Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 специального (коррекционного) класса VIII вида
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая рограмма разработа на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов, под редакцией В.В. Воронковой-8 изд.-М.- Просвещение, 2013г.
Рабочая программа расчитана на 5ч/н (170часов)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
___________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по письму и развитию речи
для 3 специального (коррекционного) класса VIII вида
5 часов в неделю (всего 170 часов)
Автор – составитель: учитель Пронова Л.А.
2017 -2018 уч. г.
Письмо и развитие речи
- Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для 3 специального (коррекционного) класса VIII вида на 2017-2018 учебный год составлена на основе:
- ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
- Письма Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана».
- Постановления Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.)
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка В Российской Федерации».
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993).
- Законом ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО (ред. от 29.04.2014) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
- Учебного плана муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Мыскаменская школа-интернат» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 кл. под редакцией В.В. Воронковой– 8 изд.- М.- Просвещение, 2013 г.
Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А. К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - 12-е–издание – М.: Просвещение, 2017.- 237с.
Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
- Формировать умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал.
- Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма.
- Повышать уровень общего и речевого развития учащихся.
- Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Формировать нравственные качества.
Основные направления коррекционной работы:
- коррекция речи и мышления;
- коррекция фонематического слуха;
- коррекция артикуляционного аппарата;
- коррекция слухового и зрительного восприятия;
- коррекция мышц мелкой моторики;
- коррекция познавательных процессов.
2. Учебно- тематический план
В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида программа составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Повторение | 10 |
2 | Звуки и буквы | 6 |
3 | Порядок букв в русской азбуке | 4 |
4 | Гласные и согласные звуки и буквы | 5 |
5 | Гласные буквы е.ё, и, э. ю. я | 7 |
6 | Ударение в словах | 7 |
7 | Слог, как часть слова | 6 |
8 | Перенос слов при письме | 4 |
9 | Твердые и мягкие согласные | 6 |
10 | Мягкий знак на конце и в середине слова | 7 |
11 | Гласные после шипящих | 8 |
12 | Парные звонкие и глухие согласные | 7 |
13 | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова | 11 |
14 | Разделительный мягкий знак | 9 |
15 | Название предметов | 9 |
16 | Большая буква в именах собственных | 6 |
17 | Названия действий | 8 |
18 | Названия признаков | 8 |
19 | Предлоги | 8 |
20 | Предложение | 21 |
21 | Повторение изученного за год | 13 |
Итого за год: | 170 часов | |
Контрольные работы | 5 ч. | |
Контрольное списывание | 6 ч. |
3. Содержание учебного предмета
Общая характеристика курса
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная письменная речь», «Устная речь».
По всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников испытывающих трудности в обучении.
Звуки и буквы
Фонетико-фонематические нарушения у школьников испытывающих трудности в обучениизатрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
В 3 классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся испытывающие трудности в обученииприобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Учащиеся испытывающие трудности в обученииовладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития.
Слово
Впроцессе практических грамматических упражнений в 3 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
Предложение
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки учащихся испытывающих трудности в обучении к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Связная речь
Особое внимание уделяется формированию у школьников испытывающих трудности в обучении навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 3 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки
У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Содержание курса
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, Ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).
слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названипредметов, умение выделять их в тексте, различать по во просам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словам в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему, и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов.
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Связная и письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа - О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом «и».
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
При изучении тем курса используются:
учебники,
наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
дидактический материал,
коррекционные задания и упражнения,
игры по русскому языку.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
I.Базовый уровень:
Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целым словами;
- писать под диктовку текст (20-25слов);
- выделять из предложения слова, обозначающие предметы, признаки и действия.
Учащиеся должны знать:
алфавит.
II. Минимально необходимый (сниженный) уровень
Учащиеся должны уметь:
составлять простые предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении под руководством учителя;
анализировать простые по слоговой структуре слова по звуковому составу с помощью учителя;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные по наводящим вопросам;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме после предварительной работы;
списывать по слогам слова, предложения с печатного и рукописного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходятся с произношением.
