Тема. Правописание слов с буквами Ь и Ъ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Повторение правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass_2.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс

Тема. Правописание слов с буквами Ь и Ъ

Цели:

Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.

Развивающие. Создать условия для развития познавательной активности , развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие каллиграфических навыков.

Воспитывающие. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием схем; сравнивать, строить рассуждения.

Коммуникативные– сотрудничество с учителем и сверстниками; оценка действий партнера;

Регулятивные – постановка учебной задачи; контроль, коррекция; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные -  нравственно –этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить  знаний о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других- нет; выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.

Метапредметные:  

Регулятивные: учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства (схемы) представления информации; извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника, ориентироваться в целях и условиях общения, плодотворно сотрудничать , проявляя доброжелательное отношение к партнеру, уметь договариваться.

Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками, умения пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроках

Оборудование: компьютер,  проектор, презентация, сигнальные карточки у каждого ученика,  таблички-образцы каллиграфического письма, таблица, карточки для индивидуальной работы, разноуровневые задания.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок

Начинается урок

- сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы и улыбкой своей пожелайте доброго дня.

ФИЗМИНУТКА.  Пальчиковая гимнастика

- Стоя вспомним пальчиковую гимнастику

(Пальцы обеих рук сложены пальчиками вместе)

Кто приехал?(Хлопаем большими пальцами)

Мы,мы,мы!(Большие пальчики прижаты, а остальные хлопают)

Мама,мама,это ты?(Хлопаем большими пальцами)э

Да,да,да!(хлопаем указательными пальчиками)

Папа,папа,это ты?(хлопаем большими пальчиками)

Да,да,да! (хлопаем средними пальчиками)

Братец,братец,это ты? (Хлопаем большими пальчиками)

Да,да,да!(хлопаем безымянными пальчиками)

Ах,сестричка,это ты?

Да,да,да!(Хлопаем мизинцами)

Все мы вместе,да,да,да!(Хлопают все пальцы)

--- Мы тоже как эти пальчики будем работать так дружно на этом уроке.

 - Садитесь.

  1. Актуализация знаний. Фронтальная  работа.

 а) Открыли тетради . Записали число. Классная работа.  (Фронтальная работа)

-смотрите на экранслайд 2

- прочитайте  вставляя  пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

б) – прочитайте  и объясните  орфограммы:

ска…ка –, ры…ка,  сапо…, друз..я .

- а как проверить парные согласные в корне слова?

- какое слово здесь лишнее? Почему? Как называется эта орфограмма?

- а какой  еще  разделительный знак вы знаете?  (ъ)ЗАКРЫТЬ    НОУТБУК

Минутка чистописания.

- значит какие буквы мы сегодня будем писать на урокеьььъъъ

- на второй строчке  напишите наше лишнее слово.С какой орфограммой она была?

  1. Самоопределение к деятельности

-- Ребята, кто догадался , какая тема нашего урока?   (Разделительные ъ и ь знаки)

-- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

Цели:    -повторить правила употребленияъ и ь знаков;

  - научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.

  1. Работа по теме. Работа с учебником.

- Первая цель- повторить правила употребления Ъ и Ь знаков. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах? (в учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых)

 - Верно. Сегодня мы информацию будем искать в учебнике. Откройте учебник на стр. 64, найдите нужную информацию

 - Рассмотрите таблицу  (с.64)

Работа в парах    (приготовить бумаги А 4 для каждой парты)

а) Задание. Внимательно прочитайте правила, когда пишется разделительныйЪ знак, когда разделительный Ь. Проанализируйте их, выделите в каких частях слова каждый знак ставится, сравните и составьте, нарисуйте 2схемы  - написание ъ и ь знаков. По схеме должно быть четко видно в какой части слова и при каких условиях пишется ъ или ь.

Свою схему изобразите на листочках. Подберите примеры слов на каждую схему. ( обсуждение ведем тихонько)

б) Наиболее удачную вывесить на доску. Авторы расскажут по ней правило употребления знаков.ОТКРЫТЬ НОУТБУК

в)    -  А теперь, посмотрите  на мою схему. СЛАЙД 3Проверьте свою работу.

