УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Самбуу Буяна Эресовна

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4klasse.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4классе

Тема: Чередование согласных звуков в корне при образовании новых слов.

Цель: повторить правописание чк,  изучить правописание согласных звуков, чередующихся в корне.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: создать условия для формирования представлений о понятии «чередование согласных звуков в корне», научиться находить чередование согласных звуков в корне.
  2. Личностные: воспитывать самодисциплину, самоконтроль, научить проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, развивать внимание.
  3. Коммуникативные: научиться строить предложения, отвечать на вопросы учителя, соблюдая нормы литературного языка, тренировать использование логического мышления.
  4. Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Оборудование: слайды, картинки, учебники.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Рада вас сегодня видеть и приветствовать сейчас. Все посмотрели друг на друга, улыбнулись, настроились на урок. Сели.  

  1. Актуализация знаний

Повторение правописания сочетания чк

Давайте проверим, как вы усвоили предыдущую тему. Перед вами слова. Произнеси и запиши правильно слова с сочетанием чк. Вставьте пропущенные буквы.

Све…ка, ру…ка, ове…ка, лампо…ка, бо…ка, коробо…ка, до…ка

Выйди к доске, … . Подчеркни пропущенную букву.

Молодцы.

  1. Объяснение новой темы

III.I Мотивация на изучение новой темы

Задание1. Ребята, посмотрите все на экран. Образуйте о названий животных с помощью суффиксов названия детенышей животных.

Кто это? Образуйте название детеныша.

Волк – волчонок

Медведь – медвежонок

Верблюд – верблюжонок

Белка – бельчонок

Индюк - индюшонок

Какие согласные выделяются?

Задание2. Образуйте с помощью суффикса  -к-  новые слова от данных слов.

Рука – ручка

Нога – ножка

Ухо – ушко

Какими согласными различаются корни слов? Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

III.II Чтение правила на стр.47

Откроем учебники на стр.47 и прочитаем правило (3человека из 3рядов).

III.III Работа с вопросом Всезная

Книга – книжка, смех – смешной.

Чем отличаются корни?  

  1. Закрепление новой темы

Задание1. Прочитай задание, … . (на доске)

Определи род, выдели и обозначь корень и суффикс (по одному).

Стог – стожок, луг – лужок, сапог – сапожок, друг – дружок, флаг – флажок, бык – бычок, лук – лучок, пух – пушок, смех – смешок.

Итог: Итак, какие согласные чередуются в корне этих слов?

Задание2. А теперь посмотрите на слайды, разгадайте загадки. Найдите слово с чередованием согласных в корне. Где здесь наблюдается чередование?

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это?  (петушок)

На дорожку вышли рожки-вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко-рожки спрятались опять (улитка).

В руке сидишь ты как влитая,

И помогаешь мне во всем

В пенале томишься ты зная,

Что будешь нужной день за днем(ручка).

Упражнение2. Прочитай задание, … . Что нам нужно сделать?

Овраг – овражек, порог – порожек, внук – внучек, фартук – фартучек, подсолнух – подсолнушек, орех – орешек, (х-ш сделайте сами).

Итог: С каким еще суффиксом могут образовываться слова? (ек).

  1. Физминутка

Лесоруб рубил дрова, раз-два, раз-два.

Прямо постоял немножко, поскакал на правой ножке.

И на левой поскакал. Снова прямо постоял.

И опять рубить дрова. Раз-два, раз-два.

Итог по упражнениям 1 и 2. Сравни 1 и 2упражнения.

1)Какое значение имеют суффиксы –ок-,-ек-? (уменьш.-ласкат.);

2)Какие изменения согласных наблюдаются в корне при присоединении этих суффиксов?

3)Чем различаются суффиксы –ок-, -ек-? (в правописании)

  1. Работа с четверостишиями

Посмотрите на слайд. Прочитайте четверостишия. Найдите слова с чередованием в корне.

Положу я книжку под подушку,

С головой укроюсь одеялом,

И расскажет книжка мне на ушко,

Все, что мама мне не дочитала.

 Серую дорожку из асфальта,

Осень расписала желто, ярко.

Я иду по ней и представляю,

Что из лета в зиму по мосту шагаю.

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

А листок в конверте чист,

Нет на нем ни букв, ни строчек,

Пахнет осенью листочек-

С дерева опавший лист.

  1. Игра «Образуй слово».

Сейчас мы разделимся на 3команды. Нам надо образовывать слова с суффиксами. 1-ая команда будет  образовывать слова с суффиксом –н -, вторая – с суффиксом –лив-, третья – с суффиксом –ск-.

1-ая команда

2-ая команда

3-я команда

Запад - западный

Привет - приветливый

Море - морской

народ

трус

город

весна

счастье

дети

осень

забота

май

праздник

совесть

село

сок

зависть

заводской

страх

крик

дети

снег

стыд

гигант

ночь

причуда

воин

  1. Игра «Найди слова с чередованием согласных»
  1. В названиях животных: верблюд-верблюжонок, коза-козленок, белка-бельчонок, индюк-индюшонок, лиса-лисенок,
  2. В названиях частей тела: рука-ручка, глаз-глазок, ухо-ушко, нога-ножка, живот-животик.
  1. Рефлексия

Какую тему мы учили? Какие чередования согласных нам встретились в упражнениях? Когда пишется ок, ек.

Домашнее задание

Упражнение 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4классе по теме"Типы текста"

Урок русского языка в 4 классе по теме"Типы текста" с презентацией....

Открытый урок по русскому языку в 4классе

Урок по теме "Cравниваем личные окончания глаголов" УМК "Перспективная начальная школа"...

Орфографические пятиминутки для уроков русского языка 3-4классы

Данный материал подходит для проведения учителем на уроках русского языка орфографических пятиминуток.Можно проводить как контрольный опрос или как предупредительную работу (комментированное письмо)....

Урок русского языка в 4классе по теме "2 склонение имён существительных"

Урок русского языка по программе "Школа России" составлен в соответствии с ФГОС...

Урок русского языка в 4классе Тема: « Безударные личные окончания глагола. Закрепление.»

Методическая разработка урока русского языка по теме " Безударные личные окончания глагола.Закрепление."...

Конспект урока русского языка в 4классе ("Школа России). "Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в Именительном падеже".

На данном уроке происходило систематизирование знаний детей о прилагательном, как части речи, формирование умения в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном паде...

Конспект урока русского языка в 4классе

Тема урока: «Рассуждаем о нашем прошлом. Рассматриваем старые фотографии. Учимся писать сочинение»Цель урока: формировать у детей интерес к прошлому, к истории страны, совершенствовать уст...