Правописание –ться и –тся в глаголах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 4 "г" классе
по программе «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Правописание –ться и –тся в глаголах.
Тип урока: урок открытия нового знания
1. Этапы мотивации
У. -Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!
- Продолжите фразу:
«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….
( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)
2. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.
СЛАЙД 1
У. – Откройте тетради, запишите число, классная работа.
У. - Прочитайте слова.
У.- Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй имена прилагательные.
СЛАЙД 1 (появляется позже)
(Охотник, пейзаж, похожий, фиолетовый, решать, свобода, сверкать, лиловый, желать.)
У. - Назовите слова первого столбика.
СЛАЙД 2
У. - Назовите слова второго столбика.
СЛАЙД 2 (появляется позже)
У. - Слова какой части речи остались?
Д. - Глаголы.
У. - Что вы знаете о глаголе?
(На доске развешаны вопросы, ребята по одному выходят к доске, выбирают вопрос и отвечают.)
ЗНАЮ НЕ ЗНАЮ
(Что называют глаголы? На какие вопросы отвечают? Каким членом предложения является глагол? Употребляются ли глаголы с предлогами? Как пишется частица не с глаголами? Вид глагола? Форму глагола?)
(Спряжение глаголов? Время глаголов? Как писать безударное окончания глаголов? Как пишутся суффиксы глаголов? Как пишутся глаголы на -тся, -ться?)
У. - Посмотрите как много вы знаете. Но есть и то, что вы ещё не знаете. А это значит впереди нас ждёт много открытий.
Эпиграф:
У. – Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося лингвиста Александра Матвеевича Пешковского
СЛАЙД 3
Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены. (А.М. Пешковский).
У. - На какое важное свойство глаголов обращает внимание А.М.Пешковский?
Д. - Глаголы – главная часть речи. Без них наша речь мертва, в ней нет движения. А ведь движение – это жизнь. Значит, глаголы «оживляют» нашу речь.
У. - Совершенно верно!
У. – Запишите эти слова известного учёного-лингвиста.
У. – О какой части речи пойдет речь на уроке?
Д. - О глаголе.
У. – Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.
У. – Почему я так сказала?
Д. – Потому что мы о нем, что - то уже знаем, но еще не все.
У. – Говорить мы будем о глаголах. Но вот саму тему урока вы сформулируете чуть позже.
3. Выявление места и причины затруднения.
1) Формулирование темы урока.
У. -Я прочту вам слова, а вы внимательно прослушайте и скажите, чем они вам покажутся интересными.
Учится, умница, учиться, столица, трудится, трудиться, синица, светится, светиться, улица, искупаться, искупаются.
У. -Что интересного вы услышали в словах?
Д. -В конце слов слышится [ЦА].
СЛАЙД 4
У. - А сейчас посмотрите, как эти слова пишутся. Что вы заметили?
Д. - В одних слова пишется -ца, а в других нет.
У. - Прочитайте слова, в которых слышится [ца] и пишется ца.
- Какой частью речи они являются?
Д. - Это имена существительные.
У. - Существует ли проблема написания этой орфограммы?
Д. - Здесь нет орфограммы.
У.- Какой частью речи являются остальные слова?
Д. - Глаголы.
У. - Что вы заметили?
Д. - Слышится [ца], а пишется -тся или –ться.
У. - Вы можете сказать, когда пишется –тся, а когда –ться? Выскажите своё мнение?
- Это проблема? Сочетание [ца] на конце глаголов - это опасное место – орфограмма.
- Можете, исходя из этой проблемы, сформулировать тему урока?
СЛАЙД 5
У. -Запишите тему урока.
«Правописание –тся и -ться в глаголах».
2) Формулирование цели урока.
У. - Какие учебные задачи поставим перед собой:
- Что мы должны выяснить на уроке?
- А чему мы должны научиться?
Д. - Когда писать –тся, а когда –ться.
-Научиться правильно писать в глаголах -тся и –ться.
