Урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Донгак Ульяна Кара-Тарааевна

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

(УМК «Школа России», 4 класс)

Выполнила: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Донгак Ульяна Кара-Тарааевна

2015-16 учебный год

Урок русского языка  в 4 классе по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные»

 

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Методы обучения: системно-деятельностный подход.

Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.

Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием) «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Формы организации учебной деятельности:

• групповая; в парах; индивидуальная;

• фронтальная

Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква)

Воспитательная: воспитание интереса к русскому  языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. 

Формируемые УУД: 

  • личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
  • регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
  • коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
  • познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.   

Информационный материал:

• русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1. – Кызыл- 2011 с.74-75.

• раздаточный материал – карточки.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах,  группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.1.Организация начала урока.

 (Подготовка рабочего места. Эмоциональный настрой).

2. Актуализация.

Здравствуйте, ребята! К нам сегодня на урок пришли учителя школ города .Давайте поздороваемся с нашими гостями. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь. На столах у вас лежат сигналы настроения: солнышко и тучка. Покажите с помощью сигналов,  с каким настроением  вы начинаете работать…

1)2 работают с карточками

2) 1 работает у доски  а) разбор слов по составу: кормушка, кормовой, покормили   б) ( ото) шел (от) стола, (в) летел (в) окно,

3)Фронтальный опрос

-Что такое имя существительное?

-На какие вопросы отвечают?

-На какой вопрос отвечают одушевленные

существительные?

- А неодушевленные?

-Одушевленность и неодушевленность это какие признаки имени существительного?

-Что значит постоянный признак?

Проверка работы работающего у доски и с карточками.

Организуют рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Показывают свои настроения.

Индивидуально работают

Отвечают на вопросы

Минутка чистописания

Физминутка на глаза

Откройте тетради. Пишите сегодняшнее число.

Наш Шарик нашел воздушный шарик.

Почему 1-ое слово «Шарик» написано с большой буквы?

2-ое слово «шарик» с какой буквы написано?

Как вы думаете, какая наша тема?

Если ученики затрудняются.

Откройте учебник с.74. и читайте тему урока.

Чему мы должны научиться?

Пишут

Объясняют правописание слов.

Читают тему урока и цели урока.

Постановка учебной задачи

Работа в группах.

На карточках написаны слова для каждой группы:

стол – столы

дом - дома

подарок - …

кошка - …

Россия

Москва

река Волга

 

стол – столы

дом - дома

корабль – …

девочка - …

Тыва

Кызыл

река Енисей

стол – столы

дом - дома

карандаш - …

белка - …

Китай

Красноярск

река Лена

стол – столы

дом - дома

учебник-

мальчик-

Турция

Абакан

река Лена

- Прочитайте две пары слов левого   столбика.

- Как изменяются в нём слова?

- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

- Измените по числам остальные слова.

- Прочитайте слова правого столбика.

- Измените их по числам.

- Получается?        

- А к какой группе существительных относятся эти слова? Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать?                        

Работают в группе. Изменяют слова. Дети выполняют задание в карточках и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод.

- Слова изменяются по числам.

- Имена нарицательные.

Учащиеся пробуют изменить слова правого столбика по числам.

- Имена собственные.

- Собственные имена существительные не изменяются по числам.

Построение выхода из затруднений («открытие»)

    Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

- Какие у вас собственные имена?

- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.

- Как же пишутся собственные имена существительные?

- Но есть еще нарицательные имена существительные.

- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

- Как вы думаете, как пишутся такие слова?

- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

-Сверим свои полученные знания с учебником на стр. 74, читаем правило

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала

Чтения правила на с.74

Упражнение 1 (устно) по условии

Устно сделают упражнение

Физминутка

Включить физминутку

Первичное закрепление

Парная работа

.Упражнение 2  письменно

проверка

Пишут упражнение

Включение в систему знаний

Вместо точек вставь нужные имена существительные: собственные и нарицательные:

Мы живем в …..   ….. .  У нашего города течет …..  …… Наша школа находится на …… …….. . Меня зовут ……. . Моя фамилия ….. . Нашу учительницу зовут ……….

Пишут в тетрадях и сделают проверку по эталону

Вторичное закрепление полученных знаний

Тестирование

1.Какие имена существительные изменяются по числам?

А) собственные      Б) нарицательные

2. Какие имена существительные являются названиями многих предметов одного типа?

А) собственные      Б) нарицательные

3. Какие имена существительные являются названиями единичных  предметов?

А) собственные      Б) нарицательные

4. Какие имена существительные пишутся с большой буквы?

А) собственные      Б) нарицательные

Домашняя работа

Упр.4 с.75

Пишут в дневниках

Рефлексия

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели? 