-  Молодцы!  

Задание   Используя  знания докажите какой знак нужно поставить, и какую работу выполняют знаки в каждом слове :воробьи, отъезд, словарь, ночь, вьюга

- Выделите корень этих слов.

СДЕЛАЕМ ВЫВОД:

а) Где стоит Ъ? (после приставки, оканчивающийся на согласный звук, перед буквами е,ё, ю, я.)

б)- где стоит разделительный Ь? (в конце корня или в в корне слова, перед буквами е, ё, ю, я, и)

в) где стоит Ь показатель мягкости предшествующего согласного звука? (в середине слова между двумя согласными или в конце корня)

г) где стоит Ь показатель формы женского рода имен существительных? (пишется после шипящих )

 - Хорошо поработали. Надо отдохнуть.

  1. Гимнастика для глаз.                          Слайд 5

-  Внимание на экран. Следим за смайликом.

  1. Закрепление

Отдохнули! А теперь возвращаемся к нашей теме. К изученному правилу.

Самостоятельная работа. Взаимная проверка с экрана.

Сейчас мы закрепим полученные знания в самостоятельнойработе.

Задание

Запишите слова  в 2 столбика. В один—слова с ь знаком, в другой – с ъ.

1 вариант записывает слова с Ь знаком, а второй вариант слова с Ъ.

Брат…я, , от…езд, , ноч…ю, с…ела, вороб…и, , под…ехала.

СЛАЙД  6    -   ПРОВЕРКА С ЭКРАНА

ь

ъ

братья

отъезд

ночью

съели

воробьи

подъехала

Задание.  Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы .Составьте словосочетания, соединяя  стрелками подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Вставленные буквы подчеркнуть.

под…ёмный

с…едобный

дружная

фил…ма

гриб

кран

с…емка

сем…я

Самопроверка с экрана    СЛАЙД 7

проверяем устно   + - проверка –прочитать- обьяснить

-  Поднимите руку у кого все правильно. +   Молодцы!

Сделайте фонетический разбор последних слов. 1 вариант – съемка, 2 вариант – семья

- какой можно сделать вывод о буквах  е, ё, ю, я, и?   (после Ъ и Ь знака дают два звука)

  1. ФИЗМИНУТКА

- я называю слова с Ъ и Ь знаком.

-если слово с Ь знаком, то вы наклоняетесь влево и вправо, ну а если Ъ знаком, то вы прыгаете на двух ногах на месте.

Веселье, съели, семья, отъезд, перья, объём,  друзья, съемка, ночью.

  1. Продолжение работы по теме

-  А теперь я хочу у вас уточнить  --- всегда ли между приставкой и корнем пишется ъ знак? (ответы детей)

Внимание на экран!Поиграем!!! Игра «Найди лишнюю тучку»     СЛАЙД 8

В каком облачке не должны писать Ъ.

Заезд, поездка,уехал, объезд, подъезд,

- ПОЧЕМУ  не пишем разделительный Ъ?  (приставка оканчивается на гласный звук)

  1. Переходим к работе по группам.

Прочитайте. Какой это текст? О чем говориться?

Подчеркните  предложение, где есть  слово с  мягким знаком, показателем формы женского рода имен существительных. Каким членом предложения является это существительное.

Наступила поздняя осень. Листья с деревьев давно опали. Они высохли,  съежились  и шуршат под ногами.

Серенький воробей дрожит от холода. Он греется в последних лучах солнца.

Хлеборобы посеяли озимую рожь.

Скоро наступит холодная зима.

Прочитайте. Какой это текст? О чем говориться?

Подчеркните предложение, где есть  слово с  мягким знаком, показателем мягкости предшествующего согласного в середине слова. Какой частью речи является это слово?

Наступила поздняя осень. Листья с деревьев давно опали. Они высохли,  съежились  и шуршат под ногами.

Серенький воробей дрожит от холода. Он греется в последних лучах солнца.

Хлеборобы посеяли озимую рожь.

Скоро наступит холодная зима.

Прочитайте. Какой это текст? О чем говориться?

