Конспект урока русского языка в 4классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема урока: «Рассуждаем о нашем прошлом. Рассматриваем старые фотографии. Учимся писать сочинение»
Цель урока: формировать у детей интерес к прошлому, к истории страны, совершенствовать устную и письменную речь школьников в процессе подготовки к сочинению – описанию по старым фотографиям, учить видеть детали, устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_razvitiya_rechi_4klass_pnsh.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель школы: Паламарчук Е.Ф.
Дата проведения: 03.05.2018
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Рассуждаем о нашем прошлом. Рассматриваем старые фотографии. Учимся писать сочинение»
Цели деятельности учителя: формируя у детей интерес к прошлому, к истории страны, совершенствовать устную и письменную речь школьников в процессе подготовки к сочинению – описанию по старым фотографиям, учить видеть детали, устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться строить речевое высказывание. Проводить анализ, описание и характеристику изображения.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Тип урока: повторение.
Оборудование: презентация, учебник.
Этапы, методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Метод – словесный Прием – подводящий диалог | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на урок. Присаживайтесь. | Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства, коммуникации. | Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад. |
Мотивационный этап Метод – словесный; Прием –подводящий диалог; | 5 мин. | Старые фото, как память из прошлого, В начале XX века фотографирование не было привычным делом. Люди не имели личных фотоаппаратов. Чтобы сделать фотографию, приглашали фотографа или ходили в фотоателье. И то и другое было большим событием. Вот это первые фотоаппараты которыми делались снимки (представлены на слайде), и первые фотографии, обычно раньше на фотографиях находилась целая семья (представлены на слайде). Когда фотографировали детей, то младших , как правило, одевали в светлую одежду, а тех, кто учился в гимназии, часто фотографировали в форменной, гимназической одежде(фотографии на слайде). По фотографии можно изучать историю целой страны или семье. И сегодня, мы будем учиться с вами это делать. | Восприятие информации, осмысление ее. Беседа. Постановка цели и задачи урока. | Познавательные: Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Постановка и решение учебной задачи Метод – практический; Приём – Учебно производительный труд; | 12 мин. | Ребята, давайте откроем учебник на стр. 96,97. Давайте все внимательно рассмотрим эту фотографию. Эта фотография была сделана сто лет назад (1907 год). Ребята, представляете какая это старая фотографии. - Как вы думаете, на фотографии есть ваши ровесники – ребята, которым тогда было столько же лет, сколько вам сейчас? (Трое из них по возрасту являются ровесниками четвероклассников, мальчик может чуть постарше) - А они сфотографированы в форменной одежде?( Ребята, уже учатся в гимназии и сфотографированы в форменной одежде) - А как одеты младшие дети? (Младшие дети одеты нарядно, в светлую одежду, как было принято для торжественных случаев.) - Присмотритесь к лицам трех старших ребят. Кто из них чувствует себя стесненно и скованно: Мальчик или кто –то из девочек? (Из старших детей наиболее стеснено и скованно чувствует себя мальчик. Он стоит вполоборота, чуть отстраняясь от девочек. В его лице какое – то напряжение и неуверенность.) - К кому из троих вы бы скорее всего обратились с вопросом или с просьбой? (старшая девочка с короткой стрижкой может показаться более бойкой, чем другая девочка. С ней, возможно, легче завязать беседу. Старшая девочка с длинными волосами кажется серьезной и задумчивой) - Вам было бы интересно расспросить их о жизни в гимназии? Давайте теперь рассмотрим лица малышей. О двоих из ни известно, что они поссорились и во время съемки не захотели стоять рядом и держаться за руки. - Вы догадываетесь кто они?( Маленький мальчик и девочка, которая постарше, недавно поссорились и видно ,что они расстроены и обижены, у мальчика надуты губки. Во время съемки они не захотели стоять рядом и держаться за руки.) - Кто из троих малышей чувствует себя наиболее уверенно и спокойно? (Маленькая девочка, которая стоит посредине , наиболее уверенно и уютно чувствует себя. Стоит очень уверенно и свободно.) А давайте, обратим внимание на то, как все шестеро ребят держатся за руки. - Кому каждый из них покорно доверяет свою руку, а кто и сам держит за руку другого?( Не везде за руку держат более взрослые. Старший мальчик, только позволяет девочке с длинными волосами держать себя за руку, а сам не держит ее.) И смотрите, в этом же тоже проявляется характер детей. Мы видим в этих кадрах историю нашей страны. Запечатлен на ней миг жизни людей, которые жили более века назад. - Ребята, а какой вы можете вывод сделать по этой фотографии? (Эта фотография представляет собой ценность не только для родственников и потомков изображенный на ней людей, но и для нас самих. Мы можем изучать отдельные моменты жизни людей живших за долго до нас.) Давайте перевернем страничку и рассмотрим с вами другую фотографию. Это двоюродные сестры со своей тетей. Тётя привела девочек в фотоателье. - Как вы думаете девочки готовились к съемке? Они были нарядно одеты? Были у них праздничные прически (ведь раньше фотография была как праздник)?