Правописание –ться и –тся в глаголах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ионина Вера Александровна

Урок русского языка по ОП "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 4 "г" классе

по программе «Начальная школа XXI века»

 

Тема урока: Правописание –ться и –тся в глаголах.

Тип урока: урок открытия  нового знания

1. Этапы мотивации

У. -Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

- Продолжите фразу:

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)

2. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.

СЛАЙД 1

У. – Откройте тетради, запишите число, классная работа.

У. - Прочитайте слова.

У.- Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй имена прилагательные.

СЛАЙД 1 (появляется позже)

(Охотник, пейзаж, похожий, фиолетовый, решать, свобода, сверкать, лиловый, желать.)

У. - Назовите слова первого столбика.

СЛАЙД 2

У. - Назовите слова второго столбика.

СЛАЙД 2 (появляется позже)

У.  - Слова какой части речи остались?

Д. - Глаголы.

У. - Что вы знаете о глаголе?

(На доске развешаны вопросы, ребята по одному выходят к доске, выбирают вопрос и отвечают.)

ЗНАЮ                                        НЕ ЗНАЮ

(Что называют глаголы? На какие вопросы отвечают? Каким членом предложения является глагол? Употребляются ли глаголы с предлогами? Как пишется частица не с глаголами? Вид глагола? Форму глагола?)

(Спряжение глаголов? Время глаголов? Как писать безударное окончания глаголов? Как пишутся суффиксы глаголов? Как пишутся глаголы на -тся, -ться?)

У. - Посмотрите как много вы знаете. Но есть и то, что вы ещё не знаете. А это значит впереди нас ждёт много открытий.

Эпиграф:

У. – Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося лингвиста Александра Матвеевича Пешковского

СЛАЙД 3

Глаголы – это слова, оживляющие все,  к чему они приложены. (А.М. Пешковский).

У. - На какое важное свойство глаголов обращает внимание А.М.Пешковский?

Д. -  Глаголы – главная часть речи. Без них наша речь мертва, в ней нет движения. А ведь движение – это жизнь. Значит, глаголы «оживляют» нашу речь.

У. -  Совершенно верно!

У. –  Запишите эти слова известного учёного-лингвиста.

У. – О какой части речи пойдет  речь на уроке?

Д. - О глаголе.

У. – Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.

У. – Почему я так сказала?

Д. – Потому что мы о нем, что - то уже  знаем, но еще не все.

У. – Говорить мы будем о глаголах. Но вот саму тему урока вы сформулируете чуть позже.

3. Выявление места и причины затруднения.

1) Формулирование темы  урока.

У. -Я прочту вам слова, а вы внимательно прослушайте и скажите, чем они вам покажутся интересными.

 Учится, умница, учиться, столица, трудится, трудиться, синица, светится, светиться, улица, искупаться, искупаются.        

 У. -Что интересного вы услышали в словах?

Д. -В конце слов слышится [ЦА].

 СЛАЙД 4

У. - А сейчас посмотрите, как эти слова пишутся. Что вы заметили?

Д. - В одних слова пишется -ца, а в других нет.

У. - Прочитайте слова, в которых слышится [ца] и пишется ца.

- Какой частью речи они являются?

Д. - Это имена существительные.

У. - Существует ли проблема написания этой орфограммы?

Д. - Здесь нет орфограммы.

 У.- Какой частью речи являются остальные слова?

Д.   - Глаголы.

У.  - Что вы заметили?

Д. - Слышится [ца], а пишется -тся или –ться.

У. - Вы можете сказать, когда пишется –тся, а когда –ться? Выскажите своё мнение?

- Это проблема? Сочетание [ца] на конце глаголов - это опасное место – орфограмма.

 - Можете, исходя из этой проблемы, сформулировать тему урока?

СЛАЙД 5

У. -Запишите тему урока.

«Правописание    –тся   и   -ться в глаголах».

2) Формулирование цели  урока.

У. -  Какие учебные задачи поставим перед собой:

 - Что мы должны выяснить на уроке?

