Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
личностные | метапредметные | предметные |
1.Организационный момент | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку читает наизусть стихотворение: Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем И друг другу помогаем.
А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке – Ручка, книжка и тетрадка? - Раз всё в порядке продолжаем урок. Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы с вами должны совершить путешествие, в ходе которого мы узнаем, какие слова пишутся с заглавной буквы. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникатив ные: формирование умения слушать и слышать. |
|
Пальчиковая гимнастика.
|
Размять пальцы для красивого письма
| Чтоб красиво нам писать, Надо пальчики размять. Вот по парте ровной, гладкой Скачут пальцы как лошадки. Ручку правильно держите И красиво все пишите, И тогда отметку пять Все мы будем получать.
Ну что ж пришла пора узнать, куда мы направляемся. За горами, за лесами За широкими морями, Не на небе на земле Есть одна страна В великом русском языке. Прочитайте, пожалуйста, её название. (БОЛЬШЕБУКОВКА) - Попробуйте назвать тему нашего урока Сегодня на уроке предстоит … уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных | Разминают пальчики
Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».
формулировка задач учащимися |
| Регулятивные: нацеливание на красивое, правильное письмо
|
|
Чистописание.
| Повторить правильность написания некоторых букв, слогов | Совершая путешествие, мы с вами постараемся узнать, почему эту страну назвали Большебуковка. Мы будем выполнять различные задания, и получать слова подсказки. Да, дорога предстоит трудная. Нам необходимо будет пройти через густой лес, в котором живёт страшный “Буквоед”, перебраться через речку “Буковку”, пройти по улицам города “Буквинска” и заглянуть в замок королевы “Буквины”, которая поможет нам вернуться назад. В ходе нашего путешествия, мы будем вести дневник, в котором будем записывать всё самое интересное. А дневником будет служить ваша тетрадь. Итак, сделаем первую запись. Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я от вас друзья не скрою Ручку я, вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь
- Откройте тетради, запишите число. Сегодня ….. Классная работа. - Подчеркните точки, большую букву, опасные места. - Сегодня в чистописании пишем букву К к ка ко ку кл | Выполняют запись в тетрадях
| Умение слушать и слышать
| Регулятивные: учитывать правило при выполнении учебного задания;
| Правильное написание букв, слогов
|
2.Проверка домашнего задания | Выявление затруднений | В течение всего нашего путешествия нам будет помогать наш друг “Пишичитай”. Но для того, чтобы он появился необходимо правильно прочитать буквы русского алфавита. |
|
|
|
|
Словарная работа.
| Установить правильность написания словарных слов | Запишите слово алфавит в тетради – это словарное слово и его написание нужно запомнить.(граф. обозн. орфограмм) Что такое алфавит? Работа с толковым словарём.
| Работа в парах, самопроверка | Внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка | Регулятивные: Выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату Коммуникатив ные : адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок | Систематизировать безошибочное написание словарных слов |
3.Актуализация знаний
| Определить тему, цель и задачи урока | А впереди завал. Недавно по стране “Большебуковка” пронёсся ураган, и тропинку завалило камнями. Чтобы пройти дальше нужно его разобрать. Нам необходимо расшифровать слово, и выполнить задание.
- Посмотрите на символы и составьте зашифрованное слово.
. Получились слова: имя, кличка, фамилия. - Что обозначает слово кличка? - С какой буквы пишутся клички?
| Работают в группах: учащиеся от каждой группы выходят к доске и ставят карточки в правильном порядке
Формулируют тему и цели урока
Отвечают на вопросы | Умение слушать и слышать
Навыки сотрудничества, умение находить выход из спорных ситуаций
Повышение интереса к учебной деятельности | Регулятивные: учитывать правило при выполнении учебного задания; Коммуникатив ные: формулировать коррективные высказывания в рамках учебного диалога;
Коммуникатив ные :; - формулировать высказывания | Правописание имен собственных |
4.Первичное усвоение новых знаний |
| Итак, наш путь лежит через густой лес, в котором живёт страшный “Буквоед” и чтобы мы спокойно прошли, нам нужно правильно выполнить его задания, и не угодить в ловушки, которые он расставил. - Как тебя зовут? Дайте полный ответ на вопрос, записав свою фамилию, имя, отчество. - Образуйте отчество и фамилию от имени Иван Образуйте отчество и фамилию от имени Иван. Составьте и запишите предложение.
