Конспект урока русского языка в 4классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Паламарчук Екатерина Федоровна

Тема урока: «Рассуждаем о нашем прошлом. Рассматриваем старые фотографии. Учимся писать сочинение»

Цель урока: формировать у детей интерес к прошлому, к истории страны, совершенствовать устную  и письменную речь школьников в процессе подготовки к сочинению – описанию по старым фотографиям, учить видеть детали, устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razvitiya_rechi_4klass_pnsh.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель школы: Паламарчук Е.Ф.

Дата проведения:    03.05.2018                                                                          

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Рассуждаем о нашем прошлом. Рассматриваем старые фотографии. Учимся писать сочинение»

Цели деятельности учителя: формируя у детей интерес к прошлому, к истории страны, совершенствовать устную  и письменную речь школьников в процессе подготовки к сочинению – описанию по старым фотографиям, учить видеть детали, устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться строить речевое высказывание. Проводить анализ, описание и характеристику изображения.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Тип урока: повторение.

Оборудование: презентация, учебник.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на урок. Присаживайтесь.

Характеризовать особенности ситуации  общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства, коммуникации.

Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Прием –подводящий диалог;

5 мин.

Старые фото, как память из прошлого,
Хранятся они на альбомных листах.
Такие родные, такие хорошие,
Такие любимые, милые лица нам.

В начале XX  века фотографирование не было привычным делом. Люди не имели личных фотоаппаратов. Чтобы сделать фотографию, приглашали фотографа или ходили в фотоателье. И то и другое было большим событием. Вот это первые фотоаппараты которыми делались снимки (представлены на слайде), и первые фотографии, обычно раньше на фотографиях находилась целая семья (представлены на слайде). Когда фотографировали детей, то младших , как правило, одевали в светлую  одежду, а тех, кто учился в гимназии, часто фотографировали в форменной, гимназической одежде(фотографии на слайде).

По фотографии можно изучать историю целой страны или семье. И сегодня, мы будем учиться с вами это делать.

Восприятие информации, осмысление ее.

Беседа.

Постановка цели и задачи урока.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Постановка и решение  учебной задачи

Метод – практический;

Приём –

Учебно производительный труд;

12 мин.

Ребята, давайте откроем учебник на стр. 96,97. Давайте все внимательно рассмотрим эту фотографию.

 Эта фотография была сделана сто лет назад (1907 год). Ребята, представляете какая это старая фотографии.

- Как вы думаете, на фотографии есть ваши ровесники – ребята, которым тогда было столько же лет, сколько вам сейчас? (Трое из них по возрасту являются ровесниками четвероклассников, мальчик может чуть постарше)

- А они сфотографированы в форменной одежде?( Ребята, уже учатся в гимназии и сфотографированы в форменной одежде)

- А как одеты младшие дети? (Младшие дети одеты нарядно, в светлую одежду, как было принято для торжественных случаев.)

- Присмотритесь к лицам трех старших ребят. Кто из них чувствует себя стесненно и скованно: Мальчик или кто –то из девочек? (Из старших детей наиболее стеснено и скованно чувствует себя мальчик. Он стоит вполоборота, чуть отстраняясь от девочек. В его лице какое – то напряжение и неуверенность.)

- К кому из троих вы бы скорее всего обратились с вопросом или с просьбой?

(старшая девочка с короткой стрижкой может показаться более бойкой, чем другая девочка. С ней, возможно, легче завязать беседу. Старшая девочка с длинными волосами кажется серьезной и задумчивой)

- Вам было бы интересно расспросить их о жизни в гимназии?

Давайте теперь рассмотрим лица малышей. О двоих из ни известно, что они поссорились и во время съемки не захотели стоять рядом и держаться за руки.

- Вы догадываетесь кто они?( Маленький мальчик и девочка, которая постарше, недавно поссорились и видно ,что они расстроены и обижены, у мальчика надуты губки. Во время съемки они не захотели стоять рядом и держаться за руки.)

- Кто из троих малышей чувствует себя наиболее уверенно и спокойно?

(Маленькая девочка, которая стоит посредине , наиболее уверенно и уютно чувствует себя. Стоит очень уверенно и свободно.)

А давайте, обратим внимание на то, как все шестеро ребят держатся за руки.

- Кому каждый из них покорно доверяет свою руку, а кто и сам держит за руку другого?( Не везде за руку держат более взрослые. Старший мальчик, только позволяет девочке с длинными волосами держать себя за руку, а сам не держит ее.)

И смотрите, в этом же тоже проявляется характер детей.

Мы видим в этих кадрах историю нашей страны. Запечатлен на ней миг жизни людей, которые жили более века назад.

- Ребята, а какой вы можете вывод сделать по этой фотографии? (Эта фотография представляет собой ценность не только для родственников и потомков изображенный на ней людей, но и для нас самих. Мы можем изучать отдельные моменты жизни людей живших за долго до нас.)

Давайте перевернем страничку и рассмотрим с вами другую фотографию.

Это двоюродные сестры со своей тетей. Тётя привела девочек в фотоателье.

- Как вы думаете девочки готовились к съемке? Они были нарядно одеты? Были у них праздничные прически (ведь раньше фотография была как праздник)?(Девочки одеты в платья с матросскими воротниками(так одевались дети по выходным и праздниками). Волосы у девочек аккуратно причесаны, и украшены лентами.)