(Девочки одеты в платья с матросскими воротниками(так одевались дети по выходным и праздниками). Волосы у девочек аккуратно причесаны, и украшены лентами.) - Скажите, можно ли узнать, в какое время года сделана фотография? (нужно обратить внимание на обувь одно из девочек, на ней летние сандалии.) - А вот отвечая на этот вопрос, нам нужно обратить на цветы в вазе, изображенные на дальнем плане? -Как вы думаете, какая из девочек больше внешне и по характеру похожа на тётю? - А что вы можете сказать о характере Верочки? (она похожа на свою тетю, умная и требовательная. Временами может быть упрямой и нетерпеливой). Хорошо. Тогда сейчас давайте рассмотрим последнюю фотографию. Изображены на ней Галочка и Коля со своей мамой. И видно, что дети только поссорились. Галочка очень расстроена, а Коля обижен. - А как вы считаете? А вы заметили, что Коля даже отдергивает левую руку от мамы, а Галочка ей обидно, но она на маму не сердится, и так доверчиво упирается ручкой в мамино колено. - А теперь проявите наблюдательность: определите, в какой из летних месяцев была сделана фотография. Предположите сколько лет Галочке и Коле? И что вы думаете об их маме: она может быть строгой по отношению к своим детям? Обсудите сначала это в парах. (На заднем плане видна пышная зелень сада, в руках у мальчика букетик полевых цветов. Скорее всего, это фотография сделана в разгар лета –в июле. Галочке лет 8 – 9, а ее брату 5 -6. Мама детей выглядит довольно строгой, но дети ее очень любят.) - А у мамы повседневная одежды или нарядная? (На ней нарядная одежда. На шее украшение, застежка на платье в виде броши.) И все – таки, наверное странно, что на фотографиях видны переживания людей, момент жизни который запечатлен, эмоции которые испытывали люди. - А вы так думаете? | Работа с фотографией. Учиться строить полные развернутые ответы. Ответить на вопросы и прокомментировать их. Самостоятельно составить вывод. Обратимся к другой фотографии. Составление и высказывание ответов. Самостоятельная работа в парах. Организовывать парную и групповую работу по решению самостоятельно поставленных речевых задач. Осуществлять смысловую компрессию высказывания | Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
Физ. минутка | 2 мин. | Вы, наверное, устали? Встали! Руки вверх подняли! Потянулись высоко И вздохнули глубоко! Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки! Теперь за парты сели дружно. Конечно, нам еще и поработать нужно! | Разминаются | |
Решение частных учебных задач Метод – словесный; Прием – беседа, объяснения; Метод – практический; Приём- творческое задание. | 20 мин. | Ребята, а все из вас принесли фотографии своей семьи (прадедушек, бабушек)? -А кто нам хочет рассказать об этой фотографии прямо сейчас? Попробуйте «прочитать фото своей семьи». Ребята вам понравилось выступление ваших одноклассников? Что бы вы хотели добавить? Их рассказ был достаточно полон и понятен вам? На партах у вас лежат ваши фотографии. Сегодня мы с вами напишем сочинение на тему «О чем мне рассказала старая фотография». Мы с вами много говорили, обсуждали. Ваши одноклассники вам представили рассказ о фотографии. Для своего сочинения вы можете использовать план:
Опираясь на этот план, напишите сочинение рассуждение – описание по вашей фотографии (у кого нет, будет представлена на слайде). Последний пункт будет неким обобщением в вашем сочинении. Если у вас появятся вопросы, поднимайте руку, и я к вам подойду. | Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью. Отбирать языковые средства в соответствии с таким типом текста (повествование, описание, рассуждение) Сочинение – рассуждение на тему «Рассматриваем старые фотографии». Совершенствовать собственный текст самостоятельно. Написать сочинение – рассуждение. | Познавательные: строят речевые высказывания. Коммуникативные : умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента). |
Рефлексивный Метод –Словесный; Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. | 5 мин. | Какие вы все большие молодцы! Как вы сегодня все хорошо поработали. А кто хочет прочитать сочинение, которое у вас получилось? Как важно знать историю семьи, ценность фотографии и тех моментов, которые на ней запечатлены. Спасибо всем за урок! | Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с заданной темой. | Личностные: осознание своих возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографические пятиминутки для уроков русского языка 3-4классы
Данный материал подходит для проведения учителем на уроках русского языка орфографических пятиминуток.Можно проводить как контрольный опрос или как предупредительную работу (комментированное письмо)....
Урок русского языка в 4классе по теме "2 склонение имён существительных"
Урок русского языка по программе "Школа России" составлен в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 4классе Тема: « Безударные личные окончания глагола. Закрепление.»
Методическая разработка урока русского языка по теме " Безударные личные окончания глагола.Закрепление."...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4КЛАССЕ
ОТКРЫТЫЙ УРОК...
Конспект урока русского языка в 4классе ("Школа России). "Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в Именительном падеже".
На данном уроке происходило систематизирование знаний детей о прилагательном, как части речи, формирование умения в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном паде...
Конспект урока русского языка на тему "Времена глаголов" 4класс
Конспект и презентация на тему "Времена глаголов" 4кл...
Конспект урока русский язык 4класс. Местоимения
Цели деятельности учителя: Ознакомление с грамматическими признаками личных местоимений; формирование умения определять их лицо и число;Планируемые результатыПредметные:Уметь:определять лицо, число ме...