Учащиеся должны знать:
названия каждой буквы алфавита по зрительному восприятию.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихсяпо письму и развитию речи
Оценка | I.Базовый уровень: | II. Минимально необходимый (сниженный) уровень. Упражнения и задания выполняют в уменьшенном объеме. |
«5» | без ошибок | Можно поставить, если работа выполнена свыше 65% заданий. |
«4» | 1-3 ошибки | Можно поставить, если работа выполнена от 50%- 65% заданий. |
«3» | 4-5 ошибки | Можно поставить, если работа выполнена от 35%-50% заданий. |
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажении в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебное пособие для дефектологов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.- (коррекционная педагогика)
- Аксенова А.К., Якубовская Э. В. Примерное тематическое планирование уроков грамматики и правописания в III классе вспомогательной школы //Дефектология №5,1991 г.
- АксёноваА.К., Голунчикова Н.Г., Якубовская Э.В, Читай, думай, пиши: Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса: в 2ч ,2017г.
- Воронкова В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.
- Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А. К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - 12-е–издание – М.: Просвещение, 2017.- 237с.
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО методическим объединением учителей начальных классов Протокол от «___» ___________2017 г. №____ Руководитель _________ Л. В. Маркова |
| УТВЕРЖДАЮ Директор _________Н.А. Подгорных «___»________2017 г. Приказ «___» _______2017 г № ____ |
Календарно–тематическое планирование уроков
по письму и развитию речи
Класс – 3 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Учитель: Пронова Л.А.
Количество часов – 170, в неделю – 5.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||||
1 полугодие | 2 полугодие | |||||||
план | фактически | план | фактически | план | фактически | план | фактически | |
Количество часов | 40 | 40 | 50 | 40 | ||||
Контрольное списывание | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||
Контрольные работы | 2 | 2 | 2 | 1 |
Планирование составлено на основании:
1. Рабочая программа по письму и развитию речи (3 класс)/ Пронова Л.А.
2.Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. — 8-е изд. — М. : Просвещение, 2013. — 176 с.
3. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А. К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - 12-е–издание – М.: Просвещение, 2017.- 237с.
4. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебное пособие для дефектологов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.- (коррекционная педагогика)
Тематическое планирование составила __________________/ Пронова Л.А.
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Корректировка | Тема урока | НП, ТСО, ИКТ | |||
Повторение. (10ч.) | ||||||||
1 | 1 | 01.09 | 1 четверть Употребление простого предложения в речи | Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши | ||||
2 | 1 | 04.09 | Большая буква в начале предложения, точка в конце | Карточки с предложениями, со словарным словом; сюжетные картинки. | ||||
3 | 1 | 05.09 | Оформление предложения на письме | Набор предметных картинок; карточка со словарным словом. | ||||
4 | 1 | 06.09 | Составление предложений по вопросу | Карточки с предложениями; счетные палочки. | ||||
5 | 1 | 07.09 | Составление предложений по картинке | Конверты со словами (на каждого ученика) | ||||
6 | 1 | 08.09 | Составление предложений на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку | Карточки с предложениями; сюжетные картинки. | ||||
7 | 1 | 11.09 | Выделение предложений из речи и текста. | Предметные картинки; кружки и карандаши синего и красного цвета | ||||
8 | 1 | 12.09 | Р/р Составление рассказа по серии картинок | |||||
9 | 1 | 13.09 | Составление и запись предложений . | Предметные картинки; кружки и карандаши синего и красного цвета | ||||
10 | 1 | 14.09 | Входящий диктант. | |||||
Звуки и буквы. (6 ч.) | ||||||||