- Что показалось сложным на уроке?

- Оцените свою работу на уроке:

- Если у вас всё получилось, вы довольны собой, возьмите  солнышко

- Если не всё получалось – тучку:            

Скажут цель урока

Отвечают на вопросы.

Каждый скажет свое мнение

Итог урока

Выставление оценок в журнал и в дневники учащихся

                                           

Самоанализ  урока русского языка в 4 классе

учителя начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Кызыла Республики Тыва Донгак Ульяны Кара-Тарааевны

.

 Образовательная система «Школа России»

Предмет: русский язык; учебник «Русский язык» 4 класс, авторы Г.М.Селиверстова, Ф.Т. Манзанова,

                 

Образовательная система: «Школа России»

Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные» Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Методы обучения: системно-деятельностный подход.

Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.

Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием)  «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Формы организации учебной деятельности:

• групповая; в парах; индивидуальная;

• фронтальная

Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква)

Воспитательная: воспитание интереса к русскому  языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. 

Формируемые УУД: 

  • личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
  • регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
  • коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
  • познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.   

Информационный материал:

• русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1. – Кызыл- 2011 с.74-75.

• раздаточный материал – карточки.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах,  группах.

Средства обучения: 

Для учащихся: раздаточный материал.

Для учителя: мультимедийная презентация «Имена существительные собственные и нарицательные»

 На протяжении всего урока наблюдался плавный переход от одного этапа к другому. Через организацию мотивации в начале урока учащиеся эмоционально были настроены на рабочий лад. Парная работа, где учащиеся должны были сгруппировать существительные, определить количество групп и принцип группировки, дала возможность не только актуализировать знания о роли употребления мягкого знака в словах, но и способствовала  формированию у них умения договариваться, приходить к совместному решению, воспитывать чувство взаимопомощи

.Для открытия новых знаний была создана проблемная ситуация  с помощью предъявленных противоречивых фактов, которые вызвали ситуацию удивления. В ходе осознания противоречий с помощью побуждающего диалога от проблемной ситуации учащиеся сформулировали учебную задачу: «Почему в одних случаях в именах существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак, а в других нет», которая была записана на доске.

На этапе поиска решения проблемы учащимися были выдвинуты следующие  гипотезы: возможно для этого нужно определить число в именах существительных; а может быть надо определить род в именах существительных. Через подводящий диалог проведена проверка правильности выдвинутых гипотез, в результате чего учащиеся пришли к выводу, что первая гипотеза проблему решить не может. Вторая гипотеза дает возможность сделать вывод, что в существительных женского рода после шипящих на конце мягкий знак пишется, а в  мужском роде нет. Подтверждение новых знаний научным языком дети находят в учебнике в виде правила. Возвращаясь снова к проблеме, учащиеся проговаривают, как решали проблему: с помощью имеющихся знаний и учебника.

Реализация и публичное представление продукта проходили через постановку вопросов учащимися по данной теме и составление схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце. Для закрепления нового знания были использованы задания различной степени сложности, которые способствовали интеллектуальному развитию учащихся. Использование групповой работы и работы в парах было направлено на формирование коммуникативных компетенций (умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению в совместной деятельности). На уроке были использованы различные виды контроля: ученик-ученик (при работе в группах и парах), самоконтроль, ученик-учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде). Применение различных видов работы, чередование устной и письменной речи, проведение физминутки- все это позволило снять утомляемость у учащихся, избежать перегрузки. .учащиеся работали на уроке активно, с интересом. увлеченно. План урока полностью реализован.  Поставленные цели и задачи достигнуты. Материал учащимися усвоен в полном объеме, об этом свидетельствуют результаты теста.  

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имена существительные собственные и нарицательные

Слайд 2

Мы живём в ...... …… . У нашего города течёт …. …… . Наша школа находится на ….. ……. . Меня зовут …… .Моя фамилия …… . Нашу учительницу зовут ……. ……………. . городе Кызыле. река Енисей. улице Рабочая. Ульяна Кара-Тарааевна .

Слайд 4

1.Какие имена существительные изменяются по числам? А) собственные Б) нарицательные 2. Какие имена существительные являются названиями многих предметов одного типа? А) собственные Б) нарицательные

Слайд 5

3. Какие имена существительные являются названиями единичных предметов? А) собственные Б) нарицательные 4. Какие имена существительные пишутся с большой буквы? А) собственные Б) нарицательные

Слайд 6

- Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? - Что показалось сложным на уроке? - Оцените свою работу на уроке: - Если у вас всё получилось, вы довольны собой, возьмите солнышко - Если не всё получалось – тучку

Слайд 7

Домашняя работа У.4 с.75.

Слайд 8

Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...