Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Ф Словесный: беседа | 1. Приветствие. 2. Эмоциональный настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Софья Александровна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Очень тихо сели девочки, еще тише сели мальчики. -В русском языке много тайн и многие из них вы уже изучили. Сегодня вы откроете ещё одну тайну, но для этого вам нужно быть внимательными и не нарушать дисциплину. -А как нужно правильно сидеть за партой?
-Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. -Теперь мы можем начинать наше занятие.
| 1. Приветствуют учителя. 2. Настраиваются на урок.
- сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не опираться грудью на стол, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке, туловище, голову, плечи держать ровно.
| Р: включение в учебную деятельность Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.
|
Презентация Слайд 1 (приветствие)
Слайд 2 (Правильная посадка)
|
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
И Практический: Словарная работа
| - Организует словарную работу.
- Актуализирует знания учащихся.
-Откройте тетрадь, запишите число, «классная работа». (22 марта, Классная работа). -5 желающих работают у доски, остальные в тетради. -Разберите слова по составу: свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка. -Молодцы, садитесь. Проверьте, чтобы у всех было правильно выполнено упражнение. - Посмотрите на экран. Перед вами имена прилагательные. Спишите их, определяя род каждого прилагательного.
Добрая, лесное, фруктовый, зимний, красная, стеклянное, пушистая, дальняя, спелый, воздушный.
- Проверьте правильность выполнения задания. Посмотрите на экран, посчитайте количество ошибок. | - Выполняют словарную работу.
- Отвечают на вопросы учителя.
- Добрая(жен), лесное(средний), фруктовый(муж), зимний(муж), красная(жен), стеклянное(средний), пушистая(жен), дальняя(жен), спелый(муж), воздушный(муж)
| Предметные: актуализировать имеющиеся знания. Метапредметные: П: анализ Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся.
|
Слайд 3 (Проверка по эталону) |
Постановка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Ф Словесный: беседа
| - Подводит к теме урока.
- Подводит к формулировке учащимися цели урока.
-Итак, посмотрите на экран и скажите мне, какое слово лишнее? Пушистый, весёлые, красная, спелое.
- Что в них общего?
- Вы говорите верно. Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем с вами работать?
- Какую цель поставим на уроке?
| - Формулируют тему и цель урока.
-Весёлые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные — признак одного предмета.
-Число имен прилагательных
-Мы будем учиться правильно определять число имен прилагательных. | Предметные: уметь: планировать работу в рамках темы. Метапредметные: Р:целеполагание.
|
Слайд 4 (Слова)
Слайд 5 (Тема)
Слайд 6 (Цель)
|
«Открытие» детьми нового знания (8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Ф Словесный: беседа
И Практический: упражнение
| - Подводит учащихся к «открытию» нового знания.
- Контролирует процесс выполнения упражнения по новой теме.
На доске записаны словосочетания:
Сладкое наливное яблоко. Узкая полевая дорога. Ясный солнечный день.
- Прочитайте сочетания слов. Определите, из каких частей речи они состоят.
- Запишите данные словосочетания.
- Назовите все имена существительные.
- В каком числе находятся эти имена существительные?
- Скажите, в каком числе стоят в этих сочетаниях имена прилагательные и почему?
- Какой вывод можно сделать?
- Поставьте имена существительные во множественное число. - Употребите вместе с существительными, стоящими во множественном числе, относящиеся к ним имена прилагательные и задайте к ним вопрос.
сладкое наливное яблоко яблоки (какие?) сладкие наливные
узкая полевая дорога дороги (какие?) узкие полевые
яркий солнечный день дни (какие?) яркие солнечные
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном числе?
- Выделите окончания имен прилагательных во множественном числе. -Давайте прочитаем правило на странице 78. -Скажите, что нового мы узнали?