11 | 1 | 15.09 | Работа над ошибками. Место звука в слове | Алфавит; текст, простой карандаш; массажные мячи | ||||
12 | 1 | 18.09 | Упражнения в определении количества букв и звуков в словах | Набор звуковых схем. | ||||
13 | 1 | 19.09 | Упражнения в нахождении сходных по буквам слов | Набор звуковых схем. | ||||
14 | 1 | 20.09 | Упражнения в нахождении пар слов, различных по одной букве | Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками. | ||||
15 | 1 | 21.09 | Р\р Ответы на вопросы с опорой на картинки. Запись составленного текста | Презентация «Осень» | ||||
16 | 1 | 22.09 | Обобщение по теме «Звуки и буквы» | Звуковые схемы, лента букв. | ||||
Порядок букв в русской азбуке. (4 ч.) | ||||||||
17 | 1 | 25.09 | Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. | Презентация Предметные картинки. Набор звуковых схем. | ||||
18 | 1 | 26.09 | Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | Массажные мячи; карточка с «ь» знаком. | ||||
19 | 1 | 27.09 | Составление списков учащихся по алфавиту. | Плакат с правилом; карточки со словами. | ||||
20 | 1 | 28.09 | Нахождение слов в словаре. | Плакат с правилом; карточки со словами. | ||||
Гласные и согласные звуки и буквы. (5 ч.) | ||||||||
21 | 1 | 29.09 | Звуки гласные и согласные. | Презентация «Лента букв» | ||||
22 | 1 | 02.10 | Упражнения в определении типа звуков | Плакат «Лесенка»; словарные слова. Набор звуковых схем слов. | ||||
23 | 1 | 03.10 | Слогообразующая роль гласных. | Плакат с правилом; карточки со словами. | ||||
24 | 1 | 04.10 | Р.Р.Ррасстановка предложений по порядку расположения картинок | Серия сюжетных картинок. | ||||
25 | 1 | 05.10 | Контрольное списывание № 1 | Текст. | ||||
Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я. (7ч.) | ||||||||
26 | 1 | 06.10 | Работа над ошибками. Гласная И в начале слов | Презентация «Лента букв». | ||||
27 | 1 | 09.10 | Гласные Е, Ё в начале слов | Плакат с правилом; карточки со словами. | ||||
28 | 1 | 10.10 | Гласные Ю, Я, Э в начале слов | Демонстрационный материал. Словарные слова. | ||||
29 | 1 | 11.10 | Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. | Алфавит; текст, простой карандаш; массажные мячи | ||||
30 | 1 | 12.10 | Р.Р. Расстановка предложений по смыслу | План рассказа; карточки с предложениями. | ||||
31 | 1 | 13.10 | Упражнения в нахождении гласных в словах и предложениях | Индивидуальные задания | ||||
32 | 1 | 16.10 | Обобщение по теме «Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я» | Индивидуальные задания | ||||
Слово. Ударение в словах. (7 ч.) | ||||||||
33 | 1 | 17.10 | Контрольное списывание № 2. Ударение. | Карточки с буквами, со словарными словами; предметные картинки. | ||||
34 | 1 | 18.10 | Работа над ошибками. Гласные ударные и безударные. | Плакат с парными согласными; карточки со словарными словами; сигнальные карточки. | ||||
35 | 1 | 19.10 | Постановка ударения в двусложных словах. | Сигнальные карточки; карточка со словарным словом; предметные картинки; «снежная горка», письмо. | ||||
36 | 1 | 20.10 | Постановка ударения в трехсложных словах. | Индивидуальные карточки с заданиями; презентация по теме. | ||||
37 | 1 | 23.10 | Р.Р. Ответы на вопросы к тексту | Карточка со словарным словом; папка «Звонкие и глухие согласные». | ||||
38 | 1 | 24.10 | Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. | Текст диктанта. | ||||
39 | 1 | 25.10 | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы» | |||||
Слог, как часть слова. (6 ч.) | ||||||||
40 | 1 | 26.10 | Работа над ошибками. Деление слова на слоги. | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||
41 | 1 | 27.10 | Упражнения в делении слов на слоги | Карточка со словарным словом; предметные картинки. | ||||
42 | 1 | 06.11 | 2 четверть Упражнения в делении слов на слоги | Презентация. «Слово» | ||||
43 | 1 | 07.11 | Упражнения в делении слов на слоги | Презентация по теме «Слово» | ||||
44 | 1 | 08.11 | Р.Р. Ответы на вопросы с опорой на картинки | Набор сюжетных картинок. | ||||
45 | 1 | 09.11 | Обобщение по теме «Деление слов на слоги, ударение» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||
