Методическая разработка урока по русскому языку "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Вязьминова Елена Геннадьевна

На данном уроке мною была использованы такие образовательные  технологии как: технология  проблемного обучения и критического мышления. В разработке имеется задание для групп, таблицы, критерии самооценки, итоговый тест

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока41.45 КБ
Файл задание для групп123.91 КБ
Файл ключ13.68 КБ
Файл критерии самооценки13.08 КБ
Файл таблица13.31 КБ
Файл тест14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Тема:"Имя числительное"

 Раздел программы: Части речи.

 Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по теме «Имя числительное».

 Предмет: русский язык

 Система: Школа России под редакцией В.П. Канакиной

 Класс: 3

 Оборудование: видеопроектор, экран, презентация (среда POWER POINT), материалы для исследования 

          Цели:  дать понятие о числительном как части речи;

          Задачи: познакомить с признаками числительных, научить находить числительные в предложении, научить различать

          количественные и порядковые числительные, развивать речь учащихся, умение работать в группе.

         Тип урока: урок открытия нового знания;

         Вид урока: проблемно – поисковый

                Планируемые результаты

Предметные:

подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи».

формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи;

Метапредметные.

Развивать: УУД учащихся;

психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, группе, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать уважение и интерес к русскому языку.

На данном уроке мною были использованы такие образовательные технологии как: технология проблемного обучения, критического мышления.

У данных технологий много плюсов.  При системном использовании проблемно-диалогового обучения происходит развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления; оно способствует развитию познавательной активности детей, осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала. Самый большой «плюс» технологии проблемно-диалогового обучения состоит в том, что она носит универсальный, общепедагогический характер, то есть  реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете. Данная технология организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и учителя; позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать. Девиз проблемно-диалогического обучения: «Открывать знания вместе с детьми». Детям она очень нравится.

Применение технологии критического мышления актуальна на уроках русского языка и литературного чтения. Ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.2 этап — «Осмысление»  На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме.

Этап урока

Деятельность учителя

Учебное содержание

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(1 мин.)

Приветствие учителя

(слайд 2)

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Личностные УУД:

 мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Актуализация знаний. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(5 минут)

Целеполагание обучающихся

(2 мин.)

На  слайде 3 записаны предложения.

Учитель организует ввод в затруднение через сложное для ученика учебное задание, фиксирование индивидуального затруднения и установление причин затруднения.

Помогает сформулировать цель урока.

1. П…сьмо шло три дня.

2. Мама купила два  килогра…а к…ртофеля.

3.  Су…ота  – шестой день н…дели.

- Вставьте пропущенные буквы, над словами обозначьте части речи.

- Какие орфограммы вспомнили? (слайд 4)

- Какие части речи указали?

(проблемная ситуация)

- Давайте зададим вопрос к словам «три», «два», « шестой»

(сколько?), ( который ? )

- Видимо, с какой–то частью речи вы еще не знакомы? Заполните таблицу.

Прием "Знаю – Повторить – Хочу узнать." [1]

ЗНАЮ

ПОВТОРИТЬ

ХОЧУ ЗНАТЬ

 - Чаще всего, на каком уроке встречаетесь с такими словами?

– Как они называются?

- Предположите, как может называться эта часть речи?

- Какова роль этой части речи?

– Какова же цель нашего урока?  (слайд 5)

- Что должны узнать?

Читают предложения. Записывают в тетрадь. Выполняют задание.

Проверка.

Возникает проблемная ситуация. Дети затрудняются в определении части речи слов "три", «два», «шестой».

 Заполняют таблицу

-На математике

-Числа

Высказывают свои предположения: ( числовая, называющая числа, нужна для того, чтобы назвать номер дома, время, который по счету предмет и т.д.

Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.

- Что должны узнать? (что обозначает и на какой вопрос отвечает)

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные.

Общеучебные: смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: смыслообразование

Общеучебные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Регулятивные: целеполагание

Проектирование будущих учебных действий

 (3 мин.)

Организует совместное составление плана урока.

- Как мы можем получить необходимую информацию и открыть  новое знание?        

Составим план на урок. (слайд 6)

План:

  1. Наблюдаем. Анализируем.
  2.  Делаем выводы.
  3. Проверяем себя по учебнику.

 К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы: «сколько?», «который? (какой?)» Что обозначают?

  1. Составляем кластер.
  2. Применяем знания.

Предлагают способы овладения новыми знаниями, на основе  которых  составляют план на урок (понаблюдать за новой частью речи, проанализировать, сделать выводы).

Общеучебные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы поискового характера.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: планирование

Процессуальный этап

(10 мин.)

 Организует  обучающихся на исследование проблемной ситуации.

 Организует работу в группах.

Вывешивает правила работы в группе на доску

- Где мы  можем найти ответы  на поставленные вопросы?

- Разделитесь на группы по 6 человек.

Выполните задание.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ.docx

 

В учебнике, в справочнике по русскому языку

Распределяют задания, при необходимости оказывают помощь друг другу, находят ответы, составляют кластер «Имя числительное»

Коммуникативные: сотрудничество.

Познавательные: общеучебные – логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: прогнозирование

Физкультминутка

 ( 2 мин.)

Организует физкульминутку

Физкультминутка Хорошее настроение.pptx 

Выполняют упражнения под музыку

Этап демонстрации образовательного продукта

(8  мин.)

Организует демонстрацию знаковых моделей.

Представляет аналог для сравнения. (слайд 4)

- Расскажите, что у вас получилось.[2]

- Сравните свой кластер с аналогом. (Слайд 7)

- Вернемся к нашему заданию, вызвавшему затруднение. Определите часть речи  слов,  которые раннее  вызывали затруднение.