-Откройте учебник на странице 78 упр. 136 -Один ученик работает у доски, остальные письменно в тетради. - Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания. - Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чём их различие? — В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями? -Перейдем к упражнению 137. Прочитайте словосочетания в единственном числе. Назовите окончания. — Почему они разные? — Прочитайте словосочетания во множественном числе. Назовите окончания. — Почему они одинаковые? — Прочитайте ниже сведения о языке. — Что можно сказать об именах прилагательных во множественном числе? | 1. Отвечают на вопросы учителя. 2. Выполняют упражнение, применяя полученные знания.
.
-Каждое сочетание состоит из двух имен прилагательных и одного имени существительного.
-Яблоко, дорога, день
-Это имена существительные в единственном числе. -Имена прилагательные в данных сочетаниях стоят в единственном числе, так как в единственном числе находятся имена существительные, к которым они относятся. -Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные, к которым они относятся. -Яблоки, дороги,дни.
- Какой? Какое? Какая? -Какие?
-ые, -ие.
-Что имена прилагательные могут изменяться по числам
-Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.
-Они не изменяются по родам. | Предметные: уметь:опрелять число имен прилагательных. знать: части речи; как изменяются имена прилагательные во множественном числе. Метапредметные: П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.
|
Слайд 7
|
Динамическая пауза (1 мин) |
|
Ф Практический: физминутка
| 1. Организует проведение динамической паузы. - А сейчас немного потренируемся. Все встали как в эстафете на физкультуре друг за другом. На доске три столбика со словосочетаниями «имя прилаг.+имя сущ.» Каждому ряду соответствует свой столбик. Вам нужно подбежать к доске, подписать число над словосочетанием в столбике, который соответствует вашему ряду и передать эстафету другому.
Дружный класс, нежное пюре, веселые девочки, светлое небо, озорная кошка, крикливые петухи, заботливые мамы, золотое сердце, дорогой папа, далекие края, верные подруги, великое дело, хорошие ученики, солнечное утро, белые лебеди, длинная дорога, зеленая долина, осенние вечера, уютные комнаты, письменный стол, красивые пейзажи, верный друг, хищные животные, большие горы, красивая кукла, яркие звёзды, милый ребенок, белые облака, летнее солнце, красивые закаты. | 1. Выполняют упражнения.
| Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни |
|
Первичное закрепление (10 мин) | Усвоение нового способа действий |
И Практический: упражнение
Наглядный учебник
П Словесный: Пересказ правила
| - Организует парную работу.
-На столах у вас лежат карточки с заданиями. Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число.
Пример: День теплый - дни теплые. 1 карточка.
1)Берёза кудрявая ………… какие? ……..
2)Облако пушистое ………… какие? ……...
2 карточка.
1)Река быстрая ………… какие? ……..
2)Змея гладкая …………. какие?........
3 карточка. 1)Бабочка красивая ………… какие? …………
2)Облако белое ………… какие? ………….
-Давайте проверим, что у вас получилось. | - Организует парную работу.
Берёзы кудрявые. Облака пушистые.
Реки быстрые. Змеи гладкие.
Бабочки красивые. Облака белые.
| Предметные: уметь : работать в парах. знать: правила работы в парах. Метапредметные: П: анализ. Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. Личностные: осознание ответственности за общее дело.
|
Слайд 9 (Пример упражнения)
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Ф Словесный: инструктаж
И Практический: самостоятельная работа
| - Организует самостоятельную работу с самопроверкой.
-У вас на партах лежат листочки, подпишите их в правом верхнем углу (Фамилия и имя). -Посмотрите на экран. Спишите эти предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Определите число.
Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой. Кричат весёлые воробьи.
-Работаем самостоятельно, друг другу не мешаем. На выполнение этого задания у вас есть 5 минут. Начинайте работать. -Закончили. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. На экране представлены правильные ответы. Возьмите карандаш и исправьте ошибки. - Если у вас нет ошибок- оценка 5; 1 ошибка – оценка 4; 2,3 ошибки – оценка 3; больше 3 ошибок – оценка 2. -Закончили. Сидя на своих местах, молча с последних парт передаём листочки вперёд. | - Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой.
