именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным, склонять словосочетания, выделять падежные окончания имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных; с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; составлять и записывать словосочетания с именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным; склонять словосочетания, выделять падежные окончания имен прилагательных; объяснять написание изученных орфограмм; подчеркивать главные члены предложения |
Метапредметные УУД | Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное |
Личностные | Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы |
1Организация мотивации, постановки учебной задачи Минутка чистописания. | Подводим к формулировки темы урока. Рассмотрите таблицу. (слайд №1) И.п. ой ый ий ое ее Р.п ого его Д.п ому ему В.п ой ый ий ого ое ее Т.п ым им П.п ом ем - Рассмотрите данные сочетания букв… - Кто догадался, о чём речь? (Это падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.) - Какую тему урока вы предложили бы? (Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода) - Тема предложена. Какую цель вы можете поставить? (Закрепить написание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Учиться писать их без ошибок) - Каким образом мы будем достигать поставленной цели? (Путём упражнений, применения правил). Рассмотрите карту самоконтроля нашего урока. 2) Вставь пропущенное окончание в пословицу. Спишите. Пословицы. Добр… начало — половина дела. Маленьк… дело лучше больш… безделья. 3) Объясните правописание окончаний.
| .1. Рассматривают таблицу и делают выводы. 2. Определяют тему урока. З.Рассматривают и заполняют карту самоконтроля. 4. Работа над каллиграфией.Записывают сочетания букв Ого его ому ему ым им ом ем Пословицы: Добр… начало — половина дела. Маленьк… дело лучше больш… безделья 5. Вставляют пропущенные буквы 6. Объясняют правописание окончаний. | Выдвигать гипотезу и обос-новывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать |
2Актуализация опорных знаний | Повторение пройденного материала. 1.- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? 2.Работа с карточкой. 1)Вставьте буквы.2) Разделите слова на группы. 3) Спишите только имена прилагательные4 4) С какими орфограммами вы встретились? 5) Какие слова выписали? Почему? 6) Разберите данные слова по составу. 7) Составьте с прилагательными словосочетания устно. | Повторяют пройденный материал, самостоятельно формулировать задание: 4) Разобрать слова по составу. А…уратный, а…ея, б…рёзовый, дв..надцать, инт..ресный, медле….о, ж…лтоватый, сн…гирь, м…розный. | |
3. Первичное закрепление знаний. | Организует работу по теме урока. Повторяем изученный материал. 1) Просклоняйте имена прилагательные морозный день, морозное утро. – Прочитайте памятку, как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного | Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Рассказывают о способах проверки безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе: 1-й способ. Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относится имя прилагательное. Вспомнить, какое окончание пишется 2-й способ. Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием. 3-й способ. Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает это имя прилагательное | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Учитывать мнение |
Работа по учебнику (упражнение 27). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. – Прочитайте. Выберите способ проверки безударного падежного окончания для каждого имени прилагательного. – Запишите пословицы, вставляя пропущенные окончания. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Записывают пословицы, вставляя пропущенные окончания. Доброму гостю хозяин рад. С хорошим попутчиком и дорога короче. На свежего червяка и рыбка на крючок. Ласковое слово лучше мягкого пирога. При вечном безделье не в радость и веселье. | Осознанно |
Работа по учебнику (упражнение 28). | – Прочитайте. Составьте и запишите словосоче- – Устно просклоняйте любое словосочетание. | Записывают словосочетания с каждым именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным из скобок. Дождевой зонт, дождливое утро. Грозное оружие, грозовое облако. Обидчивый человек, обидное слово. Умное животное, умственный труд. Запасливый человек, запасной выход. | |
4. Дальнейшая работа | Организует дискуссию, выслушивает мнения, Организует дифференцированный подход к работе над текстом. Организует творческую работу по написанию мини- сочинения. Способствует развитию речи детей. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют творческую работу с текстом. 1. вариант. Прошу маленькой помощи. Даны слова – помощники: день, мороз, зима, небо, земля, снег, лес, деревья. 2. вариант. Прошу большой помощи. Работа по карточке. Распространите каждое предложение именами прилагательными. Пришла ______ зима. Стоят ____ морозы. Земля покрылась ___ снегом. Стоит ___ лес. Деревья украшены ___ узорами инея. В ___ снег спрятались ____ёлочки. _____ мороз сковал воду на реке. | Понимать Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения – Что особенно заинтересовало вас во время – Что нового узнали на уроке? – Назовите способы проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. – Назовите безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, опре-деляют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились Продолжают высказывания: • Сегодня я узнал… • Я почувствовал, что… • Я приобрел… • Я научился… • У меня получилось… • Я попробую… • Меня удивило… • Урок дал мне для жизни… • Мне захотелось… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, – Выполнить задание 21 в рабочей тетради, упражнение 32 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |
Предварительный просмотр:
Карта самоконтроля | Начало урока | Конец урока |
Моё настроение в начале ( в конце) урока | ||
Я знаю, что такое имя прилагательное | ||
Я умею использовать изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода | ||
Я красиво и аккуратно буду работать( работал) в тетради | ||
На уроке было интересно, я всё понял(а) | ---------- |
Задание №1
А…..уратный, а…ея, б…рёзовый, дв...надцать, инт...ресный, медле……о, ж…лтоватый, м…розный.
Подумай! Какие задания можно дать к этим словам?
Задание №2
И.п. | (какОЙ?) _____________ (какОЕ?)______________ | |
Р.п. | (нет) | (какОГО?)___________________________________ |
Д.п. | (дать) | (какОМУ?)___________________________________ |
В.п. | (вижу) | (какОЙ?) ______________ (какОЕ?) _______________ |
Т.п. | (горжусь) | (какИМ?) ____________________________________ |
П.п. | (мечтаю) | ( о какОМ?) ___________________________________ |
Алгоритм
1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
2. Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу смени существительного, к которому относится имя прилагательное.
3. Вспомнить, какие суффиксы служат для образования новых имён прилагательных.
4. Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.
5. Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.
Сочинение.
1в.слова – помощники: день, мороз, зима, небо, земля, снег, лес, деревья.
2в.Работа по карточке. Распространите каждое предложение именами прилагательными.
Пришла ________ зима. Стоят _________ морозы. Земля покрылась ____________ снегом. Стоит ___________ лес. Деревья украшены _______ узорами инея. В ________ снег спрятались ________ёлочки. ________ мороз сковал воду на реке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»
Планируемые результаты:Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов проверки безударных окончани...
Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
Разработка урока русского языка 4 класс Тема урока: Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе План...
Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж"
Короч лучше док скачайте, так рил проще хдЯ даже презенташку добавил Мне хочется еще чего-нибудь написать ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°)...
Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж" (УМК Школа России, 4 класс)
Тема: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж»Цели деятельности учителя: формирование умения определять окончания имён прилаг...
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе" 4 класс. Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о склонении имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода, формирование умения распознавать падежи и правильно писать безударные...
Урок русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе".
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.Тип урока: применение знаний, умений и навыков.Цель: обобщить знания учащихся об имени при...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"
Презентация поможет повторить род, число, падеж имен прилагательных....