Методическая разработка урока по русскому языку "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
На данном уроке мною была использованы такие образовательные технологии как: технология проблемного обучения и критического мышления. В разработке имеется задание для групп, таблицы, критерии самооценки, итоговый тест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 41.45 КБ |
задание для групп | 123.91 КБ |
ключ | 13.68 КБ |
критерии самооценки | 13.08 КБ |
таблица | 13.31 КБ |
тест | 14.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема:"Имя числительное"
Раздел программы: Части речи.
Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по теме «Имя числительное».
Предмет: русский язык
Система: Школа России под редакцией В.П. Канакиной
Класс: 3
Оборудование: видеопроектор, экран, презентация (среда POWER POINT), материалы для исследования
Цели: дать понятие о числительном как части речи;
Задачи: познакомить с признаками числительных, научить находить числительные в предложении, научить различать
количественные и порядковые числительные, развивать речь учащихся, умение работать в группе.
Тип урока: урок открытия нового знания;
Вид урока: проблемно – поисковый
Планируемые результаты
Предметные:
подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи».
формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи;
Метапредметные.
Развивать: УУД учащихся;
психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;
умение работать в паре, группе, индивидуально.
Личностные:
-формировать положительную мотивацию учения;
-развивать уважение и интерес к русскому языку.
На данном уроке мною были использованы такие образовательные технологии как: технология проблемного обучения, критического мышления.
У данных технологий много плюсов. При системном использовании проблемно-диалогового обучения происходит развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления; оно способствует развитию познавательной активности детей, осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала. Самый большой «плюс» технологии проблемно-диалогового обучения состоит в том, что она носит универсальный, общепедагогический характер, то есть реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете. Данная технология организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и учителя; позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать. Девиз проблемно-диалогического обучения: «Открывать знания вместе с детьми». Детям она очень нравится.
Применение технологии критического мышления актуальна на уроках русского языка и литературного чтения. Ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.2 этап — «Осмысление» На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме.
Этап урока | Деятельность учителя | Учебное содержание | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин.) | Приветствие учителя (слайд 2) | Я рада нашей новой встрече, | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | ||||||
Актуализация знаний. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 минут) Целеполагание обучающихся (2 мин.) | На слайде 3 записаны предложения. Учитель организует ввод в затруднение через сложное для ученика учебное задание, фиксирование индивидуального затруднения и установление причин затруднения. Помогает сформулировать цель урока. | 1. П…сьмо шло три дня. 2. Мама купила два килогра…а к…ртофеля. 3. Су…ота – шестой день н…дели. - Вставьте пропущенные буквы, над словами обозначьте части речи. - Какие орфограммы вспомнили? (слайд 4) - Какие части речи указали? (проблемная ситуация) - Давайте зададим вопрос к словам «три», «два», « шестой» (сколько?), ( который ? ) - Видимо, с какой–то частью речи вы еще не знакомы? Заполните таблицу. Прием "Знаю – Повторить – Хочу узнать." [1]
- Чаще всего, на каком уроке встречаетесь с такими словами? – Как они называются? - Предположите, как может называться эта часть речи? - Какова роль этой части речи? – Какова же цель нашего урока? (слайд 5) - Что должны узнать? | Читают предложения. Записывают в тетрадь. Выполняют задание. Проверка. Возникает проблемная ситуация. Дети затрудняются в определении части речи слов "три", «два», «шестой». Заполняют таблицу -На математике -Числа Высказывают свои предположения: ( числовая, называющая числа, нужна для того, чтобы назвать номер дома, время, который по счету предмет и т.д. Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи. - Что должны узнать? (что обозначает и на какой вопрос отвечает) | Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Познавательные. Общеучебные: смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные: смыслообразование Общеучебные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Регулятивные: целеполагание | ||||||
Проектирование будущих учебных действий (3 мин.) | Организует совместное составление плана урока. | - Как мы можем получить необходимую информацию и открыть новое знание? Составим план на урок. (слайд 6) План:
К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы: «сколько?», «который? (какой?)» Что обозначают?