4. Построение проекта выхода из затруднений
СЛАЙД 6
(даны только глаголы)
1)
У. - Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить проблему.
У. - С чего начнем наше маленькое исследование?
Д. - Разделим глаголы на две группы.
Д. - Зададим вопрос.
Д. - Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся.
У. - Работаем в тетрадях. У доски (два человека)
У. - Проверяем.
У. -Чтобы узнать –тся или –ться написать на конце глагола, нужно…
У. - Определите форму и лицо глаголов в столбиках.
- Какой вывод можно сделать?
Д. - Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в личной форме в 3-ем лице, то пишем –тся.
2) Работа по учебнику
У. - Проверим правильность ваших выводов, прочитав в учебнике на с. 115 рубрику «Тайны языка».
У. - От чего же зависит написание -ться и -тся в глаголах?
У. - Какой способ определения правописания вам легче запомнить вы вправе выбрать сами: определив форму глагола или по вопросу.
5. Динамическая пауза
У. - Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
6. Первичное закрепление
1) Работа со словами из динамической паузы.
У. - Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (потянуться, посмеяться, покружиться, покачаться, поклониться, трудиться)
СЛАЙД 7 ( с глаголами)
У. - Запишем их в столбик
У. - Что вы заметили?
Д. -Все глаголы в неопределённой форме.
У. - Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.
СЛАЙД 7 (появляются слова по мере ответов детей)
У. - Проверяем
Потянуться – потянется
Посмеяться - посмеётся
Покружиться - покружится
Поклониться – поклонится
Распрямиться - распрямится
Трудиться - трудится
2) Самостоятельная работа.
У. -Теперь вы легко можете перейти к следующему заданию.
СЛАЙД 8 (записаны словосочетания)
(Улыбат…ся ребёнку, вертит…ся на языке, провалит…ся сквозь землю, улыбает…ся при встречах, вернут..ся из дальней поездки.)
У. - Прочитайте и расскажите что нужно будет сделать.
Д. - Записать словосочетания, вместо точек вставить мягкий знак.
У. - Работайте самостоятельно.
У.- Назови фразеологические обороты. (Вертится на языке, провалиться сквозь землю).
У. - Как вы понимаете их значение? Уточним в словаре фразеологизмов.
(Сухов и Кузора работают со словарём)
У.- Какие глаголы написали с мягким знаком? (Улыбаться ребенку, провалиться сквозь землю.)
У.- Какой формы эти глаголы?
Д. - Неопределённой формы
У - Какой формы остальные глаголы?
Д.- Личной формы
У. - Ребята готовы. Вернёмся к фразеологизмам.
У. - Вы были правы. Работаем дальше.
У. - Какой глагол вызвал сомнение?
Д. - Вернутся из дальней поездки, вернуться из дальней поездки.
У. - В чём затруднение?
Д. - Можно написать -ться, а можно -тся.
У. - Вы правы, здесь возможны 2 варианта решения.
У. - Придумайте два предложения, в которых данное словосочетание будет писаться по-разному.
(Я хочу вернуться из дальней поездки.
Скоро родители вернутся из дальней поездки.)
У. - Сделайте вывод.
Д. - В одних и тех же словах могут быть разные написания?
7. Вторичное закрепление
1) Самостоятельная работа с самопроверкой.
Дифференцированные задания с правом на выбор.
У. - Возьмите в руки карточку. Будем работать по уровням.
1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.
2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.
3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило
Проявлять стремление – ….
Они испытывают волнение -…..
Допускать ошибки -……
Он испытывает радость- ……
Проверка 1 и 2 уровня вместе. Проверка 3 уровня самостоятельно с доски, где открывают ся ответы.
СЛАЙД 9 (проверка 3 уровня)
2) Работа по учебнику стр. 105 упр. 219
У.- А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.
1 вариант – 1и 2 предложения,
2 вариант – 3 предложение.
- Самопроверка по образцу.