Перенос слов при письме. (4 ч.) | ||||||||
46 | 1 | 10.11 | Перенос части слова при письме. | Карточка со словарным словом; презентация; тетрадь с загадками. | ||||
47 | 1 | 13.11 | Упражнения в переносе слов Словарный диктант. | Словарные слова. | ||||
48 | 1 | 14.11 | Работа над ошибками. Упражнения в переносе слов | Плакат со словами, игра «4-ый лишний» | ||||
49 | 1 | 15.11 | Р/р Составление рассказа по картинке и вопросам | Картинка «Зимние забавы детей» | ||||
Твердые и мягкие согласные. (6ч.) | ||||||||
50 | 1 | 16.11 | Согласные твердые и мягкие | Предметные картинки;массажные мячи. | ||||
51 | 1 | 17.11 | Различение твердых и мягких согласных | Карточка со словарным словом. Набор звуковых схем. | ||||
52 | 1 | 20.11 | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. | Текст диктанта. | ||||
53 | 1 | 21.11 | Упражнения в различении твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. | |||||
54 | 1 | 22.11 | Обобщение по теме «Твердые и мягкие согласные» | Перфокарты, конверты с буквами, карточки для дифференцированной работы. | ||||
55 | 1 | 23.11 | Р/р Ответы на вопросы к тексту | Перфокарты, конверты с буквами, карточки для дифференцированной работы. | ||||
Мягкий знак на конце и в середине слова. (7 ч.) | ||||||||
56 | 1 | 24.11 | Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой ь. | Текст, план. | ||||
57 | 1 | 27.11 | Упражнение в написании слов с ь на конце слов | Карточка со словарным словом. Словарь. | ||||
58 | 1 | 28.11 | Обозначение мягкости согласных в середине слова буквой ь. | Перфокарты, конверты с буквами, карточки для дифференцированной работы. | ||||
59 | 1 | 29.11 | Упражнение в написании слов с ь в середине слов | Блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,презентация. | ||||
60 | 1 | 30.11 | Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. | Блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,презентация. | ||||
61 | 1 | 31.11 | Упражнение в написании слов с разделительным ь перед гласными е, ё, я, ю, и. | Презентация «Слова с безударными гласными» | ||||
62 | 1 | 01.12 | Контрольное списывание № 3 | |||||
Гласные после шипящих. (8ч.) | ||||||||
63 | 1 | 04.12 | Работа над ошибками. Шипящие согласные Различение шипящих согласных на письме | Карточки со словами; массажные мячи. | ||||
64 | 1 | 05.12 | Сочетание гласных с шипящими. | Карточки со словами; массажные мячи. | ||||
65 | 1 | 06.12 | Правописание жи, ши, | Карточки со словами; массажные мячи. | ||||
66 | 1 | 07.12 | Правописание ча, ща, | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||
67 | 1 | 08.12 | Правописание чу, щу. | Презентация «Кто? Что делает?» | ||||
68 | 1 | 11.12 | Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу. Словарный диктант. | Словарные слова. | ||||
69 | 1 | 13.12 | Работа над ошибками.Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу. | Карточки с текстом. | ||||
70 | 1 | 14.12 | Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу» | Текст | ||||
Парные звонкие и глухие согласные (7 ч.) | ||||||||
71 | 1 | 15.12 | Парные звонкие и глухие согласные | Плакат «Признаки предметов»; предметные картинки. | ||||
72 | 1 | 18.12 | Различение парных согласных в словах | Презентация «Признаки предметов» | ||||
73 | 1 | 19.12 | Упражнение в различении парных согласных в словах Словарный диктант. | Словарные слова | ||||
74 | 1 | 20.12 | Р/р Сочинение по образцу | |||||
75 | 1 | 21.12 | Контрольный диктант за 1 полугодие | Текст диктанта | ||||
76 | 1 | 22.12 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | Презентация; карточка со словарным словом. | ||||
77 | 1 | 25.12 | Обобщение по темам «Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу» и «Парные звонкие и глухие согласные» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. (11 ч.) | ||||||||
78 | 1 | 26.12 | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова | Лента букв, звуковые схемы. | ||||
79 | 1 | 27.12 | Способ проверки написания путем изменения формы слова | Презентация; карточка со словарным словом. | ||||