Подчеркните  предложение, где есть слово с  мягким знаком, показателем мягкости предшествующего согласного в конце слова.  В каком падеже стоит это слово?

Наступила поздняя осень. Листья с деревьев давно опали. Они высохли,  съежились  и шуршат под ногами.

Серенький воробей дрожит от холода. Он греется в последних лучах солнца.

Хлеборобы посеяли озимую рожь.

Скоро наступит холодная зима.

Прочитайте. Какой это текст? О чем говориться?

Подчеркните предложение, где есть слово с разделительным твердым  знаком. Какой частью речи является это слово?

Наступила поздняя осень. Листья с деревьев давно опали. Они высохли,  съежились  и шуршат под ногами.

Серенький воробей дрожит от холода. Он греется в последних лучах солнца.

Хлеборобы посеяли озимую рожь.

Скоро наступит холодная зима.

Прочитайте. Какой это текст? О чем говориться?

Подчеркните  предложение, где есть слово с разделительным   мягким знаком.  В каком  числе стоит это слово?

Наступила поздняя осень. Листья с деревьев давно опали. Они высохли,  съежились  и шуршат под ногами.

Серенький воробей дрожит от холода. Он греется в последних лучах солнца.

Хлеборобы посеяли озимую рожь.

Скоро наступит холодная зима.

- молодцы

- спишите последнее предложение, сделайте полный разбор.

     Нар                г б.в. ед.ч 3л с.в.              п ед.ч. жрИ.п.      с ед.ч.жрнеод нар 1с. Ип

Скоро  наступит  холодная   зима.(невос., повес., простое, неосл.)

Индивидуальная работа.   (если останется время)        

в)  Словарная работа.(за доской)

отгадайте загадку

Есть в семействе у дроздовых
Буро-серенькая птичка.
Эта птичка – невеличка
Знает много песен клёвых.
Не устанете друзья
Слушать трели ….                   (Соловья)Слайд 3

Соловьи́ - относится  к семейству дроздовых.                

Длина тела 17 см с длинными ножками, большими темными глазками, оперение буроватое, хвост рыжеватый.Распространён в Европе и Западной Азии (к Востоку до Енисея).

  - запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните изученные  орфограммы, это какое слово. Как или где  можно проверить написание этого слова.

- Подберите к нему однокоренные слова, чтобы ударение падала на безударные гласные: соловьиный, соловушка.

- Придумайте предложение: В саду мы услышали песню соловья.  В весеннем  саду поют соловьи. - Сделайте транскрипцию :  соловьи [салав,й, и]

- подчеркните основу предложения.  

пс          г            с

- подпишите части речи.  В весеннемсадупоютсоловьи.

10.Итог

Над какой темой работали?  Какие цели ставили?  Достигли ли их?

11  Дом.задание  - повторить правило, с.64; подобрать пословицы, поговорки с ъ или ь знаками (по желанию

Рефлексия.  Оцените свою работу на уроке!

  1. Молодцы!  Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3кл. Тема: "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова" (УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев.)

Урок был представлен, как итоговая работа на дистанционных курсах по ЭОР....

Урок русского языка в 3 классе (Школа 2100) по теме: «Упражнение в правописании слов с буквой безударного гласного в корне».

Урок построен в соответствии с программой образовательной системы «Школа-2100», основной целью которой является формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной к...

Урок по русскому языку с презентацией. Тема: "Правописание слов с буквами Ъ и Ь знаки", 4 класс.

Урок был проведен в школе на методической неделе начальных классов.Структура урока соответствует требованиям ФГОС к планированию занятий....

Урок по русскому языку во 2 классе. Тема "Правописание слов с буквами безударных гласных звуков, непроверяемых ударением"

На уроке обучающиеся знакомятся с новыми словами из словаря (январь, февраль, месяц). Цели урока: формировать умение находить ранее изученные и запоминать новые слова с непроверяемыми безударными...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Правописание слов с буквами ъ и ь"

Цель урока: закрепление правил правописания слов с разделительным твердым и мягким знаками, мягким знаком-показателем мягкости согласного звука.Задачи урока:1.Образовательная: формировать умение прави...