| Предлагают способы овладения новыми знаниями, на основе которых составляют план на урок (понаблюдать за новой частью речи, проанализировать, сделать выводы). | Общеучебные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы поискового характера. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: планирование | ||||||
Процессуальный этап (10 мин.) | Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Организует работу в группах. Вывешивает правила работы в группе на доску | - Где мы можем найти ответы на поставленные вопросы? - Разделитесь на группы по 6 человек. Выполните задание. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ.docx
| В учебнике, в справочнике по русскому языку Распределяют задания, при необходимости оказывают помощь друг другу, находят ответы, составляют кластер «Имя числительное» | Коммуникативные: сотрудничество. Познавательные: общеучебные – логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: прогнозирование | ||||||
Физкультминутка ( 2 мин.) | Организует физкульминутку | Физкультминутка Хорошее настроение.pptx | Выполняют упражнения под музыку | |||||||
Этап демонстрации образовательного продукта (8 мин.) | Организует демонстрацию знаковых моделей. Представляет аналог для сравнения. (слайд 4) | - Расскажите, что у вас получилось.[2] - Сравните свой кластер с аналогом. (Слайд 7) - Вернемся к нашему заданию, вызвавшему затруднение. Определите часть речи слов, которые раннее вызывали затруднение. - К каким числительным они относятся: количественным или порядковым? Докажите. | Выходят и представляют свои работы. Рассказывают, как пришли к такому выводу. Сравнивают с аналогом. Определяют часть речи оставшихся слов. Применяя полученные знания, доказывают к каким числительным относятся слова в предложениях. | Личностные : самоопределение. Логические: подведение под понятие, выделение следствий, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство. Регулятивные: контроль, коррекция | ||||||
Самостоятельная работа по выполнению заданий нового типа. ( 5 мин.) | Инструкция по выполнению теста. | - Скажите, кто без труда может определить имя числительное? Предлагаю вам применить свои знания, выполнив тест. ТЕСТ.docx Самопроверка. КЛЮЧ.docx, КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ.docx | Выполняют тест индивидуально. Самопроверка работ, самооценка | Личностные: смыслообразование | ||||||
Рефлексивно-оценочный этап. (7 мин.) | Организация обобщения темы урока и рефлексии. | - Итак, наш урок подходит к концу, давайте обсудим, с какими проблемами мы сегодня столкнулись? - На какие вопросы искали ответы? - Чьи версии подтвердились? - Можем ли мы сказать, что цель нашего урока достигнута? - Вернемся к нашей таблице: заполните ее еще раз.
- Как вы оцениваете свою работу в группе? - С кем бы вам хотелось работать в следующий раз? Почему? Как обойтись бы без числа | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вести диалог, слушать учителя, одноклассников. Познавательные : рефлексия. Личностные : смыслообразование | ||||||
Домашнее задание ( 1 мин.) | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания |
| Выбирают задание |
Информационные источники
- Структура урока по ФГОС https://infourok.ru/struktura_planirovaniya_uroka_po_fgos-338958.htm
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения Педагогика М. 2009 – № 4
- Проектирование современного урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО http://pandia.ru/text/80/029/13444.php
- Трофимова А.Н. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС Издательство «Учитель», 2015 г.
[1] Учитель предлагает после выполнения задания заполнить таблицу. Если задание не вызвало трудности у ребят и не допущены ошибки, то его следует помести в колонку "Знаю". Если что-то знакомо, но вызывает трудности, то необходимо заполнить колонку "Повторить". Если впервые столкнулись с таким заданием, то заполните колонку "Хочу узнать".( Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы: Сколько? Который? Что обозначает?)
[2] Результаты работы в виде кластера сопоставляются, уточняются, корректируются через наводящие вопросы и сопоставления.
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ.
- Запишите числа с подходящими по смыслу именами существительными:
Например: четыре котенка
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
- На что указывают числа? _____________________________________
- На какой вопрос отвечают? ____________________________________
Вывод: _______________________________________________________
2.
- Который по счету Почтальон Печкин? Карлсон? Буратино?
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос который?
Вывод ___________________________________________________________
- Откройте учебник на стр. 59 и узнайте, как называются слова, называющие числа.
4.
- Вставьте пропущенные вопросы в таблицы.
- Сформулируйте правило, какие числительные называются количественными, какие – порядковыми.
5. – Прочитайте. Поставьте вопросы к числительным. Выпишите в столбик сначала количественные, а потом – порядковые числительные.
Докажите, что верно выполнили задание.
Раньше мы жили в деревянном доме. Теперь нам дали новую квартиру. Квартира на одиннадцатом этаже. В квартире ванна, душ, большая кухня. У дома растут три березы. Рядом две остановки. Очень удобно!
Количественные Порядковые
______________ ______________
______________ ______________
6. Составьте кластер
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Предварительный просмотр:
КЛЮЧ
- Б
- В
- А
- Б
- А) Один, Б) второй, В) пять, Г) четвертая
Предварительный просмотр:
ТЕСТ.
- Именем числительным называется:
А. Часть речи, которая обозначает признак предмета;
Б. Часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете;
В. Часть речи, которая обозначает действие предмета
2. Найдите имя числительное:
А. Столица
Б. Число
В. Девять
3. Найдите числительное, обозначающее количество предметов:
А. Семь
Б. Второй
В. Десятый
4. Найдите числительное, обозначающее порядок предметов при счете:
А. Три
Б. Шестой
В. Шесть
5*. Подчеркните в каждой строке имена числительные, исключив «лишние»
А) Один, одиночество, однажды
Б) Второгодник, второй, вторник
В) Пятачок, пять, пятка
Г) Вчетвером, четверг, четвертая
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку "Русский Алфавит, или Азбука"
урок интеграции православия в предмет...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...
Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"
Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...
Разработка урока по русскому языку "Числительные"
Конспект урока разработан в помощь учителям, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" 4 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...
Методическая разработка урока родного (русского) языка на тему "Числительные в русском языке"
Методическая разработка интегрированного урока....