Пришла дружная(ед. ч.) весна. Светит тёплое(ед. ч.) солнышко. Журчат шумные(мн. ч.) ручьи. На берёзах надулись маленькие(мн. ч) почки. Они пахнут душистой (ед.ч)смолой. Кричат весёлые (мн.ч.)воробьи. | Предметные: уметь: самостоятельно работать с заданиями по теме урока. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К: использование критериев для обоснования своего суждения. |
Слайд 10 (Сам.раб.)
Слайд 11 (Эталон)
Слайд 12 (критерий оценивания)
|
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Ф Словесный: беседа
| -Продолжаем работать. Прочитайте задание к упражнению 141 на странице 81. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Подбирая слова, помните, что предметы сравниваются по одному признаку: либо по размеру, либо по цвету, либо по качеству. 1.Стебель тонкий, а ствол ____________. 2.У зайца хвост короткий, а уши _______. 3.Слон большой, а мышь ________. 4.Ворота широкие, а калитка __________. 5. Весна бывает ранняя и __________. 6.Настроение бывает весёлое и ________.
-Работать будем по цепочке у доски . -Молодцы, ребята!
|
-Выполняют упражнение.
1.Стебель тонкий, а ствол толстый. 2.У зайца хвост короткий, а уши длинные. 3.Слон большой, а мышь маленькая. 4.Ворота широкие, а калитка узкая. 5. Весна бывает ранняя и поздняя. 6.Настроение бывает весёлое и грустное. | Предметные: уметь: правильно выполнять задания по изученной теме. Метапредметные: Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |
|
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа
| - Побуждение к диалогу.
- Подведение итогов.
- Оценивание работы учащихся.
-Откройте дневник , запишите домашнее задание. Учебник, страница 80, № 138. Учить правила .
-Давайте подведем итоги нашей сегодняшней работы.
-Какая тема была на нашем уроке? -Какую цель мы ставили на сегодняшний урок? -Давайте проверим, достигли ли мы цели нашего урока. На доске представлены 2 столбика. В первом столбике представлены словосочетания «имя прилаг. + имя сущ.» в единственном числе, во втором-во множественном числе. Посмотрите на доску и скажите, все ли верно записано. Ед. число | Мн. Число | Красивое место | Глубокие озера | Осенние вечера | Маленький друг | Удивительный мир | Теплые варежки | Красивые картинки | Большой дом | Интересная книга | Хорошие друзья |
-Ребята, достигли ли мы цель урока? -Отлично, теперь оцените свою работу на уроке. Подготовьте 3 цветных карандаша: зелёный, жёлтый и красный. Поднимите зелёный карандаш, если вам было легко и всё понятно. -Теперь поднимите жёлтый карандаш те, кто испытывал трудности и остались вопросы. -Поднимите красный карандаш те, кто совсем ничего не понял. -За работу на уроке я поставила некоторым ребятам оценки. Имя Фамилия | Работа на уроке | Самостоятельная работа | Оценка |
|
|
|
|
(Рассмотреть дома еще раз правила по пройденной теме и проделанную нами работу за урок, закрепить полученные знания выполнением домашнего задания). -Спасибо за работу. Урок окончен! | - Отвечают на вопросы учителя.
- Подводят итоги.
- Оценивают свою работу.
-Число имен прилагательных. - учиться правильно определять число имен прилагательных
-Нет. В первом столбике неправильно записаны словосочетания: осенние вечера, красивые картинки, во втором- большой дом, маленький друг.
-Да | Предметные: уметь: предвидеть возможные результаты своих действий. знать: навыки контроля и оценки своей деятельности. Метапредметные: Р: оценка. К: использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
|
Слайд 13 (Домашнее задание
Слайд 14 (Цель)
Слайд 15 (Пояснения)
|