80 | 1 | 28.12 | Упражнение в проверке написания путем изменения формы слова (гриб— грибы). | Презентация по теме. | ||||
81 | 1 | 29.12 | Написание звонких и глухих согласных на конце слова. | Карточка со словарным словом; презентация по теме. | ||||
82 | 1 | 15.01 | 3 четверть Р/р. Восстановление деформированных предложений | Карточки-бланки. | ||||
83 | 1 | 16.01 | Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова. | Конверты; образец письма, адреса; массажные мячи | ||||
84 | 1 | 17.01 | Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова. | Плакат «Предлоги»; сюжетные картинки; карточка со словарным словом. | ||||
85 | 1 | 18.01 | Р/р Сочинение по опорным словам на заданную тему | Набор карточек с предлогами; табличка со словарным словом. | ||||
86 | 1 | 19.01 | Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова. | Набор карточек с предлогами. | ||||
87 | 1 | 22.01 | Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова. | Презентация «Деформированный текст» Карточки с заданием. | ||||
88 | 1 | 23.01 | Обобщение по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» | Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш. | ||||
Разделительный мягкий знак. (9 ч.) | ||||||||
89 | 1 | 24.01 | Упражнение в произношении, чтении слогов и слов с разделительным мягким знаком | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||
90 | 1 | 25.01 | Правило о разделительном мягком знаке | Массажные мячи. | ||||
91 | 1 | 26.01 | Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и | Сюжетная картинка; массажные мячи. | ||||
92 | 1 | 29.01 | Упражнения в правильном написании разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю, и | Плакат с нарисованным деревом; карточки со словарными словами; массажные мячики. | ||||
93 | 1 | 30.01 | Р/р Сочинение по картине и опорным вопросам | Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи; презентация | ||||
94 | 1 | 31.01 | Перенос слов с разделительным мягким знаком | Карточки со словами для каждого ученика. | ||||
95 | 1 | 01.02 | Упражнение в переносе слов с разделительным мягким знаком | |||||
96 | 1 | 02.02 | Контрольное списывание № 4 | Карточки со словами, с предложениями для каждого ученика. | ||||
Название предметов. (9 ч.) | ||||||||
97 | 1 | 05.02 | Работа над ошибками. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? | Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи. | ||||
98 | 1 | 06.02 | Упражнения в постановке вопроса к словам, обозначающим названия предметов | Серия картинок; массажный мяч | ||||
99 | 1 | 07.02 | Упражнения в постановке вопроса к словам, обозначающим названия предметов | Табличка у каждого ученика; простой карандаш; массажные мячи. | ||||
100 | 1 | 08.02 | Выделение в тексте слов, обозначающих названия предметов | Презентация по теме. Схемы предложений. | ||||
101 | 1 | 09.02 | Выделение в тексте слов, обозначающих названия предметов | Презентация «Слова-предметы» | ||||
102 | 1 | 12.02 | Изменение слов по вопросам | Карточки с заданием. | ||||
103 | 1 | 13.02 | Р/р Изложение зрительно воспринятого текста по вопросам | |||||
104 | 1 | 14.02 | Упражнение в правильном употреблении слов, обозначающих предметы в речи в различных формах | Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши | ||||
105 | 1 | 15.02 | Упражнение в правильном употреблении слов, обозначающих предметы в речи в различных формах | Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи. | ||||
Большая буква в именах собственных. (6 ч.) | 17.02 | |||||||
106 | 1 | 16.02 | Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц | Карточки с предложениями; сюжетные картинки, карточка со словарным словом. | ||||
107 | 1 | 19.02 | Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. | Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши | ||||
108 | 1 | 20.02 | Упражнения в употреблении имен собственных | Презентация «Виды предложений» | ||||
109 | 1 | 21.02 | Словарный диктант. | |||||
110 | 1 | 22.02 | Работа над ошибками. Домашний адрес, адрес школы | |||||