- А чему мы должны научиться?

Д. -  Когда писать –тся, а когда –ться.

-Научиться правильно писать в глаголах -тся и –ться.

4. Построение проекта выхода из затруднений

СЛАЙД 6

(даны только глаголы)

1) 

У. - Итак, возникла проблема.  Нам необходимо найти способы проверки и решить     проблему.

У. - С чего начнем наше маленькое исследование?

Д. - Разделим глаголы на две группы.

Д. -  Зададим  вопрос.

Д. - Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся.

У. - Работаем в тетрадях. У доски (два человека)

У. - Проверяем.

У. -Чтобы узнать –тся или –ться написать на конце глагола, нужно…

У. - Определите форму  и лицо глаголов в столбиках.

     - Какой вывод можно сделать?

Д. - Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в личной форме в  3-ем лице, то пишем –тся.

2) Работа по учебнику

У. - Проверим правильность ваших выводов, прочитав в учебнике на с. 115 рубрику «Тайны языка».

У.  - От чего же зависит написание -ться и -тся в глаголах?

У. - Какой способ определения правописания вам легче запомнить вы вправе выбрать сами: определив форму глагола или по вопросу.

5. Динамическая пауза

У. - Потянуться, отдохнуть,
     Глубоко теперь вздохнуть.
     Встать, попрыгать, посмея
ться,
     Покружи
ться, покачаться,
     Поклони
ться, распрямиться
     И опять начать труди
ться.

6. Первичное закрепление

1) Работа со словами из динамической паузы.

У. - Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (потянуться, посмеяться, покружиться, покачаться,  поклониться, трудиться)

СЛАЙД 7 ( с глаголами)

У. - Запишем их в столбик

У. - Что вы заметили?

Д. -Все глаголы в неопределённой форме.

У. - Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

СЛАЙД 7 (появляются слова по мере ответов детей)

У. - Проверяем

Потянуться – потянется

Посмеяться - посмеётся

Покружиться - покружится

Поклониться – поклонится

Распрямиться - распрямится

Трудиться - трудится

2) Самостоятельная работа. 
У. -Теперь вы легко можете перейти к следующему заданию.

СЛАЙД 8 (записаны словосочетания)

(Улыбат…ся ребёнку, вертит…ся на языке, провалит…ся сквозь землю, улыбает…ся при встречах, вернут..ся из дальней поездки.)

У. - Прочитайте и расскажите что нужно будет сделать.

Д. -  Записать словосочетания, вместо точек вставить мягкий знак.

У. - Работайте самостоятельно.
У.- Назови фразеологические обороты. (Вертится на языке, провалиться сквозь землю).
У. - Как вы понимаете их значение? Уточним в словаре фразеологизмов.

(Сухов и Кузора работают со словарём)
У.- Какие глаголы написали с мягким знаком? (Улыбаться ребенку, провалиться сквозь землю.)
У.- Какой формы эти глаголы?

Д. - Неопределённой формы

У - Какой формы остальные глаголы?

Д.- Личной формы

У. - Ребята готовы. Вернёмся к фразеологизмам.

У. - Вы были правы. Работаем дальше.
У. - Какой глагол вызвал сомнение?

Д. - Вернутся из дальней поездки, вернуться из дальней поездки.

У. - В чём затруднение?

Д. - Можно написать -ться, а можно -тся.

У. - Вы правы, здесь возможны 2 варианта решения.

У. - Придумайте два предложения, в которых данное словосочетание будет писаться по-разному.

(Я хочу вернуться из дальней поездки.
Скоро родители вернутся из дальней поездки.)

У. - Сделайте вывод.
Д. - В одних и тех же словах могут  быть разные написания?

7. Вторичное закрепление
1)
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Дифференцированные задания с правом на выбор.
У. - Возьмите в руки карточку. Будем работать по уровням.
1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.
2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.
3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3

1 уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Проявлять стремление – ….

Они испытывают  волнение -…..  