- Скажите, можно ли узнать, в какое время года сделана фотография?

(нужно обратить внимание на обувь одно из девочек, на ней летние сандалии.)

- А вот отвечая на этот вопрос, нам нужно обратить на цветы в вазе, изображенные на дальнем плане?

-Как вы думаете, какая из девочек больше внешне и по характеру  похожа на тётю?

- А что вы можете сказать о характере Верочки?

(она похожа на свою тетю, умная и требовательная. Временами может быть упрямой и нетерпеливой).

Хорошо. Тогда сейчас давайте рассмотрим последнюю фотографию.

Изображены  на ней Галочка и Коля со своей мамой. И видно, что дети только поссорились. Галочка очень расстроена, а Коля обижен.

- А как вы считаете?

А вы заметили, что Коля даже отдергивает левую руку от мамы, а Галочка ей обидно, но она на маму не сердится, и так доверчиво упирается ручкой в мамино колено.

- А теперь проявите наблюдательность: определите, в какой из летних месяцев была сделана фотография. Предположите сколько лет  Галочке и Коле? И что вы думаете об их маме: она может быть строгой по отношению к своим детям? Обсудите сначала это в парах.

(На заднем плане видна пышная зелень сада, в руках у мальчика букетик полевых цветов. Скорее всего, это фотография сделана в разгар лета –в июле. Галочке лет 8 – 9, а ее брату 5 -6. Мама детей выглядит довольно строгой, но дети ее очень любят.)

 - А у мамы повседневная одежды или нарядная? (На ней нарядная одежда.  На шее украшение, застежка на платье в виде броши.)

И все – таки, наверное странно, что на фотографиях видны переживания людей, момент жизни который запечатлен, эмоции которые испытывали люди.

- А вы так думаете?

Работа с фотографией.

Учиться строить полные развернутые ответы.

Ответить на вопросы и прокомментировать их.

Самостоятельно составить вывод.

Обратимся к другой фотографии.

Составление и высказывание ответов.

Самостоятельная работа в парах.

Организовывать парную и групповую работу по решению самостоятельно поставленных речевых задач.

Осуществлять смысловую компрессию высказывания

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Физ. минутка

2 мин.

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, нам еще и поработать нужно!

Разминаются

Решение частных учебных задач

Метод – словесный;

Прием – беседа, объяснения;

Метод – практический;

Приём- творческое задание.

20 мин.

Ребята, а все из вас принесли фотографии своей семьи (прадедушек, бабушек)?

-А кто нам хочет рассказать об этой фотографии прямо сейчас? Попробуйте «прочитать фото своей семьи».

 Ребята вам понравилось выступление ваших одноклассников? Что бы вы хотели добавить?

Их рассказ был достаточно полон и понятен вам?

На партах у вас лежат ваши фотографии. Сегодня мы с вами напишем сочинение на тему «О чем мне рассказала старая фотография».

Мы с вами много говорили, обсуждали. Ваши одноклассники вам представили рассказ о фотографии.

Для своего сочинения вы можете использовать план:

  1. Кто и где изображен на фотографии?
  2. Как одеты люди на фотографии и какое у них настроение?
  3. Что ты можешь сказать о характерах тех, кто снят на фотографии?
  4. Почему эта фотография представляет ценность для тебя и для твоей семьи?

Опираясь на этот план, напишите сочинение рассуждение – описание по вашей фотографии (у кого нет, будет представлена на слайде). Последний пункт будет неким обобщением в вашем сочинении.

Если у вас появятся вопросы, поднимайте руку, и я к вам подойду.

Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью.

Отбирать языковые средства в соответствии с таким типом текста

(повествование, описание, рассуждение)

Сочинение – рассуждение на тему «Рассматриваем старые фотографии».

Совершенствовать собственный текст самостоятельно.

Написать сочинение – рассуждение.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные : умение излагать свое мнение

 и  аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера ( оппонента).

Рефлексивный

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

5 мин.

Какие вы все большие молодцы! Как вы сегодня все хорошо поработали.

А кто хочет прочитать  сочинение, которое у вас получилось?

Как важно знать историю семьи, ценность фотографии и тех моментов, которые на ней запечатлены.

Спасибо всем за урок!

Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с заданной темой.

Личностные: осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные:

осуществляют итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографические пятиминутки для уроков русского языка 3-4классы

Данный материал подходит для проведения учителем на уроках русского языка орфографических пятиминуток.Можно проводить как контрольный опрос или как предупредительную работу (комментированное письмо)....

Урок русского языка в 4классе по теме "2 склонение имён существительных"

Урок русского языка по программе "Школа России" составлен в соответствии с ФГОС...

Урок русского языка в 4классе Тема: « Безударные личные окончания глагола. Закрепление.»

Методическая разработка урока русского языка по теме " Безударные личные окончания глагола.Закрепление."...

Конспект урока русского языка в 4классе ("Школа России). "Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в Именительном падеже".

На данном уроке происходило систематизирование знаний детей о прилагательном, как части речи, формирование умения в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном паде...

Конспект урока русского языка на тему "Времена глаголов" 4класс

Конспект и презентация на тему "Времена глаголов" 4кл...

Конспект урока русский язык 4класс. Местоимения

Цели деятельности учителя: Ознакомление с грамматическими признаками личных местоимений; формирование умения определять их лицо и число;Планируемые результатыПредметные:Уметь:определять лицо, число ме...