111 | 1 | 26.02 | Обобщение по теме «Большая буква в именах собственных» | Карточки с предложениями; счетные палочки; карточка со словарным словом. | ||||
Названия действий. (8 ч.) | ||||||||
112 | 1 | 27.02 | Закрепление знаний о словах, обозначающих действия | Сюжетная картинка; Презентация «Действия предметов» | ||||
113 | 1 | 28.02 | Отработка умения находить слова, обозначающие действия в тексте | Карточки со словарными словами. Презентация «Что делает герой?» | ||||
114 | 1 | 01.03 | Упражнения в различении слов, обозначающих действия предметов по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? | Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи; презентация | ||||
115 | 1 | 02.03 | Упражнения в различении слов, обозначающих действия предметов по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? | Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи; презентация | ||||
116 | 1 | 05.03 | Упражнения в согласовании слов, обозначающих действия предметов со словами, обозначающими предметы. | Карточки со словами для каждого ученика. | ||||
117 | 1 | 06.03 | Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий | Презентация «Слова-действия» | ||||
118 | 1 | 07.03 | Р/р Сочинение по картине и вопросам | Картина «Март» | ||||
119 | 1 | 09.03 | Проверочная работа по теме «Названия действий» | |||||
120 | 1 | 12.03 | Работа над ошибками. | |||||
Названия признаков. (8 ч.) | ||||||||
121 | 1 | 13.03 | Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? | Презентация «Слова-признаки» | ||||
122 | 1 | 14.03 | Нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте | Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи. | ||||
123 | 1 | 15.03 | Правильное отнесение слов, обозначающих признаки к словам, обозначающим предметы | Сюжетная картинка по теме «Детские игры» плакат с предложением и словосочетаниями, вопросами; толковый словарь. | ||||
124 | 1 | 16.03 | Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), | Демонстрационный материал. Иллюстрация по теме. | ||||
125 | 1 | 19.03 | Сравнение двух предметов по их качествам | Индивидуальные карточки с заданиями; перфокарты. | ||||
126 | 1 | 20.03 | Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Названия признаков» | Презентация-игра «Безударные гласные» | ||||
127 | 1 | 21.03 | Работа над ошибками. | Презентация «Главные и второстепенные члены предложения. Часть 1» | ||||
128 | 1 | 22.03 | Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. | Презентация «Главные и второстепенные члены предложения. Часть 2» | ||||
Предлоги. (8 ч.) | ||||||||
129 | 1 | 23.03 | Выделение предлогов в речи | Плакат «Предлоги»; сюжетные картинки; карточка со словарным словом. | ||||
130 | 1 | 02.04 | Правило написания предлогов со словами | Набор карточек с предлогами; табличка со словарным словом. | ||||
131 | 1 | 03.04 | Упражнения в нахождении предлогов к, от, под, над, о (об) в тексте | Набор карточек с предлогами. | ||||
132 | 1 | 04.04 | 4 четверть Упражнения в раздельном написании предлогов со словами (с помощью учителя). | Набор карточек с предлогами. | ||||
133 | 1 | 05.04 | Упражнения в раздельном написании предлогов со словами (с помощью учителя). | |||||
134 | 1 | 06.04 | Разделительный ъ. Упражнения в написании слов с ъ в словах и предложениях | Презентация «Разделительный ъ» | ||||
135 | 1 | 09.04 | Разделительный ъ. Упражнения в написании слов с ъ в словах и предложениях | Набор карточек со словами и предложениями; табличка со словарным словом. | ||||
136 | 1 | 10.04 | Р/р Сочинение по картине и опорным словам | Картина «Весна» | ||||
Предложение. (21 ч.) | ||||||||
137 | 1 | 11.04 | Практическое знакомство с построением простого предложения | Демонстрационный материал. Схемы предложений. | ||||
138 | 1 | 12.04 | Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?) | Иллюстрации по теме. Комплект схем. | ||||
139 | 1 | 13.04 | Составление предложений с употреблением родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?) | Карточки слов и схем к ним. | ||||
140 | 1 | 16.04 | Составление предложений с употреблением дательного падежа (кому? чему?) | Демонстрационный материал. Схемы предложений. | ||||
