План-конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:"Правописание слов с буквой ь".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Здесь описаны:цель,УУД,ход урока с призентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-конспект | 55 КБ |
Презентация | 836.72 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по русскому языку
во 2 классе по теме:
«Правописание слов с буквой Ь»
Декабрь,2012год.
Учитель высшей категории
Хамцова Наталья Николаевна
Урок русского языка во 2 классе
Тема. «Правописание слов с буквой Ь».
Цель: изучить и закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь.
УУД: научить обозначать мягкость согласных звуков на письме; развивать устную и письменную речь, память, внимание, наблюдательность.
Ход урока.
I. Оргмомент. (Читаем вместе стих.)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
II.Актуализация знаний.
1.-Отгадайте загадку.
Тройка- тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица.
Белокоса, круглолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
-Кто это? (Зима.) (СЛАЙД 1 с изображением Зимы в сопровождении музыки Чайковского «Времена года».
Учитель. –Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам зимней книги, сможем закрепить свои знания и узнать много нового.
2.-Итак, Зима приготовила вам 1-е задание.
-На доске даны буквы.
-Какие это буквы? (это буквы гласных звуков)
а и о ы е
ю я э ё у
-На какие 2 группы их можно разбить?(указыв. на твёрдость и на мягкость)
( буквы, которые могут обозначать 2 звука и 1)
3.Словарная работа.( на карточках)
М…роз, д…кабрь, сн…гири, …дежда, ин…й, уч…ники, яг…да, к…пуста, в…тер.
-Очень интересное слово ВЕТЕР. Мы часто его слышим.
-А кто может объяснить значение фразеологизмов
НЕ БРОСАЙ СЛОВ НА ВЕТЕР,
ПРОКАТИТЬСЯ С ВЕТЕРКОМ.
ПОПУТНОГО ТЕБЕ ВЕТРА . (пожелать удачи)
-Видите, какой богатый русский язык. Известный писатель К. Паустовский писал, что русский язык творит чудеса. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Давайте вернёмся к словарным словам.
-Назовите такие слова, в которых все согласные твёрдые. (мороз, капуста, ягода)
-Назовите слова, где все согласные мягкие. (ученики, иней)
-Назовите слово со всеми глухими согласными. (капуста)
-А какое слово нельзя перенести?(иней) Почему?
-А как ещё нельзя переносить слова?
-Назовите слова, начинающиеся с гласной.
-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.(ягода)
-Почему?
-Назовите слово, где наоборот букв больше, чем звуков. (декабрь)
-Запишите его и укажите, сколько в нём слогов, букв и звуков.
-А что обозначает слово ДЕКАБРЬ? (название месяца)
-Какой он по счёту? (12)
-Как вы понимаете такую пословицу «Декабрь год кончает, а зиму начинает?»
4. Знакомство с новым словом.
-Сегодня познакомимся ещё с одним словом.
ЗАГАДКА. И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные …(коньки). ( СЛАЙД 2)
-Запишите это слово, поставьте ударение, назовите безударную гласную, которую надо запомнить.
-Как вы думаете, слова КОНЬ и КОНЬКИ однокоренные?
-Какие 2 признака однокоренных слов знаете?
СЛАЙД 3. УЧИТЕЛЬ. - Сейчас это не однокоренные слова, слишком разное у них значение. А раньше они были однокоренными. Дело в том, что при царе Петре 1 полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на голову коня. Если вы это запомните, то будете правильно писать непроверяемую безударную гласную в корне этого слова
-Как называется вид спорта, связанный с коньками? (фигурное катание, конькобежный)
-А как называют человека-спортсмена? (конькобежец)
СЛАЙД 4.
-Запишите это слово после слова КОНЬКИ. Это необычное слово, в нём 2 корня. Может кто-то догадался какие?(происходит чередование согласных)
5. Беседа о зимних видах спорта.
-Какие зимние виды спорта вы знаете? ( биатлон, хоккей, лыжный, санный спорт, бабслей )
-А каким видом спорта вы занимаетесь?Нужно ли заниматься спортом?Почему?
-МОЛОДЦЫ! Спорт-это красота, грация, здоровье, сила…
-Кто знает, какое спортивное международное мероприятие будет проводиться в нашей стране зимой и где? (Зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году.)
-Это большая честь для нашей страны.
III.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1. – Что объединяет в написании слова ДЕКАБРЬ и КОНЬКИ? ( ь)
-Что вы можете сказать о мягком знаке в этих словах?
-Где стоит и для чего служит?
УЧИТЕЛЬ. – В 1 классе мы уже знакомились с Ь.
-Что это за буква?
-Как вы думаете, над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?
-Какие цели поставим перед собой для изучения этой темы? ( научиться писать слова с Ь, развивать речь, память…)
СЛАЙД 5.
2. СТИХ. ( читает ученица)Запомните слова с Ь.
Мягкий знак - хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!
-Какие слова с Ь встретились в стихотворении? (назвать, уголь)
-Где в них стоит Ь?
-Для чего служит?