- К каким числительным они относятся: количественным или порядковым? Докажите.

Выходят и представляют свои работы. Рассказывают, как пришли к такому выводу.

Сравнивают с аналогом.

Определяют часть речи  оставшихся слов.

Применяя полученные знания, доказывают к каким числительным относятся слова в предложениях.

Личностные : самоопределение.

Логические: подведение под понятие, выделение следствий, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство.

Регулятивные: контроль, коррекция

Самостоятельная работа по выполнению заданий нового типа.

( 5 мин.)

Инструкция по выполнению теста.

- Скажите, кто без труда может определить имя числительное?

Предлагаю вам применить свои знания, выполнив тест.  

ТЕСТ.docx 

Самопроверка.  КЛЮЧ.docx,

КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ.docx

Выполняют тест индивидуально.

Самопроверка работ, самооценка

Личностные: смыслообразование

Рефлексивно-оценочный этап.

(7 мин.)

Организация обобщения темы урока и рефлексии.

- Итак, наш урок подходит к концу, давайте обсудим, с какими проблемами мы сегодня столкнулись?

- На какие вопросы искали ответы?

- Чьи версии подтвердились?

-  Можем ли мы сказать, что цель нашего урока достигнута?

- Вернемся к нашей таблице: заполните ее еще раз.

ЗНАЮ

ПОВТОРИТЬ

ХОЧУ ЗНАТЬ

- Как вы оцениваете свою работу в группе?

- С кем бы вам хотелось работать в следующий раз? Почему?

Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вести диалог, слушать учителя, одноклассников.

Познавательные : рефлексия.

Личностные : смыслообразование

Домашнее задание

( 1 мин.)

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

  1. Подобрать пословицы и фразеологизмы с числительными.
  2. Составить и записать предложения с количественными и порядковыми числительными.

Выбирают задание

Информационные источники

  1. Структура урока по ФГОС https://infourok.ru/struktura_planirovaniya_uroka_po_fgos-338958.htm
  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения Педагогика М. 2009 – №  4
  3. Проектирование современного урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО http://pandia.ru/text/80/029/13444.php
  4. Трофимова А.Н. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС Издательство «Учитель», 2015 г.


[1] Учитель предлагает после  выполнения  задания заполнить таблицу.   Если задание  не вызвало трудности у ребят и  не допущены ошибки, то его следует помести в колонку "Знаю". Если что-то  знакомо, но вызывает трудности, то необходимо заполнить колонку "Повторить". Если  впервые столкнулись  с таким заданием, то заполните колонку "Хочу узнать".( Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы: Сколько? Который? Что обозначает?)

[2] Результаты работы в виде кластера сопоставляются, уточняются, корректируются через наводящие вопросы и сопоставления.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ.

  1. Запишите числа с подходящими по смыслу именами существительными:

Например: четыре котенка

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

- На что указывают числа?    _____________________________________

- На какой вопрос отвечают?   ____________________________________

Вывод: _______________________________________________________

2.

 - Который по счету  Почтальон Печкин? Карлсон? Буратино?

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос который?  

Вывод ___________________________________________________________

  1. Откройте учебник на стр. 59 и узнайте, как называются слова, называющие числа.

    4.

- Вставьте пропущенные вопросы в таблицы.

- Сформулируйте правило, какие числительные называются количественными, какие – порядковыми.

   5. – Прочитайте. Поставьте вопросы к числительным. Выпишите в столбик сначала количественные, а потом – порядковые числительные.

 Докажите, что верно выполнили задание.

Раньше мы жили в деревянном доме. Теперь нам дали новую квартиру. Квартира на одиннадцатом этаже. В квартире ванна, душ, большая кухня. У дома растут три  березы. Рядом две остановки. Очень удобно!  

Количественные                                               Порядковые

______________                                                ______________

______________                                                ______________

6. Составьте кластер

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!



Предварительный просмотр:

КЛЮЧ

  1. Б
  2. В
  3. А
  4. Б
  5. А) Один,  Б) второй,  В) пять,  Г) четвертая


Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ

Количество вопросов

«5»

«4»

«3»

«2»

5

5

4

3

2



Предварительный просмотр:

ЗНАЮ

ПОВТОРИТЬ

ХОЧУ УЗНАТЬ

ЗНАЮ

ПОВТОРИТЬ

ХОЧУ УЗНАТЬ

ЗНАЮ

ПОВТОРИТЬ

ХОЧУ УЗНАТЬ

ЗНАЮ

ПОВТОРИТЬ

ХОЧУ УЗНАТЬ

ЗНАЮ

ПОВТОРИТЬ

ХОЧУ УЗНАТЬ

ЗНАЮ

ПОВТОРИТЬ

ХОЧУ УЗНАТЬ



Предварительный просмотр:

ТЕСТ.

  1. Именем числительным называется:

А. Часть речи, которая обозначает признак предмета;

Б. Часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете;

В. Часть речи, которая обозначает действие предмета

    2.  Найдите имя числительное:

         А. Столица

         Б. Число

         В. Девять

    3. Найдите числительное, обозначающее количество предметов:

         А. Семь

         Б. Второй

         В. Десятый

     4.     Найдите числительное, обозначающее порядок предметов при счете:

         А. Три

         Б. Шестой

         В. Шесть

     5*. Подчеркните в каждой строке имена числительные, исключив «лишние»

     А)    Один, одиночество, однажды

     Б)     Второгодник, второй, вторник

     В)    Пятачок, пять, пятка

     Г)     Вчетвером, четверг, четвертая

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Разработка урока по русскому языку "Числительные"

Конспект урока разработан в помощь учителям, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" 4 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...