| 1-2 группа работает самостоятельно, 3 группа с помощью учителя
| Умение слушать и слышать других. Высказывать свое мнение
| Коммуникатив ные : адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок | Систематизировать правило написание имен собственных |
5.Первичная проверка понимания | Выявление умения соотносить кличку животного его внешним особенностям и повадкам. | - Мы миновали в лесу ловушки “Буквоеда” и благополучно добрались до реки. И теперь нам предстоит переправиться на другой берег. Мы с вами будем строить плот. Для этого нам необходимо собрать брёвна. На одних половинках написаны животные, нам нужно отыскать вторые половинки брёвен. Для этого прочитаем стихотворение. Жили-были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали коровенку. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачонка Мурка. Что заставило вас улыбаться? Что в стихотворении не так? Давайте наведем порядок и построим плот. - Исправьте ошибку. Дети исправляют: собака Жучка кошка Муренка корова Буренка
Вывод: Кличка животного должна соответствовать внешним особенностям и повадкам животного.
Запишите название животного с маленькой буквы, а его кличку с большой. - III группа записывает название первого животного и его кличку.
- II группа записывает название третьего животного и его кличку, подчеркивает большие буквы и опасные места.
- I группа составит предложение со словами «собака Жучка».
Проверка задания.
| Отвечают на вопросы, исправляют ошибки, делают выводы, работают в группах | Навыки сотрудничества, умение находить выход из спорных ситуаций
| Познавательные: определять взаимосвязь между внешними особенностями, повадками животных и их кличками Регулятивные: учитывать правило при выполнении учебного задания; Коммуникатив ные: формулировать высказывания в рамках учебного диалога;
| Систематизировать правило написание имен собственных. Правописание кличек животных. |
|
| Ну а нам пора возвращаться домой. И королева “Буквина” любезно предоставила нам транспорт. Отгадайте какой: Чудо птица Алый хвост Полетела в стаю звёзд (ракета)
|
|
|
|
|
Физкультурная минутка.
| Переключить внимание учащихся, снять усталость | Музыкальная физкультминутка Встали, надели скафандры, шлемы, пристегнули ремни, полетели (дети повторяют движения за учителем)
| Выполняют ритмичные движения |
| Личностные: установка на здоровый образ жизни |
|
6.Первичное закрепление | научить соотносить имя собственное и нарицательное | - Ребята, как вы думаете, что мы увидели из космической ракеты?
- А как называется планета, на которой мы живём?
- Предположите, как напишем слово Земля? - Подумайте, а всегда ли слово Земля мы будем писать с заглавной буквы?
- А у планеты Земля есть друзья и подружки – другие планеты? Работа по учебнику стр. 86 упр. 131 -Прочитайте. - Какое задание вы будете выполнять? - Выполните задание в парах. - Проверьте и оцените себя - Сделайте вывод, как же будем писать название планет? - А какая планета уже не считается планетой?
| Дифференциация работы по степени самостоятельности. Все дети выполняют одинаковое упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. | Навыки сотрудничества в предложенной ситуации | Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности Регулятивные: -выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Коммуникативные: адекватно использовать речь для представления | Умения отличать имена собственные от нарицательных |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Научить: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности | Но, чтобы благополучно вернуться домой, нужно выполнить последнее задание. Объяснение домашнего задания (по выбору) «3» - Учебник с.87 упр. 132.(1-2 строка) «4» - Учебник с.87 упр. 132. «5»- Учебник с.87 упр. 132.+ 10 имен собственных из любых газет, книг, журналов и т.д.
| Понимание выполнения домашнего задания |
| Познавательные: умение добывать информацию при работе с разными источниками |
|
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Закрепить умения правильно подбирать животному кличку | - Чему учились на уроке? - Какие же слова мы будем писать с заглавной буквы? Как называются слова, которые мы пишем с заглавной буквы? - Как вы оцените себя на сегодняшнем уроке? Чему научились на уроке? - Я научился… - Я умею… - Мне понравилось... -Где могут пригодиться полученные знания?
| Отвечают на поставленные вопросы
Умение необходимо для грамотного письма, для подписывания тетрадей, открыток, написание письма и т.п. | Навыки сотрудничества в предложенной ситуации | Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности Регулятивные: -выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Контроль, коррекция, оценка деятельности. |
|