УЧИТЕЛЬ. – Ученые, изучающие русский язык, сказали, что буква Ь-талантлива?
-Что это значит?
-Образуйте к слову ТАЛАНТЛИВЫЙ синоним.
-Какие слова мы называем СИНОНИМЫМИ? (одарённый, способный, гениальный)
- Какой вывод можно сделать о Ь?
СЛАЙД 6.
*Не обозначает собственного звука.
*Может влиять на звук, стоящий перед ним.
*Не может стоять в начале слова, т. е. не имеет заглавной буквы.
3. Кроссворд. Работа в парах.
-Попадаем на следующую страницу Зимы, где она приготовила для нас задание, которое вы будете выполнять в парах.
-На лесной опушке собрались животные. Отгадайте, какие. ( На столе карточка с кроссвордом, слева таблица, справа - загадки.)
* Меньше тигра, больше кошки,
над ушами кисти-рожки
С виду кроток, но не верь,
страшен в гневе этот зверь. (рысь)
Р | Ы | С | Ь | |||
| Л | О | С | Ь | ||
| О | Л | Е | Н | Ь | |
М | Е | Д | В | Е | Д | Ь |
С | Н | Е | Г | И | Р | Ь |
*Трав копытами касаясь,
ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко ,
Рога раскинув широко. ( лось )
*Хоть верь, хоть не верь,
пробежал по снегу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
два развесистых куста. (олень)
*Летом гуляет, а зимой отдыхает. (медведь )
*Красногрудый, чернокрылый,
любит зёрнышки клевать.
С белым снегом на рябине
он появится опять. ( снегирь )
(Проверка в паре- один читает, другой говорит отгадку)
СЛАЙД 7.
-Легко ли животным зимой? Почему?
-Как человек может им помочь?
-Что объединяет все названия животных? ( на конце Ь )
-Для чего он здесь служит?
IV.Ф/м.
-А сегодня у Зимы - новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба-
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога-
Вот такой ширины!
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ,
Двери комнат отворяем
Слева - хлоп, справа- хлоп!
V. Закрепление.Работа в группах.
1.-А следующее задание необычное, называется « Собери четверостишье».
Для этого вы будете работать в группах.
Учитель. – На реке треснул лёд, все слова - льдинки раскололись и перепутались.
-Поставьте их на нужное место, чтобы река снова замёрзла, и Зима смогла покататься на льду на коньках.
Для этого надо поработать в группах.
(на доске)
Режут лёд … ,звеня.
Словно … у меня.
Я … , лечу по … -
Не беда, … упаду.
( ЛЬДУ, КРЫЛЬЯ, КОНЬКИ , СКОЛЬЖУ, КОЛЬ ) ( ДЕТИ ПИШУТ В ТЕТРАДЯХ )
(проверка- я вставляю карточку со словом )
2. Работа над текстом.
-Прочитайте предложения и скажите, являются ли они ТЕКСТОМ. Докажите.
НАСТАЛИ МОРОЗНЫЕ ДЕНЬКИ. МАЛЬЧИКИ ВЗЯЛИ КОНЬКИ И ПОБЕЖАЛИ НА РЕЧКУ. ВЕСЕЛО СКОЛЬЗИТЬ ПО ГЛАДКОМУ ЛЬДУ.
- Даны три заголовка. Какое из них наиболее точно подходит к этому тексту?
* Мальчики.
*Каток.
*Зимние забавы.
-Какие по интонации эти предложения?
VI. Рефлексия. Игра « Хоккей».
( 2 команды по 5 человек должны написать как можно больше слов с Ь в конце и в середине.)
( на доске пишу счёт )(1 к.-Снеговики.2 к.-Снегурочки)
VII. Д/з. Написать 10 слов с Ь по теме « Зима». Повыш. уровень- составить 2 предложения с любыми 2 словами.
VIII. Итог урока.
-Чем занимались?
-Что понравилось?
-Выполнили ли мы цель урока?
-Изучить новую тему нам помогли знания об окружающем мире, о животных, о прекрасной русской зиме. Но больше всего дети любят замечательный зимний праздник.
-Какой? ( Новый год.)
- Сейчас , оценивая свою работу, вы будете наряжать ёлку. ( у детей 3 шара с надписями: всё удалось, могу лучше, надо постараться)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....
Конспект урока по русскому языку (4 класс). на тему: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными».
Конспект урока по русскому языку (4 класс)....
Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме: "Какие слова пишутся с заглавной буквой?"
онспект урока с презентацией...
Конспект по русскому языку 3 класс на тему: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»
Тема: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»Класс: 3Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)Цель:Содержательная: сформировать знания о способах проверки безударных гласных ...
Анализ урока по русскому языку 3 класс по теме: «Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц»
Данный урок содержит в себе анализ урока коллеги Быковой О.Л. русский язык 3 класс...
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование знаний о безударных гласных звуках в корнеПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое проверочное и проверяемое словаУметь писать безударные гласн...
Урок русского языка, 3 класс, по теме "Правописание слов с безударными гласными
Технологическая карта урока русского языка....