141 | 1 | 17.04 | Составление предложений с употреблением предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?) | Демонстрационный материал. Иллюстрации по теме. Комплект схем. | ||||
142 | 1 | 18.04 | Составление предложений с употреблением творительного падежа (кем? чем?) | Презентация с сюжетными картинками. | ||||
143 | 1 | 19.04 | Р/р Восстановление деформированного текста | Деформированный текст | ||||
144 | 1 | 20.04 | Выделение в тексте предложений на заданную учителем тему. | Схемы предложений и рисунки к ним. | ||||
145 | 1 | 23.04 | Выделение в тексте предложений на заданную учителем тему. | Иллюстрации по теме. Комплект схем. | ||||
146 | 1 | 24.04 | Упражнения в умении закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам | Карточки слов и картинок. | ||||
147 | 1 | 25.04 | Упражнения в умении закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам | Демонстрационный материал. Схемы предложений. | ||||
148 | 1 | 26.04 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме | Презентация «Труд людей весной» | ||||
149 | 1 | 27.04 | Проверочная работа по теме «Предложение» | |||||
150 | 1 | 30.04 | Составление предложений по образцу | |||||
151 | 1 | 02.05 | Контрольное списывание № 5 | |||||
152 | 1 | 03.05 | Ответы на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, запись ответа. | Карточки с вопросами. | ||||
153 | 1 | 04.05 | Ответы на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, запись ответа. | Карточки с вопросами. | ||||
154 | 1 | 07.05 | Р/р Восстановление деформированных предложений | |||||
155 | 1 | 08.05 | Составление предложений по схеме и словами под ней | Схемы предложений в презентации | ||||
156 | 1 | 10.05 | Обобщение по теме «Предложение» | |||||
157 | 1 | 11.05 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | Набор слов в презентации | ||||
Повторение. (13 ч.) | 09.05 | |||||||
158 | 1 | 14.05 | Оформление предложения на письме | Алфавит; текст. | ||||
159 | 1 | 15.05 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | Демонстрационный материал. | ||||
160 | 1 | 16.05 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | Демонстрационный материал. | ||||
161 | 1 | 17.05 | Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | Демонстрационный материал. Иллюстрации по теме. Алфавит. | ||||
162 | 1 | 18.05 | Контрольный диктант за год |
| ||||
163 | 1 | 21.05 | Работа над ошибками. Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу. | Иллюстрации по теме. Комплект таблиц. | ||||
164 | 1 | 22.05 | Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу. | Иллюстрации по теме. Комплект таблиц. | ||||
165 | 1 | 23.05 | Написание звонких и глухих согласных на конце слова. | Звуковые схемы слов. | ||||
166 | 1 | 24.05 | Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц. | Презентация по теме «Большая буква» | ||||
167 | 1 | 25.05 | Перенос слов. Ударение | Схемы слов, звуковые схемы. | ||||
168 | 1 | 26.05 | Р/р Сочинение по серии картинок с данным началом текста | Демонстрационный материал. Иллюстрации по теме. | ||||
169 | 1 | 27.05 | Упражнения в написании слов с ъ в словах и предложениях | Демонстрационный материал. Иллюстрации по теме. | ||||
170 | 1 | 28.05 | Обобщающий урок | Презентация-игра «Чему мы научились?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...
Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...
Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Употребление простого предложения".
Тема:Употребление простого предложения.Задачи:1.Повторить пройденный материал о предложении,2.формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль;3.развивать слухо...
Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Правило написания предложения".
Тема: Правило написания предложения.Задачи:1. Продолжать учить определять разницу между предложением и группой слов,2....
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 2 специального (коррекционного) класса VIII вида
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Адаптированной о...