СЛАЙД 10
1в. Рано утром на рассвете умываются мышата.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
2в. Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
3) Письмо под диктовку.
Отметьте × нужную клеточку.
( Запираться на засов, расстилается туман, собирается в школу, надо заботиться о здоровье, хочет учиться, девочка учится, любит трудиться, слышится голосок.)
У. - Давайте вернёмся к таблице ЗНАЮ - НЕ ЗНАЮ
У. - Что вы узнали сегодня о глаголе
У. - Какую цель ставили перед собой на начало урока?
У. - Я довольна, что вы сумели сегодня сделать открытие, а как вы сами оцениваете свою работу?
СЛАЙД 11
- Мне хочется похвалить одноклассников за…
- Я понял, что…
- Себя я могу похвалить за…
- Я научился определять правописание тся/ться по…
- На следующих уроках мне надо поработать над..
- Теперь я…
- Эти знания мне пригодятся …
У. - Спасибо за урок! Желаю вам «Учиться так, словно ваших знаний вам не хватает, и так, словно вы вечно страшитесь растерять их» (древнее китайское изречение).
8. Домашнее задание
СЛАЙД 12
- Дом. задание я предлагаю вам на выбор:
1) упр. 220 стр. 105,
2) придумать и записать по 5 слов на изученное правило.
ЗНАЮ
НЕ ЗНАЮ
Что называют глаголы?
На какие вопросы отвечают?
Каким членом предложения является глагол?
Употребляются ли глаголы с предлогами?
Как пишется частица не с глаголами?
Вид глагола?
Форму глагола?
Спряжение глаголов?
Время глаголов?
Как писать безударное окончания глаголов?
Как пишутся суффиксы глаголов?
Как пишутся глаголы на -тся, -ться?
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило
Проявлять стремление – ….
Они испытывают волнение -…..
Допускать ошибки -……
Он испытывает радость- ……
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило
Проявлять стремление – ….
Они испытывают волнение -…..
Допускать ошибки -……
Он испытывает радость- ……
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило
Проявлять стремление – ….
Они испытывают волнение -…..
Допускать ошибки -……
Он испытывает радость- ……
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
- ТЬСЯ | ||||||||
- ТСЯ |
____________________________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
- ТЬСЯ | ||||||||
- ТСЯ |
_______________________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
- ТЬСЯ | ||||||||
- ТСЯ |
__________________________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
- ТЬСЯ | ||||||||
- ТСЯ |
____________________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
- ТЬСЯ | ||||||||
- ТСЯ |
_____________________________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
- ТЬСЯ | ||||||||
- ТСЯ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание ться и тся в глаголах
В данной работе вы найдете разработку урока и презентацию по программе "Начальная школа XII века"...
Урок русского языка в 4 классе "Правописание ться и тся в глаголах"
Урок русского языка в 4 классе по программе 21 века (учебник Иванова С.В. и др.) Тема: Правописание ться и тся в глаголах. Тип урока: урок открытия нового знания. Технологическая карта урока русско...
Отработка правописания -ться и -тся в глаголах.
Разработка урока русского языка в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века". На уроке отрабатывается умение писать глаголы, оканчивающиеся на -ться, -тся....
Правописание –ться и -тся в глаголах.
Тема: Правописание –ться и -тся в глаголах.Цель: создать содержательные и организационные условия для формирования умения различать случаи написания -ться и -тся в глаголах....
презентация к уроку русского языка в 4 классе правописание -ться и тся в глаголах
Материал содержит презентационное сопровождение урока русского языка в 4 классе "Правописание -ться и -тся в глаголах"...
Презентация к уроку русского языка №45 в 4 классе на тему "Правописание ться и тся в глаголах"
УМК "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока "Правописание –ться и –тся в глаголах" 4 класс
Тема урокаПравописание –ться и –тся в глаголахТип урокаУрок ознакомления с новым материаломЦель урока: Содействовать ознакомлению с правилом правописания –ться и -тся в гл...