Допускать ошибки -……            

Он испытывает радость-  …… 

Проверка 1 и 2 уровня вместе. Проверка 3 уровня самостоятельно с доски, где открывают ся ответы.
СЛАЙД 9 (проверка 3 уровня)

2) Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

У.- А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.

1 вариант – 1и 2 предложения,

2 вариант – 3 предложение.

-  Самопроверка по образцу.

СЛАЙД 10

1в.   Рано утром на рассвете умываются мышата.

     Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

                             2в.   Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

       Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

3) Письмо под диктовку.

Отметьте  × нужную клеточку.  

( Запираться на засов, расстилается туман, собирается в школу, надо заботиться о здоровье, хочет учиться, девочка учится, любит трудиться, слышится голосок.)

У. - Давайте вернёмся к таблице ЗНАЮ  - НЕ ЗНАЮ

У. - Что вы узнали сегодня о глаголе

У. - Какую цель ставили перед собой на  начало урока?

У. - Я довольна, что вы сумели сегодня сделать открытие, а как вы сами оцениваете свою работу?

СЛАЙД 11

  • Мне хочется похвалить одноклассников за…
  • Я понял, что…
  • Себя я могу похвалить за…
  • Я научился определять правописание тся/ться по…
  • На следующих уроках мне надо поработать над..
  • Теперь я…
  • Эти знания мне пригодятся …

У. - Спасибо за урок! Желаю вам «Учиться так, словно ваших знаний вам не хватает, и так, словно вы вечно страшитесь растерять их» (древнее китайское изречение).

8. Домашнее задание

СЛАЙД 12

- Дом. задание я предлагаю вам на выбор:

1) упр. 220 стр. 105,

2) придумать и записать по 5 слов на изученное правило.

ЗНАЮ  

                                     НЕ ЗНАЮ

Что называют глаголы?

На какие вопросы отвечают?

Каким членом предложения является глагол?

Употребляются ли глаголы с предлогами?

Как пишется частица не с глаголами?

Вид глагола?

Форму глагола?

Спряжение глаголов?

Время глаголов?

Как писать безударное окончания глаголов?

Как пишутся суффиксы глаголов?

 Как пишутся глаголы на -тся, -ться?

1 уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Проявлять стремление – ….

Они испытывают  волнение -…..  

Допускать ошибки -……            

Он испытывает радость-  …… 
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Проявлять стремление – ….

Они испытывают  волнение -…..  

Допускать ошибки -……            

Он испытывает радость-  …… 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Проявлять стремление – ….

Они испытывают  волнение -…..  

Допускать ошибки -……            

Он испытывает радость-  …… 

1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ

- ТСЯ

____________________________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ

- ТСЯ

_______________________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ

- ТСЯ

__________________________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ

- ТСЯ

____________________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ

- ТСЯ

_____________________________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ

- ТСЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание ться и тся в глаголах

В данной работе  вы найдете    разработку урока и презентацию по программе "Начальная школа XII века"...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание ться и тся в глаголах"

Урок русского языка в 4 классе по программе 21 века (учебник Иванова С.В. и др.) Тема: Правописание ться и тся в глаголах. Тип урока: урок открытия нового знания. Технологическая карта урока русско...

Отработка правописания -ться и -тся в глаголах.

Разработка урока русского языка в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века". На уроке отрабатывается умение писать глаголы, оканчивающиеся на -ться, -тся....

Правописание –ться и -тся в глаголах.

Тема:  Правописание –ться и -тся в глаголах.Цель: создать содержательные и организационные условия для  формирования умения различать случаи написания -ться и -тся в глаголах....

презентация к уроку русского языка в 4 классе правописание -ться и тся в глаголах

Материал содержит презентационное сопровождение урока русского языка в 4 классе "Правописание -ться и -тся в глаголах"...

Технологическая карта урока "Правописание –ться и –тся в глаголах" 4 класс

Тема урокаПравописание –ться и –тся в глаголахТип урокаУрок  ознакомления с новым материаломЦель урока:  Содействовать ознакомлению с правилом правописания –ться и   -тся в гл...